Здавалка
Главная | Обратная связь

Типы слоговой структуры слов



СЛОГОВОЙ

СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ДЕТЕЙ

 

Методическое пособие

 

 

ТЦ"Сфера"

Москва

 

УДК376 ББК74.3 Б 79

Большакова СЕ.

Б79Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с. (Логопед в ДОУ). ISBN 5-89144-657-Х

В пособии описываются причины трудностей формирования сло­говой структуры слова, виды ошибок, методика работы.

Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирова­ния слоговой структуры, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динами­ческая и ритмическая организация движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуля­ционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается порядок освоения слов со стечениями согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения.

Пособие предназначено для работы логопедов, воспитателей, может использоваться родителями.

Дополнительно для работы по коррекции слоговой структуры слова предлагается стимульный материал.

УДК 376 ББК 74.3

Большакова Светлана Евгеньевна

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

Методическое пособие

Редакторы: О.Е. Громова, ЕЛ. Сухова

Художник А.Д. Прутенская

Дизайнер обложки Е.В. Кустарова

Корректоры: Л.Б. Успенская, Н.Т. Николаева

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в ТЦ Сфера

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г.Подписано в печать 10.10.06. Формат 60 х 907|6. Усл. п.л. 3,5. Тираж 6000 экз. Заказ № 6827. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственнаяул., д. 18, корп. 3 Тел.: (495) 656-75-05, 656-70-33, 107-59-15

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

Г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 5-89144-657-Х © ООО «ТЦ Сфера», 2006

 

 

ОТ АВТОРА

При нормальном развитии ребенка овладение им слого­вой структурой происходит постепенно через ряд законо­мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности сло-гообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког­да ребенок способен оценить правильность и выявить дис­гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладе­нию слоговым составом слова может быть выделена в ка­честве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств, например, при дифференци­альной диагностике нарушений, связанных со снижением фонематического слуха и алалией. В первом случае про­блем слоговой структуры не отмечается. В специальной литературе описание становления слоговой структуры сло­ва у дошкольников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова).

Существует зависимость овладения слоговой структу­рой слова от состояния фонематического восприятия, ар­тикуляционных возможностей, семантической недостаточ­ности, мотивационной сферы ребенка; а по данным послед­них исследований — от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритми­ческой и динамической организации движений, способно­сти к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

В свою очередь, формирование слоговой структуры влия­ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус­воение звукового анализа, письмо и чтение.

Поскольку при нарушении слоговой структуры слова мо­жет искажаться порядок слогов, сокращаться их число, от­мечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений со гласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из от­крытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 4—5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьировать­ся: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.

Мы предлагаем 14 типов слов, над которыми последова­тельно проводится работа по преодолению нарушений сло­говой структуры. В данной работе лучше использовать стимульный материал. Далее приводится система упражнений.

Типы слоговой структуры слов

I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА,

КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ.

II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ,
КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА,
МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ,
МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.

III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ,

ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.

IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открыто­
го и одного закрытого слога:

ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ.

V. Двухсложные слова со стечением согласных в сере­
дине слова:

БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ.

VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени­
ем согласных в середине слова:

ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН.

VII. Трехсложные слова с закрытым слогом:
КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН,
БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК,
ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ,
МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.

VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:
ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ,
КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА,
БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА,
ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.

IX. Трехсложные слова со стечением согласных и за­
крытым слогом:

АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.

X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА,
ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ,
МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА,
СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.

XI. Односложные слова со стечением согласных в нача­ле или конце слова:

ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ.

XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ,
ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ,
ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА,
КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.

XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых
слогов:

ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ.

XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:
ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ,
МЕДВЕЖАТА,

АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК,

МАГНИТОФОН,

АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК,

ПАПОРОТНИК,

ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР,

МОТОЦИКЛИСТ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.