Здавалка
Главная | Обратная связь

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К СПИСКУ СОЧИНЕНИЙ ОНЕГГЕРА



«Аглавеиа и Селизетта» 117; Adagio espressivo 172; «Амфион» 4, 140; «Антигона» 3, 42; «Архаическая сюита» 142; «Атласный башмачок» 55

«Базельские удовольст­вия» 139; «Белая птица уле­тела...» 26; «Биения Мира» 68; «Блюз» 160; «Большое пре­пятствие» 100; «Большой пруд» 192; «Бурдель» 111; «Буря» 45, 123, 149, 186; «Бык . на крыше» 208

«Вечерняя газета» 98; «Возвращение юности» 89, 134; Вокализ-этюд 193; «800 мет­ров» 52; «Восемь человек в замке» 99: «Воспоминание о Шопене» 185; Вступление, ноктюрн и колыбельная 144

«Гамлет» 58; «Гимн» 163; «Гораций-победитель» 121, 186

Два эскиза 184; «Двенад­цать ударов в полночь» 64; Две песни Ариэля 149: «Де­зертир» 94; «Демоны Гима­лаев» 81; «Демоны Зари» 109; «День Швейцарского празд­ника» 136; «Древности Запад­ной Азии» 101; «Друг придет сегодня вечером» 108

«Единственная любовь» 107

«Жанна д'Арк на костре» 6, 113; «Железная дорога» 182; «Желтая лихорадка» 194; «Жена моряка» 153

«Золотая голова» 61; «Зо­лото в горах» 95

«Идея» 79; «Из Атланти­ческого в Тихий» 153; «Икар» 25; «Императрица среди скал» 46, 126; Импровизация и ка­денция 208; «Интрада» 171; «Искупление Франсуа Вий­она» 71

«Кавалькада любви» 97; «Калиф, его Визирь и его врач» 37; «Каллисто» 103; Ка­мерный концерт 147; «Капи­тан Фракасс» 104; «Карл Сме­лый» 11; «Колдовство» 211; «Колесо» 72; «Колыбельная Русалочки» 152; Концерт 146; Концертино 145; «Король Камаргии» 75; «Красотка из Мудона» 35; «Крики Мира» 5

«Летняя пастораль» 120, 186: «Лилюли» 44; «Линия го­ризонта» 53; «Литургическая» симфония 138

«Мадмуазель Доктор» 86; «Майерлинг» 83; «Маленькая нимфа Диана» 115; Малень­кая сюита 168; «Малютки Кардиналь» 36; «Мандрагора» 54; «Марта Ришар» 88; «Мермоз» 105, 137; «Металлические розы» 22; «Mimaamaquim» 205; «Молитва» 191; Монопартита 143; «Музыка» 33; «Мьярка» 90; «Мятежники Эльсенора» 84

«Наполеон» 74; «Неболь­шой курс морали» 200; «Ни­колай Флюанский» 10; «Ни­чего» 85; «Новобрачные с Эйфелевой башни» 18; Ноктюрн 133, 144

«Оратория Голгофы» 12; «Орленок» 7; «О, Salutaris!» 201; «Осадное положение» 60; «Отверженные» 77, 132

«Panis angelicus» 202; Пар­тита 183; «Пасифая» 67; «Пасифик 231» 124, 186: «Пасха в Нью-Йорке» 159; «Пасхальная песнь» 13; «Перевозчики» 91; Переложения для фп. в 4 руки 186; песни 116, 149-153, 195-197, 206; «Песнь Нигамона» 118; «Песнь Освобождения» 15; «Песнь песней» 14, 27; «Песнь радости» 122, 186; «Песня о груше» 152; «Песня парней» 116, 197; «Песня Русалок» 152;

«Песня Четырех» 50, 195; «Песня эмигранта» 50, 195; «Пигмалион» 93; «Пляска мертвых 9; «Пляска Смерти» 40; «Подводная музыка» 21; «Пожиратель снов» 29; «По­лет над Атлантикой» 114; «Поль Клодель» 112; «Посвя­щение Альберу Русселю» 179; «Посвящение Равелю» 173; «Постройка города» 50, 195; «Похищение» 78; «Похожде­ния короля Позоля» 34; По­хоронный марш 18; Поэмы 148, 187, 188, 189, 198, 204; «Правда? — Ложь?» 17; «Пре­кращение огня» 80; Прелюд и блюз 166; прелюдии 117, J23, 186; Прелюдия, ариозо и фугетта на тему BACH 131, 181; Прелюдия и танец 175; Прелю­дия, фуга и постлюдия 140; «Прелюд на смерть Жореса» 49; «Преступление и наказа­ние» 76; «Привидение» 110; «Призыв гор» 30, 136; «Проме­тей» 57; «Просительницы» 51; пьесы 172, 176; Пять поэм Г. Аполлинера 148

«Радиопанорама» 65; Рап­содия 156; «Регби» 127; «Рим» 73; «Рождение цвета» 28; «Рождественская кантата» 16

Сарабанда 177; «Саул» 41; «Свадьба Амура и Психеи» 23, 129; «Свобода» 49, 92; «Св. Франциск Ассизский» 70; «Семирамида» 24; Семь пьес 176; «Серенада для Анже­лики» 69; Симфонии 128, 135,

138, 139, 141; Симфоническое движение № 3 130; «Симфо­ния трех Ре» 141; «Сказание об Играх Мира» 39, 119; Скер­цо 172; «Скетинг-Ринк» 19; «С любовью не шутят» 62; «Смерть проходит» 154; «Смерть Св. Альмеены» 38; «Содом и Гоморра» 56; со­натины 161, 164, 167; сонаты 157, 158, 160, 162, 209: «130-й псалом» 205; струнные квар­теты 155, 169, 170; Сюита 180

«Тайны» 106; «Танец ко­зы» 210; Токката и вариации 174; «Тревога» 206; Три кон­трапункта 165; Три поэмы 189, 198; «Три принцессы» 153; «Три псалма Давида» 199; «Тысяча и одна ночь» 8

«Фальшивомонетчики» 96; «Фантазио» 43; «Фантазия» 20; «Федра» 47, 125; «Фран­цузский бокс» 102; Фуга и хорал 207

«Христофор Колумб» 66

«Царь Давид» 1; «Цита­дель молчания» 87

«Человек в леопардовой шкуре» 32; Четыре поэмы 187, 204; «14 июля» 48

«Швейцарская тетрадь» 178; Шесть вилланелл 203; Шесть поэм 188; Шесть сти­хотворений Ж. Кокто 190; «Шота Руставели» 31

«Эдип» 59; «Эдип-царь» 63; «Экипаж» 82

«Юдифь» 2; Юмореска 172; «Юность» 196

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

В указатель включены имена, упоминаемые в ос­новном тексте, комментариях и списке сочинений.

Указатель отображает, как правило, только наиболее важные факты общественной и творческой деятельности комментируемых лиц; большая или меньшая подробность аннотаций продиктована в каждом конкретном случае требованиями контекста. Отсутст­вует развернутый комментарий к именам, относящимся к числу наиболее известных (таким как Бах, Гёте и т. п.).

В. Быков

Абендрот (Abendroth) Вальтер (1896—1973), нем. муз. писатель и композитор; автор монографии о Пфицнере (1935) 28, 210.

Абендрот (Abendroth) Герман (1883—1956), нем. дирижер; в 1934—45 — директор консерватории и руководитель орк. Гевандхауза в Лейпциге; после второй мировой войны — Генераль­ный муз. директор и проф. Высшей муз. школы в Веймаре 192.

Абсилъ (Âbsil) Жан (р. 1893), белы, композитор, чл. Королев­ской академии Бельгии (1962) 187.

Аге (Aguet) Вилльям (р. 1892), швейц. писатель, поэт и дра­матург, автор текстов многих произв. Онеггера («Биения Мира», «Христофор Колумб», романсы) 172.

Алъковер (Alcover) Пьер (1893—1954), франц. актер театра и кино. Играл в «Комеди Франсэз» (1916—20), затем в театре «Жимназ». Играл в пьесах Жироду на разл. парижск. сценах. Сни­мался во мн. фильмах («Деньги» и др.). Первая премия Парижск. консерватории 168.

Александр-Жорж (Alexandre-Georges) Бернадетта, франц. пиа­нистка 15.

Алъфтер (Hatffter) Эрнесто (р. 1905), исп. композитор, дири­жер и пианист; ученик де Фальи 14.

Амар (Amar) Лико (1891—1959), венг. скрипач; ученик Марто. Вместе с Хиндемитом организовал струнный квартет, исполняв­ший соврем. музыку (Квартет Амара — Хиндемита, 1921—29) 219. Аниунцио (d'Annunzio) Габриэле д' (1863—1938), итал. поэт, драматург и романист; театр. и муз. критик. Глава итал. симво-

листов. Один из организаторов «О-ва соврем. музыки». Онеггер написал музыку к его драме «Федра» 36, 169, 210, 217.

Ансерме (Ansermet) Эрнест Александр (1883—1969), швейц. дирижер; в 1915—23 дирижировал балетами труппы Дягилева во время ее поездок по Европе н Америке; возглавлял Симфонич. о-во в Лозанне и Орк. франц. Швейцарии в Женеве. Выдаю­щийся исполнитель соврем. музыки. Автор романсов, песен, симф. поэмы «Весенняя листва», а также мн. статей о музыке 197, 206.

