младший дошкольный возраст
Сюжетно-ролевые игры
(методические рекомендации)
Сюжетно-ролевые игры возникают к концу третьего года жизни. Условия этого – разнообразие впечатлений об окружающей жизни, накопленные игровые действия, наличие игрушек, частота общения со взрослыми: все это способствует развитию самостоятельности детей.
Развитие сюжетно-ролевых игр происходит в три этапа:
1. Первые сюжетно-ролевые игры называют безролевыми или со скрытой ролью. Многократно повторяющиеся действия складываются в сюжет. Основное содержание игр – разнообразные действия с предметами. Форма игр – индивидуальная или «рядом».
2. Формирование игры связано с сюжетом. Сюжетом: 2-3 звена из 2-3 действий. Центральное место: предмет и действия с ним (кукла, таз, полотенце, расческа).
3. Появляется роль к концу третьего года жизни. Сначала роль скрытая, так как ребенок не называет себя именем взрослого (Я-Саша). Затем роль обозначает словом на вопрос: «Ты кто?»- отвечает: «Я –шофер». Это и есть основание для появления роли в игре. Игра становится сюжетно-ролевой.
Первые сюжетно-ролевые игры – это разнообразные действия.
Постепенно роли расширяются за счет роста и увеличения разнообразных действий, которые дополняются чувствами, связанными с конкретной ролью.
В таких играх отсутствует подготовительный этап-период. Толчком к игре является попавшаяся на глаза игрушка.
Постепенно появляется совместная игра: по два-три ребенка и т.д. Но группируются они еще на основе действий: врач-больной, шофер-пассажир. Эти игры кратковременны и быстро распадаются. Сюжет в основном отражает бытовые темы.
Руководство играми детей младшего дошкольного возраста.
Задача: развитие и обогащение игровых действий с предметами на основе обогащения отдельных игровых действий, развитие и обогащение сюжета, формирование умений играть рядом вместе.
- Участие воспитателя в игре на главной роли, как пример для подражания;
- Вопросы, обращенные к ребенку как персонажу;
- Совместная деятельность воспитателя и детей: предложение готового сюжета, показ действий, включение предметов-заместителей.
Тема
| Транспорт
| Цель
| 1. Учить детей придумывать несложный сюжет в игре.
2. Учить детей выбирать роль в игре.
3. Учить выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий: шофер-пассажир, шофер рулит, везет, пассажир сидит с дочкой или с сыночком в салоне, смотрит в окно.
4. Учить детей подбирать атрибуты к игре.
| Роли и действия
| 1. Шофер - везет кукол в театр в автобусе.
2. Шофер - везет продукты в детский сад (молоко в бидоне, хлеб – кирпичики)
3. Шофер легковой машины везет семью на отдых, маму с дочкой и сыночком в больницу.
| Игровая обстановка
| Стульчик – машина с рулем, крупный строительный материал, автобус из стульев.
| Варианты игры
| «Автобус», «Такси», «Самосвал», «Продуктовая машина».
|
Тема
| Больница
| Цель
| 1. Обогащать содержание игры.
2. Учить детей готовить обстановку для игры.
3. Учить взаимодействию в сюжете игры с 2-3 действующими лицами: врач – больной, мама – дочка.
4. Развивать речевое общение детей.
5. Учить выполнять роль за себя и за игрушку.
| Содержание ролей
| 1. Врач – осматривает больного, слушает, ставит градусник, смотрит горло, делает укол, ставит горчичник.
2. Больной – мама с дочкой или сыночком (игрушкой) с жалобами на боли.
| Игровая обстановка
| Стол, белая салфетка, халаты, шапочки, градусники, горчичники, таблетки – лекарства.
| Варианты игры
| «Больница», «Лечебница для зверей», «Детская больница».
|
Тема
| Строительство
| Цель
| 1. Способствовать возникновению игры со строительным материалом (мелким, крупным).
2. Учить детей совместно с воспитателем придумывать несложный сюжет игры.
3. Учить детей выполнять в игре два взаимосвязанных действия: шофер привозит стройматериал, строители строят.
4. Учить действовать в игре с партнерами-игрушками: куклы, пластмассовые игрушки, машины.
| Роли и действия
| 1. Строители – строят дорогу, «Цирк» для зверей, заборчик для двух веселых гусей, гараж для машин, мебель для игрушек по сказке «Три медведя».
