Здавалка
Главная | Обратная связь

Форма внешнеэкономической сделки



Правовые системы большинства государств мира предоставляют сторонам внешнеэкономической сделки свободу в выборе формы договора, за исключением случаев, прямо установленных национальным законодательством. В связи с этим несоблюдение формы договора не является общим основанием для оспаривания действительности договора, если применимое право прямо не указывает на иные последствия несоблюдения установленной формы.

В соответствии со ст. 11 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (1980) не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Допускается его доказывание любыми средствами, включая свидетельские показания. Однако в
ст. 12 Конвенции указывается, что данное положение, а также иные положения, указывающие на произвольную форму проявления воли сторон, не применяются в случае, если одна из сторон имеет торговое местонахождение в государстве, которое сделало оговорку, оставляя установленное своим национальным законодательством требование о письменной форме. Такое требование имеет безусловный характер, и стороны не могут его отклонить или изменить в договоре. Республика Беларусь подписала Конвенцию с оговоркой об обязательной письменной форме международной сделки купли-продажи.

Международное частное право, решая вопросы формы внешнеэкономических сделок, выходящих за рамки юрисдикции одного государства, исторически прибегало к привязке к закону того государства, на территории которого данная сделка совершалась. Это правило характерно для многих национально-правовых и международно-правовых актов. В то же время почти все перечисленные акты предусматривают и специальные правила для определенных ситуаций. Если, например, при совершении сделки за границей соблюдены требования национального права, касающиеся формы, сделка не может быть признана недействительной по основаниям порока формы.

Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепил специальное положение применительно к случаям определения закона, регулирующего форму сделки с недвижимостью: «Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь – праву Республики Беларусь».

В отечественном праве существует и еще одно требование, касающееся формы сделок. Оно состоит в том, что форма внешнеэкономических сделок, заключаемых с участием резидентов Республики Беларусь, подчиняется законодательству Республики Беларусь вне зависимости от места ее совершения. В сочетании с нормой Гражданского кодекса Республики Беларусь о том, что несоблюдение формы внешнеэкономической сделки влечет за собой ее недействительность, приведенные правила образуют совокупность императивных предписаний, относящихся к форме внешнеэкономических сделок.

В некоторых случаях специальным законодательством предусматриваются нормы, регламентирующие формы сделок (договоров) отличными от обычных требований, например, регистрация или нотариальное удостоверение сделки. Так в Законе Республики Беларусь «О залоге» от 24.11.93 указывается, что договор о залоге, обеспечивающем обязательства, возникающие из основного договора, подлежащего нотариальному удостоверению или нотариально удостоверенного по соглашению сторон, должен быть также удостоверен в органе, удостоверившем основной договор. Форма договора о залоге определяется по законодательству места его заключения.

Коллизионная проблема формы сделок, попадающих в сферу действия международного частного права, а также определенных видов договоров получила разрешение и в международных документах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.