Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль исходного уровня знаний (тестирование)



Выбрать один правильный ответ

1. СООТВЕТСТВИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ХРОНОЛОГИЧЕСКОМУ НАЗЫВАЕТСЯ

1) банальным вариантом развития

2) ретардированным вариантом развития

3) акселерированным вариантом развития

4) нормальным вариантом развития

 

2. ЗАМЕНА МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ ПОСТОЯННЫМИ НАЧИНАЕТСЯ

1) в 10-12 лет

2) в 3-4 года

3) в 8-10 лет

4) в 5-6 лет

 

3. ТЕОРИЯ СТАРЧЕСКОГО ВИТАУКТА ПРИНАДЛЕЖИТ

1) А.А. Подколзину

2) В.В. Фролькису

3) В.М. Дильману

4) В.П. Войтенко

 

4. КОМПЛЕКС ПРОЦЕССОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НАЗЫВАЕТСЯ

1) витаукт

2) геронтогенез

3) ретардация

4) акселерация

 

5. РЕБЕНОК, ЧЕЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ОТСТАЕТ ОТ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО НАЗЫВАЕТСЯ

1) акселерант

2) ретардант

3) конкурент

4) банальный

 

6. ЭПОХАЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ НАЗЫВАЮТСЯ

1) скачок роста

2) взросление популяции

3) эволюционный тренд

4) секулярный тренд

 

7. СТАБИЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ БАЛАНСОМ ПРОЦЕССОВ СТАРЕНИЯ И ВИТАУКТА НАЗЫВАЕТСЯ

1) геронтогенез

2) мезогенез

3) этагенез

4) онтогенез

 

8. ТЕРМИН «АКСЕЛЕРАЦИЯ» ВВЕДЕН В 1935 ГОДУ НЕМЕЦКИМ ПЕДИАТРОМ

1) Р. Катлером

2) В. Райтом

3) Э. Кохом

4) М. Эйтнером

 

9. ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВОМ В РОССИИ СЧИТАЕТСЯ

1) возраст старше 90 лет

2) возраст старше 80 лет

3) возраст старше 100 лет

4) возраст старше 80 лет у мужчин и 90 лет у женщин

 

10. И.И. МЕЧНИКОВУ ПРИНАДЛЕЖИТ

1) соединительнотканная теория старения

2) аутоинтоксикационная теория старения

3) иммунная теория старения

4) теория гормональной энтропии

 

11. ОЦЕНКУ СКЕЛЕТНОГО ВОЗРАСТА ЧАЩЕ ВСЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮТ

1) по рентгенограммам позвоночного столба

2) по длине конечностей

3) по рентгенограммам костей кисти

4) по форме грудной клетки

 

12. НЕОБХОДИМЫМ ПАРАМЕТРОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО ГОРЕЛКИНУ-ПИНХАСОВУ ЯВЛЯЕТСЯ

1) обхват грудной клетки

2) обхват талии

3) абсолютная жировая масса

4) диаметр плеч

Основные понятия и положения темы.

В антропологической науке выделяют несколько типов возраста.

Абсолютный,или хронологический, возрастотделяет момент возникновения человека от момента его описания и измерения. Абсолютный возраст существования человека на Земле, как известно, определяется с момента появления первых представителей семейства гоминид (австралопитеков) и насчитывает 4,5—5,5 млн лет. Определение хронологического возраста называется датировкой.

Индивидуальный возрастустанавливается путем определения местоположения субъекта в эволюционно-генетическом ряду на основании качественных и количественных морфофункциональных изменений, происходящих в процессе индивидуального развития. Индивидуальный возраст в свою очередь подразделяется на паспортный и биологический.

Критерии биологического возраста в детском и подростковом возрасте:

· половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

· скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

· зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);

· зрелость интеллекта (уровень развития как личности).

Определение степени зубной зрелостиубная зрелость обычно определяется путем подсчета числа прорезавшихся зубов, последовательности их прорезывания и сопоставления его с существующими стандартами).