Ануй (Anouilh) Жан (р. 1910), франц. драматург («Жаворо­нок», «Антигона», «Подвал» и др.) 6, 93.

Аполлинер (Apollinaire) Гийом, наст. имя и фамилия Виль­гельм-Альберт- Владимир-Александр-Аполлинарий Костровицкий (1880—1918), франц. поэт, прозаик и критик. При жизни успел издать два сб. стихов: «Алкоголи» (1913) и «Каллиграммы» (1918), куда вошла большая часть его поэтич. наследия. Нака­нуне первой мировой войны был вождем молодого парижск. лит.-артистич. авангарда; один из зачинателей сюрреализма (термин «сюрреализм» — его изобретение). Автор романа «Женщина в кресле» (1920), повести «Убийство поэта» (1916), драм «Груди Тересия» (1917), «Цвет времени» (1918) 45, 167, 212, 226, 228.

Базен (Bazin) Франсуа-Эмманюель-Жозеф (1819—1878), франц. композитор; ученик Обера. Римск. премия (1840). Проф. Парижск. консерватории (с 1844); чл. Ин-та Франции (1872). Автор опер (7), кантат, инстр. пьес, песен, духовных произв., а также учеб­ника гармонии 55.

Бальзак (Balzac) Оноре де (1799—1850), франц. писатель 6, 89, 108.

Барбе д'Орвильи (Barbey d'Aurevilly) Жюль (1808—1899), франц. писатель, известен романами («Невозможная любовь», «Кольцо Аннибала», «История без названия», «Пророки прош­лого» и др.) и критич. произведениями 102.

Барбер (Barber) Сэмюэл (р. 1910), амер. композитор; автор симфоний, концертов для фп., скрипки и виолонч. с орк., камерн. произв., песен, хоров, оперы «Ванесса» (1958) 187.

Барро (Barraud) Анри (р. 1900), франц. композитор; ученик Дюка и Обера. В 1948—66 руководил муз. радиовещанием в Па­риже. Принимал участие в основании о-ва «Тритон» (с. П. О. Ферру, Ж. Ривье и Е. Бондвиллем). Автор опер («Нумансия», «Лавиния»), балетов («Астролог в колодце»), симфоний (3), Поэмы и др. соч. 102.

Барро (Barrault) Жан-Луи (р. 1910), франц. актер, режиссер и театральн. деятель; ученик Дюллена. Совм. с женой, актрисой Мадлен Рено, открыл собств. театр в помещении т-ра «Мариньи» (1946) 169, 214.

Баррэн (Barraine) Эльза (р. 1910), франц. композитор; уче­ница Дюка. Римск. премия (1929). Автор оперы («Король-гор­бун»), балетов («Море», «Песня нелюбимого»), симфоний (3), кантат, вариаций для ударных и фп. 191.

Барток (Bartok) Бела (1881—1945), венг. композитор, пиа­нист, ученый, собиратель и исследователь муз. фольклора 100,213.

Батори (Bathori) Жанна, наст. имя и фамилия Жанна-Мари Бертъе (1877—1970), франц. певица (сопрано); по приглашению Тосканини пела с Карузо в «Ла Скала», но решила посвятить себя камерному пению. Одна из первых и лучших исполни­тельниц романсов Дебюсси, Равеля, Русселя и др. соврем. ком­позиторов. Пользовалась известностью как преподаватель пения; автор двух книг: «Советы певцам» и «Об исполнении романсов Дебюсси». С 1917 руководила концертами т-ра «Старая голу­бятня» 168.

Бах (Bach) Иоганн Себастьян (1685—1750), нем. композитор и органист 9, 16, 23, 54, 68, 69, 77, 79, 108, 115, 125, 128—130, 156, 176, 186, 187, 197, 198, 215.

Бейдт (Beydts) Луи (1895—1953), франц. композитор; автор оперетт («Воробей», «Путешествие Чонг Ли», «Любезной Са­бине»), произв. для орк., для фп. с орк., камерн. соч. и хоров 53, 61, 175, 184.

Бек (Beck) Конрад (р. 1901), швейц. композитор; ученик Буланже и Онеггера; с 1933 живет в Базеле; директор муз. радио­вещания (с 1939). Автор симфоний (7), балета, концертов с орк., соч. для различн. инструментов, ораторий, кантат и хоров 187.

Беллини (Bellini) Винченцо (1801—1835), итал. оперный ком­позитор («Сомнамбула», «Норма» и др.) 55, 130.

Беллэг (Bellaigue) Камиль (1858—1953), франц. муз. писа­тель; автор монографии о Моцарте (1906) 18, 209.

Бенуа Александр Николаевич (1870—1960), рус. художник, искусствовед, муз. критик, режиссер. Один из организаторов группы «Мир искусства», театральн. художник в труппе Дяги­лева (с 1908). С 1926 года жил за границей. Автор либретто ба­летов «Павильон Армиды» Черепнина и «Петрушка» Стравин­ского. Оформлял балет Онеггера «Семирамида» и спектакль «Им­ператрица среди скал» (музыка Онеггера) 169.

Бёпплъ (Boepple) Поль (1896—1970), швейц. дирижер; с 1926 жил в Америке. Проф. музыки в Беннингтонском колледже (США, Вермонт). Почетн. доктор музыки (1968). Первый дирижер «Царя Давида» и «Юдифи» Онеггера. Дирижировал премьерой «Николая Флюанского» в Америке 168.

Берар (Bérard) Жан 66.

Берар (Bérard) Леон (1876—1960), франц. юрист и полит. деятель. В 1901—10 секретарь Р. Пуанкаре, в 1921—24 — министр просвещения; чл. Ин-та Франции (с 1934) 68, 108.

Берг (Berg) Альбан (1885—1935), австр. композитор; ученик и последователь А. Шёнберга. Автор опер («Воццек», «Лулу»), Лирич. сюиты, Концерта для скрипки с орк., камерн. вок. и инстр. соч. и др. 98, 180, 206.

Берлиоз (Berlioz) Гектор Луи (1803—1896), франц. компо­зитор, дирижер, муз. писатель и критик 5, 18, 19, 24—27, 51, 55, 56, 58, 75, 87, 90, 125, 134, 149, 209, 213, 217.

Бернар (Bernard) Робер (р. 1900), швейц. композитор, орга­нист, пианист и муз. критик. Оконч. Женевский ун-т, основал «Новое о-во искусства». Проф. «Схола канторум», директор «Ревю мюзикаль» (1939—46). Опубликовал большое число исследований по франц. музыке. Автор соч. для фп. (Соната, Тема с вариа­циями), трио, струн. квартетов, фп. квинтетов, концертов для фп. с орк., симф. поэм, романсов и песен, произв. для хора 207.

Бертье (Bertliier) Поль (1885—1953), франц. юрист, доктор правоведения; композитор. Ученик Русселя и д'Энди в «Схола канторум». В Оксерре, своем родном городе, был руководителем кафедрального хора, библиотекарем и хранителем музея. Автор пьес для органа, 20 мотетов, месс, псалмов 68, 108.

Бертэн (Bertin) Луиза-Анжелика (1805—1877), франц. ком­позитор и поэтесса; дочь директора «Журналь де деба»; ученица Рейха. Написала и поставила, пользуясь влиянием отца, в «Опера Комик» оперу «Оборотень», в «Театр Итальен» — «Фауста», в «Гранд-Опера» — «Эсмеральду» (либр. Гюго) 152.

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (1770—1827), нем. компо­зитор, пианист и дирижер 5, 7, 9, 16—25, 49, 50, 54, 57, 58, 63, 69, 70, 74-77, 80, 90, 92, 97—99, 114, 115, 118, 126, 129, 130, 143, 162, 187, 192-194, 209.

Биго (Bigot) Эжен Виктор (1888—1965), франц. дирижер и композитор; ученик Жедальжа и Видаля, руководил оркестром Франц. радио и телевидения (с 1947) 50.

Бизе (Bizet) Жорж, наст. имя Александр-Сезар-Леопольд (1838—1875), франц. композитор 32, 55, 62.

Бизе (Bizet) Рене, франц. журналист, сотрудник журн. «Комэдиа»; на его слова Онеггер написал ораторию «Крики Мира» 169, 170.

Бодлер (Baudelaire) Шарль (1821—1867), франц. поэт, эссеист. Автор сб. стихов «Цветы зла», «Маленьких поэм в прозе», трак­тата о наркотиках «Искусственный рай», ряда статей по эстетике («Сущность смеха», «Романтическое искусство» и др.) 87.

Бодрие (Baudrier) Ив (р. 1906), франц. композитор; окончил фак. философии и права Парижск. ун-та; инициатор движения «Молодая Франция». Автор соч. для орк. («Песни юности», «При­лив Сены», «Парусник», «Музыкант в городе»), Квартета, вокаль­ных произв., музыки к кинофильмам 184.

Боккерини (Boccherini) Луиджи (1743—1805), итал. компо­зитор и виолончелист. Среди его произведений — оперы, орато­рия, кантаты, месса, симфонии (ок. 30), концерты для виолонч. с орк. (4), струнные квинтеты (125), квартеты (102), трио (60) и др. соч. 55, 91.

Боршар (Borchard) Адольф (р. 1912), франц. пианист и ком­позитор 15.

Боэр (Воеr) Виллем де, педагог Цюрихской консерватории

Брамс (Brahms) Иоганнес (1833—1897), нем. композитор, пиа­нист и дирижер 54, 90, 153.

