Здавалка
Главная | Обратная связь

младший дошкольный возраст

Сюжетно-ролевые игры

(методические рекомендации)

 

Сюжетно-ролевые игры возникают к концу третьего года жизни. Условия этого – разнообразие впечатлений об окружающей жизни, накопленные игровые действия, наличие игрушек, частота общения со взрослыми: все это способствует развитию самостоятельности детей.

Развитие сюжетно-ролевых игр происходит в три этапа:

1. Первые сюжетно-ролевые игры называют безролевыми или со скрытой ролью. Многократно повторяющиеся действия складываются в сюжет. Основное содержание игр – разнообразные действия с предметами. Форма игр – индивидуальная или «рядом».

2. Формирование игры связано с сюжетом. Сюжетом: 2-3 звена из 2-3 действий. Центральное место: предмет и действия с ним (кукла, таз, полотенце, расческа).

3. Появляется роль к концу третьего года жизни. Сначала роль скрытая, так как ребенок не называет себя именем взрослого (Я-Саша). Затем роль обозначает словом на вопрос: «Ты кто?»- отвечает: «Я –шофер». Это и есть основание для появления роли в игре. Игра становится сюжетно-ролевой.

Первые сюжетно-ролевые игры – это разнообразные действия.

Постепенно роли расширяются за счет роста и увеличения разнообразных действий, которые дополняются чувствами, связанными с конкретной ролью.

В таких играх отсутствует подготовительный этап-период. Толчком к игре является попавшаяся на глаза игрушка.

Постепенно появляется совместная игра: по два-три ребенка и т.д. Но группируются они еще на основе действий: врач-больной, шофер-пассажир. Эти игры кратковременны и быстро распадаются. Сюжет в основном отражает бытовые темы.

Руководство играми детей младшего дошкольного возраста.

Задача: развитие и обогащение игровых действий с предметами на основе обогащения отдельных игровых действий, развитие и обогащение сюжета, формирование умений играть рядом вместе.

- Участие воспитателя в игре на главной роли, как пример для подражания;

- Вопросы, обращенные к ребенку как персонажу;

- Совместная деятельность воспитателя и детей: предложение готового сюжета, показ действий, включение предметов-заместителей.

Тема Транспорт
Цель 1. Учить детей придумывать несложный сюжет в игре. 2. Учить детей выбирать роль в игре. 3. Учить выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий: шофер-пассажир, шофер рулит, везет, пассажир сидит с дочкой или с сыночком в салоне, смотрит в окно. 4. Учить детей подбирать атрибуты к игре.
Роли и действия 1. Шофер - везет кукол в театр в автобусе. 2. Шофер - везет продукты в детский сад (молоко в бидоне, хлеб – кирпичики) 3. Шофер легковой машины везет семью на отдых, маму с дочкой и сыночком в больницу.
Игровая обстановка Стульчик – машина с рулем, крупный строительный материал, автобус из стульев.
Варианты игры «Автобус», «Такси», «Самосвал», «Продуктовая машина».

 

 

Тема Больница
Цель 1. Обогащать содержание игры. 2. Учить детей готовить обстановку для игры. 3. Учить взаимодействию в сюжете игры с 2-3 действующими лицами: врач – больной, мама – дочка. 4. Развивать речевое общение детей. 5. Учить выполнять роль за себя и за игрушку.
Содержание ролей 1. Врач – осматривает больного, слушает, ставит градусник, смотрит горло, делает укол, ставит горчичник. 2. Больной – мама с дочкой или сыночком (игрушкой) с жалобами на боли.
Игровая обстановка Стол, белая салфетка, халаты, шапочки, градусники, горчичники, таблетки – лекарства.
Варианты игры «Больница», «Лечебница для зверей», «Детская больница».

 

Тема Строительство
Цель 1. Способствовать возникновению игры со строительным материалом (мелким, крупным). 2. Учить детей совместно с воспитателем придумывать несложный сюжет игры. 3. Учить детей выполнять в игре два взаимосвязанных действия: шофер привозит стройматериал, строители строят. 4. Учить действовать в игре с партнерами-игрушками: куклы, пластмассовые игрушки, машины.
Роли и действия 1. Строители – строят дорогу, «Цирк» для зверей, заборчик для двух веселых гусей, гараж для машин, мебель для игрушек по сказке «Три медведя». 2. Шофер – водитель: подвозит строительный материал, ремонтирует машины, подвозит кукол в построенный цирк.
Игровая обстановка Каски на головы строителям, ящики с крупным и мелким строительным материалом, машины, пластмассовые мелкие игрушки для обыгрывания.
Варианты игры «Дорога для машин», «Гараж», «Мебель», «Цирк», «Зоопарк».

