Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Что такое почва

Цель: познакомить учащихся с понятием «почва», с составом почвы и ее главным отличием от горных пород-плодородием.

Задачи:

1. Познавательные:

Формирование представлений о составе почвы и разрушении почвы.

2. Развивающие:

Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа при изучении состава почвы; синтеза, при формулировке вывода; установление причинно-следственных связей между составом почвы, её использованием и образованием.

3. Воспитательные:

Воспитание познавательного интереса, аккуратности, любознательности.


 

Этап урока Содержание Примечания
I Орг. момент   II. Актуализация знаний     III. Изучение нового материала   IV. Физминутка     V Самостоятельная работа учащихся     VI Подведение итогов Здравствуйте, ребята! Меня зовут София Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Все ли у вас на месте? Учебник, тетрадь, дневник, пенал.   На уроке мы с вами будем изучать важное правило. Новые знания будут нужны вам на протяжении всей вашей жизни. Поэтому, пожалуйста, будьте очень вдумчивы, внимательны и слушайте учителя.     -Ребята, а какое сегодня число? Дайте характеристику погоды на 23 октября. - Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови. Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется? -Д. Да, это почва. -Как вы понимаете, что такое почва? -На всей ли земной суше есть почвы? - Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. -Как вы думаете, всегда ли на земной суше была почва? -В начале существования Земли на безжизненной суше почвы не было. Были горные породы, которые под воздействием Солнца, воды и ветра разрушались, постепенно превращаясь в гравий, песок, глину. Слой Земли из продуктов разрушения горных пород является основой всех почв. Почвы стали образовываться тогда, когда мельчайшие живые организмы (бактерии, водоросли, грибы) переселились из океана на сушу. Выделяя особые вещества, они разрушали камни, получая из них питательные вещества. Со временем эти живые организмы умирали. Перегнившие остатки организмов образовывали питательное вещество-перегной. -А из чего состоит почва? (вода, воздух, минеральные соли, глина, песок, перегной) Верно, сейчас мы с вами убедимся в этом, проведя несколько опытов. Для этого открываем учебник на странице 66. А теперь немного отдохнем. Я буду называть животных, если они могут жить в почве – вы приседаете, если нет – хлопок над головой. -Без почв невозможно представить жизнь на суше. Но и сами почвы невероятно насыщенны жизнью. В одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших организмов. Учёные долго спорили, относится почва к живой или неживой природе. В.В.Докучаев так и навал её «живое - мертвое тело» Как вы думаете, какие животные могут жить в почве? Чтобы проверить себя откроим учебник на стр.65. -Много миллионов лет шёл процесс образования почв. Продолжается он и сейчас. В настоящие время почвенный слой Земли составляет от нескольких сантиметров до 1-3 метров. Представляете, за столь огромный срок - такой небольшой слой! Оказывается, 1 см. почвы образуется приблизительно за 300 лет! А разрушить сантиметр можно в мгновение. Сильный ветер или ливень, обрушившиеся на вспаханное поле, унесут его с собой. Злейшими врагами почв являются овраги - глубокие длинные впадины. Их образуют дождевые и талые воды, которые размывают почву и уносят верхний, самый плодородный её слой. Человек должен защитить почву, ведь с ней связана жизнь на суше Земли. -В одной почве перегноя больше, а в другой – меньше. Различие почв по плодородию можно увидеть по цвету. Самая плодородная почва- чернозём- густого чёрного цвета. Чем меньше плодородна почва, тем она светлее. Однако цвет почвы зависит не только от количества перегноя, но и от цвета веществ, которые входят в неё. Есть почвы красные, жёлтые, голубые. -Важная закономерность: на разных почвах растут разные растения. Растения леса - на подзолистых почвах (цвета золы), растения степи - на чернозёмах. Теперь прочтем, что об этом написано в нашем учебнике. Открываем его на стр. 67. -а теперь закрепим, полученные знания. Я вам раздаю листочки с вопросами, а вы в паре выполняете задание. Напротив вопроса ставите + или -. Как только выполните, поднимаете вместе руки. Вопросы: - Ветер может разрушить горы? - Опавшие листья вредят почве? - 1 см почвы образуется за 300 лет? - Норы животных, живущих в почве, разрушают ее? - Растения участвуют в образовании почвы? - Почва и камень родственники? - Почва – наша кормилица? -Растения леса растут на чернозёмах? -Овраги - это злейшие враги почвы? -В почве есть воздух? -А теперь поменяйтесь листочком с соседом по парте и проверьте. -Какие вы все молодцы. А вот на доске для вас ещё одно задание. Из чего же состоит почва? Впишите в схему правильные слова. Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас сегодня была тема. Что нового мы сегодня узнали? Какое задание показалось вам наиболее сложным, какое интересным, а какое легким? У вас на столах лежат зеленые кружочки, пусть каждый из вас подумает хорошо ли он работал на этом уроке и нарисует смайлик: улыбающийся, если все быстро понял, хорошо отвечал, выполнял задания без ошибок, с прямым ртом, если работал нормально, но считает, что ему тему нужно доработать; и грустный, если отвечал не очень много, в работе были ошибки, считает что в теме ему еще нужно как следует разобраться. Свои смайлики поднимите. Молодцы, можете сдать их мне, а можете оставить себе, что бы они служили вам напоминанием или наградой.     Спасибо за урок, не было приятно с вами работать, урок окончен, до свидания.   ( + - + - + - + -+ +)     резерв  

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.