Здавалка
Главная | Обратная связь

Приспособленность – результат естественного отбора.



План урока №28

ТЕМА: Теория эволюции.

ЦЕЛИ:

1 Образовательная:

- сформировать понятия о синтетической теории эволюции, о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде, о виде и его критериях, о популяции - как формы существования видов

2 Развивающая:

- содействовать развитию внимания, памяти, умению анализировать,

сравнивать

3 Воспитательная:

- выработать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости учения критерий вида.

Ход урока:

I Организационный момент

1 Ознакомление студентов с темой и целью урока.

2 Перед студентами ставится ряд заданий, которые необходимо выполнить в процессе урока:

- иметь представление об основных чертах СТЭ

- знать характеристики вида, популяции, их критерии

- иметь представление о приспособленности организмов, о видах приспособленности организмов к окружающей среде

 

 

II Основная часть

1 Проверка домашнего задания

- В чем заключается сущность теории Дарвина?

- Что такое борьба за существование? Каковы ее формы?

- Каковы причины и следствия борьбы за существование?

- Приведите примеры использования человеком взаимосвязей в живой природе.

- Что такое естественный отбор?

- Какие существуют формы естественного отбора?

- Почему приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых-вредителей?

 

2 Объяснение нового материала

- понятия о СТЭ

- виды и его критерии

- популяция – форма существования вида

- приспособленность, как результат естественного отбора

 

 

3 Закрепление нового материала

А) Что такое СТЭ? Назовите ее основные черты

Б) Дайте определение вида. Приведите примеры видов, встречающихся в нашей местности

В) Назовите и охарактеризуйте основные критерии вида. Докажите их относительный характер.

Г) Что такое популяции? Приведите примеры популяций

Д) Приведите примеры приспособленности

III Подведение итогов урока

IV Домашнее задание

1 Учебник В.Б.Захарова, С.Т.Мамонтова «Биология» (стр.376-378)

2 Записи в тетради.

 

Занятие №28

Тема:«Теория эволюции».

1. Приспособленность – результат естественного отбора

2. Виды и его критерии

3. Популяция – форма существования вида.

4. Синтетическая теория эволюции

 

 

Приспособленность – результат естественного отбора.

Виды растений и животных удивительно приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. Известно огромное количество самых разнообразных особенностей строения, обеспечивающих высокий уровень приспособленности вида к среде. В понятие «приспособленность вида» входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым им функциям. Соответствие физиологических функций организма условиям обитания также входят в понятие приспособленности.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды.

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение:приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

Какое объяснение более реально?

В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Эти признаки обусловливают хорошую, но не абсолютную приспособленность организмов к тем условиям, в которых они живут. Приспособленность к условиям среды м.б.весьма совершенной, что повышает шансы организмов на выживание и оставление большего числа потомков. Характер приспособленности к жизни в своеобразной среде различен (н-р : стриж на лету ловит мелких насекомых – у него широкий рот и короткий клюв; дятел добывает из-под коры личинок насекомых – у него крепкий длинный клюв и длинный язык). О приспособленности организмов к окружающей среде свидетельствует множество различных примеров.

 

Возникновение покровительственной окраски тела гусениц, живущих на зеленых листьях. Предположим, что предки этих гусениц не питались листьями, но в силу каких-либо обстоятельств перешли на питание этими листьями. Так как в популяции окраска часто неоднородна, потомство оставляли преимущественно особи с зеленоватой окраской. С каждым последующим поколением этот наследственный признак закреплялся, и отбирались особи с окраской соответствующей фону окружающей среды. В результате произошла адаптация к изменившимся условиям среды.

Давайте запишем:

Причины появления адаптаций:

1. Наследственная изменчивость и БЗС

2. ЕО полезных для данной особи признаков

3. Приспособления (адаптации) к условиям среды.

 

Примеры адаптаций:

I.Примеры морфологической адаптации:

1. Покровительственная окраска.

Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Ночные бабочки днем могут погибнуть от насекомоядных птиц, но, поскольку окраска их крыльев сливается с той поверхностью, на которой они проводят день, многие насекомые остаются незамеченными и успешно переживают неблагоприятное для них время. У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик и др.) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающего фона. На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (бел.медведь, бел.куропатка и др.). У некоторых животных мы встречаем яркий узор (зебра, тигр, жираф, змея и др.) – чередование светлых и темных полос и пятен – это как бы имитация чередования пятен света и тени.

Покровительственная окраска – окраска у организмов, обитающих на открытых пространствах. Например: белый медведь, тигр, зебра, змеи.

 

2. Маскировка.

Это приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Н-р, гусеницы некоторых бабочек по форме тела и окраске напоминают сучки. Поверхность крыльев бабочки серый монах по структуре и цвету напоминает поверхность ствола сухого дерева. Насекомых, живущих на коре деревьев (жуки, усачи и др.), можно принять за лишайники.

 

3. Мимикрия.

Это подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида (или предметам среды). Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т.д. Так, некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых. (Н-р, муха-журчалка – осе; некоторые змеи. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно меньше численности модели. В противном случае мимикрия не приносит пользы: у хищника не вырабатывается стойкого условного рефлекса на форму или окраску, которой следует избегать). Строение и форма тела некоторых цикад, сверчков, личинок кузнечиков напоминает муравьев и др.

Мимикрия – это результат отбора сходных мутаций у различных видов. Она помогает незащищенным животным выжить, способствует сохранению организма в борьбе за существование.

 

4. Предупреждающая (угрожающая) окраска.

Виды нередко обладают яркой, запоминающейся окраской. Раз попытавшись отведать несъедобную божью коровку, жалящую осу, птица на всю жизнь запомнит их яркую окраску.

Некоторые животные демонстрируют угрожающую окраску лишь при нападении на них хищников. Окраска спины обыкновенного хомяка похожа на цвет выгоревшей травы. Это покровительственная окраска. При нападении лисы или собаки хомяк переворачивается вверх брюхом и защищается укусами сильных резцов. Хищник, нападающий на этого грызуна, надолго запомнит не только крепкие зубы и пронзительное верещание зверька, но и яркую окраску его брюшка.

Предупреждающая окраска – яркая окраска и защита от поедания (жало, яд и др). например, жук-коровка, жерлянка, тропические квакши.

 

5.Приспособление к экстремальным условиям.

Например, верблюжья колючка имеет длинный корень, уходящий под землю на десятки метров и видоизмененные листья – колючки.

 

6.Коэволюция - приспособления одних видов к другим.

Например, насекомоопыляемые цветы. Процесс эволюции и адаптации каждого вида не происходит в биологическом вакууме, независимо от других форм. Напротив, часто одни виды оказывают заметное влияние на эволюцию других. В результате этого возникают разнообразные взаимозависимости между видами. Некоторые растения не могут выжить в тех районах, где отсутствуют насекомые, опыляющие их.

 

I I.Примеры этологических или поведенческих адаптаций:

 

1.Замирание (опоссумы, некоторые жуки, земноводные, птицы) и угрожающая поза (Бородатая ящерица, ушастая круглоголовка) - защита от поедания плотоядными животными.

 

2.Запасение корма (Кедровка, сойка, бурундук, белка, пищуха) - переживание бескормицы.

 

Все это свидетельствует о творческой роли естественного отбора.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.