Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы государственной власти и местного самоуправление РК по охране окружающей среды и здоровья населения.

Карагандинский Государственный Медицинский Университет

Кафедра: общей гигиены и экологии

На тему: Основы государственной власти и местного самоуправление РК по охране окружающей среды и здоровья населения.

Подготовил : студент 1-028 гр Ом

Рустемов С.А.

Проверила: к.м.н, доцент

Коваленко Л.М.

Караганда-2015

Содержание

Ведение

Основы государственной власти и местного самоуправление РК по охране окружающей среды и здоровья населения.

Список использованной литературы.

Введение

Целью экологической политики является обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. В работе раскрывается разделение конкретных полномочий в рамках общей политики между органами государственной власти, включая законодательную и исполнительную ветви. Источниками статьи послужили кодифицированные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, международные правовые акты, правоприменительная практика. Работа имеет сравнительноправовое значение, так как в научный оборот вводятся новые источники государства Республика Казахстан.
Ключевые слова: органы государственного управления, охрана окружающей среды, функции государственных органов, природопользование, рациональное использование природных ресурсов, экология, охрана природной среды, экологическое право, Экологический кодекс Республики Казахстан.
Под государственным управлением в сфере экологии следует понимать исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих государственных органов, которая направлена на обеспечение рационального природопользования и охраны природной среды.
Содержание государственного управления природопользованием и охраной природной среды определяется исходя из интересов общества, экологической политики государства. Эта политика в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и создания благоприятных природных условий направлена на совершенствование взаимодействия общества и природы.

 

 

Основы государственной власти и местного самоуправление РК по охране окружающей среды и здоровья населения.