Нормальные сроки прорезывания молочных и постоянных зубов (для европеоидных популяций):

Зубы (название и обозначение) Молочная смена Постоянная смена
Резцы
Внутренние (медиальные) (i1 и I1) 6-8 месяцев 6-8 лет
Наружные (латеральные) (i2 и I2) 7-12 месяцев 7-9 лет
Клыки
Клыки (с или С) 16-20 месяцев 10-14 лет
Премоляры
Первые (Р1) нет 9-12 лет
Вторые (Р2) нет 11-13 лет
Моляры
Первые (m1 и M1) 12-16 месяцев 6-7 лет
Вторые (m2 и M2) 20-30 месяцев 12-13 лет
Третьи (m3 и M3) нет (7,5)17-22(28) лет

Формула для определения должного количества зубов у ребёнка в возрасте 6–24 мес: n — 4, где n — возраст ребёнка в месяцах, формула для определения должного количества зубов у детей старше 2 лет: 4n — 20, где n — число полных лет ребёнка.

Определение степени скелетной зрелости:используется уровень окостенения костей пястья, запястья и дистальных эпифизов предплечья. Оссификация костей кисти происходит в разные сроки: головчатая и крючковидная – в 1 год, трехгранная – в 3 года, полулунная – в 4 года, ладьевидная – в 6 лет, трапециевидная – в 7 лет, гороховидная – в 12 лет. Костный возраст определяют рентгенологически по стадиям оссификации скелета, при этом учитываются:

1) число точек окостенения;

2) время и последовательность их появления;

3) сроки наступления синостозов.

Сроки окостенения хорошо отражают процессы акселерации и ретардации развития.

Определение степени половой зрелости:для определения используется схема, предложенная Штефко В.Г. и Островским А.Д., где степень развития признака выражена в баллах. Результаты обследования записывают в виде «половой формулы»

Схема оценки развития вторичных половых признаков

Признаки и стадии Балл Характеристика признаков
Ма (mammae) – степень развития грудных желез
Ма0 Железы не выступают над поверхностью грудной клетки
Ма1 Выступают в виде конуса околососковый кружок вместе с соском
Ма2 Значительное конусообразное выступание желез
Ма3 Сосок поднимается над околососковым кружком
Ма4   Железа достигает размеров и формы, характерных для взрослой женщины
Р (pubis) – степень развития волос на лобке
Р0 Волосы на лобке отсутствуют
Р1 Единичные волосы
Р2 Выраженный волосяной покров
Р3 Длинные, густые волосы по всему лобку
Ах (axillaris) – степень развития волос в подмышечной впадине
Ах0 Отсутствие волос
Ах1 Единичные волосы
Ах2 Выраженный волосяной покров
Ах3 Полный волосяной покров
С – степень пубертатного набухания сосков
С0 Маленький сосок
С1 Набухание околососкового кружка
С2 Околососковый кружок плоский, темнопигментированный, с редкими волосками по краю
Г – степень перелома голоса
Г0 Детский голос (детская стадия)
Г1 Смена голоса (пубертатная стадия)
Г2 Мужской голос (зрелая стадия)

 

В качестве критериев БВ у взрослых предлагались состояние внешних покровов тела, уровень артериального давления, показатели биоэлектрической активности мозга, динамометрия кисти, показатели липидного обмена, содержание половых гормонов в крови и многие другие показатели.

Акселера́ция или акцелерация (от лат. Acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, наблюдаемого в последние 150 лет, но в принципе термин применим и к другим живым организмам. Термин «акcелерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом Кохом (E. Koch).

Характеристики, которые изменяются в результате акселерации:

ü на 1-3 года раньше происходят физические и морфо-функциональные изменения, которые антропологами принимаются за признаки наступления зрелого возраста (смена зубов, окостенение скелета, формирование вторичных половых признаков);

ü увеличение среднего роста;

ü удлинение репродуктивного периода у женщин и у мужчин, как за счёт более раннего наступления половой зрелости (менархе у девочек, поллюции у мальчиков), так и позднего наступления (менопаузы, андропаузы).

За рубежом пользуется признанием английский термин secular trend – «вековая тенденция» (кратковременная в масштабах истории, которым обозначают не только свойственное современности ускорение морфо-функциональных изменений человека в период роста (предифинитивный период), но и изменения в развитии взрослых людей (постдифинитивный период) за те же 100-150 лет, имеющие прямо противоположную направленность, а именно:

ü сдвиг на более поздние сроки возраста прекращения репродуктивных функций организма

ü увеличение продолжительности жизни

ü сохранение работоспособности в более пожилом возрасте.

В антропологии существует термин «эпохальный сдвиг». К эпохальным (или долговременным – long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, формы черепа и массивности скелета, а также колебания длины тела, изменения продолжительности жизни и процессы популяционной дифференциации.

В обоснование акцелерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп:

· Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.

