Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.



Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Таймырский филиал

УТВЕРЖДЕН

решением учебно-методического совета

Таймырского филиала

ЛГУ им. А.С. Пушкина

Протокол №_____от___________

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД.Ф.07 – ТЕория управления

название дисциплины

для специальности (направления) 080504.65 Государственное и муниципальное управление
код ОКСО наименование специальности (направления)

 

Факультет    
     
Кафедра    
     
Курс обучения  
     
Семестр 3, 4  
     

 

 

Заведующийй кафедрой «___» ________ 2008.

ФИО, подпись, дата

 

Дудинка

 


ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

Основные учебники, учебные пособия, профессиональные журналы, рекомендуемые для изучения дисциплины:

Название издания Вид издания (программа, учеб­ник, учебно-мето­дическое пособие, методические реко­мендации, СD, ви­део-, аудионоситель и пр.) Автор (авторы) Место и год издания Количество экзем­пляров в библиотеке и на кафедре Число студентов, одновременно поль–зующихся изданием (включая заочников) Обеспеченность учебным изданием
Основы менеджмента Учебное пособие на CD Медоуз и др. М.: Дело, 2006. На каждого   100%

Методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

Название материалов Вид материалов (вопросы к экзамену, методические рекомендации, тестовые материалы (на бумажном или электронном носителе) и пр.) Составитель Год создания Кафедра
Вопросы к экзамену Вопросы к экзамену (на бумажном носителе) Коллектив кафедры  
Тестовые материалы Тестовые материалы (на бумажном носителе) Коллектив кафедры  

 

Заведующий кафедрой _______________________________________

 


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Таймырский филиал

УТВЕРЖДЕН

решением учебно-методического совета

Таймырского филиала

ЛГУ им. А.С. Пушкина

Протокол №_____от___________

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД.Ф.07 – ТЕория управления

название дисциплины

для специальности (направления) 080504.65 Государственное и муниципальное управление
код ОКСО наименование специальности (направления)

 

очной (заочной) формы обучения, разработанная на основании ГОС ВПО

 

351 гум/бак от 14.04.2000 г.

номер и дата утверждения ГОС ВПО

 

Факультет    
     
Кафедра    
     
Курс обучения  
     
Семестр 3  
     
Лекции 54  
     
Практические занятия 18  
     
Самостоятельная работа студента 78  
     
Всего 150  
     
Экзамен 3 семестр  
     
Курсовая работа 3 семестр  

 

Дудинка


I. ВВЕДЕНИЕ

 

 

  • Общие положения.

Существует большое разнообразие современных представлений о менеджменте. Многие считают, что это синоним понятия «управления», аргументируя при этом дословным переводом его с английского на русский. При аргументации этой точки зрения используется сравнение управления и менеджмента по их основным функциям, процессуальным характеристикам, определению и другим признакам.

Конечно, между управлением и менеджментом есть общее, но есть и различие. Далее будут даны основные черты и особенности менеджмента. Но предварительно хотелось бы отметить, что если бы эти понятия были синонимами, то в строго научных рассуждениях, как, впрочем, и в практических вопросах, использовать понятие «менеджмент» не следовало бы. Научный язык не терпит синонимов, а практика всегда требует конкретности, точности и простоты решений и заданий. И засорять ее излишней терминологией вредно.

Есть другое понимание менеджмента. Анализируя практику зарубежного управления, некоторые специалисты считают, что это модель американского управления, отражающая все его черты и особенности. Понимание менеджмента связывают с экономическими успехами и историей развития управления в США.

В этом случае менеджмент следует рассматривать либо как одну из существующих и не во всем приемлемую для нас модель американского управления, либо вообще как эталон эффективного управления, который необходимо использовать в развитии нашего управления и, если не целиком, то хотя бы в большей своей части.

Однако связывать понимание менеджмента только с американской моделью управления вряд ли правомерно. Всем известно, что существуют и другие модели, которые также называются менеджментом и признаются и изучаются самими американцами как специфические, а иногда и более эффективные виды управления. Например, японский менеджмент, южнокорейский, европейский, а теперь возможно есть смысл говорить и о российском менеджменте.

Менеджмент – это не столько американская модель управления, сколько научная и практическая концепция экономического управления производством и эффективного управления экономикой в условиях цивилизованного предпринимательства. Именно так складывалась и развивалась практика менеджмента в Америке и других странах. Идеи такого управления, хоть и обобщаются этим английским словом «менеджмент», но, по сути, и в своих общих чертах, интернациональны и при этом национальны в своих особенностях. Они возникали и развивались постепенно во многих странах. Америка их аккумулировала и строила на них свою модель управления. Особенности и условия экономического развития Америки способствовали концентрации этих идей, их научному оформлению, практическому воплощению, дальнейшему развитию. Но родины менеджмента нет, есть его богатая и обогащающаяся национальным опытом история. Также как нет родины рынка, экономики, общества, деятельности и т.д.

  • Цель освоения дисциплины.

Цель освоения курса: получение студентами знаний основ теории управления организациями и практического менеджмента в условиях рынка.

