Здавалка
Главная | Обратная связь

Города – как туристские центры



В России понятием «город» определяется поселение с численностью населения свыше 12 тыс. человек (по критериям ООН – 20 тыс. человек и более), с занятостью жителей вне сельскохозяйственным трудом (промышленным производством, торговлей, наукой, культурой и т.п.).

По международным нормам туристским центром может считаться город (район), который посещает вдвое большее количество людей, чем живет постоянно, т.е на каждого жителя города должно приходиться более, два или более приезжих за год. Весьма показательным станет сравнение Москвы и Санкт-Петербурга (как самых посещаемых туристами городов России) с другими городами Европы, пользующимися популярностью у туристов. Статистика показывает, что в среднем на каждого парижанина приходится 6 туристов в год, жителя Амстердама – 5,2; на жителя Лондона и Копенгагена — почти 4, Барселоны, Вены и Праги – 2,5; Рима, Берлина, Мадрида – около 2. Для Санкт- Петербурга данный показатель составляет 0,7; для Москвы – 0,2 туриста на каждого жителя. Таким образом, даже самый посещаемый туристами город России пока не может претендовать на статус туристского центра.

В мире, и в России, немало современных мегаполисов, которые привлекают туристов разнообразными возможностями проведения бизнес мероприятий, реализацией образовательных возможностей, так и предложениями занятия разнообразными видами отдыха. Однако, для определения перспектив развития туризма особое значение имеют так называемые исторические города.

Федеральным Законом РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением называется городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно — пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты.

К подобным поселениям могут быть отнесены как крупные, так и малые города. К категории «малых городов» относят городские поселения с населением от 12 до 50 тыс. человек. Малые города — самая многочисленная группа городских поселений во всем мире. Большинство малых городов имеют статус исторических. Важнейшей особенностью небольших городских поселений является активное взаимодействие с живой природой, первозданным ландшафтом. Характеру жизни населения, проживающего в таких городах, свойственны неспешность и размеренность повседневности, близкое знакомство жителей друг с другом. Здесь сохраняются традиции, обычаи, мифы, фольклор и т. д.

В нашей стране в 1949 г. впервые в мире был утвержден список исторических городов (в него вошли 541 поселение: города, поселки, села, станицы.). В большинстве стран Европы созданы национальные Ассоциации, Союзы, Лиги и иные объединения исторических городов..В 1987 г. в Вашингтоне была принята Международная хартия по охране исторических городов. Союз Исторических Городов и Регионов был создан 1999 г.Союзом была принята декларация, в которой отмечается, что каждый город и регион имеет свою историю. Города и регионы становятся историческими тогда, когда они сами начинают относиться к своему прошлому, как к бережно сохраняемой ценности, как к фундаменту своего будущего развития.

Исторический город – городское поселение, сохранившее комплекс культурного наследия (планировка и застройка, памятники и историческая среда), представляющего значительную художественную, научную и мемориальную ценность и рассматриваемого местным сообществом и избранными им вла­стями, как общее достояние и потенциал для дальнейшего развития.

Исторический регион – совокупность поселений и сельских местностей, объединенных во взаимосвязанный единой инфраструктурой комплекс культурного и природного наследия и являющийся объектом деятельности по его сохранению и рациональному использованию на региональном уровне.

Исторический регион включает в себя творения человека и при­роды, представляющие ценность с точки зрения археологии, исто­рии, градостроительства, эстетики, этнологии или антропологии, расположенные в пределах и за пределами исторических городов, включая памятные места, некрополи, мавзолеи и отдельные захоронения, ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, культурные слои, остатки построек древних поселений, объектов фортификационного назначения, религиозного назначения - храмов, церквей, монастырей, культовых комплексов, святые места и места совершения обрядов.
Исторические регионы в России обычно складываются на основе крупного города в совокупности с расположенными в зоне его влияния малыми городами, поселками, деревнями, селами, хуторами, ценными природными ландшафтами, которые объединяются общим историческим и культурным контекстом.

