Классификация по решаемой задаче.
Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных: ü обнаружение и идентификация различных типов океанских судов - SIAP; ü определение основных свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВТАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР и др. Диагностика. Под диагностикой понимается обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность - это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является необходимость понимания функциональной структуры ("анатомии") диагностирующей системы. ü диагностика и терапия сужения коронарных сосудов - ANGY; ü диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ - система CRIB и др. Мониторинг. Основная задача мониторинга - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы - "пропуск" тревожной ситуации и инверсная задача "ложного" срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста. ü контроль над работой электростанций СПРИНТ, помощь диспетчерам атомного реактора - REACTOR: ü контроль аварийных датчиков на химическом заводе - FALCON и другие. Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание "объектов" с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов чертеж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь - получение четкого структурного описания знаний об объекте и проблема "следа". Для организации эффективного проектирования и, в еще большей степени, перепроектирования необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. Таким образом, в задачах проектирования тесно связываются два основных процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения. ü проектирование конфигураций ЭВМ VAX ― 1/780 в системе XCON (или R1), проектирование БИС - CADHELP; ü синтез электрических цепей - SYN и другие. Прогнозирование. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров "подгоняются" под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками. ü предсказание погоды - система WILLARD: ü оценки будущего урожая - PI.ANT; ü прогнозы в экономике - ЕСОN и другие. Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности. ü планирование поведения робота - STRIPS, ü планирование промышленных заказов - 1SIS, ü планирование эксперимента - MOLGEN и другие. Обучение. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом "ученике" и его характерных ошибках, затем в работе способны диагностировать слабости в знаниях обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний. ü обучение языку программирования Лисп в системе "Учитель Лиспа"; ü система PROUST - обучение языку Паскаль и другие. Классификация по связи с реальным временем. Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны. Пример. Диагностика неисправностей в автомобиле. Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени. Пример. Микробиологические ЭС, в которых снимаются лабораторные измерения с технологического процесса (производство лизина, например) и анализируется динамика полученных показателей по отношению к предыдущему измерению. Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных. Управление гибкими производственными комплексами, мониторинга реанимационных палатах и т.д. Пример инструментария для разработки динамических систем - G2.
Классификация по типу ЭВМ. На сегодняшний день существуют: 1) ЭС для уникальных стратегически важных задач на суперЭВМ (Эльбрус, CRA'. CONVEX и др.); 2) ЭС на ЭВМ средней производительности (типа ЕС ЭВМ, mainframe); 3) ЭС на символьных процессорах и рабочих станциях (SUN, APOLLO); 4) ЭС на мини- и супермини-ЭВМ (VAX, micro-VAX и др.); ЭС на персональных компьютерах (IBM PC, MAC II и подобные).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|