Здавалка
Главная | Обратная связь

Сложная двухчастная форма



Это форма из двух частей, каждая из которых сложнее периода.

 

Схема {A} {B}

 

Возникает контраст, который не снимается, т.к. не повторяется. Отсюда смысловая неопределенность, недосказанность, структурная неустойчивость.

 

Специфическое приминение.

- в вокальной музыке, когда недосказанность является важным смысловым компонентом.

- в программных инструментальных произведениях, где объединяющим моментом служит литературный сюжет.

 

Концентрическая форма.

Зеркально-симметричная многочастная форма, складывающаяся из частей, которые после центральной возвращаются в обратном порядке.

a b c b a

a b c d c b a

Применяется в пейзажной музыке, и очень часто в сказочно-фантастической музыке, когда описываются волшебные превращения (туда и обратно)

 

Форма рондо

 

Рондо - это форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) проведении главной темы в чередовании с отличными друг от друга эпизодами.

Число частей может быть различно, это не определяется правилом.

Повторяющаяся часть называется "рефрен", чередующиеся части называются "эпизоды".

 

Схема

A B A C A ... A

A B A C A - пятичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р

A B A C A D A - семичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р Э3 Р

 

Рондо - не просто структура. Это еще и характер музыки, связанный с происхождением данной формы.

Рондо - одна из самых старых форм, произошедшая из народной песенно-танцевальной музыки. Предшественник – французские хороводные песни (фр. «рондо» означает «круг»). В этих песнях, в соответствии с танцевальным движением по кругу, повторялся припев. В средние века в форме рондо (с повторяющимся припевом) писались рыцарские песни.

И сейчас рондо сохраняет связь с бытовыми песенно-танцевальными жанрами. Оно всегда имеет танцевальный ритм, быстрый темп, жизнерадостный, иногда юмористический характер. Как правило, рондо пишутся в мажоре.

 

 

У родно три основных разновидности:

- старинное

- классическое

-послеклассическое

 

Старинное рондо (17 и нач.18 века).

Это музыка французских клавесинистов и Баха.

Применялосьв самостоятельных пьесах и в частях сюит.

Складывалось из большого числа малоконтрастных частей. Последовательного развития при этом не было. (Франсуа Куперен позволял исполнителю переставлять эпизоды местами).

Рефрентогда представлял из себя период и повторялся без изменений в основной тональности.

Эпизоды строились на новой теме или служили развитием рефрена).

 

Классическое рондо (конец 18 - нач. 19 века).

Это рондо венских классиков: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Главная идея венских классиков - это идея преобразования и развития. Она проникает и в рондо. В основание формы рондо кладут несложную музыкальную мысль (темы классического рондо танцевальные или песенные), которая получает сложное развитие. В этом развитии большую роль играют контрасты рефрена с эпизодами и эпизодов друг с другом.

Структура классического рондо устойчива: 5 частей. АВАВА

 

Применяется

- в финалах, реже в других частях симфоний и сонат

- самостоятельные сочинения

- номера в операх

 

Рефрен в простой двухчастной форме, реже в трехчатсной форме, очень редко период.

При повторении рефрен может сокращаться или варьироваться.

 

Эпизоды: их всегда два, и они имеют разное значение. Первый эпизод - малосамостоятельный, контраст не сильный. Размер подобен периоду.

Второй эпизод - это центр формы. Он содержит основной контраст с рефреном. Форма устойчивая: или период или какая-либо из простых форм.

 

В классическом рондо бывают связки от эпизода к рефрену (способствуют непрерывности развития) и коды (являются итогом развития).

 

Послеклассическое рондо (от начала 19-го века вплоть до наших дней)

Объединяет множество разнохарактерных произведений. Можно отметить несколько тенденций развития этой формы.

1. Необычное применение. Например, по принципу рондо может строиться большая оперная сцена.

2. Чрезвычайное расширение образности. Рондо могут быть эпические, лирические, драматические, сказочные ...

3. Свобода и индивидуальность решения формы. Количество частей может быть любым, даже четным, т. к. может быть пропущен один из рефренов. Рондо может закончиться эпизодом. Рефрен может проводиться не целиком.

Иногда основной акцент переносится на эпизоды. Так построен, например, фортепианный цикл Мусоргского "Картинки с выставки". Пьеса «Прогулка», играющая роль связки между другими пьесами - рефрен, а основные пьесы («картинки») - эпизоды.

 

 

Вариационная форма

(или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл).

Вариационная форма - это форма, состоящая из изложения темы и её неоднократных повторений в измененном виде.

Установленного количества частей нет, но вариаций должно быть не менее двух. Если вариации - самостоятельное произведение, то их может быть несколько десятков, если вариации входят в более крупное произведение – их может быть 2 - 4.

 

Схема

A A1 A2...

 

Применение.

- самостоятельное произведение

- части цикла, чаще медленные

- эпизоды в операх

- раздел более крупной формы

 

 

Существует 4 типа вариаций:

- фигурационные строгие

- жанрово-характерные свободные

- вариации на basso ostinato

- вариации на выдержанную мелодию

 

 

Фигурационные строгие вариации - еще называются классические или орнаментальные (от слова орнамент).

Использовались в 18 веке венскими классиками и в 19 веке в виде блестящих вариаций на темы из модных опер.

 

Тема в простой двухчастной, иногда трехчастной форме, редко период.

 

Строгая вариация - это измененное воспроизведение темы как целого.

Сохраняется форма и гармонический план.

Меняется мелодия - методом фигурационного или орнаментального варьирования. При использовании этого метода в мелодии сохраняются опорные точки. Они могут лишь смещаться на другие доли такта, переноситься в другой регистр. Расстояние между этими точками заполняется мелодическими фигурациями. Это, например, гамма, арпеджио, мелкие украшения, и всевозможные их комбинации.

В сопровождающих голосах тоже происходит оживление, за счет учащения ритмической пульсации и изменения фактуры. При этом используется принцип диминуции - уменьшения длительностей. Например, первая вариация излагается четвертями, вторая – восьмыми, третья – шестнадцатыми и т. д. Как правило, одна из вариаций содержит ладовый контраст, т. е если тема и все вариации в мажоре – она в миноре и наоборот.

 

Жанрово характерные свободные вариации.

Возникают в 19-ом веке и развиваются в 20-ом.

 

Тема - как в класических вариациях.

 

Свободная вариация - это относительно самостоятельная пьеса на материале

темы.

Принцип образования свободной вариации: из темы вычленяется составной элемент, а именно, мелодический оборот или гармонический оборот или даже ритм, и он остановится основой новой пьесы. Форма свободной вариации может быть любой, она не зависит от формы темы.

Определение «характерная» вариация подразумевает, что новая пьеса обладает

индивидуальным характером, не повторяющимся в других вариациях. Жанровая характерность возникает в том случае, если для индивидуализации в вариации используется конкретный жанр. Например, возникает вариация-марш, вариация-вальс, вариация-ноктюрн и т. п..

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.