Цианоз новорождённых с врождённой сердечной недостаточностью.
Одышечно-цианотический криз ……………………………………………………………... 288 3.6. Хроническая сердечная недостаточность ………………………………………..………….. 290 3.7. Остановка сердца …………………………………………………………………….................. 297 3.8. Инфаркт миокарда (ИМ) ……………………………………………………………................. 299 3.9. Тампонада сердца ……………………………………………………………………................. 305 3.10. Неотложные гипертензивные состояния …………………………………………………... 306 3.11. Синдром Морганьи-Эдамса-Стокса ……………………………………………..………….. 309 3.12. Тахиаритмии ………………………………………………………………………..………….. 310
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы разрабатываются и внедряются в работу родовспомогательных и детских стационаров новые и усовершенствованные диагностические программы, технологии наблюдения (мониторинг), лечения (в частности, респираторная поддержка и заместительная терапия экзогенными сурфактантами при РДС, современные антиаритмические и гипотензивные лекарственные средства и др.) и профилактики разнообразных неотложных состояний у детей. Значительный вклад в познавательный процесс для педиатров дают многочисленные периодические издания, монографии, а также методические рекомендации и протоколы по диагностике, лечению (в том числе по оказанию неотложной помощи) разнообразной патологии у детей, которые приближаются к международным стандартам. Эффективность экстренной помощи детям зависит не только от возможности её оказания детским врачом на догоспитальном этапе, но и от правильной транспортировки пациента, а затем преимущественно от организации условий для проведения интенсивно-реанимационной помощи (палата интенсивной терапии, оборудование и аппаратура для поддержания жизнеобеспечения, мониторинга и др.) и профессиональной компетенции медицинского персонала. При написании настоящего учебного пособия авторы использовали результаты научных исследований и практические рекомендации ведущих отечественных и зарубежных педиатрических школ, а также опыт своей многолетней врачебной и научно-педагогической деятельности. Составители данного учебного пособия не претендуют на полное изложение всех вопросов по экстренной (неотложной) помощи и интенсивной терапии детям с ургентными (критическими) состояниями. В предлагаемой вниманию читателя книге отражены узловые проблемы часто встречающихся патологических процессов у детей разного возраста, требующих концентрации ума, знаний, практических умений и навыков врача во время оказания экстренной медицинской помощи. Пособие не заменяет монографии и учебные издания последних лет по педиатрии, которые приведены в списке литературы. Оно предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов педиатрических факультетов медицинских вузов. Контроль знаний проводится при решении предложенных ситуационных задач и по ответам на тестовые вопросы. Составители искренне благодарят д. м. н., профессоров Коровину Н.А. и Таточенко В.К. за ценные рекомендации и советы, возникшие при рецензировании учебного пособия. Все замечания и предложения будут приняты с благодарностью.
Глава 1. Неотложная помощь и интенсивная терапия у новорождённых и детей раннего возраста
Знание анатомо-физиологических особенностей органов и функциональных систем у новорождённых и детей раннего возраста, анамнестические сведения о своеобразии течения беременности, родов и постнатального периода адаптации к внеутробной жизни, изучение этиологии и патогенеза у конкретного пациента, результаты клинического (физикального) и лабораторно-биохимического исследования позволяют детскому врачу при многих тяжёлых заболеваниях дать реальную оценку индивидуального риска развития осложнений и провести мероприятия для предупреждения неотложных состояний у конкретного больного. Своевременная диагностика тяжёлого патологического процесса, адекватная этиотропная и патогенетическая (синдромная) терапия больного ребёнка не всегда дают положительный эффект из-за развития внезапных (порой неожиданных) ургентных ситуаций. В специализированных отделениях детского стационара практическое применение современных методов наблюдения и технологий интенсивной терапии в самом начале болезни с тяжёлым течением дают возможность разорвать порочный круг сложного патологического процесса и предупредить развитие полиорганной недостаточности или критического (терминального) состояния. Ранний перевод таких пациентов в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) влияет на сроки выздоровления и исход болезни. Показаниями к госпитализации больного ребёнка в ОРИТ являются нижеперечисленные синдромы (по рекомендации Айзенберга В.Л., Воротынцевой Н.В. и Михельсона В.А., 1985): 1. Острая дыхательная недостаточность II и III степени. 2. Острые кишечные инфекции с токсикозом и эксикозом II-III степени. 3. Все формы нейротоксикоза (энцефалитическая, гипермотильная и др.). 4. Эндотоксический шок. 5. Нейроинфекции с нарушением сознания или жизненно важных функций. 6. Острые метаболические расстройства, требующие коррекции в условиях круглосуточного лабораторного контроля. 7. Заболевания, сопровождающиеся острой сердечной недостаточностью. 8. Острая печёночная недостаточность при гепатите, требующая специальных методов лечения (заменного переливания крови, гемосорбции). 9. Заболевания, сопровождающиеся острой почечной недостаточностью.
