Здавалка
Главная | Обратная связь

Цианоз новорождённых с врождённой сердечной недостаточностью.



Одышечно-цианотический криз ……………………………………………………………... 288

3.6. Хроническая сердечная недостаточность ………………………………………..………….. 290

3.7. Остановка сердца …………………………………………………………………….................. 297

3.8. Инфаркт миокарда (ИМ) ……………………………………………………………................. 299

3.9. Тампонада сердца ……………………………………………………………………................. 305

3.10. Неотложные гипертензивные состояния …………………………………………………... 306

3.11. Синдром Морганьи-Эдамса-Стокса ……………………………………………..………….. 309

3.12. Тахиаритмии ………………………………………………………………………..………….. 310

 

ПРЕ­ДИ­СЛО­ВИЕ

 

 

В по­след­ние го­ды раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся и вне­дря­ют­ся в ра­бо­ту ро­до­вспо­мо­га­тель­ных и дет­ских ста­цио­на­ров но­вые и усо­вер­шен­ст­во­ван­ные ди­аг­но­сти­че­ские про­грам­мы, тех­но­ло­гии на­блю­де­ния (мо­ни­то­ринг), ле­че­ния (в ча­ст­но­сти, рес­пи­ра­тор­ная под­держ­ка и за­мес­ти­тель­ная те­ра­пия эк­зо­ген­ны­ми сур­фак­тан­та­ми при РДС, со­вре­мен­ные ан­ти­арит­ми­че­ские и ги­по­тен­зив­ные ле­кар­ст­вен­ные сред­ст­ва и др.) и про­фи­лак­ти­ки раз­но­об­раз­ных не­от­лож­ных со­стоя­ний у де­тей.

Зна­чи­тель­ный вклад в по­зна­ва­тель­ный про­цесс для пе­ди­ат­ров да­ют мно­го­чис­лен­ные пе­рио­ди­че­ские из­да­ния, мо­но­гра­фии, а так­же ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции и про­то­ко­лы по ди­аг­но­сти­ке, ле­че­нию (в том чис­ле по ока­за­нию не­от­лож­ной по­мо­щи) раз­но­об­раз­ной па­то­ло­гии у де­тей, ко­то­рые при­бли­жа­ют­ся к ме­ж­ду­на­род­ным стан­дар­там.

Эф­фек­тив­ность экс­трен­ной по­мо­щи де­тям за­ви­сит не толь­ко от воз­мож­но­сти её ока­за­ния дет­ским вра­чом на до­гос­пи­таль­ном эта­пе, но и от пра­виль­ной транс­пор­ти­ров­ки па­ци­ен­та, а за­тем пре­иму­ще­ст­вен­но от ор­га­ни­за­ции ус­ло­вий для про­ве­де­ния ин­тен­сив­но-реа­ни­ма­ци­он­ной по­мо­щи (па­ла­та ин­тен­сив­ной те­ра­пии, обо­ру­до­ва­ние и ап­па­ра­ту­ра для под­дер­жа­ния жиз­не­обес­пе­че­ния, мо­ни­то­рин­га и др.) и про­фес­сио­наль­ной ком­пе­тен­ции ме­ди­цин­ско­го пер­со­на­ла.

При на­пи­са­нии на­стоя­ще­го учеб­но­го по­со­бия ав­то­ры ис­поль­зо­ва­ли ре­зуль­та­ты на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и прак­ти­че­ские ре­ко­мен­да­ции ве­ду­щих оте­че­ст­вен­ных и за­ру­беж­ных пе­ди­ат­ри­че­ских школ, а так­же опыт сво­ей мно­го­лет­ней вра­чеб­ной и на­уч­но-пе­да­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти.

Составители дан­но­го учеб­но­го по­со­бия не претендуют на пол­но­е из­ло­же­ние всех во­про­сов по экс­трен­ной (не­от­лож­ной) по­мо­щи и ин­тен­сив­ной те­ра­пии де­тям с ур­гент­ны­ми (кри­ти­че­ски­ми) со­стоя­ния­ми. В пред­ла­гае­мой вни­ма­нию чи­та­те­ля кни­ге от­ра­же­ны уз­ло­вые про­бле­мы час­то встре­чаю­щих­ся па­то­ло­ги­че­ских про­цес­сов у де­тей раз­но­го воз­рас­та, тре­бую­щих кон­цен­тра­ции ума, зна­ний, прак­ти­че­ских уме­ний и на­вы­ков вра­ча во вре­мя ока­за­ния экс­трен­ной ме­ди­цин­ской по­мо­щи.

По­со­бие не за­ме­ня­ет мо­но­гра­фии и учеб­ные из­да­ния по­след­них лет по пе­ди­ат­рии, ко­то­рые при­ве­де­ны в спи­ске ли­те­ра­ту­ры. Оно пред­на­зна­че­но для са­мо­стоя­тель­ной вне­ау­ди­тор­ной рабо­ты сту­ден­тов педиатрических факультетов медицинских вузов. Кон­троль зна­ний про­во­дит­ся при ре­ше­нии пред­ло­жен­ных си­туа­ци­он­ных за­дач и по от­ветам на тес­то­вые во­про­сы.

Составители ис­крен­не бла­го­да­рят д. м. н., профессоров Коровину Н.А. и Таточенко В.К. за цен­ные ре­ко­мен­да­ции и со­ве­ты, воз­ник­шие при ре­цен­зи­ро­ва­нии учеб­но­го по­со­бия. Все за­ме­ча­ния и пред­ло­же­ния бу­дут при­ня­ты с бла­го­дар­но­стью.

