Здавалка
Главная | Обратная связь

Общее понятие о направлении и теории психического развития в психологии развития



Научное направление – группа теорий, объединённых общей идеей относительно процесса психического развития.

В рамках направлений могут выделяться поднаправления, которые дифференцируют исходную идею.

Теория – непротиворечивая связная система правил, порощдающая модель псих. Развития человека на основе его эмпирического изучения.

Теория психического развития должна следовать ряду требований:


Непротиворечивость;

Простота (минимальное число правил);

Связность

Обобщённость

Достоверность (образ объекта в модели должен соответствовать действительному образу человека)

Эмпиричность(образ объекта должен строится на основе эксперимента);

Подтверждаемость( повторные её изучения должны быть подтверждаемы);

Прогностичность (зная теорию – можно строить прогнозы);

Эффективность (рекомендации, сделанные психологом,должны быть эффективными).


Теории могут быть охарактеризованы по ряду критериев:


· Объём описания (какие процессы развития описаны в данной теории);

· Возрастные периоды, рассматриваемые в теории;

· Движущие силы развития;

· Практическая значимость теории.


Эклектика – объединение знаний для наиболее полной оценки…….

В психологии развития для классификации направлений и связанных с ними теорий используется в качестве критерия представление о факторах психического развития.

Внутренние факторы( субъект)

Внешние факторы (объект)

Различные варианты сочетания этих двух факторов явл. основание для выделения тех или иных направлений и связанных с ними теорий развития.


1. Или субъект, или среда (развитие определяет судьба)

2. Только субъект (эндогенное направление);

3. Только среда (экзогенное направление);

4. И субъект, и среда (интеракционестическое направление).


Эндогенное имеет 2 поднаправления: Биологическое; Этологическое.

Экзогенное представлено только одним поднаправлением :бихевиористическоеподнаправление.

Интеракционестическое предполагает, что во взаимодействии субъекта и среды может быть несколько вариантов:

· Психоаналитическое поднаправление (субъект развиваетсяподавляясь средой);

· Когнитивное поднаправление( субъект развивается познавая среду)

· Поднаправление социализации ( субъект развивается включаясь в среду и активно её усваивая посредствам деятельности)

· Социально-когнитивноеподнаправление (субъект развивается, наблюдая за средой и подражая ей);

· Социально-экологическое (субъект развивается, вростая в более широкие уровни и слои среды);

· Поднаправление саморазвития (субъект развивается, подавляя среду);

· Системное поднаправление (между субъектом и средой существует взаимодействие).

25Бихевиористические теории развития. Проблема развития в теории Б.Ф. Скиннера

 

Представители теории поведения (бихевиористические теории) основным в развитии личности считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Так, один из родоначальников этого направления – Джон Уотсон – считал, что человек таков, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек “учится вести себя” всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание; оперантноеобусловливание; обучение посредством наблюдения.
1. Классическоеобусловливание – простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых. Например, ребенка можно научить бояться белую мышь, используя его боязнь неожиданного громкого звука. Было замечено, что ребенка пугает этот звук. При этом испуг автоматически включает механизм плача. Аналогично и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись в ответ на неожиданные раздражители (в нашем примере это громкий звук).
2. Оперантноеобусловливание – Б. Скиннер разработал специфический тип обучения, который назвал оперантнымобусловливанием. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента Скиннер учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу, тем самым подкрепляя их реакцию. В цирке поведение дрессированных животных – есть результат применения оперантногообусловливания. Возникает вопрос: какое отношение к детям имеет крыса или животное в цирке? Дело в том, что дети перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, относящихся к оперантномуобусловливанию, особенно таких, как подкрепление и наказание.
3. Обучение посредством наблюдения. Наверное, ни для кого не секрет то, как важно подавать детям хороший пример. Американский психолог Альберт Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантногообусловливания, все же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению: ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, сверстники, другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения. Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.