Проблемы возрождения и развития исторических городов и регионов относятся к стратегическим, затрагивающим все сферы деятельности, а связанные с ними решения могут иметь значительные политические, социальные, экономические последствия, поскольку наглядно демонстрируют способность властей решать проблемы местного, регионального, общероссийского и международного значения.

К настоящему времени большинство малых исторических городов России находятся в запустении и разрухе, и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы. Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне.

Развитие населенных мест определяется местом и значением в развитии и размещении производительных сил, ролью в системе расселения.

Важное значение в устойчивом социально-экономическом развитии городов играет их транспортно-географическое положение.

В отечественной практике из сферы организации туризма, как правило, выпадают задачи создания развитой системы дополнительного обслуживания и рекреационной инфраструктуры, сегодня усложнились проблемы градостроительного и административно-правового регулирования территориальной организации туризма в целом. В настоящее время характерный для большинства исторических малых городов и поселков экономический кризис лишает их возможности самостоятельно решать свои проблемы по использованию ценного историко-культурного потенциала. В постперестроечные годы многие города утратили свои организационно-хозяйственные функции. Требуется диверсификация экономической базы исторических городов, направленная на реализацию приоритетных направлений туристско-рекреационной деятельности, развитие народных художественных промыслов и традиционно-исторических производств с включением их в рыночные отношения. Особого внимания требуют отрасли социальной сферы.

Важное значение должно быть уделено общей функционально-планировочной структуре городов, выявление таких форм использования, организации и функционирования памятников в рамках единой системы, которые обеспечивали бы их сохранность и дальнейшее развитие. Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие сектора экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует увеличению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений.

Поскольку историческая среда находится в системе городов и поселений, где нет четких граней между инфраструктурой, обслуживающей туристов и социальной инфраструктурой для населения, то следует говорить о комплексном социально-экономическом развитии исторических городов. Одной из первоочередных задач развития туризма - создание системы мотелей, кемпингов, придорожных гостиниц и постоялых дворов на основных маршрутных трассах (внутренних и радиальных с учетом трасс международного туризма).

Политика развития гостиничных объектов должна быть направлена, прежде всего, на строительство новых гостиниц туристского класса, в основном трех-звездных, а также малых гостиниц в исторических центрах городов. Кроме этого, необходима модернизация существующих малокомфортных гостиниц с целью приведения их к уровню, соответствующему классу «две-три звезды».

Таким образом, туризм открывает широкие возможности для устойчивого развития исторических городов, роста их самостоятельности, более активному направлению средств на сохранность историко-культурного наследия.

Исторические города России можно подразделить на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия.

Категория Ι - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.

Категория ΙΙ - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.

Категория ΙΙΙ - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.

Категория ΙV - прочие исторические города.

Проектирование развития туристско-рекреационной деятельности в городе требует учета многоплановых и разноаспектных особенностей. При туристско-рекреационном поектироании разработчику необходимо составить общую характеристику города, для чего можно рекомендовать следующий план.

1. Оценка географического положения города. Координаты. Положение относительно крупных объектов гидросети. Положение относительно крупных форм рельефа. Влияние этого положения на планировку города, на современную хозяйственную жизнь, на транспортные связи города. Положение относительно месторождений полезных ископаемых, промышленных центров. Положение относительно транспортных путей. Оценка современного экономико-географического положения города. Показатели, характеризующие величину, значение и место данного города среди городов области, района. Тип города (по численности населения, основным функциям и генезису). Городская символика. Размеры территории: площадь, протяженность с севера на юг и с запада на восток. План уличной городской сети. Наличие и положение центрального городского ядра. Городская топонимия.

