Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



Тема 1. Понятие государства признаки и

Общая характеристика

План

1) ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ.

2) ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

3) ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ.

4) ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

5) ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА.

6) ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

 

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ.

Признаки государства:

І. Суверенитет власти:

1) Верховенство – государство – это высшее по значению и силе организация внутри страны, независимая и самостоятельная во внешних отношениях с другими государствами и общественными организациями.

2) Единственность и всеобщность – государство- это единственная организация общества охватывающая все население страны.

3) Неделимость – вся власть общая обязательная для всего населения и принадлежит только государству и его органам.

ІІ. Специальный механизм– система органов и учреждений которая осуществляет непосредственное управление обществом ( три ветви власти, органы принуждения).

ІІІ. Правовые нормы - устанавливаются и охраняются государством (только государство обладает правом регулировать жизнь в обществе с помощью законов имеющих общеобязательный характер).

ІV. Территория– государство объединяет членов общества по территории, территория является материальной основой государства, а население в пределах этой территории его гражданами (подданными).

V. Официальность –государство представляет общество и выступает от его имени.

. Система принудительного вздымания налогов и иных обязательных платежей которые устанавливаются для содержания государственного аппарата и обеспечивает экономическую самостоятельность государства.

Функции государства- это основные направления и стороны деятельности государства.

Виды функций государства:

І. Внутренние функции государства:

1) Экономическая функция – организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики создание стимулов экономического роста или применения санкций.

2) Социальная функция– удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержке здоровья, представления социальных гарантий (престарелым , инвалидам , безработным , молодежи.) страхование жизни, собственности, здоровья.

3) Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя, защита правовых норм с помощью специальных правоохранительных органов государства (суда, прокуратуры).

4) Политическая функция - состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, разработке политического курса ( отвечающих потребностям широких слоев населения или целям поддержания политического господства класса собственников) одна из важных функций государства.

5) Культурно – воспитательная функция– создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения .

ІІ.Внешние функции государства:

1) Оборона страны от нападения из вне и деструктивных действий внутри станы.

2) Экономическая функция - обеспечение взаимовыгодной торговли, защита интересов национального производителя, обеспечение экономической безопасности.

3) Правовая функция – защита прав и интересов своих граждан и предоставление юридической помощи за пределами государства.

4)Представление своего государства во внешних отношениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Переход от экономки присваивающей к экономике производящей. (неолитическая революция )

Руководство старейшины.

Первобытное общество видоизменялось от первобытного стада до родовой общины, сначала материнской, которая с переходом к оседлой жизни, занятием земледелием, скотоводством вытиснилась отцовской. (экономикой производящей).

Характерные черты первобытной общинной власти:

1)Базируется на родовых отношениях.

2)Носит добровольный общественный характер (отсутствует аппарат принуждения.)

3)Осуществляется рядовыми членами рода на их собрании под руководством выборных старейшин.

4)Принуждение применяется очень редко в роли общественного воспитания.

Предпосылки возникновения государства:

1. Кризисные климатические явления(изменения климата).

2. Переход от матриархата (экономики присваивания) к патриархату (экономике производства).

3. Разделение труда : а) выделение скотоводства; б) отделение ремесел от земледелия;

4. Выделение торговли.

5. Появление излишков: продуктов, товаров, частной собственности и имущественного неравенства.(излишки присваиваются старейшинами)

6. Образование классов как больших групп людей с противоположными интересами.

7. Возникновение межклассовых конфликтов.

В сложившихся условиях родовая власть уже не могла урегулировать возникающие конфликты и для управления социальными процессами, защиты собственности возникло государство как политическая организация публичной власти.

С возникновением государства неразрывно связанно возникновение права, как регулятора общественных отношений (в начале устного в последствии письменного). С помощью которого закреплено имущественное неравенство, были закреплены права имущих, закреплены половые неравенства.

 

1. Государство – особая организация политической власти в обществе обладающая суверенитетом и управляющая обществом с помощью права, опираясь на специальный механизм (армия , милиция).

2. Теологическая теория- происхождение государства объясняется Божьей волей.

3. Патриархальная теориявидит причину возникновения государства в разрастании семьи, соединение родов в племена, племенных общностей в государство (от главы семьи до главы государства).

 

4. Психологическая теория – государство, результат присущей человеку необходимости к повиновению, осознание зависимости от выдающейся (выделяющийся) личности.

5. Теория насилия – государство результат завоевания одного племени другим.

6. Договорная теория – государство возникает в результате договора между членами общества.

7. Экономическая теория – государство – результат экономического развития первобытного общества. Появление частной собственности и необходимости регулирования отношений между экономически господствующим меньшинством и обществом.

8. Технократическая теория – государство результат развития техники что возникает как регулятор отношений между людьми и техникой.

9. Кризисная теория– государство средство преодоления кризиса.

3. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ.

Форма правления – это организация высшей власти в государстве.

Виды форм правления :

І. Монархия – форма правления при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (полностью или частично) и передается по наследству.

Виды монархий:

1) Абсолютная монархия – форма правления при которой все три ветви власти принадлежат монарху который пользуется ею неограниченно (Саудовская Аравия).

2) Конституционная монархия – власть монарха ограниченна конституцией:

А) Парламентарная монархия – власть монарха ограниченна парламентом на основе конституции во всех сферах государственной власти ( Испания , Япония, Великобритания).

Б) Дуалистическая монархия - в руках монарха сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Монарх формирует правительство которое ответственно перед ним. (Иордания).

ІІ. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.

Виды республик:

1) Президентская республика – жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент глава государства, глава исполнительной власти. Президент не несет ответственности перед парламентом и обладает правом “вето” на законы принятые парламентом. Президент избирается путем прямых всеобщих выборов. Президент избирает правительство ответственное перед ним. Парламент может преодолеть “вето” президента повторным голосованием не менее 2/3 от конституционного состава парламента. Президент может ввести военное положение.

2) Парламентская республика – глава государства Президент, но исполнительная власть содержится в руках правительства во главе с премьер – министром. Правительство формируется партией ( или коалицией партий) обладающей большинством мест в парламенте и несет ответственность перед ним (Правительство перед парламентом) Президент выполняет представительскую функцию.

3) Смешанная (nрезuдентско-nарламентарная)республика. Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республик. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: прези­дент имеет самостоятельный статус (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.