Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭФФЕКТ ИМИТИРОВАНИЯ



Во многих спектаклях актеру по ходу сценического действия приходится играть на том или ином музыкаль­ном инструменте. Однако далеко не каждый актер может достаточно профессионально владеть им. И тогда при­бегают к эффекту имитирования. Актер на сцене делает вид, что играет на инструменте, а за кулисами или шир­мой музыкальное произведение исполняет -

Стр. 105

профессиональный музыкант. Нередко для подобного случая используют магнитную фонограмму с записью «игры» исполнителя.

Выбор того или иного способа имитирования зависит от характера сценического действия. В одном случае оп­равданным будет приглашение музыканта, так как он более чутко может следовать за действием актера, «иг­рающего» на музыкальном инструменте. В другом — це­лесообразнее применить фонограмму, так как это позво­ляет упростить процесс организации подобного эффекта и более точно локализовать «звучащий» инструмент, раз­мещая громкоговоритель поблизости* от актера.

С помощью фонограммы стало возможным имитиро­вать пение актера, что в прежние времена было трудно осуществить. Теперь любой драматический актер может высокопрофессионально «исполнять» в спектакле самые сложные вокальные произведения.

В спектакле «Что делать?» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) на сцене бутафорский рояль, ис­полнительница роли Веры Павловны садится за инстру­мент и начинает играть — за кулисами в это время звучит настоящий рояль. В нужный момент на сильную долю звучания музыки включают фонограмму арии из «Риголетто»— Вера Павловна громко «поет», продолжая сама себе «аккомпанировать». Конечно, потребовались много­численные репетиции, определенные усилия, чтобы трио — концертмейстер за кулисами, звукорежиссер в ап­паратной и актриса — на сцене действовало синхронно.

С помощью фонограммы можно имитировать и хоро­вое пение. Во втором акте спектакля «У времени в плену» (Московский театр Сатиры) один из героев этой пьесы Ваня Коммунист, выйдя на авансцену и обращаясь к потомкам, которые собрались в зрительном зале, поет революционную песню. Эту песню «подхватывают» воен­ные моряки нашего поколения, стоящие как бы в почет­ном карауле по бокам авансцены, фонограмма их пения воспроизводится с порталов зрительного зала, создавая полную иллюзию массового хорового исполнения.

В зависимости от стиля спектакля, его режиссерской трактовки, от художественного эффекта, который хотят получить, иногда используют запись пения самого актера, воспроизводя ее именно в том месте, где размещается ис­полнитель. Или для записи пения приглашают профес­сионального певца.

Стр. 106

В отдельных случаях эффект имитирования может стать неотъемлемым и даже важнейшим компонентом спектакля.

На протяжении всего спектакля «Сверчок» в постановке Театра им. Моссовета звучат современные танце­вальные ритмы и польские песенки, которые поют по ходу действия варшавские студенты бюро добрых услуг «Свер­чок». Для имитации пения актеров были подобраны популярные вокальные произведения, напетые на грампластинки известными польскими эстрадными певцами.

Особенно «виртуозно» отработаны актерами концертные номера в музыкальном антракте этого спектакля. Выступая перед микрофоном, актеры для полноты иллю­зии тщательно соблюдают не только все артикуляцион­ные особенности польской речи, но и все условности концертного выступления. Так, «певица» в длинном ве­чернем платье по ходу своего выступления заглядывает в маленькую книжечку: не забыть бы слова. Другой ак­тер, «исполняющий» на польском языке популярную песенку «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон», лихо отплясывает этот танец при музыкальном проигры­ше. Но в тот момент, когда с фонограммы должно про­звучать начало нового куплета, актер быстро возвращает­ся к микрофону, чтобы «петь». Другую популярную песенку «Батуми» из репертуара польского вокального ансамбля «Филлипинки» исполняет женский квартет, точно следуя за всеми интонационными особенностями звучания фонограммы. Данный прием имитирования широко применяют в популярной телевизионной передаче «Кабачок «13 стульев».

УНИСОННОЕ ЗВУЧАНИЕ

Данный эффект заключается в том, что при музы­кальном сопровождении спектакля одновременно со зву­чанием театрального оркестра воспроизводится фоно­грамма этого же музыкального произведения.

Как бы качественно ни была записана фонограмма, как бы искусно она ни вводилась в сценическое действие, все же налет некой механичности в ее звучании всегда ощущается.

С другой стороны, малочисленный состав театраль­ного оркестра, размещенный в оркестровой яме или даже

Стр. 107

за кулисами, не в состоянии создать необходимое эмо­циональное звучание музыкального произведения. Таким образом, «живой» оркестр вносит в исполнение эффект, присутствия, непосредственность, подчеркивает нюансы звучания, которые часто пропадают в записи, а фоно­грамма может звучать со всех точек зрительного зала и сцены с мощью, недоступной театральному оркестру. Кроме того, что не менее важно, исполнительское каче­ство звучания фонограммы может быть существенно вы­ше звучания театрального оркестра. Во-первых, за счет возможности увеличения при записи числа исполнителей, особенно струнной группы, во-вторых; всегда можно за­писать несколько вариантов данного произведения, вы­брав наилучший. Таким образом, фонограмма может в какой-то степени «заретушировать» слабые стороны исполнительской техники театрального оркестра.

Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств му­зыкального оформления спектакля.

В зале темно, сцена слабо освещена свечами, тускло поблескивают зеркала на сцене, чуть светится оркестро­вая яма. Но вот неожиданно над ней взметнулась фигу­ра дирижера, он взмахнул палочкой, и полились звуки замечательного вальса Хачатуряна. Звуки музыки ширятся, постепенно переливаясь из оркестровой ямы и за­полняя собой весь зрительный зал и всю сцену. Дирижер в упоении руководит гигантским оркестром, предваряя трагедию Нины и Арбенина. Так начинается одна из сцен спектакля «Маскарад» в Театре им. Моссовета. И в по­следующих сценах спектакля музыка оркестра и фоно­грамма звучат одновременно, помогая создать необходи­мую для действия Лермонтовкой драмы атмосферу.

Для того чтобы оркестр во время исполнения не смог случайно разойтись в звучании с фонограммой, рядом с ним размещают громкоговоритель, через который вос­производят музыкальную программу.

Эффект совместного звучания оркестра и фонограм­мы дает возможность в широких пределах и оперативно изменять уровень звучания музыки, что не всегда дости­гается при звуковом сопровождении спектакля одним только театральным оркестром. Часто можно видеть, как оркестр или звучит слишком тихо, или, наоборот, громко, заглушая реплики актеров.

В спектакле «Несколько тревожных дней»

Стр. 108

(Театр им. Моссовета) в одной из сцен показан загородный ре­сторан, в котором играет маленький эстрадный оркестр. Оркестр размещается в глубине сцены, и одновременно с ним звучит фонограмма. В том месте, где идет текст, уровень звучания фонограммы снижают, а в паузах снова увеличивают, оркестр же только подыгрывает фоно­грамме.

Тем самым музыка, чутко следуя за действием, звучит во всех случаях выразительно, и вместе с тем актерам не приходится форсировать голос, чтобы перекрыть звучание оркестра.

Эффект совместного звучания можно использовать, чтобы сделать органичный переход от одной картины к другой. В спектакле «У времени в плену» (Московский театр Сатиры) на сцене маленький оркестрик — труба, ударник, гитара, баян. С фонограммы звучит музыка, заканчивая очередную картину, оркестр тихо подыгры­вает. На последних тактах звучания фонограммы ор­кестр вступает в полную силу, начиная новую картину той же музыкой. В этом же спектакле в одной из фи­нальных сцен из-за кулис выдвигается фурка с черным концертным роялем, за инструментом концертмейстер. Звучит фонограмма фрагмента из Седьмой симфонии Шостаковича, соло на рояле органично входит в звуча­ние этой музыки.

Осуществление подобных эффектов требует от музы­кантов определенной подготовленности и длительных репетиций.

Наиболее ответственным моментом является вступле­ние «живого» оркестра, особенно если предусматривается начало его звучания с фонограммой. Дело в том, что, как бы музыканты ни были готовы, начальный момент воз­никновения звука в громкоговорителе всегда для них является неожиданным. Начать играть одновременно с первыми тактами звучания фонограммы для исполни­телей оказывается психологически довольно трудно. По­этому желательно, чтобы между звукорежиссером, веду­щим звуковое сопровождение спектакля, и дирижером была связь. Дирижер, подготовив оркестр и учитывая время запуска магнитофона (1—1,5 сек.), дает команду на его включение и начало игры оркестру.

Эффект унисонного звучания может быть применен на сцене и при исполнении действующими лицами во­кальных произведений или отдельных монологов.

Стр. 109

В спектакле «Братская ГЭС» (Московский драматический те­атр на М. Бронной) шесть молодых парней, обращаясь к зрительному залу, поют комсомольскую песню. Одно­временно звучит фонограмма песни в исполнении этих же действующих лиц, но с музыкальным сопровождени­ем. Это придает «живому» пению эмоциональную силу, позволяет исполнителям точно интонировать и выдержи­вать нужный ритм.

Спектакль «Жизнь Галилея» (Московский театр дра­мы и комедии на Таганке) открывается прологом — на просцениуме справа — хор мальчиков, слева — хор мо­нахов. Эти группы, олицетворяющие силы добра и зла, наподобие хора в древнегреческих трагедиях, сопро­вождают все действие. Пение той и другой группы, переходящее временами в речитатив, синхронно поддержи­вается фонограммой, от этого каждое слова приобретает необходимую силу и выразительность, а вся сцена воз­действует на зрителя существенно эмоциональнее, чем если бы хор пел самостоятельно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.