 

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате изучения курса «Основы менеджмента» студенты должны:

знать:

- сущность и категории общего (генерального) менеджмента;

- объекты и виды функционального (специального) менеджмента;

- характеристики нормативного, стратегического и оперативного менеджмента;

- принципы эффективного менеджмента;

- функции и методы менеджмента;

- истоки возникновения современного менеджмента;

- развитие школ управления и современные концепции менеджмента;

- современные тенденции развития организаций;

- национальные факторы развития экономики;

- виды и элементы организаций;

- стадии жизненного цикла; типы менеджеров, их задачи и роли;

- качества менеджеров и предпринимателей;

- типы лидерства;

- стили руководства и способы оценки руководителей;

уметь:

- использовать различные методы исследования систем управления;

- применять методы организационного моделирования для совершенствования аппарата управления;

- определять эффективность действующей организации управления и мероприятий по ее совершенствованию;

владеть:

- рациональными приемами анализа организации управления;

- приемами бизнес-планирования деятельности организаций;

 

  • Взаимосвязи дисциплины с другими дисциплинами учебного плана по специальности.

 

Для изучения дисциплины «Основы менеджмента» студенты должны иметь подготовку по основным разделам дисциплин: экономической теории, философии, социологии, экономики производства, теории управления, организационного поведения, теории организации, исследования систем управления, технических средств управления и вычислительных машин.

 

  • Необходимые знания и умения, для успешного освоения курса

 

Изучать дисциплину рекомендуется в последовательности, изложенной программой. При этом особое внимание следует обратить на четкое усвоение терминов, ясное понимание сущности решаемых задач и трактовки полученных результатов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РАЗДЕЛ 1. Историческое развитие и концептуальные основы управления

 

Тема 1. Введение в менеджмент. Предмет и задачи курса

Задачи изучения дисциплины. Предмет и содержание курса, его место в системе общепрофессиональных и специальных дисциплин. Управление в социально-экономических системах. Связь теории управления с другими науками и научными дисциплинами. Сущность и задачи менеджмента. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики. Менеджмент в условиях рыночной экономики России.

 

Тема 2. Эволюция науки управления и концепций менеджмента

Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления.

Эволюция управленческой мысли. Древние организации. Становление и развитие управления как науки. Управление как универсальный метод жизни человеческого общества. Развитие теории управления и менеджмента в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Милла (три источника богатства: труд, земля, капитал).

Четыре школы управленческой мысли: классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа научного управления, школа науки управления (количественная школа).

Научное управление (1885-1920 гг.). Работы Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет, Г. Гантта по совершенствованию и стимулированию труда.

Классическая или административная школа в управлении (1920-1950 гг.). Работы А. Файоля, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда, Л. Гьюлика, Д. Муни и др. об эффективности управления организацией в целом. Универсальные принципы управления: выделение функций управления, построение структуры организации. Работы О. Шелдона и Д. Макгрегора по развитию философии менеджмента и обоснованию его принципов. Академик С.Г. Струмилин и его фундаментальные работы по математической статистике, управлению и прогнозированию экономики.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) и поведенческие науки (с 1950г. по настоящее время). Работы М. Фоллетт и Д. Мейо. Движение за человеческие отношения и развитие поведенческих наук. Представители бихевиористского направления – К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и другие исследователи.

Наука управления или количественный подход (1950-по настоящее время). Наиболее видные представители школы науки управления или “новой школы” – Р. Акофф, Л. фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер и другие. Формирование главных принципов количественного подхода на основе кибернетики, общей теории систем и исследования операций.

Вклад научных школ в методологию управления. Эволюция менеджмента как научной дисциплины.

 

Тема 3. Развитие отечественной теории и практики управления

Этапы развития отечественной теории и практики управления. Послереволюционный период до начала 30-х годов и основные концепции управления: организационно-административная и экономическая. Реформирование органов управления и использование рыночных аспектов в системе хозяйствования. Формирование первых отечественных школ управления и их представители: П.М. Керженцев, А.К. Гастев, Н.А. Витке и другие.

Период 30-х и середина 50-х годов и развитие целостной хозяйственной системы тоталитарного общества. Восстановление народного хозяйства, развитие исследований по конкретным наукам управления, укрепление жесткой иерархической структуры управления военного образца.

Вторая половина 50-х годов и конец 80-х годов – период реформ, направленных на реорганизацию системы управления и повышение ее эффективности. Развитие организационных форм; автоматизация процессов управления; совершенствование методов планирования и стимулирования деятельности предприятий, организационных структур управления; нормирование потребностей в управленческом персонале.

Формирование теории управления общественным производством как науки и учебной дисциплины (1960-1970 гг.). Работы Д.М. Гвишиани, В.Г. Афанасьева, О.В. Козловой, В.Н. Лисицина, С.Е. Каменицера, В.И. Терещенко, Г.Х. Попова и других отечественных ученых в области развития комплексной теории управления.

 

Тема 4. Основные модели менеджмента: американская, японская, европейская и др.

Характеристика современной модели американской менеджмента. Традиционный, командный, рыночный подходы. Корпоративный менеджмент. Стратегический менеджмент. Доктрина «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»). Партисипативное управление. Программы повышения «качества трудовой жизни». Основные принципы современного менеджмента

Особенности японской модели менеджмента. Сущность японского менеджмента. Модель, ориентированная на человеческий фактор. Модель, ориентированная на «социального человека». «Корпоративный дух» фирмы как средство мотивации. Сущность системы «пожизненного найма». Кружки качества. Система организации туда «Канбан».

Особенности западноевропейской модели менеджмента. Эксперименты «по обогащению труда». Привлечение работников к «участию в управлении». Концепция государственного регулирования Дж. М. Кейнса. Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда. Шведская модель социализма. Система социальной защиты населения. Финская модель менеджмента. Управление по результатам.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.