Основу политики государства составляют:
- социальные, экономические, экологические и другие мероприятия по обеспечению здоровья народа;
- создание с учетом особенностей регионов моделей рационального природопользования;
- преодоление влияния засухи и опустынивания;
- сбалансирование использования и сохранения биологического разнообразия;
- рациональное использование и охрана земельных ресурсов;
- создание экологической безопасности.
Комплекс задач, стоящих перед государством в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, решается органами государственного управления общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Парламент, Правительство, местные представительные органы. Органы представительной власти по своему назначению выполняют руководящую роль в охране природы и рациональном природопользовании. Так, Парламент Республики Казахстан занимается законодательным выражением экологической политики государства, определяя основные направления деятельности исполнительной власти. Цель представительных органов -создание экологического права, той правовой базы, которая обеспечила бы охрану окружающей природной среды и рациональное природопользование.
Центральное место в правоприменительном процессе принадлежит органам и должностным лицам исполнительной власти. Исполнительная власть представляет сложную и разветвленную систему. И именно в этой системе механизм применения экологического законодательства проявляет уровень своей эффективности. В республике наблюдается процесс укрепления исполнительной власти, поэтому роль Президента в механизме правоприменения чрезвычайно велика.
Полномочия Президента по управлению в области охраны природы достаточно широки. Он утверждает государственные программы, издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. На сегодняшний день с момента существования института президентства принято более ста указов и постановлений Президента по вопросам охраны природы и рациональному природопользованию.
В целях совершенствования структуры органов управления охраной окружающей природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан Президент постановил сформировать на республиканском, областном и районном уровнях единую вертикальную систему органов государственного управления и контроля за сохранением и оздоровлением окружающей природной среды, воспроизводством и рациональным использованием природных ресурсов государства.
Пределы общей компетенции Правительства в области охраны природы и рационального природопользования определены в Конституции Республики Казахстан, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве» от 18 декабря 1995 года.
Деятельность Правительства связана с определением и решением наиболее важных общих мер и установлением основных направлений в данной области, разработкой и реализацией государственной экологической программы, определением экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов. Содержание этих правомочий составляет сущность государственных экологических мер. Большое значение в регулировании экологических отношений имеют нормативные акты, издаваемые Правительством Республики Казахстан.
За последние годы были приняты и введены в силу Экологический кодекс РК, Закон о недрах и недропользовании, внесены изменения в Лесной, Земельный и Водный кодексы. Также Правительством была утверждена отраслевая программа «Жасыл Даму» на 2010-2014 годы.
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительной и природоресурсной. Первую подсистему составляли до 2007 года Закон РК «Об охране окружающей среды», Закон РК «Об экологической экспертизе» и т.д. Природоресурсное законодательство представлено Земельным кодексом РК, Водным кодексом РК, Лесным кодексом и т.д.
На смену базовым законам природоохранительной подсистемы пришел Экологический кодекс Республики Казахстан 2007 года. Экологический кодекс РК разрабатывался сотрудниками правового отдела Министерства охраны окружающей среды, экспертами, правоведами, работающими на крупных предприятиях Казахстана.
По своему содержанию Экологический кодекс Республики Казахстан должен отразить сложную систему законодательства о природных ресурсах, где отношения по использованию и охране подчинены главной цели - сохранению качества природы. Именно в Экологическом кодексе должны быть закреплены нормы экологических условий использования земли, полезных ископаемых, лесов, которые затем будут конкретизированы в соответствующих законах «О земле», «О недрах», «О лесах» и т.д. Экологический кодекс должен закрепить систему государственного управления, где Министерство экологии и биоресурсов было бы координационным органом для министерств, занимающихся использованием природных ресурсов, и подчинялось бы не Правительству, а непосредственно Парламенту республики. И основной мерой более конкретного решения экологической проблемы было бы выделение из госбюджета фонда по экологическим платежам и передача его в ведение Министерства экологии и биоресурсов.
Кроме нормотворческой деятельности Правительство принимает непосредственное участие в охране окружающей среды. При Правительстве
действовала Комиссия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, созданная 4 февраля 1983 года для систематического контроля за проведением всех мероприятий в области охраны природы, а также координации деятельности министерств и ведомств, общественных организаций по этому вопросу. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы взаимодействовали с международными экологическими организациями и ведали вопросами, входящими в круг их компетенции.
Государственные органы специальной компетенции в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством либо отдельным принятым правительственным актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции.
По объему и характеру компетенции эти государственные органы подразделяются на три вида: межотраслевые, отраслевые, функциональные.
Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач. К ним относится Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан (МООС). По выполняемым функциям министерство это имеет ряд особенностей. Первая из них - комплексное выполнение контрольноинспекционных функций. Другая особенность заключается в том, что МООС относится к числу хозяйственных министерств, оно напрямую ведает управлением использования природных ресурсов. Отсюда вытекает третья особенность - функция государственного экологического контроля находится, как и должно быть, не в отрыве от руководства эксплуатацией природных ресурсов.
Данные функции МООС распределены между ведомствами:
- Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан;
- Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан;
- Комитет рыбного хозяйства Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан;
- Комитет по водным ресурсам Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан.
Правовой статус министерства складывается из следующих функций: координационной, регулятивной, контрольно-инспекционной,
разрешительной, информационной, международной. Координацией охраны природных объектов занимаются специально уполномоченные органы, а также все другие министерства и ведомства, связанные с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.
