Для успешного изучения химии особенно важно чередовать освоение теории с опытно-экспериментальной деятельностью. Экспериментальная деятельность студентов по изучению свойств электрохимических систем организована с помощью схемы (таблицы) ориентировочной основы действий
Электрохимические процессы в водных средах.
I. Измерение стандартных электродных потенциалов меди и цинка относительно стандартного хлорсеребряного электрода.
Цель работы: Изучить принцип действия гальванических элементов.
Последовательность действий
| Содержание работ
| Характеристика результатов
|
Составление гальванических элементов
| Для этого в один сосуд на 50 мл налить на 2/3 объема 0,5 М раствор СuSO4, и закрыть крышкой, закрепив в ней медный электрод.
| Собран медный электрод
|
В другой сосуд налить 1 М раствор KCl и опустить в раствор хлорсеребряный электрод.
|
|
В оба сосуда опускается солевой мостик, и электроды подсоединяются к прибору милливольтметру.
| Собран гальванический элемент, состоящий из медного и хлорсеребряного электрода (медно-серебряный элемент)
|
После установления стационарного положения стрелки прибора записать значение э.д.с. (Ео) медно-серебряного элемента в милливольтах.
| Измерено значение э.д.с.
Ео = ео(Cu2+/Cu) - ео(AgCl/Ag)
|
На место медного полуэлемента поместить сосуд с 0,5 М раствором ZnSO4 и опустить в него цинковый электрод.
| Собран цинковый электрод
|
В оба сосуда опускается солевой мостик, и электроды подсоединяются к прибору милливольтметру.
| Собран гальванический элемент, состоящий из цинкового и хлорсеребряного электрода (цинково-серебряный элемент)
|
Расчет электродвижущей силы
| После установления стационарного положения стрелки прибора записать значение э.д.с. медно-серебряного элемента в милливольтах.
| Ео = еокатод - еоанод
Измерено значение Ео
Ео = ео(AgCl/Ag) - ео(Zn2+/Zn)
|
Вычислить стандартный электродный потенциал медного электрода, зная величину стандартного потенциала хлорсеребряного электрода
| ео(Cu2+ /Cu) = Ео.+ ео(AgCl/Ag);
ео(AgCl/Ag) = +0,222 В
|
Вычислить стандартный электродный потенциал цинкового электрода, зная величину стандартного потенциала хлорсеребряного электрода
| э.д.с. = еокатод - еоанод
ео(Zn2+/Zn)= ео(AgCl/Ag) – Ео
ео(AgCl/Ag) = +0,222 В
|
Полученные значения потенциалов медного и цинкового электродов сравнить с табличными данными
| еотабл (Cu2+/Cu) = +0,34 В;
еотабл (Zn2+/Zn) = - 0,76 В.
|
Отчет по лабораторной работе
| Сделать выводы по работе.
|
|
II. Составление медно-цинкового гальванического элемента и расчет его Э.Д.С.
Последовательность действий
| Содержание работ
| Характеристика результатов
|
Составление медно-цинкового элемента
| Два стаканчика на 50 мл заполнить на 2/3 растворами. Один – 0,5 М раствором сульфата цинка, другой – 0,5 М раствором сульфата меди.
| |
Стаканчики поместить на подставку.
Соединить стаканчики солевым мостиком, предварительно заполненным насыщенным раствором хлорида калия.
| |
В раствор сульфата цинка опустить цинковую пластинку, а в раствор сульфата меди - медную.
| Составили медно-цинковый элемент
|
Соединить электрическим проводом опущенные пластинки с рН-метром, работающего в режиме милливольтметра и через 5 минут после замыкания цепи измерить э.д.с. гальванического элемента.
| Измерили значение Э.Д.С.(Е)
|
Расчет электродвижущей силы элемента
| Рассчитайте теоретическое значение Э.Д.С. медно-цинкового элемента
| Значение Э.Д.С. отличается от экспериментально полученного
|
Рассчитайте разность между фактическим значением Э.Д.С. элемента (Е) и теоретическим (Е')
| Полученная разность называется перенапряжением
ΔЕ = Е - Е'.
|
Укажите причины возникновения ΔЕ
| Полученная разность связана с поляризацией электродов, зависящей от материала электродов, состояния его поверхности, температуры, плотности тока
|
Отчет по лабораторной работе
| Запишите электрохимическую схему гальванической цепи
| |
Запишите уравнение процесса окисления на аноде
| |
Запишите уравнение процесса восстановления на катоде
| |
Запишите суммарное уравнение реакции окисления-восстановления, протекающей в гальваническом элементе
| |
Сделайте выводы по работе
| |
III. Образование гальванических пар при химических процессах. Взаимодействие цинка с серной кислотой в отсутствие и в присутствии меди.
Последовательность действий
| Содержание работ
| Характеристика результатов
|
Создание медно-цинковой гальванической пары
| Внести в пробирку 10 капель 2N серной кислоты и погрузить в неё кусочек гранулированного цинка (без примесей).
| Наблюдается выделение пузырьков газа
Написать уравнение реакции.
|
Внести в этот же раствор медную проволоку, не дотрагиваясь до цинка.
| выделение водорода на меди не происходит
|
Коснуться медной проволокой кусочка цинка в пробирке
| На поверхности меди появятся пузырьки водорода
|
Отнять медную проволоку от цинка
| интенсивность выделения водорода снова изменяется
|
Объяснение процессов, происходящие в данной гальванической паре.
| Запишите, что является катодом. Запишите уравнение процесса восстановления на катоде
|
|
Запишите, что является анодом. Запишите уравнение процесса восстановления на аноде
|
|
Приведите схему гальванического элемента
|
|
Укажите направление перехода электронов
|
|
Отчет по работе
| Сделайте выводы по работе
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.