Здавалка
Главная | Обратная связь

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента



Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп, что оказывает на него исключительно большое влияние: либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя способности и желания работать производительно, с полной отдачей.

Этапы развития трудового коллектива:

1. Диффузная группа (группа людей, не имеющих общей цели и деятельности).
2. Группа-ассоциация (есть общая цель, официальная структура, но нет совместной деятельности).

Группа-кооперация (формируется общая деятельность).

Группа-автономия (развита групповая сплоченность, эффективная общая деятельность).

Трудовой коллектив (организация, характеризующаяся совместной социально значимой деятельностью).

Эффективная работа команды с учетом синергетического эффекта

 

При выполнении какой-либо работы возможности, одного человека ограничены. Двое и, тем более, группа сотрудников могут больше. Теоретически, чем многочисленнее группа, тем больше она способна сделать. Но с другой стороны, участникам больших групп сложнее взаимодействовать при выполнении поставленных задач. Именно здесь возникает вопрос об эффективности работы группы. Поэтому для решения сложных задач создаются команды, то есть группы, способные работать эффективно.

Члены команды взаимозависимы в работе, т. е. для достижения общих целей они нуждаются в работе других членов. Главным отличием команд от традиционных рабочих групп является наличие синергетического эффекта (суть которого состоит в том, что результат усилий команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены команды, работая порознь).

Функциональные и социальные роли членов команды

Члены команды, помимо основных функциональных ролей, которые определяются их компетенцией, опытом и квалификацией, играют роли, которые являются социальными. Эти социальные командные роли определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания. Принято выделять девять социальных ролей.

Роль «мыслителя» — она характеризуется творческим подходом к решению проблемы, мыслитель обладает богатым воображением, предлагает новаторские идеи.

Роль «исполнителя» — исполнитель вносит порядок в деятельность команды, переводит идеи из разряда «планов» в практические действия.

Роль «доводчика» — он следит за тем, чтобы задачи выполнялись в срок.

Роль «оценщика» — он анализирует ситуацию, оценивая ее беспристрастно.

Роль «исследователя ресурсов» — он берет на себя все переговоры, от него зависит эффективность «коммуникаций».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.