· Гипотезы связанные с биологическим отбором (первые сообщения об ускоренном развитии детей — Гент, 1869; Робертс (Ch. Roberts), 1876), с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G. Mauer), 1887, а также другие гипотезы о конcтитуциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.

· Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счет электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера. Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников. Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

И.И. Бахрах и Р.Н. Дорохов (1980) считают целесообразным выделить в пределах одного поколения варианты ускоренного (индивидуальная акселерация), обычного и замедленного (индивидуальная ретардация) развития. При этом индивидуальная акселерация и индивидуальная ретардация могут быть гармоничными и негармоничными. Гармоничная акселерация – вариант развития, при котором индивидуум опережает сверстников по всем морфофункциональным параметрам и биологическому возрасту. Негармоничная акселерация – опережение сверстников лишь по одному или нескольким морфофункциональным показателям. Более чем у 10% школьников отмечается несоответствие между величиной тотальных размеров тела и уровнем развития вторичных половых признаков. Гармоничная ретардация – отставание индивидуума от сверстников по всем морфофункциональным показателям и биологическому возрасту. Негармоничная ретардация – отставание индивидуума от сверстников по отдельным морфофункциональным показателям. Она отмечается у 5% школьников.

Варианты развития по Р.Н. Дорохову (1985):

1. укороченный вариант развития – ВР «А» - заканчивается рост в 14-15 годам (индекс зрелости 0,7-1,0);

2. обычный вариант развития – ВР «В» - заканчивается рост в 17-18 лет (индекс зрелости 0,3-0,56);

3. растянутый вариант развития – ВР «С» - заканчивается рост в 22-23 года (индекс зрелости 0,1-0,43), эти подростки имеют наибольшую длину тела (опережают сверстников на 3-4 см), но отстают по массе тела и по выраженности мышечной массы.

 
 


где ИЗ – индекс зрелости; ОПВ – окружность плеча на уровне прикрепления дельтовидной мышцы; ДР – длина руки; ОБВ – окружность бедра на уровне ягодичной складки; ДНК – длина нижней конечности; Оп – обхват плеча по максимуму дельтовидной мышцы; От – обхват таза по максимуму ягодиц; Дтул – длина туловища от яремной вырезки до симфиза.

 

Феномен старения интересовал человека с древности. По мнению И.В. Давыдовского (1966), в таких понятиях как "возраст, старение, старость, долголетие переплетаются объективные законы жизни и субъективные антропоморфные представления человечества, а также просто страстное желание жить долго".

Первые попытки осмысления сущности старения можно отметить в трудах Сократа, Аристотеля, Гиппократа и Галена. На этом этапе развития науки изучение носило в основном описательный характер, ограничиваясь отражением внешних проявлений старения и наивными попытками их объяснения. Так, Гиппократ объяснял старение потерей “природного жара”, Гален связывал старение с уменьшением влажности тела Древняя идея “природного жара” основана на наблюдениях того факта, что выделение тепла в старости идет менее интенсивно, чем в молодости. Иными словами, используя современную терминологию, старость - это результат постепенного снижения обменных процессов. Во времена Гиппократа отмечалось, что течение болезни зависит от возраста. Первая попытка выделения учения о старости в отдельное медицинское направление была предпринята Галеном и его учениками (II в. н.э.). Это новое направление получило название “герокомия” и, по сути, представляло собой свод гигиенических рекомендаций для людей старшего возраста.

Изучение старости не прекращалось и в средние века. Врачи Салернской медицинской школы (XI-XIII век) издали знаменитый "Кодекс о здоровье”, в котором, говоря современным языком, было введено понятие видовой продолжительности жизни и указывалось на невозможность ее увеличения только за счет достижений медицинской науки. Первый печатный труд, сделавший науку о старости особым предметом, датирован 1489 годом, принадлежал итальянскому анатому Г. Церби и получил название “Gerontocomia”.

XVIII век характеризуется новым периодом в развитии учения о старении. Прежде всего, это изучение анатомических изменений внутренних органов пожилых людей. В 1799 году Б.В. Зейлер издает книгу, целиком посвященную проблемам анатомии людей старческого возраста.

Со времени возникновения геронтологии было предложено множество теорий, которые в той или иной степени стремились объяснить причины и механизмы старения. Среди трудов по изучению старения следует упомянуть:

1. механистическую теорию “изнашивания” Мопа,

2. теорию растраты жизненной энергии Х.Ф. Гуфеланда,

3. эволюционную теорию А. Вейсмана,

4. коллоидную теорию М. Рубнера,

5. теорию гормональной энтропии Г. фон Эулера,

6. аутоинтоксикационную теорию И.И. Мечникова.