2. Природные условия города. Их оценка как фактора благоприятствующего или затрудняющего развитие города. Влияние геологического строение на рельеф и гидрогеологический режим города. Значение полезных ископаемых, добываемых в окрестности города, для производства местных строительных материалов, характеристика этих материалов с архитектурной точки зрения. Особенности рельефа, влияющие на внешний облик города. Оценка геоморфологических условий для расширения городских территорий, развития городского транспорта и т.д. Характер грунтов. Оценка грунтов с точки зрения градостроительства, прокладки транспортных магистралей. Характеристика почв в городе. Оценка климатических условий с точки зрения здоровья и жизни человека. Влияние климата на характер построек города. Оценка климатических условий на размещение предприятий и жилых массивов в черте города и в предместье, расположение зеленых массивов, определяемое климатом. Метеорологическая сезонность. Фенологические особенности природы. Сроки начала и конца фенологических сезонов года. Фенологический календарь. Естественные и искусственные водоемы на территории города. Грунтовые воды. Влияние гидрологических условий на планировку, строительство и благоустройство города. Оценка вод, как источников водоснабжения, мест для размещения оздоровительных учреждений, развития рекреационных зон. Растительность естественная и насажденная. Обусловленность размещения зеленых насаждений. Основные древесные породы, используемые в озеленении улиц и дворов города. Птицы города, условия для их гнездования, перезимовки. Проблема бездомных животных и пути ее решения. Городские сады и парки.

3. Историко-географические особенности формирования и развития города. Памятники археологии. Коренное население, этнологическая характеристика. Этнографические особенности (традиционные поселения, их внешний облик и внутреннее устройство, народное зодчество, предметы, характеризующие бытовой уклад, орудия и результаты труда как свидетельство многообразия форм и характера основных и подробных занятий населения, одежда и украшения, предметы народного промысла и народно-художественного творчества, предметы, используемые при совершении ритуальных действий, обычаев, обрядов и др.). Время возникновения и причины размещения города на данном месте в данную эпоху. Основные этапы в историческом развитии города в связи с историей развития страны и региона. Процесс формирования населения города. Изменение экономико-географического положения города, функций города и его размеров. Влияние историко-экономического прошлого города на его планировку, застройку, архитектуру и внешний облик. Разделение городской территории на части по периодам их формирования.

4. Население и трудовые ресурсы. Динамика численности населения города за время его существования. Численность населения по данным переписи. Половой и возрастной состав. Естественный прирост населения. Численность пенсионеров, показатель средней продолжительности жизни. Долгожители. Миграции. Проблемы мигрантов и пути их решения. Национальный состав населения. Сохраняющиеся национальные традиции и т.д. Национальные и городские праздники. Показатели занятости трудоспособного населения. Социальный состав населения, распределение трудоспособного населения по отраслям. Исторически сложившиеся трудовые навыки населения, их современное влияние на производство. Расселение населения по отношению к местам работы. Соотношение жилых и промышленных районов города. Выдающиеся уроженцы и жители города. Сохранение городом памяти о них.

5. Современные функции города.

Административно-политические функции. Муниципалитет. Система охраны порядка. Военные учреждения. Тюрьмы.

Производственная функция города. Промышленная структура города. Промышленность, связанная с разработкой вблизи города источников минерального сырья, использованием гидроэнергии и лесных массивов. Основные предприятия по отраслям. Уникальные производства. Размещение предприятий по территории города и его объяснение. Значение городской промышленности для экономики города, региона, страны. Проблемы и перспективы промышленного развития города. Оценка промышленного производства с точки зрения воздействия на городскую среду. Характеристика крупнейших предприятий: время и причины возникновения предприятия, основные этапы развития, географическое положение по отношению к природным условиям, транспортным путям, по отношению к другим населенным пуристам, особенности технологического процесса, схема технологического процесса, структура предприятия, ассортимент продукции и его изменение, производственные связи с другими районами, с потребителем, схема производственных связей, численность работников предприятия, планы реконструкции и перспективы развития, экологическая сценка предприятия.

Финансовая функция города. Значение города в валютно-финансовой структуре области. Крупнейшие банки.

Транспортная функция. Город как транспортный узел. Железнодорожные, речные (в том числе каналы) морские, шоссейные, грунтовые пути, расходящиеся от города, или проходящие через него. Авиалинии. Трубопроводы. Время их прокладки и их современная работа. Связи города (пассажирские и грузовые) с другими городами страны. Характеристика городского транспорта. Состояние транспортных путей и транспортного парка города. Обеспеченность различных районов города транспортными связями. Проблемы транспорта, перспективы развития.