Брианшон (Brianchon) Морис (р. 1899), франц. художник-де­коратор, гравер, портретист и пейзажист; проф. Школы декора­тивного искусства. Автор декораций для спектаклей «Гранд-Опера» и т-ра «Труппа М. Рено — Ж.-Л. Барро» (1928—1932). Художеств. оформитель балета Пуленка «Примерные животные» 46.

Бриттен (Britten) Бенджамин (1913—1976), англ. композитор, пианист и дирижер. Автор опер («Питер Граймс», «Поругание Лукреции», «Альберт Херринг», «Поворот винта» и др.), балета, кантат, Военного реквиема, симфоний, концертов с орк., камерно-инструмент. музыки, хоров и др. соч. 74, 77, 187.

Бузони (Busoni) Ферруччо Бенвенуто (1866—1924), итал. пиа­нист и композитор. Автор ряда трудов по муз. эстетике, пианизмуи др. 16.

Букстехуде (Buxtechude) Дитрих (1637—1707), нем. компози­тор и органист, автор духовн. соч., ораторий, кантат, камерн. про­изведений, соч. для органа 55, 186.

Булонь (Boulogne) — франц. певец (баритон) 47.

Буске (Bousquet) Франсис (1896—1942), франц. композитор; Римск. премия (1923), директор консерватории в Рубэ (с 1925). Автор симф. сюиты («Африканские вечера»), опер («Саратий Грозный», «Мой дядя Бенжамен») 42, 50.

Буэлъе — см. Сен-Жорж де Буэлъе.

Вагнер (Wagner) Рихард (1813—1883), нем. композитор, ди­рижер и писатель 5, 9, 17, 19, 23, 29, 32, 41, 49, 54, 58, 77, 103, 129, 131, 137, 149, 154, 171, 177, 181, 185, 191, 193, 217.

Валери (Valéry) Поль (1871—1945), франц. мыслитель, поэт и теоретик искусства; изучал право в ун-те Монпелье, одноврем. занимался музыкой. Влияние на поэтическое творч. Валери ока­зал Малларме. Был единогласно признан читателями, отвечав­шими на анкету журнала «Коннэсанс» (1921), самым выдаю­щимся поэтом современности. Председатель Пен-клуба (1924); чл. Франц. академии (1925). В 1931 ему присуждена в Оксфорде степень доктора «honoris causa»; в 1933—41 возглавлял Университетск. центр в Ницце. Написал тексты к произв. Онеггера («Амфион», «Семирамида»). Для эстетики В. характерны культ разума, ясного творческого самосознания и критика мистического анархизма в искусстве. Автор филос. эссе «Введение в систему Леонардо да Винчи», «Вечера с господином Тэстом», «Эстетиче­ская бесконечность», «Всеобщее определение искусства» и др., ряда статей, посвящ. литературе, архитектуре, танцу 6, 28, 161, 170, 171, 174, 210, 221.

Валъдтейфелъ (Waldteufel) Эмиль (1837—1915), франц. компо­зитор, пианист и дирижер; был капельмейстером бального орк. в Париже (с 1865). Написал ок. 250 танцев для орк., преиму­ществ. вальсов 54.

Ван-Гог (Van Gogh) Винсент (1853—1890), франц. художник, по нац. голландец 140.

Вебер (Veber) Серж (р. 1897), франц. драматург, журналист и муз. критик. Вице-президент о-ва драматургов и композиторов (1952). Автор пьес «Мадам, я вас люблю», «Несерьезный клиент» и др., оперетт «Людовик XIV», «Одна женщина в день», диало­гов к фильмам 72.

Вег (Végh) Шандор (р. 1912), венг. скрипач; проф. Высшей муз. школы во Фрейбурге. В 1940 основал струн. квартет, нося­щий его имя 100. 215.

Везендонк (Wesendonk) Матильда (1828—1902), нем. поэтесса и музыкант. С 1852 г. начала брать уроки музыки у Вагнера, вскоре их взаимоотношения переросли в дружбу, а затем и в лю­бовь, которая вдохновляла композитора во время сочинения оперы «Тристан и Изольда» (1857—58). Воспоминанием о страст­ной любви и самоотречении Вагнера и Матильды остались «Пять песен для женск. голоса па стихи Матильды Везендонк» 149.

Векерлен (Weckerlin) Жан Батист Теодор (1821—1910), франц. композитор, хормейстер, музыковед, собиратель и знаток нар. песен и старин. музыки; ученик Галеви, друг Франка. Работая в библиотеке Парижск. консерватории, подготовил и издал кла­виры забытых опер и балетов, сб. нар. песен. 3 тома коллекций муз. редкостей; составил каталог б-ки Парижск. консерватории; написал книгу «История инструментовки» (Париж, 1883). В 1850—1855 гг. руководил хором о-ва Св. Цецилии, исполняв­шим старинную духовн. и светск. музыку. Автор романсов, хоров, камерн. и духовн. муз., произведений для орк., оратории и не­скольких опер 54.

Веласкес (Vélasquez) Диего Веласкес де Сильва (1599—1660), исп. художник; уч. Пачеко и Эреры. С 1623 придворн. худ. Фи­липпа IV. Среди его работ — портреты Филиппа IV, графа Оливареса, инфанта Балтазара Карлоса, Изабеллы Бурбонской, папы Иннокентия X; «Кузница Вулкана», «Капитуляция Бреды», «Ве­нера у зеркала» и др. 97.

Верди (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (1813—1901), итал. оперный композитор 105.

Верлен (Verlaine) Поль (1844—1896). франц. поэт; первона­чально примыкал к парнасцам (до 1872); принимал активное участие в Парижской коммуне как редактор и журналист. От­бывал тюремное заключение (1873—75) за покушение на жизнь своего друга Рембо. Всю остальную жизнь провел в скитаниях (чем дал повод сравнивать его с Вийоном) и умер в больнице. Его творчество стало образцом для нескольких поколений сим­волистов. Необыкновенная музыкальность верленовского стиха привлекла к нему внимание многих музыкантов. Автор сб. сти­хов: «Галантные празднества», «Романсы без слов», «Муд­рость», «Любовь» и др.; прозаических произведений: «Проклятые поэты», «Мои тюрьмы», «Исповедь» и др. 33, 87.

Вивальди (Vivaldi) Антонио (1678—1741). итал. композитор и скрипач. Автор опер (43). концертов для скрипки с орк. (свыше 150). для флейты, гобоя, фагота с орк., кантат и др. соч. 197.

Видор (Widor) Шарль Мари (1844—1937), франц. композитор и органист; ученик Фетиса. Проф. Парижск. консерватории по кл. органа (с 1890) и композиции (с 1896); автор капитального труда по инструментовке (Париж, 1904; на рус. яз.: Видор Ш. Техника соврем. оркестра. М., 1958) 217.

Вийеметц (Willemetz) Альбер (1887—1965), франц. драматург. Почетн. президент о-ва авторов, композиторов и муз. издателей, автор 106 оперетт (в т. ч. «Похождения короля Позоля»), 90 ревю, 6 комедий и ок. 2000 песен 170.

Вюйермоз (Vuillermoz) Эмиль (1878—1960), франц. компози­тор, муз. писатель и критик; изучал право и литературу в Лионск. ун-те, учился в Парижск. консерватории у Форе, вместе с которым организовал «Независимое музыкальное общество» (в 1909). Сотрудник многих журналов, автор монографий о Шопене и Дебюсси, статей о соврем. музыке. Работы В. отлич. блестящим литературным стилем. По его инициативе с 1951 г. проводятся Междунар. конкурсы молодых дирижеров в Безансоне 131.

Гаво (Gaveau) Этьенн (1872—1943), владелец фабрики кла­вишных инструментов и концертного здания в Париже. Постро­енное и открытое в 1907 г., оно состоит из двух помещений: Большого зала (на 1100 мест) и Малого (на 238 мест). В первом проводятся симф. и хор. концерты, выступления участников междунар. конкурсов им. М. Лонг и Ж. Тибо и др. муз. сорев­нований; Малый зал предназначен для камерн. концертов 56, 181, 197.

Гавоти (Gavoty) Бернар Жорж Мари, псевд. Clarendon (р. 1908), франц. музыковед и органист; изучал философию и ли­тературу в Сорбонне. Основатель и видный деятель о-ва «Музы­кальная молодежь Франции», муз. критик газ. «Фигаро» и орга­нист церкви Св. Людовика в Париже. Автор работ о Фуртвенглере, Гизекинге, Менухине и др. (в серии «Выдающиеся исполнители», Париж, 1953—55); ему принадлежат записи его радиобесед с Онеггером и воспоминаний Энеску 85, 88, 89 и след., 214.

Гайдн (Haydn) Франц Йозеф (1732—1809), австр. компози­тор 17, 77, 90. 91, 208.

Галлуа-Монбрюн (Gallois-Montbrun) Раймон ср. 1918), франц. композитор и виолончелист; Римск. премия (1944). Автор Сим­фонии для скрипки с орк., прелюдий для фп., струн. трио, кан­таты 184.

Ганс (Gance) Абель (р. 1889). франц. кинорежиссер и сценарист; к четырем его фильмам Онеггер написал музыку 171, 218, 224.

