Здавалка
Главная | Обратная связь

Дрейф «Фрама» марта 1895 — августа 1896 гг.



 

 

Гла Игры RSS
21.  

О лО О людях и льдах

О

У берегов Гренландии обнаружено судно - покоритель Южного полюса

В середине лета 2012 года у берегов Гренландии были обнаружены останки "Терра Нова": судна, на котором британец Роберт Скотт сто с небольшим лет назад отправился покорять Южный полюс. Возможно, эта находка всколыхнет новую волну интереса к истории гонки за достижение одного из самых труднодоступных мест земли - гонки, которая закончилась для Скотта трагически.

В начале XX века на карте мира оставалось только два обширных белых пятна - рядом с Южным и рядом с Северным полюсами. Их покорением должна была закончиться эра Великих географических открытий - дальше для путешественников оставался только один путь - наверх, в космос. Антарктические и арктические экспедиции в то время начали устраивать едва ли не все уважающие себя страны, имеющие выход к морю - и Италия, и Российская империя (по большей части, неудачные), и даже совсем уж экзотическая Япония. И все же главными конкурентами британцев на море оказались не они, а еще не так давно бывшие британской колонией США с одной стороны и Норвегия, только в 1905 году появившаяся на карте мира как отдельное государство, - с другой.

 

Норвежцы начали активно изучать северные воды еще в конце XIX века, а во время экспедиции 1893-1896 годов Фритьоф Нансен совершил революцию в деле покорения Северного полюса: он позволил своему кораблю "Фрам" вмерзнуть в лед и подчинить движение течениям. В результате Нансену удалось достичь отметки в 86 градусов и 13 минут - к сожалению норвежца, околополярные течения не проходили через "нулевую точку", а для длинного санного похода у него не было ресурсов.

Тем не менее, экспедиция Нансена показала, что путь к Северному полюсу открыт, и уже через 12-13 лет после окончания его экспедиции он был действительно покорен: то ли американцем Робертом Пири, то ли его соотечественником Фредериком Куком (споры на этот счет не утихают до сих пор, соответственно, неизвестна и точная дата его открытия).

Если выход к Северному полюсу Королевское географическое общество проспало (его руководитель Клемент Маркэм, участвовавший в британской арктической экспедиции 1875-1876 годов был уверен, что "нулевая точка" просто недостижима), то покорение Южного полюса было британцами практически монополизировано. Во время национальной антарктической экспедиции 1901-1904 годов именно офицерам британского флота удалось достичь отметки 82'11 градуса южной широты, а в 1909 году Эрнест Шеклтон, поначалу коллега, а затем соперник Роберта Скотта, не дошел до полюса всего 180 километров, остановившись около 88'23 градуса.

Гонка за полюс

Следующая экспедиция - путешествие Роберта Скотта на "Терра Нова" - должна была закрепить за Великобританией открытие Южного полюса. Уже направляясь на юг, Скотт узнал, что у него будет соперник: норвежец Руаль Амундсен на нансеновском "Фраме" втайне ото всех отправился на покорение Южного полюса. Амундсен, опасаясь общественного порицания и, как следствие, потери финансирования, обставил все дело так, что даже большая часть его команды полагала, что "Фрам" пойдет к Северному полюсу.

В итоге именно Амундсен и победил в гонке за полюс, опередив Скотта более чем на месяц - норвежец смог прийти к точке назначения 14 декабря 1911 года, британец - уже в январе 1912-го. При этом Амундсен и его команда вернулись к себе на корабль без потерь (если не считать собак), а вот "Терра Нова" своего капитана и нескольких его помощников не дождалась: на обратном пути Скотт замерз, страдая от недоедания, цинги и истощения.

Ученые до сих пор спорят о том, виноват ли Амундсен в гибели экспедиции Скотта: норвежский флаг на полюсе нанес по британцам страшный психологический удар, от которого недалеко и до апатии, самоубийственной в условиях Антарктики. Однако даже если Амундсен и провинился перед британцами, то уж точно не больше, чем они сами - Скотт по ходу экспедиции сам допустил несколько "роковых" ошибок.

Например, британец сделал ставку на механизированные сани и пони в качестве тягловой силы, но ни те, ни другие надежд не оправдали - сани оказались неадаптированными к особенностям снега и льда в Антарктике, а пони своими копытами проваливались в снег и практически не могли передвигаться. В результате Скотту и его команде пришлось застрелить пони и тянуть сани на себе. Амундсен же использовал для экспедиции собак, прекрасно справившихся с холодами - они позволили норвежцам делать по несколько десятков километров в день даже при плохой погоде.

 

Кроме того, Амундсен, в отличие от Скотта, был искусным лыжником, а его система складов с запасами оказалась намного эффективнее британской: норвежцы во время экспедиции практически не болели, а вот Скотт и его команда сразу стали недоедать, что стало причиной истощения и цинги. Снаряжение норвежцев также оказалось лучше: оно было и легче, и надежнее, и теплее, чем у британцев.

И все же Скотт вошел в историю Великих географических открытий, потому что сложно придумать образ благороднее и романтичнее, а судьбу - трагичнее, чем у британца. Скотт стал олицетворением мужества и выдержки, на которую способен человек. Его путешествие - это памятник человеческим возможностям: идти сотни километров по ледяной пустыне, впрягшись в сани и постоянно недоедая, в любую стужу и ветер, идти, несмотря на поражение в деле всей своей жизни, идти и не дойти до лагеря с запасами всего около 17 километров - готовый сюжет для книги или фильма про героя-неудачника.

Скотт стал одной из последних знаменитых жертв, на которые человечество пошло ради освоения земли - уже в 20-х - 30-х годах XX века столь длительные и изнурительные путешествия не понадобились бы. Саня Григорьев из "Двух капитанов" Каверина, размышляя об Амундсене, сожалеет, что у путешественника не было самолетов: с ними покорить полюс можно за несколько часов. Скотт же остался со стихией один на один, и от этого его история кажется еще героичнее.

В Великобритании Скотт воспринимается не так, как во всем мире. Для британцев он еще и национальный герой, а его поход - это памятник не только человеческим возможностям, но и отдельно викторианской эпохе с ее убежденностью в безграничных силах подданных Империи, которые умирают, но выполняют свой долг.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.