При регулировании природопользования МООС утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, правила ведения хозяйственной деятельности, которая оказывает влияние на окружающую природную среду. Эти нормы и правила имеют обязательное юридическое значение для всех природопользователей, независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности.
Координациятесно связана срегулятивнойфункцией,впроцессекоторой МООС издает нормативные акты по охране и рациональному использованию природной среды, обязательные для всех природоохранительных органов и природопользователей.
Контрольно-инспекционная деятельность министерства выполняется непосредственно его аппаратом или через территориальные органы. Сущность этой деятельности состоит в выдаче разрешений на пользование, в государственной экологической экспертизе, руководстве и ведении заповедного дела в республике.
Разновидностью контрольно-инспекционной функции министерства является разрешительная. В рамках этой функции и в пределах своей компетенции МООС:
- выдают разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ, их захоронение, пользование растительным и животным миром;
- определяют нормативы, лимиты, условия природопользования, разрабатывают стандарты, регламентирующие природоохранную деятельность.
Большое значение в деятельности министерства имеет информационная функция. Совместно с другими органами МООС обеспечивает функционирование экологических информационных систем. Министерство охраны окружающей среды обязано выдавать своевременную и правдивую информацию о состоянии окружающей среды и ее изменениях под воздействием хозяйственной деятельности. Министерству как головному органу комплексной охраны природной среды принадлежит ведущая роль в руководстве охраной природно-заповедного фонда, организации экологического образования и воспитания, развитии международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Данные функции возложены на подведомственное учреждение республиканское государственное предприятие «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды Республики Казахстан».
В РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» ведется работа по созданию однородного единого хранилища, постоянно пополняемого информацией, систематизированной по направлениям, в области охраны окружающей среды и природопользования.
В структуру РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» входят следующие подразделения, аккумулирующие статистическую информацию: Центр экологической информации и
Орхусский центр.
Центр экологической информации создан при РГП «Информационноаналитический центр охраны окружающей среды» согласно Приказу МООС РК от 12 сентября 2005 года № 264-п. В центре экологической информации хранятся Национальные доклады о состоянии окружающей среды в
Республике Казахстан за 2004-2008 годы, отчеты о научно-исследовательских работах в области охраны окружающей среды за период с 2004 по 2008 год, нормативно-правовые документы. Экологическая информация хранится на бумажных и электронных носителях. Специалистами фонда осуществляется непрерывный мониторинг выпуска республиканских и международных инструктивных, нормативно-методических и законодательных документов в области охраны окружающей среды, природопользования, охраны труда, здоровья, экологической и промышленной безопасности, по чрезвычайным ситуациям.
РК ратифицировала Законом от 23 октября 2000 года № 92-11 Орхусскую конвенцию. РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» определено рабочим органом по реализации Орхусской конвенции. В связи с этим на базе РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» создан Орхусский центр, в ведении которого находятся следующие цели и задачи:
- обеспечение прав общественности на своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды, о планируемой и осуществляемой деятельности, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду;
- установление взаимосвязи между общественностью и государственными органами;
- оказание практической помощи правительственным организациям и служащим в выполнении своих обязательств по реализации положений Конвенции;
- экологическое просвещение и повышение уровня информированности общественности о проблемах окружающей среды;
- содействие участию общественности в процессе принятия решений и получению доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
- изучение международного опыта и развитие международного сотрудничества в области реализации положений Орхусской конвенции.
Также к подведомственным организациям МООС относятся: акционерное общество «Казаэросервис», акционерное общество «Жасыл Даму», акционерное общество «Научно-производственное объединение «Евразийский центр воды»», РГП «Казгидромет».
Акционерное общество «Казаэросервис» - единственное в Республике Казахстан специализированное предприятие по метеорологическому обеспечению гражданской авиации.
Акционерное общество «Жасыл Даму» отвечает за управление бесхозяйными опасными отходами, поступившими в республиканскую собственность по решению суда, а также является оператором реестра углеродных квот в рамках Национальной системы торговли углеродными квотами в соответствии с Экологическим кодексом РК.
Деятельность акционерного общества «Научно-производственное
объединение «Евразийский центр воды»» направлена на комплексное решение вопросов исследования и охраны водных ресурсов, включая:
- экологическое обоснование возможностей реализации крупных прорывных проектов в водной сфере;
- научное обоснование и поддержку создания трансграничных зон устойчивого развития;
- научные исследования закономерностей формирования и прогнозирования тенденций изменения объемов и качества водных ресурсов в связи с усилением хозяйственной деятельности в водных бассейнах Республики Казахстан и Евразийского континента в условиях глобального изменения климата;
- анализ развития водного сектора экономики стран континента;
- организацию и проведение научных исследований в сфере физики, химии и физиологии воды;
- разработку современных стандартов качества питьевой воды, соответствующей физиологическим потребностям человеческого организма;
- научное обоснование и внедрение системы оздоровления населения Республики Казахстан на основе использования клиникопрофилактических свойств воды, с созданием сети рекреационных объектов.
РГП «Казгидромет» проводит мониторинг состояния окружающей среды по следующим направлениям:
- мониторинг атмосферного воздуха;
- мониторинг состояния атмосферных осадков и снежного покрова;
- мониторинг качественного состояния поверхностных вод;
- мониторинг состояния почв;
- радиационный мониторинг;
- мониторинг трансграничных водотоков;
- фоновый мониторинг
К государственным органам специальной компетенции, осуществляющим отраслевые функции управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, относятся также органы государственного управления в сферах земельных отношений, охраны недропользования, водных ресурсов и сельского хозяйства.