И хотя большинство из этих теорий на сегодняшний день имеют лишь историческое значение, высказанные в них идеи несли в себе рациональное зерно и в свое время сыграли большую роль в развитии геронтологии. Всего же за всю историю учения о старении и старости было выдвинуто более 200 теорий старения. Тем не менее, ни одна из них не является универсальной или хотя бы в значительной степени раскрывающей механизмы старения.

В современной геронтологии особое внимание уделяется вопросам физиологического и преждевременного старения. Представление о существовании этих двух видов старения одним из первых обосновал И.И. Мечников (1961; 1964). Он называл старение “болезнью старости” и отмечал, что с физиологическим старением исследователь сталкивается редко. Под физиологическим старением понимают естественное начало и постепенное развитие старческих изменений, характерных для данного вида и ограничивающих способность организма адаптироваться к окружающей среде. Преждевременное старение развивается в результате действия неблагоприятных факторов внешней среды, ряда перенесенных заболеваний и характеризуется более ранним развитием возрастных изменений. Выделяют также ретардированное старение, отличающееся более медленным, чем у всей популяции темпом возрастных изменений. Предельным проявлением этого типа старения является феномен долгожительства.

Несмотря на индивидуальный характер темпов старения, представляется необходимым установление общепопуляционных возрастных интервалов. В настоящее время большинство исследователей придерживаются возрастной классификации, рекомендованной Европейским региональным бюро ВОЗ, согласно которой возраст от 60 до 74 лет считается пожилым, 75-89 лет – старческим, 90 лет и старше – долгожители. Термин “долгожители” в разных странах трактуется по-разному. Например, в США периодом долгожительства считается возраст старше 85 лет, долгожители в России - это люди, перешагнувшие 90-летний рубеж.

Для старения характерны:

гетерохронность - различие во времени наступления старения отдельных тканей, органов и систем;

гетеротопность- разная интенсивность изменений в различных структурах одного и того же органа;

гетерокатефтенность - разнонаправленность возрастных изменений, связанная с активацией одних и подавлением других жизненных процессов в стареющем организме;

гетерокинетичность - различие скорости возрастных изменений.

Старение процесс универсальный, он затрагивает все уровни организации - от молекулярного до организменного.

Современные теории старения:

1. Генетическая. Описывает цепь событий, из которых слагается старение на молекулярном уровне. В первую очередь возникают повреждения оснований ДНК, появляются ошибки при транскрипции генетической информации, некоторые поврежденные молекулы могут индуцировать дефекты в других молекулах. Изменения регуляции генома приводят к сдвигам в синтезе белка, и этот процесс заканчивается нарушением функции клеток и их гибелью.

2. Свободнорадикальная. Свободные радикалы инициируют перекисное окисление ненасыщенных жирных кислот, а это приводит к разрушению биологических мембран, нарушениям в регуляции клеточного деления и дифференцировки.

3. Липидная. Накопление в постмитотических клетках пигмента липофусцина, который является продуктом переокисления и полимеризации липидов и липопротеидов. Одной из причин накопления в клетке при старении липофусцина является недостаточное снабжение тканей стареющего организма кислородом. В стареющих клетках липофусцин может занимать до 10-15% объема клеток. Накопление липофусцина при старении снижает функциональный потенциал клеток, в первую очередь нейронов, а также способность клеток противостоять вредным воздействиям окружающей среды.

4. Соединительнотканная.Еще в 1940 году А.А. Богомолец подчеркивал роль соединительной ткани в процессе старения. В первую очередь это касается коллагена – основного компонента всех соединительных тканей, при повторной регенерации органа доля соединительной ткани в нем прогрессивно возрастает, а функциональных клеток – уменьшается. Старение, с этой точки зрения, есть автоматическое следствие накопления соединительной ткани, ее продуктов и замещение ими специфических клеток.

5. Адаптационно-регуляторная теория Фролькиса.Особое место на клеточном уровне занимает нарушение передачи информации в системе нейрогуморальной регуляции. Изменения нервного и гормонального контроля с возрастом приводят к рассогласованию процессов биохимических циклов, развитию в организме вторичных нарушений клеточного метаболизма. Гипоталамус и гипофиз по типу обратной связи регулируют энергетические, защитные и адаптационные процессы в организме. При старении изменения той или иной структуры гипоталамуса и лимбической системы отражаются на поведенческих, эмоциональных, двигательных и защитных реакциях. Поэтому каждый нейрогормональный сдвиг следует рассматривать как общебиологическую реакцию и оценивать, исходя из его адаптивного значения.