Ганслик, Ханслик (Hanslick) Эдуард (1825—1904). австр. муз. критик и музыковед; проф. музыки Венского ун-та (с 1861). Ав­тор известного трактата «О музыкально-прекрасном» (1-е изд.: Лейпциг, 1854) и многочисл. статей, в которых выступал с кри­тикой романтич. эстетики, положений теории аффектов и взгля­дов франц. просветителей. Активно пропагандировал наследив И. С. Баха, Генделя и Бетховена, высоко оценивал Брамса и Бизе, но был противником Листа и Вагнера. Своими работами способствовал поднятию авторитета муз. критики 5.

Ганц (Ganz) Рудольф (1877—1972), амер. дирижер, пианист, композитор и педагог швейц. происхождения. Пропагандист франц. музыки — Дебюсси, Равеля, д'Энди. Автор Симфонии. Кон­церта для фп. с орк., ок. 200 песен, мужских хоров, Вариаций для фп. на тему Брамса 206.

Гартман, Хартмпн (Hartmann) Карл Амадеус (1905—1963), нем. композитор (ФРГ} : под влиянием А. Веберна обратился к 12-тоновой системе. Основатель (в 1945) о-ва «Musica viva» («Живая музыка»), пропагандирующего соврем. музыку. Видный симфонист 187.

Геварт (Gevaert) Франсуа Огюст (1828—1908), бельг. музыковед, композитор и педагог. В 1867—70 — муз. директор «Гранд-Опера» в Париже; в 1871—1908 — директор Брюссельск. консер­ватории. Основал о-во «Концерты консерватории». Наряду с Фетисом — один из крупнейших бельг. музыковедов. С 1860-х гг. посвятил себя научн. деятельности. Автор «Трактата об инстру­ментовке», «Истории и теории музыки античности», «Трактата теоретической и практической гармонии», «Песен XV века» и др., а также кантат и опер 117.

Гендель (Hàndel) Георг Фридрих (1685—1759), нем. компози­тор, органист и клавесинист 90.

Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749—1832), нем. поэт и мыслитель 211.

Гийо (Guillot), франц. дирижер 22.

Гитри (Guitry) Саша, наст. имя Александр (1885—1957), франц. актер, писатель, драматург; один из представителей т. н. «бульварной драматургии» 6.

Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714—1787), нем. компо­зитор 120.

Гольбейн (Holbein) Ганс (1497—1543), нем. художник, живо­писец и график; с 1526 до конца жизни жил в Англии; выдаю­щийся портретист. Ему принадлежат: «Поклонение волхвов», «Богатство», «Бедность», «Деревенский танец», «Пляска мерт­вых», портреты Эразма Роттердамского и Томаса Мора; ему при­писывают знаменитую фреску «Пляска смерти» на стенах одного из кладбищ в Базеле 221.

Гонкуры (Goncourt), братья Эдмон (1822—1896) и Жюль (1830—1870), франц. писатели. Авторы многочисл. романов («Сестра Филомена», «Жермини Ласерте») н трудов по истории фр. культуры XVIII в., «Дневников». По завещанию Эдмона в 1896 была основана Академия Гонкуров, которая с 1903 при­суждает ежегодную Гонкуровскую премию, одну из самых ста­рых и знаменитых франц. лит. премий 93.

Гравей (Gravey) Фернан (р. 1905), франц. киноактер. Среди его работ — роли в «Большом вальсе» (1938), «Капитане Фракассе» (1942), музыку к которому написал Онеггер 63.

Гуно (Gounod) Шарль Франсуа (1818—1893), франц. компо­зитор 32, 53, 69, 70, 129.

Гюго (Hugo) Виктор (1802—1885), франц. писатель, драма­тург и поэт 68, 87, 93, 152, 224.

Гюгоннэ (Hugonnet) Алоис — швейц. художник-импрессио­нист 168.

Гюнцбург (Gunsbourg) Рауль (1859—1955), франц. компози­тор-дилетант, театральный антрепренер, директор оперн. театра в Монте-Карло; родом из России. Отличался пристрастием к де­коративно-пышным постановкам 43, 170.

Дабади (Dabadie) Анри (1789—1856), франц. певец. Россини написал для него партию Вильгельма Телля 47.

Далейрак (Dalayrac) Николя Мари (1753—1809), франц. ком­позитор, чл. Шведск. академии (1798). Автор опер (свыше 60), соч. для скрипки, квартетов, романсов 42.

Дали (Dali) Сальвадор (р. 1904), испанск. художник-сюрреа­лист; в Париже (с 1929) становится во главе группы наиболее решительных сюрреалистов; с началом войны уезжает в США. От сюрреализма переходит к абстракционизму, ревниво охраняя славу пророка модернизма 113.

Даллапиккола (Dallapiccola) Луиджи (1904—1975), итал. ком­позитор, пианист и педагог; применял додекафонную технику к ладовой мелодической основе, по не отказывался и от тональ­ной системы. Обществ. деятель, член Междунар. муз. совета. Автор одноактных опер («Ночной полет». «Узник»), кантаты («Песни узников») н др. соч. 187.

Даморо — см. Чинти-Даморо.

Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль (1860—1918), франц. компо­зитор, пианист, муз. критик 5, 6, 13, 15, 16, 31—37, 41, 51, 52, 57, 70, 75, 87, 91, 94, 99, 117, 129, 131, 132, 153, 158, 170, 177, 192, 195, 196, 210, 211, 215, 217.

Дезанкло (Desenclos) Альфред (р. 1912), франц. композитор; Римск. премия (1942); директор консерватории в Рубэ (с 1943). Автор Симфонии, «Романтической поэмы» и «Симфонического движения» для орк., Квинтета, Реквиема, музыки к кинофиль­мам 182.

Дезормьер (Désormière) Роже (1898—1963), франц. дирижер и композитор; ученик Кеклена, один из композиторов Аркёйской школы. Дирижировал спектаклями Шведского балета в Париже (1924—25) и «Русского балета» Дягилева (1825—30); директор «Опера комик» в Париже (с 1944) ; руководил постановками ба­летов в «Гранд-Опера» (1945—46). Гастролировал в Москве и Ленинграде (конец 1940-х гг.). Знаток музыки эпохи Возрожде­ния и предклассич. периода, руководитель «О-ва музыки прош­лого». Пропагандист произв. композиторов «Шестерки», Мессиана, Булеза, Дютийе, Хиндемита, Бриттена, Шостаковича и др. Автор музыки к кинофильмам 106, 210.

Делаж (Délage) Шарль Морис (1879—1961), франц. компо­зитор. Автор «Индусских поэм» для сопрано, струн. квартета, Квартета для духовых и фп., «Увертюры для балета Будущего», «Семи хайку» для голоса и малого орк., «Трех песен джунглей» и др. соч. 54.

Деланнуа (Delannoy) Марсель (1898—1962), франц. компози­тор и муз. писатель; ученик и друг Онеггера. Автор опер (3), балетов (4), оперетт, симфоний (2), камерно-инструмент. соч. и музыки к пьесам и кинофильмам. Написал монографию о жизни и творч. Онеггера 42—44, 184, 211.

Делъвенкур (Delvincourt) Клод (1888—1954), франц. компо­зитор; Римск. премия (1913); директор консерватории в Версале (с 1931), затем в Париже. Погиб в автомобильной катастрофе, направляясь на Римск. фестиваль. Автор хореографич. поэмы «Приношение Шиве», комич. оперы «Бородатая женщина», мис­терии «Люцифер», орк. пьес, концертов, хоров, струн. квартета, романсов, пьес для фп., музыки к спектаклям и кинофильмам 71, 75, 102, 184.

Диабелли (Diabelli) Антуан (1781—1858), австр. нотоиздатель и композитор 20.

Дисней (Disney) Уолт (1901—1960), амер. художник и режис­сер-постановщик мультипликационных фильмов 79, 93, 214.

Диор (Dior) Кристиан (1905—1957), франц. модельер, глава прославленного дома мод в Париже. После кризиса 1930 г. открыл картинную галерею, где экспонировал картины Жакоба, Берара и др. Работал модельером в разл. домах мод. В 1947 при финан­совой поддержке Буссака осп. собств. фирму в Париже 214.

Доде (Daudet) Люсьен, франц. журналист; внук Альфонса Доде 167.

Дорвиллъ (Dorville) Анри, наст. имя и фамилия Жорж-Анри Додан (1883—1941), франц. актер. Играл во многих парижск. театрах («Олимпия», «Водевиль», «Варьете», «Буфф-Паризьен»). Роль в «Похождениях короля Позоля» принесла ему славу одного

Из лучших комич. актеров. Снимался в кино: «Дон Kихот» (Санчо), «Кавалькада любви» и др. Почетн. вице-президент Не­зависимого о-ва актеров мюзик-холла 170.

Дуайен (Doyen) Жан (р. 1907), франц. пианист и компози­тор; ученик Лонг. Первый исполнитель Концерта для фп. с орк. Равеля в концертах Консерватории. Автор Концерта для фп. с орк., фп. пьес 15, 22, 100.

Дюбуа (Dubois) Франсуа Клеман Теодор (1837—1924), франц. композитор; ученик Мармонтеля, Бенуа, Базена и Тома; Римск. премия (1861); проф., а затем директор Парижск. консерватории (1896—1905). Автор опер, балетов, оратории, кантат, концертн. увертюр, месс, произв. для органа, фп., камерн. ансамблей и ряда теоретич. соч. 54, 213.

Дювернуа (Duvernoy) Анри (1875—1937), франц. писатель, журналист и хроникер 113.

