Формирование команды»
Деловая игра «Расстановка персонала.
Описание деловой игры и постановка задачи. Из группы участников игры должен быть сформирован отдел научно-исследовательской организации, включающий (при необходимости, исходя из специфики группы, преподавателем может быть изменена сфера деятельности организации, и соответственно, названия подразделений.): - лабораторию поисковых исследований; - лабораторию анализа; - лабораторию расчетов. На основании оценки индивидуально-личностных и профессиональных качеств претендентов необходимо выбрать: - начальника отдела; - заместителя начальника отдела по научной работе; - руководителей лабораторий; - а также распределить остальных участников игры по подразделениям. Методические указания. Продолжительность деловой игры— 6 часов. На первом этапе происходит определение методом «мозгового штурма» эталонного перечня качеств к претендентам на соответствующую должность, а также состава необходимых ролей в формирующихся командах. На втором этапе все участники игры, выступая в качестве экспертов, оценивают своих коллег (членов группы) и себя по ряду критериев (характеристик) и заполняют опросный лист (табл. 41), кроме графы 12. Таблица 41 Опросный лист
Порядок заполнения опросного листа приведен далее. На третьем этапе руководитель собирает заполненные опросные листы и возвращает их участникам игры в произвольном порядке и без указания фамилий. На основании полученной информации (анонимного опросного листа) каждый участник игры с учетом «эталонных» характеристик заполняет графу 12, то есть принимает решение по назначению на вакантные должности и распределению работников по подразделениям. На четвертом этапе специально выделенная группа участников (оценочная комиссия) производит обработку результатов индивидуальной работы экспертов, заполняя лист обработки результатов (табл. 42). Таблица 42 Лист обработки результатов
На пятом этапе происходит дискуссия и подведение итогов: обсуждение полученных результатов, выбор окончательного варианта распределения при наличии нескольких претендентов на должность проводятся коллективно. Предполагается, что участники игры уже знакомы с методами, которые могут быть использованы для оценки деловых и личностных качеств работников при подборе претендентов на вакантную должность (тесты, собеседование, методики центров деловой оценки и пр.). В настоящей игре оценка качеств участников проводится с использованием специальных методов, а также интуитивно, исходя из того, что все участники игры хорошо знают друг друга, имели возможность оценить проявление тех или иных качеств своих коллег в различных ситуациях и могут выступать в качестве экспертов. Порядок заполнения опросного листа (таблицы 41): Графа 1 – перечень участников игры. Преподавателю рекомендуется зачитать список группы в произвольном порядке, чтобы порядковый номер участника игры (графа 2) не совпадал с номером в группе, не нарушал анонимности оценки на следующем этапе. Графа 3 – оценка темперамента. В таблице проставляются начальные буквы, характеризующие тип темперамента (сангвиник (С), холерик (X), флегматик (Ф), меланхолик (М). Для определения типа темперамента может быть использован опросник Г. Айзенка, текст которого и порядок обработки результатов тестирования приведены далее.
Опросник Г. Айзенка: Инструкция: отвечая на вопросы, отметьте крестиком «да» и минусом «нет». Работайте быстро, не тратя много времени на обдумывание вопросов, так как важна первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение? 2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить, утешить? 3. Вы человек беспечный? 4. Не находите ли Вы, что Вам трудно отвечать «нет»? 5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять? 6. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свое обещание? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая? 9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин? 10. Сделали бы Вы все, что угодно, на спор? 11. Возникает ли у Вас чувство робости или смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)? 12. Выходите ли Вы из себя, злитесь? 13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения? 14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить? 15. Предпочитаете ли Вы книги встречам с людьми? 16. Легко ли Вас обидеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях? 18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других? 19. Верно ли, что иногда Вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы? 20. Предпочитаете ли Вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких Вам? 21. Часто ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же? 23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины? 24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны? 25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? 26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным? 27. Считают ли Вас человеком милым и веселым? 28. Часто ли Вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше? 29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей? 30. Вы иногда сплетничаете? 31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? 32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочтете прочитать об этом в книге, нежели спросить? 33. Бывают ли у Вас сердцебиения? 34. Нравится ли Вам работа, требующая постоянного внимания? 