6. Гормональная. Определяет значение половых гормонов в старении, в белковом обмене, в формировании белковых матриц костей скелета. Дефицит тестостерона лежит в основе старческого уменьшения мышечной массы. На стареющие ткани значительное влияние оказывает гормон роста. Дефицит гормона роста у взрослых приводит к гипоталамо-гипофизарным нарушениям, сопровождающимся снижением мышечной силы и физической работоспособности, снижением плотности костей, снижением внутриклеточного содержания воды, увеличением общего жира.

7. Иммунная.Процесс старения, с одной стороны, сопровождается снижением показателей клеточного иммунитета, с другой стороны, отмечается нарастание активности супрессорных клеток, предотвращающих реализацию аутоагрессии, в значительной степени развивающуюся в пожилом и старческом возрасте, что позволяет считать возможным рассматривать старение как естественно наступающий иммунодефицит.

Процесс старения длительный и в начале старения какое-то время действуют факторы, уменьшающие или компенсирующие действие повреждений. Со временем действие компенсаторных механизмов ослабевает, что снижает жизнеспособность клеток, а значит и всего организма. Для обозначения адаптационно-регуляторных механизмов, направленных на сохранение жизнедеятельности организма и тем самым на увеличение продолжительности жизни введен термин «витаукт» (Фролькис В.В.). В зависимости от соотношения процессов старения и витаукта В.В. Фролькис рассматривает онтогенез с несколько непривычных позиций. Весь период индивидуального развития от зиготы до смерти рекомендует называть онтогенезом. Период преобладания витаукта над старением В.В. Фролькис называет этагенезом. Мезогенез - стабильное состояние, характеризующееся балансом процессов старения и витаукта. Геронтогенез - период преобладания разрушительных процессов над витауктом.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:

1. Определить возраст ребенка в соответствие антропологическими требованиями.
2. Записать формулу молочных зубов.
3. Показать на рентгенограмме точки окостенения.
4. Определить коэффициент скорости старения мужчин по методике Горелкина-Пинхасова.
5. Определить коэффициент скорости старения женщин по методике Горелкина-Пинхасова.
6. Определить биологический возраст по методике В.П. Войтенко.
7. Провести измерения параметров, необходимых для оценки биологического возраста (длина тела, масса тела, обхват талии, обхват ягодиц).

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия:

1. Что такое онтогенез? На какие два периоды делят онтогенез? Назовите основные критерии биологического возраста растущего организма? Что такое акселерация? Каковы ее причины? Как распределяют детей в зависимости от темпов физического и полового созревания? Назовите фазы полового созревания. Что такое витаукт? В чем заключается метод оценки биологического возраста по созреванию костной системы? Дайте характеристику пубертатного периода. Какие требования предъявляются к показателям при разработке способов оценки биологического возраста? Перечислите группы показателей определения биологического возраста по А.А. Подколзину. Дайте определение старения. Что такое гетеротропность старения?
2.
 
3.
4.
 
5.
6.
 
7.
8.
 
10.  
11. 12.
13. Что такое гетерокинетичность старения?
14. Что такое гетерокатефтенность старения?
15. Что такое гетерохронность старения?

 

- решение ситуационных задач:

Задача № 1.

У ребенка 1 года имеется четыре молочных зуба: два верхних и два нижних медиальных резца.

1. Определите вариант развития ребенка?

2. Сколько должно быть зубов, чтобы признать вариант развития банальным?

 

Задача № 2.

У мужчины 45 лет определены антропометрические параметры: длина тела 176 см, окружность талии 98 см, окружность ягодиц 96 см, масса тела 89 кг.

1. Соответствует ли биологический возраст календарному?

2. Какие из перечисленных параметров вносят наибольший вклад в процессы преждевременного старения?

 

Задача № 3.

У женщины 29 лет определены антропометрические параметры: длина тела 165 см, окружность талии 62 см, окружность ягодиц 93 см, масса тела 51 кг.

1. По какой методике можно определить биологический возраст, имея указанные данные?

2. Чему равен коэффициент старения?

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Конституциональные типы человека», см. методические указания для обучающихся № 8 к внеаудиторной работе).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.