Дюка (Dukas) Поль (1865—1935), франц. композитор; ученик Дюбуа и Гиро; 2-я Римск. премия (1888); проф. композиции в Парижск. консерватории и «Эколь нормаль», чл. Ин-та Фран­ции (1934). Заслужил всеобщее уважение как превосходный пе­дагог и беспристрастный муз. критик. Его статьи собраны в сб. «Статьи Поля Дюка о музыке» (Париж, 1948). Автор симфонич. увертюр, Симфонии, симфонич. скерцо «Ученик Чародея», оперы «Ариана и Синяя Борода» и др. соч. 70, 115, 191, 195, 211, 216.

Дюпон (Dupont) Габриель (1878—1914), франц. композитор; ученик Жедальжа, Массне и Видора; 2-я Римск. премия (1901). К лучшим соч. относятся симф. пьесы, оперы («Кабрера», «Антар») 54.

Дюпон (Dupont) Пьер (р. 1898), франц. композитор и дири­жер 54.

Дюпре (Dupré) Марсель (1886—1971), франц. органист и ком­позитор; ученик Видора; Римск. премия (1914); с 1926 — проф. Парижск. консерватории по кл. органа, затем ее директор (1954— 56); чл. Ин-та Франции (1956). Один из лучших франц. органи­стов; в цикле из 10 концертов исполнил все органные произв. И. С. Баха; превосходный импровизатор на органе. Среди его учеников — Мессиан, Грюненвальд и др. Автор соч. для органа и теоретич. трактатов по контрапункту, фуге и импровизации

Дюпре (Dupré) Пьер, франц. муз. критик 9, 11.

Дюран (Durand) Мари Огюст (1830—1909), франц. органист, муз. издатель и композитор. В 1870 г. совм. с Шёневерком на базе муз. изд-ва Флаксланда (существовавшего с 1847) органи­зовал фирму «Дюран и Шёневерк» (с 1891 — «Дюран и сын», с 1934 — «Дюран и К°»). Фирма пользуется мировой извест­ностью; издает в осн. произв. франц. композиторов 54, 111, 117.

Дюрей (Durey) Луи (р. 1888), франц. композитор; в 1917—21 входил в группу «Шести». Чл. Франц. комитета сторонников мира. С 1950 г. — постоянный муз. критик газ. «Юманите». Вместе с др. участниками «Шестерки» искал «конструктивную простоту в искусстве» (струн. квартет, песенный цикл «Образы Крузо», струн. трио). Позднее выступает как сторонник демо­кратизации муз. творчества, создал ряд массовых песен и кан-

тат на социально-политич. темы. Автор ряда музыковедч. работ по восстановлению и редактированию полифонич. произведений Жоскена Депре, Жанекена, а также о нар. песне 210.

Дюрюфле (Duruflé) Морис (р. 1902), франц. композитор и органист; ученик Дюка. С 1942 — проф. Парижск. консерватории. Концертировал в СССР (1965). Автор соч. для органа, мотетов, Трех танцев для орк., Трио для флейты, альта и фп., Реквиема 183, 184.

Дютийе (Dutilleux) Анри (р. 1916), франц. композитор; Римск. премия (1938). Руководил муз. отделом Франц. радио и телеви­дения (1944—63). Преподает композицию в «Эколь нормаль». В некоторых соч. использует додекафонную технику 183.

Дюфи (Dufy) Рауль (1877—1853), франц. живописец, гравер и декоратор; входил в группу фовистов, дебютировал в театре (1920) оформлением балета-фарса Мийо «Бык на крыше». Создал декорации ко многим драматич. и муз. спектаклям 187.

Дягилев Сергей Павлович (1872—1929), рус. театральный дея­тель, антрепренер, организатор рус. выставок, спектаклей и кон­цертов за рубежом. Основатель группы «Мир искусства» и ре­дактор (вместе г, Бенуа) журн. «Мир искусства» (1899—1904). Организовал в Париже, Берлине, Монте-Карло и Венеции вы­ставки рус. художников (1906—07), ежегодные выступления рус. артистов, т. н. «Русские сезоны» за границей (с 1907), «Истори­ческие русские концерты» (1907). сезоны рус. оперы (с 1908). Создал труппу «Русский балет С. П. Дягилева» (1911; начало выступлений —1913, существовала до 1929). Д. видел в балете синтез современной музыки, живописи, хореографии. Спектаклями своей труппы оказал большое влияние в Европе и Америке на развитие театра, декоративного искусства, музыки и эстетики современного искусства 200, 219.

Жакоб (Jacob) Макс (1876—1944), франц. поэт, романист, дра­матург; друг Пикассо и Аполлинера, один из зачинателей сюр­реализма. В его стихах сатира и гротеск соединены с сочувствием к «маленькому человеку». Пропагандировал рус. лит-ру (Досто­евского, Толстого, Маяковского). Погиб в концлагере в Дранси 167, 223.

Жамм (Jammes) Франсис (1868—1938), франц. поэт. Воспри­нял от символистов разнообразие и свободу метрики, но избегал усложнении в поэтике 228.

Жан-Обри (Jean-Aubry) Жорж (1882—1949), франц. поэт, критик и музыковед. Автор книги «Франц. музыка наших дней (1945) и др. 33, 210.

Жедальж (Gédalge) Андре (1856—1926), франц. композитор; ученик Гиро; 2-я Римск. премия (1885). Проф. контрапункта и фуги в Парижск. консерватории (с 1905). У него учились Равель. Шмитт, Онеггер, Мийо, Ибер, Энеску и др. Автор симфоний (3). Концерта для фп. с орк., камерн. ансамблей, оперы («В западне»), балетов («Феб», «Елена») 142. 153.

Жели-Дидо (Gelis-Didot) Хильда 85.

Жид (Gide) Андре (1869—1951), франц. писатель, поэт, пуб­лицист, драматург. Один из руководителей группы «Нувель ревю франсэз», представитель утонченной культуры, буржуазного эстетизма. Резко противостоял приверженцам шовинизма, католи-

цизма, идеологам религиозной и политической реакции, однако был в своих взглядах противоречивым и не до конца принципи­альным. Автор многих романов, лит.-критич. статей, этюдов о До­стоевском, дневников и воспоминаний 132, 169, 175.

Жироду (Giraudoux) Жан (1882—1944), франц. романист и драматург. Антивоенная тема для Ж. одна из главных. Писа­тельской манере присущи всепроникающая ирония, непринуж­денность фантазии и стилистическая виртуозность 6, 167, 223, 228. Жоливе (Jolivet) Андре (р. 1905), франц. композитор, ученик Вареза. В 1935 вместе с Мессианом и Даниель-Лесюром основал о-во камерной музыки «Спираль», в 1936 вместе с теми же музы­кантами и Бодрие — группу «Молодая Франция». В 1945—59 муз. директор т-ра «Комеди Франсэз». С 1966 проф. Парижск. консер­ватории. Выступает и как дирижер 184.

Жувэ (Jouvet) Луи (1887—1951), франц. актер, режиссер, те­атр, директор и педагог; с 1934 проф. Парижск. консерватории, возглавлял т-р «Атеней». Славился постановками комедий Молье­ра 93.

Захер (Sacher) Майя 5.

Захер (Sacher) Пауль (р. 1900), швейц. дирижер и муз. дея­тель; ученик Нефа и Моозера; дирижированию учился у Вейнгартнера в Базеле. Основал Базельский камерн. орк. (1926) и ру­ководил им около 50 лет. С 1928 руководил камерн. хором, в 1933 основал в Базеле «Схола канторум» (с 1954 — Академия музыки), с 1941 возглавил «Коллегиум музикум» в Цюрихе. За­воевал широкую известность как интерпретатор и пропагандист соврем. музыки 77, 217.

Золя (Zola) Эмиль (1840—1902), франц. писатель, один из основоположников натурализма во франц. лит-ре 93.

Зуппе (Suppé) Франц фон, наст. имя и фамилия Франческо Зуппе-Демелли (1819—1895), австр. композитор. С 1865 дирижи­ровал в венском опереточном т-ре «Леопольдштадттеатр», где были поставлены почти все его оперетты. Автор опер (3), опе­ретт («Бокаччо», «Пиковая дама», «Легкая кавалерия» и др.) и орк. увертюр («Поэт и крестьянин» и др.) 53.

Ибер (Ibert) Жак (1890—1962), франц. композитор, ученик Роже-Дюкаса и Жедальжа; Римск. премия (1919). Директор Вил­лы Медичи (1936—1961), администратор Собрания национ. муз. театров (1955—56). Друг Онеггера и Мийо по Парижск. консер­ватории. Автор оперы «Король Ивето», произв. для орк. («Вак­ханалия», «Праздничная увертюра»), конц. для флейты и виолонч. с орк., стр. квартета и др. произв. 42, 71, 75, 102, 136, 170, 184, 211.

Изаи (Ysaye) Эжен (1858—1931), бельг. скрипач, композитор и дирижер; ученик Венявского и Вьетана; проф. Брюссельск. консерватории по кл. скрипки (1886—97); одновременно дирижи­ровал симф. концертами организованного им (1894) о-ва «Кон­церты Изаи». Сочинял главн. образом для скрипки. На завещан­ный им капитал в Брюсселе были организованы конкурсы скри­пачей и пианистов 151.