Градостроительная функция города. Особенности городской застройки.

Архитектура прошлого и современности. Доля государственной и частной застройки. Ведущие строительные компании города.

Коммунально-хозяйственная функция. Источники водоснабжения, водопровод. Канализация. Электроснабжение, источники выработки энергии, пути передачи. Газоснабжение.

Торговая функция города. Город как торговый пункт в прошлом и в настоящем. Городские рынки. Крупнейшие магазины.

Социально-бытовая функция. Системы сети общественного питания. Распределение и специфика предприятий службы быта. Гостиницы. Общежития. Детские дома. Дома престарелых. Городские кладбища.

Медико-здравоохранительная функция. Доля городского населения, занятая в здравоохранении. Лечебные особенности природной среды города: целебные минеральные источники, лечебные грязи, море, благоприятный климат и т.д. Характеристика оздоровительных учреждений. Санатории, пансионаты, дома отдыха на территории города и в предместье.

Научно-образовательная функция. Научные учреждения, их специализация. Учебные учреждения.

Культурно-просветительная функция. Библиотеки. Музеи. Театры, галереи, дворцы культуры и др. Дома моды. Основные этапы развития художественной культуры города в различные исторические периоды.

Информационно-коммуникативная функция. Печать. Связь. Почта. Радио. Телевидение. Городские издательства. Газеты, журналы, карты.

Рекреационно-спортивная функция. Сады, парки, бульвары, лесопарковые зоны. Характеристика равномерности и состояния зеленых насаждений. Главные городские природные и культурно-исторические достопримечательности. Город, как центр отечественного и международного туризма. Турагенства. Экскурсионные бюро, экскурсионные маршруты. Основные достопримечательности, рекомендуемые для посещения туристами. Спортивные сооружения.

6. Городские пригороды. Естественные и культурные ландшафты пригородной местности. Пригородные промышленные предприятия, поселения, дачные садоводческие территории и места отдыха. Специализация пригородного сельского хозяйства. Размеры пригородной зоны и ее транспортная обеспеченность. Работа пригородного транспорта. Рекреационные возможности пригородных территорий. Дома отдыха, туристические базы. Территории и объекты, нуждающиеся в охране.

7. Состояние городской природной среды. Изменение человеком природной среды города. Служба мониторинга за состоянием природной городской среды. Сравнительная характеристика города с другими городами региона (страны) по уровням загрязненности водных объектов, атмосферного воздуха, уровню шума, оценке радиационной обстановки, загрязнения городских почв. Состояние зеленых насаждений. Оценка степени благополучия города по основным экологическим ориентированным показателям заболеваемости и смертности населения. Комплексная оценка состояния среды города и перспективы ее изменения. Характеристика состояния очистных сооружений различного профиля. Служба городского и районного санэпиднадзора. Природоохранные организации, оценка их деятельности. Мероприятия по охране и улучшению природной среды. Выявление и характеристика городских природных достопримечательностей, нуждающихся в охране.

8. Прогнозирование дальнейшего развития города.

Основные направления возрождения исторических городов включают следующие положения:

Сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика, как важнейшего компонента национального культурного достояния;

Комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;

Органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;

Современное использование ценных зданий и традиционных градостроительных решений;

Ликвидация отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;

Внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса, стабилизации и перехода к устойчивому развитию местных экономик, в том числе социальной сферы;

Организация на основе исторических городов центров туризма неразрывно связана с необходимостью улучшения состояния инфраструктуры, условий экономической деятельности, возрождения традиционных производств и ремесел, народных художественных промыслов, ярмарок, выставок, повышения благосостояния населения и поддержки традиционного образа жизни.

