Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть 4. Как учить?



Глава 6. Обучение новым навыкам.

Эта глава служит практическим пособием для родителей, у которых мало опыта и нет специальной подготовки в этой области. Прикладной анализ поведения придает особое значение использованию методов инструкций, направленных на систематическое и измеримое изменение поведения. Ключевыми словами этого определения являются метод, систематически и измеримо. Каждая отдельная стратегия может быть подробно описана, применяться систематически, что позволяет точно измерить ее эффективность.

Важно отметить, что домашнее обучение может подойти не каждому ребенку и не каждой семье. Влияние на семейный уклад и отдельных членов семьи может быть очень значительным. Во-первых, оно требует немалых жертв и самоотдачи от каждого безо всякой гарантии весьма благоприятного результата для ребенка с аутизмом. Во-вторых, для некоторых родителей может быть не легко принять основную философию и принципы этого подхода. Короче говоря, решение о домашнем обучении крайне личностно. Родителям стоит начинать только, если они полностью настроены дать этому методу шанс на успех. Нельзя проведя лишь какую-то часть курса, решить, что сам подход обречен на провал. Это будет равносильно тому, как давать ребенку лишь полдозы прописанных антибиотиков для лечения и надеяться на его выздоровление.

Мы ограничиваем свои рекомендации лишь для детей от 24 месяцев и не старше 6 лет. (Для детей старшего возраста следует выбирать задания более функционального плана). Домашнее обучение – это, в основном, надежда, что ребенок приобретет навыки общения и речи, такие же, как у его сверстников, будет учиться в обычной школе и жить нормальной продуктивной жизнью. Мы без опаски можем сказать, что некоторые дети достигнут этих целей. Мы также знаем, что это удастся не всем, хотя большинство детей в большей или меньшей степени от домашнего обучения выиграют.

Джеффри было 2,5 года, когда его родители впервые услышали слово «аутизм», использованное для объяснения его необычного поведения. Казалось, его жизнь начиналась совершенно нормально. Они вспоминали, каким красивым малышом он был, и достигал каждую веху развития (улыбался, тянулся за предметами, ползал, начал ходить) как и все дети. Их беспокойство началось, когда в яслях заметили, что он не играет с другими детьми, а складывает предметы ровными рядами, открывает и закрывает дверцу шкафа, постоянно дергает смыв в туалете или просто сидит пассивно в углу. К трем годам он говорил менее 50 слов и редко складывал их в предложения. С другой стороны, его родители отмечали, что он был очень хваток, например, в назывании цветов, складывании сложной мозаики и счете до 20. Хотя они полностью и не понимали, в чем проблемы, они были убеждены, что им нужна какая-то помощь.

Роль родителей

Большинство родителей либо принимают на себя роль педагога, либо адвоката для своего ребенка. Некоторые совмещают обе роли. В обоих случаях родители, как правило, обеспечивают наилучшие перспективы своему ребенку в развитии, текущих потребностях, стиле обучения. Более того, в то время, как профессионалы приходят и уходят, родители всегда остаются с детьми. Необходимо, что бы сами родители принимали участие в предварительном оценивании уровня развития ребенка, помогали в постановке задач (целей) и обеспечивали непосредственные инструкции. Родители должны понимать, что просто прочтение и осознание рекомендаций этой главы еще не подготовит их к самой роли домашнего педагога. Тем не менее, с практикой, образцами и общением с профессионалом, родители часто становятся отличными учителями. По мере продвижения домашнего обучения родители берут на себя всевозрастающую роль в составлении программ и отслеживании успехов ребенка.

Эвелин было почти 3,5 года, когда родители стали искать помощи. Они осознавали, что у девочки неразвита речь, и она не проявляет интереса к игре с другими детьми, даже со своей 6-летней сестрой. Они окрылялись, если она иногда повторяла слово или фразу из песни, но потом они опять ничего от нее не слышали. Общалась Эвелин, главным образом, беря кого-либо за руку и ведя его к тому, что ее интересовало. Казалось, она не понимала, что ей говорили, хотя иногда было трудно отличить понимание от ее готовности подчиняться. Если ей давали игрушку, она подносила ее к губам или терла о кожу, но не играла. Когда кто-нибудь пытался вовлечь ее в какую-то деятельность, отдавая инструкции, она страшно расстраивалась, плакала и рвалась прочь. Ела она очень мало и отказывалась оставаться за столом, когда ели другие. По ночам спала лишь несколько часов, зато днем любила спать подолгу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.