Отраслевое управление в области охраны природы и прежде всего использования природных ресурсов строится в основном по признаку его объектов. Права и обязанности органов государства в области управления природными ресурсами определяются законодательными актами, а также положениями, утвержденными Правительством, которые регламентируют их деятельность. В своей деятельности эти органы обязаны придерживаться тех нормативных актов, которые издает Министерство охраны окружающей среды, потому что они обязательны для всех природоохранных органов и природопользователей.
К функциональным органам относятся Министерство внутренних дел, Таможенный комитет, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения Республики Казахстан и Комитет геологии и недропользования. Эти органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов. Например, в составе государственных органов экологического управления и контроля особое место принадлежит Министерству внутренних дел, которое обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, силами вневедомственной милиции охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране окружающей природной среды.
Основным источником информации МВД РК в области природоохранной деятельности является Управление природоохранной и ветеринарной полиции, в сферу деятельности которого входят следующие вопросы:
- борьба с экологическими правонарушениями;
- сохранение биологического разнообразия растительного и животного мира, решение проблем в борьбе с браконьерством;
- организация и проведение противоэпизоотических мероприятий при угрозе и возникновении остроинфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных.
Основными статистическими показателями МВД РК в области охраны окружающей среды являются:
- количество выявленных нарушений природоохранного законодательства;
- количество возбужденных уголовных дел;
- количество административных протоколов;
- учет изъятых вещественных доказательств;
- оценка ущерба нанесенного в процессе браконьерства и незаконной вырубки лесов.
Таможенный комитет выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом сырья, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.
Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет следующие задачи в сфере экологического контроля:
- государственный контроль за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью;
- аварии и происшествия на автотранспорте;
- аварии и происшествия на железнодорожном транспорте;
- аварии и инциденты на авиатранспорте и при запуске космических
аппаратов;
- пожары;
- взрывы газа;
- взрывы и обнаружение боеприпасов, несчастные случаи техногенного
характера;
- производственные аварии;
- аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ и
радиоактивных веществ;
- аварии в системах жизнеобеспечения;
- гидрометеорологические и геологические опасные явления (паводки, наводнения, оползни, штормовой ветер, природные пожары);
- опасные инфекционные заболевания людей и животных;
- землетрясения;
- ведение спасательных операций.
Комитет геологии и недропользования в числе других задач,
обусловленных его статусом, организует и осуществляет государственный горный надзор за соблюдением правил пользования недр, безопасного ведения работ, предупреждения и устранения их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяйство. В круг вопросов Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий РК также входят:
- обеспечение автоматизированного сбора, хранения, обработки и предоставления в пользование цифровых данных о состоянии недр и недропользовании;
- обеспечение информационной базы для прогнозирования месторождений, геологического изучения недр, обоснования государственных и инвестиционных программ геологического изучения и освоения объектов недропользования;
- обеспечение информационной базы для принятия решений государственными органами в сфере недропользования;
- мониторинг недропользования;
- обеспечение функционирования единого информационного пространства, объединяющего недропользователей и государственные органы управления в сфере недропользования.
Вопросы касательно загрязнения окружающей среды при проведении работ по разведке и добычи природных ископаемых передаются в МООС РК.
Министерство здравоохранения Республики Казахстан осуществляет сбор и обработку статистической информации, охватывающей различные показатели медико-демографической ситуации в РК в разрезе областей.
Компетенция местных органов государственного управления включает в себя важные вопросы, влияющие на экологическую ситуацию области, района, города. Местные представительные органы Республики Казахстан имеют право утверждать обязательные правила, предусматривающие административную ответственность за их нарушения по охране и содержанию земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы; санитарной очистке территорий, содержанию и защите зелёных насаждений; застройке территории населенных пунктов. Данные правила являются экологическими,
и за их нарушение по действующему законодательству предусмотрена административная ответственность. Правила, которые принимают маслихаты, не должны противоречить действующему законодательству.
Таким образом, только оценка состояния природной среды и экологического районирования Республики Казахстан позволит понять эффективность государственного экологического контроля при имеющейся системе распределения полномочий и ответственности.
Также можно сделать вывод о том, что охрана окружающей среды в Республике Казахстан занимает значительное число государственных специальных уполномоченных органов, которые курируют отдельные вопросы в данной отрасли. МООС РК как центральный орган не выполняет координирующую роль в деятельности других министерств и имеет такой же, как и они, статус подчинения. Возможно, данный вопрос можно было бы решить на уровне создания Экологического совета при президенте Республики Казахстан, в этом случае работа по охране окружающей среды в рамках государства была бы более эффективной.

 

 

Список использованной литературы.
1. Анализ состояния охраны окружающей среды. Выявление социальноэкономических факторов и условий, оказывающих воздействие на загрязнение атмосферного воздуха. - Астана, 2010.
2. Байдельдинов Д.Л, Куратов С.Г Правовые проблемы реформирования экологического законодательства Республики Казахстан. - Алматы, 1998.
3. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года № 160-1 «Об охране окружающей среды».
4. Конституция Республики Казахстан.
5. Культелеев С.Т Экологическое право Республики Казахстан. - Алматы, 2007.
6. Охрана окружающей среды и устойчивое развитие Казахстана: статистический сборник / под ред. А. Смаилова. - Астана, 2009.
7. Положение о Министерстве по охране окружающей среды № 172 от 25 февраля 2013 года.
8. Сайт Орхусской конвенции. URL: www.unece.org/env/pp/treatytext.htm.
9. Стамкулов А.С. Экологическое право Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-organov-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-ohrany-okruzhayuschey-sredy-v-respublike-kazahstan#ixzz3sUwP8nui





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.