35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? 36. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки? 37. Вам неприятно находиться в обществе, где все подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли Вы? 39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий? 40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти? 41. Вы ходите медленно и неторопливо? 42. Вы когда-нибудь опаздываете на работу? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли? 46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми? 47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся? 49. Можете ли Вы сказать, что весьма уверенный в себе человек? 50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или Ваши личные промахи? 51. Считаете ли Вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? 53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли Вы от бессонницы? Сравните полученные ответы с предлагаемым ключом и за каждый ответ, совпадающий с ключом, поставьте 1 балл: Шкала 1: 1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34+, 37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+. Шкала 2: 2+, 4+, 7+, 9+, 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+. Шкала 3: 6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-. Для интерпретации результатов тестирования может быть использован рис. 10. Величина значения по шкале 1 (вертикальной) характеризует нейротизм человека, т.е. силу его реакции на внешние раздражители. Очевидно, что чем больше значение по шкале 1, тем в большей степени человеку присущи ответные реакции на различные факторы, по силе неадекватные величине воздействия на него. Величина значения по шкале 2 (горизонтальной) характеризует экстраверсию или интраверсию человека, т.е. его способность вступать в контакт, мобильность в общении, открытость или замкнутость и т.д. Интраверт – обращенный внутрь, в себя, замкнутый, нелюдимый, долго и мучительно анализирующий все события, везде ищущий второй смысл, подтекст. Он, как правило, скрывает свои мысли от окружающих, мнителен, предпочитает одиночество, трудно устанавливает контакты, прислушивается к малейшим болям и неприятным ощущениям в своем теле. Экстраверт – человек, потребности которого направлены вовне, «рубаха-парень». Это активные, контактные, коммуникабельные, не терпящие одиночества люди, любящие смену обстановки, не интересующиеся своим здоровьем, берущие от жизни все, что она дает в настоящий момент. Сочетание указанных параметров определяет тип темперамента. Величина значения по шкале 3 не должна превышать 5. В противном случае считается, что участник тестирования недостаточно правдиво отвечал на вопросы, при этом вероятность ошибки при определении типа темперамента превышает допустимые пределы. Необходимо учитывать доминирующий в трудовом коллективе тип темперамента и дополнять его соответствующим типом темперамента руководителя (табл. 43). Рис. 10. Типы темперамента
Таблица 43 Использование результатов тестирования при выборе руководителя
Графы 4 и 5 табл. 41 – ролевые функции (графа 4 – основная, графа 5 – вторая по степени проявления). В таблице проставляются буквенные обозначения ролевых функций, которые оцениваемые участники игры исполняют в коллективе: генератор идей (ГИ), эрудит (Эр), критик (Кр), организатор (Ор) и пр. Описание ролевых функций приведено в табл. 44. Таблица 44 Ролевая структура коллектива
Продолжение таблицы 44
Оценка качеств в графах 6 – 10 табл. 41 проводится в баллах по указанной шкале. Заполнение таблицы рекомендуется проводить по столбцам. Графа 6 – ответственность (От) – от 1 до 10 баллов (табл. 45). Таблица 45 Ответственность
Продолжение таблицы 45
Графа 7 – уровень профессиональных знаний (УЗ) – от 1 до 10 баллов (табл. 46). Таблица 46 Уровень профессиональных знаний
Графа 8 – чувство перспективы (ЧП) – от 1 до 10 баллов (табл. 47). Таблица 47 Чувство перспективы
Графа 9 – склонность к сотрудничеству (С) (табл. 48). Таблица 48 Склонность к сотрудничеству
Продолжение таблицы 48
Графа 10 – эффективность личной работы (ЛЭ) (табл. 49). Таблица 49 Эффективность личной работы
Продолжение таблицы 49
Графа 11 – сумма баллов, полученных каждым участником. При выборе претендентов на определенную должность (графа 12) рекомендуется сравнить полученные характеристики претендентов с «эталонным» перечнем качеств. Например: - заместитель по научной работе – С – Эр – Ор –... - заместитель по организационной работе – X – Ор – Кр ... - руководитель лаборатории поисковых исследований – С – ГИ – Ис –... - руководитель лаборатории расчетов – Ф – Йс – Эр ... и т. д. Наилучший претендент должен обладать качествами, соответствующими эталонному перечню (темперамент, выполняемые роли и пр.), а по тем критериям, которые предусматривают количественную оценку, набрать баллы, максимально приближенные к эталонным оценкам. Непригоден к выполнению функций руководителя претендент, имеющий характеристику М – Кр – Ис ... и т. д. «Эталонные» характеристики качеств следует обсудить перед началом заполнения участниками игры табл. 41. При обсуждении окончательного решения следует обратить внимание участников игры на совместимость начальника отдела и его заместителей, приверженность претендентов к определенному стилю руководства.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|