Казальс, Касальс (Casais) Пабло (1876—1973), испан. вио­лончелист, дирижер, композитор, муз.-обществ. деятель. С 1905 участник известн. трио Корто — Тибо — Казальс. Организатор первого в Барселоне симф. оркестра (1920), Награжден медалью Мира ООН. Автор ряда симфонич., хоровых и камерно-инструмент. произведений, оратории («Ясли», 1960) и «Гимна миру» (1971} 100, 151, 216.

Казелла (Casella) Альфредо (1883—1947), итал. композитор, пианист, дирижер и муз. писатель; ученик Форе. Участник Ан­самбля старинных инструментов Казадезюса (играл на клаве­сине, 1906—09), Итальянского трио (30-е гг.). В 1917 основал в Риме Нац. муз. о-во (в 1919 преобразовано в Итал. о-во совр. музыки, а с 1923 — в Корпорацию новой музыки — секцию Междунар. о-ва совр. музыки). В раннем творч-ве испытал влия­ние Р. Штрауса и Малера. В 20-е гг. перешел к неоклассицизму, соединяя соврем. технику и старинные формы. Автор опер, ба­летов, симфоний, ряда музыковедческих работ, монографий о Стравинском, И. С. Бахе и др. 206.

Канудо (Сапиdо) Риччотто (1879—1920), итал. писатель (пи­сал на франц. языке), любитель искусства; представлял антимаринеттиевскую, демократич. линию в футуризме; одним из первых оценил возможности соединения лит-ры и кино. В нач. XX века издавал в Париже журнал «Монжуа» 171.

Капле (Caplet) Андре (1878—1925), франц. композитор и ди­рижер; Римск. премия (1901). С 1900 — муз. директор т-ра «Одеон» в Париже. В 1910—14 дирижер Бостонской оперы. Был связан с Дебюсси тесной творческой дружбой, в частности, ди­рижировал премьерой «Мученичества св. Себастьяна» в Париже (1911) и премьерой «Пеллеаса и Мелизанды» в Лондоне (Ковент-Гарден, 1912) ; оркестровал «Жиги» и ряд фрагментов музыки к «Мученичеству св. Себастьяна». Автор соч. для орк. («Маска красной смерти», «Епифания»), Септета, Мессы и др. соч. 36.

Кемптер (Kempter) Лотар (1873—1948), швейц. композитор, педагог по теории в Цюрихск. консерватории и хоровой дири­жер 204.

Клер (Clair) Рене (р. 1898), франц. кинорежиссер; постанов­щик фильмов «Под крышами Парижа» (1930), «Большие ма­невры» (1955), «Порт де Лила» (1957) 104, 216.

Клоделъ (Claudel) Поль Луи Шарль (1868—1955), франц. пи­сатель, поэт, драматург, переводчик и дипломат. По долгу дипломатич. службы объездил многие страны мира. Чл. Франц. академии (1946). Охотно сотрудничал с композиторами: ему при­надлежат либретто трилогии Мийо «Орестея» и его же оперы «Христофор Колумб», тексты ораторий Онеггера «Жанна д'Арк на костре» и «Пляска мертвых». Автор пьес («Золотая голова», «Черствый хлеб»), стихов («Пять больших од», «Кантата на три голоса»), прозаическ. соч. («Черная птица в восходящем солнце», «Введение к голландской живописи») и др. произв. 6, 85, 124, 132, 159, 161, 163, 169, 172, 173.

Клоэц (Cloez) Гюстав (р. 1890), франц. дирижер, ученик Берио. Дирижировал в «Опера комик», в «Балете Монте-Карло» и в «Опере Бордо» (1955—57) 50.

Кнаппертсбуш (Knappertsbusch) Ханс (1888—1965), нем. ди­рижер (ФРГ). В 1922 директор Гос. оперы в Мюнхене. Дирижер

ярко романтического склада; исполнял произв. Вагнера, Бетхо­вена, Брамса, Р. Штрауса 192.

Коваль (Koval) Рене (1885—1938), франц. певец. Играл в «Похождениях короля Позоля» Онеггера в т-ре «Буфф-Паризьен» 170.

Кокто (Cocteau) Жан (1889—1963), франц, поэт, драматург, романист, киносценарист, режиссер, художник и эссеист; друг Сати, Пикассо, Дягилева, вдохновитель и покровитель группы «Шести»; чл. Франц. академии (1955). Для поэтики К. характерен сплав элементов классической просодии с принципиально новой образностью. Автор поэтич. сборников («Словарь», «Церковное песнопение»), поэм («Пожар», «Леона», «Распятие», «Цифра 7»), романов («Самозванец Тома», «Ужасные дети»), фильмов («Кровь поэта», «Красавица и зверь», «Ужасные родители», «Орфей»), пьес («Пишущая машинка», «Человеческий голос», «Антигона», «Царь Эдип», «Орфей»), балетных сценариев («Парад», «Бык на крыше», «Новобрачные с Эйфелевой башни») 6, 91, 94, 156, 167, 177, 198, 221—223, 228.

Колетт (Colette) Габриэль Сидони (1873—1954), франц. писа­тельница, автор свыше 50 романов и пьес; чл. Бельгийск. акаде­мии (1936) и Академии Гонкуров (с 1945). Написала либретто оперы Равеля «Дитя и волшебство» (1925) 6.

Колонн (Colonne) Эдуард (1838—1910), франц. дирижер, скри­пач и муз.-обществ. деятель; ученик Тома. Б 1858—67 был участ­ником струн. квартета Падлу, в .1871 — дирижером «Концертов Падлу». Основал (совм. с муз. издателем Хартманом) муз. о-во «Национальный концерт» (1873). Основал и возглавил «Концерты Шатлэ» (1874, позднее — «Концерты Колонна»; руководил ими до 1909). Гастролировал во многих странах, в том числе в Рос­сии (1890) 112, 212.

Комметан (Commettant) Жан Пьер Оскар (1819—1898), франц. муз. писатель и критик 129, 176.

Копленд (Copland) Аарон (р. 1900), амер. композитор; уче­ник Гольдмарка и Буланже. Организовал Лигу и Союз амер. композиторов, Союз авторов и издателей (1937). Проф. Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке и Гарварде (1927—37); зам. директора и рук. кл. композиции Беркширского муз. центра в Танглвуде. Выступал с пропагандой произведений композиторов США как пианист, дирижер и лектор в странах Лат. Америки (1941 и 1947). Автор опер, балетов, инструмент. и вокальных произв., музыки к кинофильмам, а также пяти книг 187.

Корнель (Corneille) Пьер (1606—1684), франц. драматург, ос­новоположник классицизма во франц. лит-ре 6, 174, 225.

Корто (Cortot) Альфред (1877—1962), франц. пианист, дири­жер, педагог и муз.-обществ. деятель; ученик Дьемера. В 1902 основал О-во оперных фестивалей в Париже, в 1903 — конц. о-во Корто. Руководил кл. высшего фп. мастерства в Парижск. кон­серватории (1907—17). Основатель (совм. с Манжо) «Эколь нор­маль де мюзик» в Париже (в 1919; приравнена в правах к кон­серватории), ее директор н руководитель кл. фп. исполнитель­ства. Участник прославленного трио Корто — Тибо — Казальс. Ав­тор книг «Франц. фп. музыка» (в 3-х тт., 1930—48), «Рациональ-

ные принципы пианистич. техники» (1938), «Курс интерпрета­ции» (в 2-х тт., 1934) 100, 111, 151, 216.

Кретъен (Chrétien) Гедвига 94.

Круаза (Croiza) Клер, наст. фамилия Конелли (1882—1946), франц. певица (меццо-сопрано). В 1906—13 пела в брюссельском «Театр де ля Монне». С 1914 — в парижск. т-ре «Опера комик». С 1934 — проф. пения в Парижск. консерватории. Одна из наи­более передовых исполнительниц франц. оперн. и камерн. ре­пертуара, романсов Дебюсси, Равеля и Форе 168.

Куперен (Couperin) Франсуа (1668—1733), франц. компози­тор, органист и клавесинист. Автор концертов, трио-сонат, месс для органа, сюит и пьес для клавесина и др. соч. 33, 196.

Куртелин (Courteline) Жорж Виктор Марсель, наст. фамилия Муано (1858—1929), франц. писатель, автор пьес «Серьезный кли­ент», «Теодор ищет спички», «Спи, Гортензия»; его мысли и афо­ризмы собраны в книге «Философия Ж. Куртелина» 150.

Лало (Lalo) Эдуард (1823—1892), франц. композитор и скри­пач (по происхожд. испанец) ; ученик Шульгофа. С 1855 выступал как альтист в струн. квартете. Автор широко известной «Испан­ской симфонии», концертов для скрипки с орк., виолончели с орк., оперы «Король города Ис» 54, 75.

Ламурё (Lamoureux) Шарль (1834—1899), франц. дирижер, скрипач, муз.-обществ. деятель. В 1863 основал О-во камерн. му­зыки и в его составе квартет (носивший имя Л. как 1-го скрипача; партию 2-й скрипки исполнял Колонн). В 1873 организовал О-во концертов духовн. музыки. Дирижер О-ва симф. концертов Парижск. консерватории (1872—78), дирижер «Гранд-Опера» (1877—79). Основатель и глава парижск. «О-ва новых концертов» (1881—97), получившего известность под назв. «Концертов Ла­мурё» 7, 11, 25, 50, 52—55, 212, 215.