Для каждого исторического города или поселка должны быть составлены историко-архитектурные и историко-археологических опорные планы и разработана градостроительная документация с учетом выявления территориального, историко-культурного, функционально-хозяйственного и природно-ландшафтного потенциалов. Должны быть проведены работы по установлению границ исторических территорий и их юридическое закрепление с разработкой системы ограничений и требований;

При проектировании генеральных планов исторических городов основными задачами формирования архитектурно-планировочной композиции рекреационных зон являются:

· установление масштаба и системы планировочных модулей, увязанных с масштабом элементов окружающего природного и культурного ландшафтов;

· определение принципов силуэтного построения комплексов застройки и их высотных доминант; установление метроритмических интервалов чередования застроенных и открытых пространств, компонентов природного ландшафта вдоль основных трасс движения;

· фиксирование главных композиционных узлов района, города, формирующихся в зонах природных доминант, в точках пересечения транспортных коммуникаций, рек, на границах контрольных сред – разработка концепции общей силуэтной композиции с выделением основных рекреационных объектов;

· объединение визуальных взаимосвязей проектируемых и существующих рекреационных объектов с доминирующими элементами природного ландшафта с целью организации охранных зон, зон регулирования застройки и др.

При реконструкции исторических центров необходимо обеспечить преемственность исторических градостроительных традиций. Введение новых объектов в исторически сложившуюся среду должно соответствовать окружающему архитектурному контексту.

Развитие инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения современного уровня благоустройства исторической среды городов включает необходимость:

· совершенствования организации уличного движения со снижением его интенсивности, выводом транзитного транспорта из исторических центров городов;

· реконструкции и строительства инженерных сетей и сооружений (водопровод, канализация, очистные сооружения);

· благоустройства улиц, дворов, озелененных пространств, производственно-хозяйственных зон и т.д.

Необходимость улучшения состояния окружающей среды на исторических территориях требует:

· разработки мероприятий по защите оснований исторических зданий от подтопления, береговых линий от размыва, организации мониторинга состояния геологической среды;

· развития систем особо охраняемых природных территорий в исторических городах и их окрестностях.

Для развития социально-экономической сферы исторических городов необходимо ориентироваться на сохранение существующих и создание новых рабочих мест, перспективных с точки зрения развития туризма, народных ремесел и промыслов, других видов хозяйственной деятельности, основанной на использовании исторических традиций и местных природных ресурсов.

В России существует две историко-рекреационные зоны, созданные на основе использования наличия в одном туристском регионе исторических городов. Первая – в цетральном регионе европейской части России названа «Золотое кольцо России», вторая – в северном регионе европейской части – «Серебряное кольцо России». Приведем их краткие характеристики.

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1.Что такое Территориально-рекреационные системы? Назовите исследователей, которые разрабатывали учение об этих системах.

2.Дайте характеристику концепции «территориальных туристско-рекреационных систем» и ответьте какие четыре уровня ТТРС выделяет Л.Ю. Мажар?

3. Что такое кластерный подход?

4.Объясните понятие «-туристско-рекреационный комплекс региона». Перечислите и охарактеризуйте структурные компоненты ТРКР.

5.Дайте определнеи рекреационному районированию. Какие принципы должны соблюдаться при процедуре районирования?

6. Перечислите районооразующие факторы в международном туризме.

7.Какие основные признаки рекреационных районов Вы знаете?

8. Назовите и охарактеризуйте рекреационные зоны России.

9. Что такое особые экономические зоны туристско-рекреационного профиля. Приведите примеры.

10.Дайте характеристику современному развитию туризма в России

11. Перечислите основные факторы, сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма в России.

12. Что подразумевает под собой понятие туристский центр. Приведите примеры.

13. Дайте класификацию туристским центрам.

14. По каким параметрам проводится характеристика города при туристско-рекреационном поектироании?

 

Индивидуальное задание:

1.Выберите любой город Северо-Западного региона России и проведите его характеристику туристско-рекреационного проектирования по приведенному в пункте 4.7. плану.

Разработайте сценарий развития данного города, функционирующего как экскурсионный центр.

2.Проанализировать функционирование современных ТРЗ России и дать обоснование рациональной структуры зонального проектирования (на примере одного комплекса или зоны по выбору студента).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.