1.1. СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ У НОВОРОЖДЁННЫХ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Судороги – это внезапное и непроизвольное сокращение мышц. Судорожным синдромом называют клинический симптомокомплекс в виде потери сознания и гипермоторики поперечно-полосатой мускулатуры. Частота судорог у доношенных новорождённых детей 1,5-14 на 1000 живорождённых, у недоношенных – до 25 %. Чаще всего впервые судороги появляются на 2-5 сутки жизни (65 % случаев). 1.1.1. Причины судорог А. У новорождённых детей судорожный синдром обусловлен: I. Внутриутробная гипоксия, интранатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) – до 70-80 % на первой недели жизни приводит к атрофии нейроглии в лобно-височных отделах головного мозга. II. Внутричерепные кровоизлияния (субарахноидальные, перивентри-кулярные, внутрижелудочковые, субдуральные) выявляются в 10 % случаев судорог. III. Метаболические нарушения (5 %) приводят к судорогам в первые 2-3 дня жизни: 1) гипогликемия первых 3 суток жизни (уровень глюкозы в крови < 2,2 ммоль/л); 2) гипокальциемия (уровень общего кальция в сыворотке крови менее 2 ммоль/л у доношенных и 1,75 ммоль/л у недоношенных новорождённых; уровень ионизированного кальция в сыворотке менее 0,75-0,87 ммоль у доношенных и менее 0,62-0,75 ммоль/л у недоношенных) в основном развивается в первые 2 суток жизни (на ЭКГ – удлинение Q-T более 0,3 с); 3) гипомагниемия (уровень магния в сыворотке крови < 0,62-0,5 ммоль/л, на ЭКГ – плоский и широкий Т, снижение и удлинение интервала S-T, инверсия Т, желудочковые экстрасистолы, тахикардия, фибрилляция); 4) гипонатриемия (снижение натрия в сыворотке крови менее 130 ммоль/л) или гипернатриемия (уровень натрия в сыворотке крови более 150 ммоль/л приводит к обезвоживанию нейронов); 5) гипербилирубинемия («ядерная желтуха»); 6) гипераммониемия (уровень азота аммония в плазме крови в первые 2-3 суток жизни более 40-45 мкмоль/л, часто у недоношенных детей с тяжёлой перинатальной гипоксией на фоне лечения фенобарбиталом в сочетании с фуросемидом); 7) нарушения обмена аминокислот и других веществ (фенилкетонурия, болезнь «клёнового сиропа», галактоземия, органические ацидемии, врождённая амавротическая идиотия (болезнь Тея-Сакса), расстройства цикла мочевины и др.); 8) дефицит пиридоксина (судороги через 3 часа - 7 дней после родов). IV. Инфекционные заболевания ЦНС (анте-интранатальные, ранние неонатальные нейроинфекции) проявляются судорогами у детей старше 3 суток жизни: 1) бактериальная инфекция (менингит, вызванный стрептококком группы B или редко гр. D, E.coli или листериями, проявляется судорогами в первые 7 дней жизни); 2) небактериальная инфекция (TORCH-инфекции, вирусы Коксаки-В провоцируют менингоэнцефалиты; токсоплазмоз); 3) абсцесс мозга. V. Врождённые дефекты развития мозга, хромосомные аномалии, семейная эпилепсия, факоматозы, врождённая гидроцефалия. VI. Синдром абстиненции («отмены») у детей от матерей-наркоманок, токсикоманок, алкоголичек проявляется судорогами в первые сутки жизни. VII. Эндокринные нарушения: 1) гипопаратиреоз; 2) гиперпаратиреоз. VIII. Опухоли мозга (развитию нейробластом способствует длительное лечение цианокобаламином – Vit B12). IX. Судороги может спровоцировать выраженный шум от реанимационной дыхательной аппаратуры, достигающий 90 дБ, если ребёнок находится в кувезе, или при проведении респираторной терапии по методике Мартина-Буера. В данных случаях стенки кувеза и пластикового мешка являются резонаторами. При длительном пребывании в этих условиях у детей в последующем возможно снижение слуха. Б. У детей раннего возраста причинами судорог являются: I. Инфекционные болезнис поражением мозга (менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга). II. Метаболические нарушения (гипокальциемия, например, спазмофилия при рахите, гипогликемия, гипо- гипернатириемия, гипомагниемия). III. Неврологическая патология: - эпилепсия; - пороки развития мозга; - энцефалопатия (синдром Рея, посвакцинальная после АКДС, гипертензионная); - факоматозы; - опухоли головного мозга. IV. Другие причины: - лихорадка (фебрильные судороги в 40 % случаев); - травма мозга (сотрясение и ушиб мозга, кровоизлияние) и другие воздействия (электротравма, термические повреждения, солнечный удар); - отравления медикаментами, солями тяжёлых металлов и др.; - почечная недостаточность; - цереброваскулярные нарушения (закупорка артерий, тромбоз вен). V. Идиопатические (чрезмерные эмоциональные нагрузки). 1.1.2. Клиническая картина судорожного синдрома ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|