Ландовски (Landowski) Марсель (р. 1915), франц. компози­тор, муз. критик и дирижер; по нац. поляк. Автор опер, балета, симфоний, фп. и виолонч. концертов, оратории, кантат, музыки к кинофильмам 184

Ландорми (Landormy) Поль Шарль Рене (1869—1943), франц. музыковед и муз. критик; проф. философии в различных учебн. заведениях Франции. В 1902 (совм. с Ролланом) организовал в Париже курс лекций по истории музыки; возглавлял лабора­торию по изучению акустики (1904—07). Как муз. критик печа­тался во многих франц. газетах: «Фигаро», «Темп» и др. Автор капитальных трудов по истории музыки (в том числе 3-томной «Французской музыки», Париж, 1943—44). Онеггер обязан ему своим первым выступлением в прессе (20 сент. 1920 в газ. «Виктуар»; Л. был в то время ее постоянным сотрудником) 27, 156, 210.

Лаппаран (Lapparent) Альбер де (1839—1908), франц. ученый-геолог 52, 212.

Ларусс (Larousse) Пьер (1817—1875), франц. филолог-лек­сикограф; основатель энциклопедич. словарей 50, 212.

Лафорг (Laforgue) Жюлъ (1860—1887), франц. поэт, прибе­гавший к смелым новациям в лексике и просодии 228.

Лаццари (Lazzari) Сильвио (1857—1944), франц. композитор (родом из Тироля), виолончелист, доктор права; ученик Гиро

и Франка. Автор камерно-инструм. музыки (Трио, Квартет, Октет для духовых, Соната для скрипки и фп., посв. Изаи), симф. произв. (Симфония, Четыре морские картины), опер (в том числе «Прокаженная», «Огненная башня»), романсов и др. соч. 213.

Ледюк (Leduc) Симон (1748—1777) франц. виолончелист и издатель. С 1765 посвятил себя издательск. делу и сочинению музыки. Вместе с братом Пьером (1755—1816) основал муз. изд-во, которое опубликовало соч. Куперена и др. франц. композиторов. Автор концертов, сонат для скрипки, симфоний 111.

Леже (Léger) Фернан (1881—1955), франц. художник, видный деятель культуры ФКП. Оформил ряд спектаклей Онеггера 171.

Лейбовиц (Leibowitz) Рене (1913—1972), франц. композитор, дирижер и музыковед; ученик Веберна и Равеля. Ортодоксаль­ный приверженец додекафонной системы. Организатор Междунар. фестивалей соврем. камерн. музыки в Париже (1947). У него учились П. Булез, X. В. Хенце и др. Автор опер (2), симфоний (4), камерно-инструм. произведений, вокальной музыки, а также монографий «Шёнберг и его школа» (1947) и «Шёнберг» (1966) 179, 180.

Лелё (Leleu) Жанна (р. 1898), франц. пианистка и компози­тор; Римск. премия (1923). Проф. гармонии в Парижск. консер­ватории. Автор симфонич. сюит, Концерта для фп. с орк., струн. квартета, балета и др. соч. 53, 213.

Лемуан (Lemoine) Анри (1786—1854), знаменит. франц. фп. педагог и композитор, глава франц. муз. изд-ва «Лемуан», осн. в Париже в 1772 г. его отцом, гитаристом Антуаном Л. (1753— 1817). Изд-во печатает многочисл. педагогическ. издания, «Классич. репертуар франц. пения» (осн. Гевартом), коллекцию «Альфа» для юношества 111.

Леру (Leroux) Ксавье (1863—1919), франц. композитор; уче­ник Мармонтеля, Дюбуа и Массне; Римск. премия (1885). С 1896 проф. гармонии Парижск. консерватории. Автор романсов, Мессы, мотетов, опер и музыки к спектаклям 203.

Леруа (Leroi) Пьер, франц. муз. критик 7.

Лесюр, Лезюр (Lesur) Даниэль (р. 1908), франц. композитор, органист и пианист; ученик Турнемира. С 1955 директор «Схола канторум». В 1936 вместе с Жоливе, Бодрие и Мессианом орга­низовал группу «Молодая Франция», цель которой — «вернуть музыке ее человечность». Автор вокальн. и инструмент. произ­ведений, кантаты «Песнь песней» и оперы «Андреа дель Сарто» 184.

Летраз (Létraz) Жан де (1897—1955), франц. драматург, ди­ректор т-ра «Палэ-Руаяль». Автор около 100 пьес («Мы сделали то же самое», «Порка» и др.) 93.

Ле Флем (Le Flem) Поль (р. 1881), франц. композитор; уче­ник д'Энди и Русселя. Муз. критик журналов «Комэдиа» и «Эко де Пари». С 1925 преподает контрапункт в «Схола канторум». В своих произв. воспевает родную Бретань. Автор опер, симф. и камерн. музыки 42.

Лилъаман (Lilamand) Шарль, франц. пианист, ученик Лонг 11, 12, 14—16.

Лист (Liszt) Ференц (1811—1886), венгер. композитор, пиа­нист, дирижер, педагог, муз. писатель 7, 11, 13, 15, 16, 22, 118, 125, 131, 191, 196, 212.

Лифар (Lifar) Серж, наст. имя и фамилия Сергей Михайло-

вич Лифаръ, псевд. Марсий (р. 1905), рус. танцовщик, балетмей­стер, педагог и литератор; ученик Нижинской и Чеккетти. С 1923 за рубежом; входил в труппу «Русский балет» Дягилева, с 1925 ее премьер. В 1930—44 и 1962—63 — танцовщик и балетмейстер «Гранд-Опера». В 1944—47 худ. рук. Нового балета Монте-Карло. В 1947—59 создал в «Гранд-Опера» обширный репертуар балетных спектаклей, сформировал одну из лучших балетных трупп в Ев­ропе. Автор многих книг о балете 46.

Лонг (Long) Маргарита, правильнее Маргерит (1874—1966), франц. пианистка и педагог, ученица Мармонтеля; проф. Па­рижск. консерватории. Пропагандировала соч. импрессионистов и композиторов «Шестерки». В 1943 организовала с Тибо конкурс пианистов и скрипачей (с 1946 — Междунар. конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг и Ж. Тибо) 12, 14.

Луис (Louys) Пьер (1870—1925), франц. поэт и писатель. Автор поэмы «Астарта», сб. стихов «Песни Билитис», романов «Похождения короля Позоля», «Афродита», «Женщина и марио­нетка» и др. 170.

Малипъеро (Malipiero) Джан Франческо (1882—1973), итал. композитор, музыковед, педагог и муз. деятель; в 1932—53 проф. кл. композиции, с 1940 — директор Консерватории им. Б. Марчелло в Венеции. Среди его учеников — Ноно, Мадерна. Автор опер (свыше 30), симфоний (9), концертов, камерн. и хоровой музыки 187.

Малларме (Mallarmé) Стефан (1842—1898), франц. поэт; вождь и теоретик символизма. Оказал большое влияние на поэ­тов последующих поколений. На его стихи писали музыку Де­бюсси, Равель, Хиндемит и Мийо 33, 87.

Мане (Manet) Эдуард (1832—1883), франц. художник-импрес­сионист 140.

Мансар (Mansart) Франсуа (1598—1666), франц. архитектор (по происхожд. итальянец). От его имени происходит назв. при­стройки в верхней части дома — мансарды 151.

Манъяр (Magnard) Альберик Люсъен Дени Габриэль (1865— 1914), франц. композитор; ученик Дюбуа, Массне и д'Энди. В 1903 откликнулся на дело Дрейфуса «Гимном справедливости». Тра­гически погиб во время первой мировой войны: встретил немцев выстрелами из револьвера и был заживо сожжен оккупантами. Автор опер, симфоний и др. произведений 57, 154, 192, 218.

Мардрюс (Mardrus) Жозеф Шарль Виктор (1868—1949), франц. врач и востоковед. Известен своим оригинальным и кра­сочным переводом сказок «Тысяча и одна ночь» (1898—1904) 221.

Мариво (Marivaux) Пьер Карле де Шамблэн де (1688—1763), франц. писатель и драматург; чл. Франц. академии (с 1743). Ав­тор многочисленных пьес (в том числе «Игра любви и случая», «Неверные признания»), романов («Новый Дон-Кихот», «Раз­вращенный крестьянин»; знаменитый роман — «Марианна») 6.

Маринетти (Marinetti) Эмилио Филиппо Томмазо (1876—1944), итал. прозаик, поэт, драматург; писал на франц. языке. Осново­положник футуризма. Автор первого манифеста футуристов в парижск. газ. «Фигаро» (1909). Из всех футуристов был наиболее последовательным. Автор пьес «Король Кутеж», «Электрические Куклы» и др. 184, 218.

Мариотт (Mariotte) Антуан (1875—1944), франц. композитор, дирижер и пианист; ученик Видора и д'Энди. Директор консер­ватории в Орлеане (1920—36); администратор «Опера комик» (1936—39). Автор опер («Саломея», «Старый король», «Гаргантюа»), оперетт и др. соч. 42.

Мария-Антуанетта (Marie-Antoinette) Австрийская (1755— 1793), дочь императора Франца I и Марии-Терезии, жена Людо­вика XVI. Отличалась легкомысленным характером 120.

Мартено (Martenot) Морис (р. 1898), франц. инженер, музы­кант и педагог. Изобрел электрич. инструмент, названный «Волны Мартено» (1928), часто используемый соврем. музыкантами (Онеггером, Мессианом, Жоливе и др.) 119, 120, 213.