 

 

Тема Магазин
Цель 1. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать роль продавца, покупателя. 2. Подбирать атрибуты к игре, предметы-заместители. 3. Учить выполнять действия в соответствии с выбранной ролью: Продавец – считать на счетах, выбирать в кассе чеки, брать деньги, обслуживать покупателей, Покупатель – выбрать товар, заплатить деньги в кассу, получить чек, поблагодарить продавца за покупку. 4. Развивать активное речевое общение детей.
Роли и действия Продавец: приглашает покупателей в магазин, предлагает товар, выбивает чек, берет деньги, отпускает товар. Покупатель: приходит в магазин, выбирает товар, платит деньги в кассу, получает чек, берет товар, идет «домой»и использует его по назначению.
Игровая обстановка Стол, касса, счеты, полка с атрибутами для продажи, поднос с денежками, чеки, сумки для покупателей, кошельки.
Варианты игры «Посудный магазин», «Продуктовый магазин», «Овощной магазин», «Мебельный».

 

 

Тема Парикмахерская
Цель 1. Учить детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий: подстричь клиента, взять денежки. Клиент – пришел в парикмахерскую, подстригся, заплатил деньги, пошел в гости. 2. Учить детей ролевым взаимодействиям с партнером и с игрушкой. 3. Продолжать учить детей подбирать атрибуты к игре. 4. Учить развивать сюжет при небольшой помощи воспитателя, поощрять проявление самостоятельности в развитии сюжета.
Роли и действия 1. Парикмахер моет голову, стелет на плечи салфетку, стрижет «ножницами», сушит феном, надушил одеколоном. 2. Клиент (игрушка) приходит в парикмахерскую, просит подстричь, вежливо обращается к парикмахеру, благодарит за прическу.
Игровая обстановка Стол с зеркалом, салфетка, халат-фартук для парикмахера, ножницы, расческа, бигуди, фен, мыло, шампуни, одеколон.  
Варианты игры «У куклы Кати (игрушки Мишки) день рождения», «Артисты перед концертом делают прически», «Мама привела своих детей подстричься».

 

Тема Семья
Цель 1. Продолжать развивать самостоятельность детей в выборе игры, в осуществлении задуманного. 2. Продолжать учить детей объединять несколько игровых действий единым сюжетом. 3. В процессе игры активизировать детей на речевые высказывания, речевое общение друг с другом. 4. Приучать детей в процессе игры к соблюдению элементарных правил поведения.
Роли и действия 1. Мама: причесывает дочку-куклу, кормит кашей, одевает на прогулку, везет в коляске, моет ее, укладывает спать в кроватку, поет колыбельную песню. 2. Папа: помогает маме варить обед, одевает детей-кукол, подвозит коляску. 3. Мама и папа ухаживают за своими детьми, вежливы с ними. Друг с другом тоже разговаривают ласковаЮ по-доброму.
Игровая обстановка Кукольная мебель, кроватки, диваны, стол, стулья, постель, одежда для кукол, мамы, папы, посуда, коляска и др.
Варианты игры «Дочка или сынок заболели», «Семья пошла в магазин», «Пришли гости с детьми».

 

Тема Детский сад
Цель 1. Учить детей отражать в игре бытовые события и явления. 2. Продолжать учить детей подбирать атрибуты и предметы-заместители к игре. 3. Приучать детей выбирать роль и действовать в соответствии с ней: воспитатель, няня. 4. Продолжать учить детей выполнять роль за игрушку, действовать ею в соответствии с ролью этой игрушки.
Роли и действия 1. Воспитатель: встречает детей, приглашает в группу. 2. Няня: кормит детей-кукол, маленьких детей кормят с ложечки. 3. Воспитатель играет с детьми, поет им песни. 4. Дети рассказывают стихи, поют песенки за игрушек. 5. Няня и воспитатель одевают детей на прогулку. 6. После прогулку раздевают и укладывают спать.
Игровая обстановка Кукольный уголок, белый халат для няни, кукольная посудка и одежда, куклы, игрушки, предметы-заместители.
Варианты игры «В детский сад пришла в гости кошка», «Новая девочка».

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.