2. Шофер – водитель: подвозит строительный материал, ремонтирует машины, подвозит кукол в построенный цирк.
| Игровая обстановка
| Каски на головы строителям, ящики с крупным и мелким строительным материалом, машины, пластмассовые мелкие игрушки для обыгрывания.
| Варианты игры
| «Дорога для машин», «Гараж», «Мебель», «Цирк», «Зоопарк».
|
Тема
| Магазин
| Цель
| 1. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать роль продавца, покупателя.
2. Подбирать атрибуты к игре, предметы-заместители.
3. Учить выполнять действия в соответствии с выбранной ролью: Продавец – считать на счетах, выбирать в кассе чеки, брать деньги, обслуживать покупателей, Покупатель – выбрать товар, заплатить деньги в кассу, получить чек, поблагодарить продавца за покупку.
4. Развивать активное речевое общение детей.
| Роли и действия
| Продавец: приглашает покупателей в магазин, предлагает товар, выбивает чек, берет деньги, отпускает товар.
Покупатель: приходит в магазин, выбирает товар, платит деньги в кассу, получает чек, берет товар, идет «домой»и использует его по назначению.
| Игровая обстановка
| Стол, касса, счеты, полка с атрибутами для продажи, поднос с денежками, чеки, сумки для покупателей, кошельки.
| Варианты игры
| «Посудный магазин», «Продуктовый магазин», «Овощной магазин», «Мебельный».
|
Тема
| Парикмахерская
| Цель
| 1. Учить детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий: подстричь клиента, взять денежки. Клиент – пришел в парикмахерскую, подстригся, заплатил деньги, пошел в гости.
2. Учить детей ролевым взаимодействиям с партнером и с игрушкой.
3. Продолжать учить детей подбирать атрибуты к игре.
4. Учить развивать сюжет при небольшой помощи воспитателя, поощрять проявление самостоятельности в развитии сюжета.
| Роли и действия
| 1. Парикмахер моет голову, стелет на плечи салфетку, стрижет «ножницами», сушит феном, надушил одеколоном.
2. Клиент (игрушка) приходит в парикмахерскую, просит подстричь, вежливо обращается к парикмахеру, благодарит за прическу.
| Игровая обстановка
| Стол с зеркалом, салфетка, халат-фартук для парикмахера, ножницы, расческа, бигуди, фен, мыло, шампуни, одеколон.
| Варианты игры
| «У куклы Кати (игрушки Мишки) день рождения», «Артисты перед концертом делают прически», «Мама привела своих детей подстричься».
|
Тема
| Семья
| Цель
| 1. Продолжать развивать самостоятельность детей в выборе игры, в осуществлении задуманного.
2. Продолжать учить детей объединять несколько игровых действий единым сюжетом.
3. В процессе игры активизировать детей на речевые высказывания, речевое общение друг с другом.
4. Приучать детей в процессе игры к соблюдению элементарных правил поведения.
| Роли и действия
| 1. Мама: причесывает дочку-куклу, кормит кашей, одевает на прогулку, везет в коляске, моет ее, укладывает спать в кроватку, поет колыбельную песню.
2. Папа: помогает маме варить обед, одевает детей-кукол, подвозит коляску.
3. Мама и папа ухаживают за своими детьми, вежливы с ними. Друг с другом тоже разговаривают ласковаЮ по-доброму.
| Игровая обстановка
| Кукольная мебель, кроватки, диваны, стол, стулья, постель, одежда для кукол, мамы, папы, посуда, коляска и др.
| Варианты игры
| «Дочка или сынок заболели», «Семья пошла в магазин», «Пришли гости с детьми».
|
Тема
| Детский сад
| Цель
| 1. Учить детей отражать в игре бытовые события и явления.
2. Продолжать учить детей подбирать атрибуты и предметы-заместители к игре.
3. Приучать детей выбирать роль и действовать в соответствии с ней: воспитатель, няня.
4. Продолжать учить детей выполнять роль за игрушку, действовать ею в соответствии с ролью этой игрушки.
| Роли и действия
| 1. Воспитатель: встречает детей, приглашает в группу.
2. Няня: кормит детей-кукол, маленьких детей кормят с ложечки.
3. Воспитатель играет с детьми, поет им песни.
4. Дети рассказывают стихи, поют песенки за игрушек.
5. Няня и воспитатель одевают детей на прогулку.
6. После прогулку раздевают и укладывают спать.
| Игровая обстановка
| Кукольный уголок, белый халат для няни, кукольная посудка и одежда, куклы, игрушки, предметы-заместители.
| Варианты игры
| «В детский сад пришла в гости кошка», «Новая девочка».
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|