Мартэн (Martin) Франк (1890—1974), швейц. композитор; уче­ник Лаубера. Преподавал в Институте Далькроза (1928—38); возглавлял Швейцарский союз музыкантов (1943—46); препода­вал композицию в Высшей муз. школе в Кёльне (1950—55). Док­тор философии Женевского ун-та (1949). Начав сочинять под влия­нием франц. композиторов (Франка, Форе и Равеля), затем пере­шел к серийной технике (с 1931). Возвратившись к тональному письму (1938), в зрелом периоде достиг синтеза равелевской гар­монии и атональной хроматики. В его творч-ве преобладают камерно-инструмент. и кантатно-ораториальн. соч. 187.

Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (1842—1912), франц. композитор; ученик Базена и Тома; Римск. премия (1863). Чл. Ин-та Франции (1878) 104, 105, 215.

Менгелъберг (Mengelberg) Виллем (1871—1951), нидерландск. дирижер, по нац. немец. Доктор музыки Колумбийск. ун-та (1928); гл. дирижер Нью-Йоркского орк. (1922—30) 192.

Менделъсон-Бартолъди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (1809—1847), нем. композитор, дирижер и пианист 191, 196.

Мералъ (Méral) Поль, бельг. поэт, в соавторстве с которым Онеггер написал «Сказание об Играх Мира» 167.

Мессаже (Messager) Андре Шарль Проспер (1853—1929), франц. композитор, дирижер и органист; ученик Сен-Санса. Был дирижером «Опера комик» (где поставил «Пеллеаса и Мели­занду», 1902), «Ковент Гардена» и «Гранд-Опера». В 1924—дири­жер «Русских балетов» Дягилева. Чл. Ин-та Франции (1926). Автор опер («Мадам Хризантем», «Крошка Мишю», «Фортунио», «Беатриче» и др.), Симфонии, кантат, балетов, камерно-инструмент. музыки, романсов 31, 53, 213.

Мессиан (Messiaen) Оливье (р. 1908), франц. композитор, ор­ганист и педагог; сын поэтессы Сесиль Соваж; ученик Дюка, Дюпре. С 1931 органист церкви Св. Троицы в Париже. С 1936 (совм. с Лесюром, Бодрие и Жоливе) — чл. группы «Молодая Франция». С 1936 преподавал гармонию в «Схола канторум» и «Эколь нормаль». С 1942 проф. Парижск. консерватории по кл. гармонии, анализа и эстетики (с 1947), философии музыки (с 1955). Среди его учеников — Булез, Штокхаузен, Мартине, Ксенакис и др. Чл. Ин-та Франции (с 1967). Обогатил свой муз. язык, используя приемы неевропейской музыки (полинезийской, балийской, японской, индийской) и записывая пение птиц. Сфор­мулировал теорию ладов ограниченной транспозиции, ввел поня­тия полимодальности и симультанности (наложения ладов и од-

новрем. использование ряда неоднородных ритмическ. формул), огромное значение придает ритмическ. организации музыки. Свои теоретич. взгляды изложил в трактатах «Техника моего муз. языка» (Париж, 1944) и «Трактат о ритме» (Париж, 1948). Наи­более известные произв.: симфония «Турангалила», «Хронохромия», Квартет на конец мира, оратория «Преображение гос­подне», «Пробуждение птиц» для фп. с орк., «Экзотические птицы» для фп., дух. и ударных, органная сюита «Рождество господне»; соч. для фп. (Восемь прелюдий, «Бурлескная фантазия», «Два­дцать взглядов на младенца Иисуса», «Каталог птиц»; для 2-х фп. «Видения Аминя») 38—40, 75, 116, 142, 181—183, 211.

Метерлинк (Maeterlinck) Морис (1862—1949), бельг. писатель-символист. Автор статей, исследований и драматич. произведе­ний. Его творч-во привлекало к себе внимание композиторов на­чала века 158, 225.

Меттерних (Metternich) Полипа (Paulina Sandor) (1836—1921) княгиня, жена Р. Меттерниха (1829—1895), австр. посла в Па­риже. Пользовалась влиянием в обществе и при дворе Тюильри 120.

Миго (Migot) Жорж Эльбер (1891—1976), франц. композитор; ученик Жедальжа, Видора и д'Энди. Премия Блюменталя (1921). Человек огромной эрудиции, занимался живописью, был граве­ром, писателем; с 1948 хранитель Музея муз. инструментов Па­рижск. консерватории. Автор ок. 200 соч., в том ч. ораторий (10). Реквиема, симфоний (5), пьес для фп. 54.

Мийо (Milhaud) Дарьюс (1892—1974), франц. композитор, ди­рижер, муз. писатель и педагог: ученик Дюка, Жедальжа, Видора и д'Энди. В 1916 в качестве секретаря сопровождал Клоделя, на­значенного послом в Рио-де-Жанейро. Член «Шестерки» и активный участник Народной муз. федерации. В годы оккупации преподавал композицию в «Милле-Колледже» (Калифорния). С 1947 — проф. Парижск. консерватории; чл. Ин-та Франция (1956). Писал во всех жанрах, но особенно тяготел к театру (оперы «Заблудшая овечка», трилогия «Орестея», «Христофор Ко­лумб», «Боливар»; балеты «Бык на крыше», «Салат»); автор 12 симфоний, кантаты «Огненный замок» (памяти жертв лаге­рей смерти), многочисл. концертов, камерн. инстр. и вокалън. произв. и др. соч. 71, 75, 136, 141, 154, 172, 184, 191, 197, 210,

213.

Мирбо (Mirbeau) Октав (1850—1917), франц. писатель 166.

Михалович (Milialovici) Марчел (р. 1898), румынск. компо­зитор, ученик д'Энди. В 1932 принял участие в организации о-ва соврем. камерной музыки «Тритон»; играл активную роль во франц. муз. жизни. Автор опер (5), балетов (7), симфоний (5), симф. пьес (25), концертов, струн. квартетов, сонат для различн. инстр., вокальн. произв., пьес для фп. 184.

Мольер (Molière) Жан Батист, наст. фамилия Поклен (1622— 1673), франц. драматург, актер, театральн. деятель, создатель ко­медии-балета 93.

Моне (Monet) Клод Оскар (1840—1926), франц. художник-импрессионист 140.

Монсинъи (Monsigny) Пьер Александр (1729—1817), франц. композитор, прославившийся в 1760—70-х гг. комич. операми, отличавшимися чертами чувствительности и патетики («Дезер­тир», «Феликс, пли Найденыш») 42.

Монтеверди (Monteverdi) Клаудио (1567—1643), итал. компо­зитор. Один из крупнейших композиторов своего времени. Автор опер («Орфей», «Коронация Поппеи»), балетов, мадригалов и др. 178.

Монтень (Montaigne) Мишель де (1533—1592), франц. писа­тель и философ-моралист в.

Монтерлан (Montherlant) Анри де (1896—1972), франц. про­заик и драматург 172.

Моозер, Мозер (Mooser) Роберт Алоиз (1876—1969), швейц. музыковед и муз. критик; ученик Балакирева и Римского-Кор­сакова. В 1896—1909 гг. жил в Петербурге, работал в Дирекции императорских театров (1899—1904), а также муз. критиком в «Санкт-Петербургской газете» (с 1897). В Швейцарии продол­жал работу муз. критика в газете «Швейцария», основал в Же­неве «Слушательские четверги» (1915—22), где исполнялись но­винки соврем. музыки. В 1923—46 издавал «независимый муз. журнал» «Диссонансы». Муз.-критическ. статьи М. составили 4 книги. Автор труда «Летопись музыки и музыкантов в России в XVIII столетии» (тт. 1—3, Женева, 1948—51) 206, 219.

Моракс (Моrах) Жан (1869—1939), швейц. живописец и театральн. деятель 168.

Моракс (Моrах) Рене (р. 1873), швейц. драматург и театральн. деятель. В 1921 г. вместе со своим братом Жаном орга­низовал народный т-р «Жора» в Мезьере, небольшом селении местности Жора. Автор текстов к произв. Онеггера «Царь Давид», «Юдифь» и «Красотка из Мудона» 168.

Моран (Моrап) Поль (1888—1976), франц. писатель и дип­ломат; сотр. франц. посольства в Лондоне, Риме, Мадриде; автор многих книг («Жизнь Ги де Мопассана», «Последний день инкви­зиции»). За роман «Ночью закрыто» получил премию Возрож­дения (1923). Чл. Франц. академии (1968) 167.

Морё (Моrеих) Серж, франц. писатель, музыковед и публи­цист, сотр. журн. «Ревю мюзикаль», автор монографии о Бартоке (1949), к которой Онеггер написал предисловие 43, 211.

Мориак (Mauriac) Франсуа (1885—1970), франц. писатель, чл. Франц. академии (с 1933), лауреат Нобелевской премии (1952). Автор романов, сб. стихов, пьес, публицист. статей, книг, мемуаров, эссе 6.

Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (1756—1791). австр. ком­позитор и пианист 6, 16—18, 23, 30, 42, 49, 53, 58, 77, 80, 103, 118, 120, 129, 151, 194—196, 205, 206, 209, 219.

Муди (Moodie) Элма (1900—1943), австрал. скрипачка, уче­ница Флеша и Томсона 206.

Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), рус. композитор 131.

Мюнш, Мюнх (Munch) Шарль (1891—1968), франц. дирижер и скрипач; ученик Капе и Флеша. Р







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.