Здавалка
Главная | Обратная связь

ДМИТРИЙ БРОНИСЛАВОВИЧ СМОЛЬСКИЙ (1937)

 

Д.Б.Смольский – ученик А.В.Богатырёва, один из ведущих белорусских композиторов, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии республики, профессор Белорусской академии музыки. Его отец известный белорусский музыковед.

Дмитрий Брониславович Смоль­ский родился в1937 г г. Минске, учился по классу фортепиано в Средней специальной музыкальной школе при консерватории. С 1955 по 1960 г. - студент отделения ком­позиции сначала Московской, а за­тем Белорусской консерватории (класс профессора А. В. Богатыре­ва) . Аспирантуру педагогического института им.Гнесиных (Москва) закончил под ру­ководством профессора Н. И. Пейко. Музыкальное образование Д. Б. Смольского многогранно: он не только композитор, но, и пианист, преподаватель теоретических дис­циплин и композиции в Белорус­ской консерватории (с 1979 – доцент, с 1986 – профессор). С 1961 г. - член Союза композиторов БССР, неоднократно избирался в состав его правления.

В 1972 г. Д.Смольский стал лауреатом премии Ленинского комсомола Белоруссии; в 1975 г. ему присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусства БССР.

Творчество Смольского очень разножанрово:

- музыка для театра (три оперы);

- вокально-инструментальные сочинения (многочисленные оратории, вокально-симфонические поэмы);

- инструментальные концерты (три цимбальных, два фортепианных, два скрипичных);

- симфонические сочинения (8 симфоний);

- камерно-инструментальные сочинения.

Д. Смольским написаны опера «Седая легенда», хореогра­фическая поэма «Патриотический этюд» и хореографическая картина «Беларусь», музыка к кинофильмам, спектаклям и ра­диоспектаклям. Крупными вокально-симфоническнми произве­дениями являются: «Кантата о Ленине», оратория «Моя Роди­на», поэмы - «Голоса рассвета», «Два обличья земли», «Поэма о Днепре», «Песни Хиросимы», вокально-симфонический цикл «Бабий век», восемь симфоний, четыре увертюры, два концерта для фортепиано. Им созданы также два концерта для цимбал с оркестром белорусских народных инструментов, сонаты для фортепиано, пьесы для скрипки и виолончели, вариации для духовых и ударных инструментов, вариации на «бассо-остинато» для флейты и фортепиано, хоры, песни и романсы.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА СМОЛЬСКОГО:

I. 60-е годы. Начало творческого пути. Время увлечения композиторскими техниками XX века (додекафония, сонористика – Флейтовая соната, оратория «Песни Хиросимы», октофония для 8 духовых, фортепианный цикл «Игра света», первая симфония). Свежесть современного музыкального языка. Качество звучания.

II. Конец 60-х – начало 70-х годов. Время сближения новаторского и традиционного – «умеренный» стиль. Возвращение к классическим традициям, опора на народную песню («Праздничная увертюра» для симфонического оркестра, вокально-симфоническая поэма «Два лика земли», оратория «Моя Родина», первый цимбальный концерт).Образы более живые, реалистичные, глубокое изучение белорусской культуры.

III. Вторая половина 70-х – 90-е годы. Время появления произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, поиски в области жанра (восьмая симфония – введена роль чтеца).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.