 

Гла­ва 1. Не­от­лож­ная по­мощь и ин­тен­сив­ная те­ра­пия

у но­во­ро­ж­дён­ных и де­тей ран­не­го воз­рас­та

 

Зна­ние ана­то­мо-фи­зио­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей ор­га­нов и функ­цио­наль­ных сис­тем у но­во­ро­ж­дён­ных и де­тей ран­не­го воз­рас­та, анам­не­сти­че­ские све­де­ния о свое­об­ра­зии те­че­ния бе­ре­мен­но­сти, ро­дов и по­ст­на­таль­но­го пе­рио­да адап­та­ции к вне­ут­роб­ной жиз­ни, изу­че­ние этио­ло­гии и па­то­ге­не­за у кон­крет­но­го па­ци­ен­та, ре­зуль­та­ты кли­ни­че­ско­го (фи­зи­каль­но­го) и ла­бо­ра­тор­но-био­хи­ми­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния по­зво­ля­ют дет­ско­му вра­чу при мно­гих тя­жё­лых за­бо­ле­ва­ни­ях дать ре­аль­ную оцен­ку ин­ди­ви­ду­аль­но­го рис­ка раз­ви­тия ос­лож­не­ний и про­вес­ти ме­ро­прия­тия для пре­ду­пре­ж­де­ния не­от­лож­ных со­стоя­ний у кон­крет­но­го боль­но­го.

Свое­вре­мен­ная ди­аг­но­сти­ка тя­жё­ло­го па­то­ло­ги­че­ско­го про­цес­са, аде­к­ват­ная этио­троп­ная и па­то­ге­не­ти­че­ская (син­дром­ная) те­ра­пия боль­но­го ре­бён­ка не все­гда да­ют по­ло­жи­тель­ный эф­фект из-за раз­ви­тия вне­зап­ных (по­рой не­ожи­дан­ных) ур­гент­ных си­туа­ций. В спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных от­де­ле­ни­ях дет­ско­го ста­цио­на­ра прак­ти­че­ское при­ме­не­ние со­вре­мен­ных ме­то­дов на­блю­де­ния и тех­но­ло­гий ин­тен­сив­ной те­ра­пии в са­мом на­ча­ле бо­лез­ни с тя­жё­лым те­че­ни­ем да­ют воз­мож­ность ра­зо­рвать по­роч­ный круг слож­но­го па­то­ло­ги­че­ско­го про­цес­са и пре­ду­пре­дить раз­ви­тие по­ли­ор­ган­ной не­дос­та­точ­но­сти или кри­ти­че­ско­го (тер­ми­наль­но­го) со­стоя­ния. Ран­ний пе­ре­вод та­ких па­ци­ен­тов в от­де­ле­ние реа­ни­ма­ции и ин­тен­сив­ной те­ра­пии (ОРИТ) влия­ет на сро­ки вы­здо­ров­ле­ния и ис­ход бо­лез­ни.

По­ка­за­ния­ми к гос­пи­та­ли­за­ции боль­но­го ре­бён­ка в ОРИТ яв­ля­ют­ся ни­же­пе­ре­чис­лен­ные син­дро­мы (по ре­ко­мен­да­ции Ай­зен­бер­га В.Л., Во­ро­тын­це­вой Н.В. и Ми­хель­со­на В.А., 1985):

1. Ост­рая ды­ха­тель­ная не­дос­та­точ­ность II и III сте­пе­ни.

2. Ост­рые ки­шеч­ные ин­фек­ции с ток­си­ко­зом и эк­си­ко­зом II-III сте­пе­ни.

3. Все фор­мы ней­ро­ток­си­ко­за (эн­це­фа­ли­ти­че­ская, ги­пер­мо­тиль­ная и др.).

4. Эн­до­ток­си­че­ский шок.

5. Ней­ро­ин­фек­ции с на­ру­ше­ни­ем соз­на­ния или жиз­нен­но важ­ных функ­ций.

6. Ост­рые ме­та­бо­ли­че­ские рас­строй­ства, тре­бую­щие кор­рек­ции в ус­ло­ви­ях круг­ло­су­точ­но­го ла­бо­ра­тор­но­го кон­тро­ля.

7. За­бо­ле­ва­ния, со­про­во­ж­даю­щие­ся ост­рой сер­деч­ной не­дос­та­точ­но­стью.

8. Ост­рая пе­чё­ноч­ная не­дос­та­точ­ность при ге­па­ти­те, тре­бую­щая спе­ци­аль­ных ме­то­дов ле­че­ния (за­мен­но­го пе­ре­ли­ва­ния кро­ви, ге­мо­сорб­ции).

9. За­бо­ле­ва­ния, со­про­во­ж­даю­щие­ся ост­рой по­чеч­ной не­дос­та­точ­но­стью.

 

 

1.1. СУ­ДО­РОЖ­НЫЙ СИН­ДРОМ У НО­ВО­РО­Ж­ДЁН­НЫХ

И ДЕ­ТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Су­до­ро­ги – это вне­зап­ное и не­про­из­воль­ное со­кра­ще­ние мышц.

Су­до­рож­ным син­дро­мом на­зы­ва­ют кли­ни­че­ский сим­пто­мо­ком­плекс в ви­де по­те­ри соз­на­ния и ги­пер­мо­то­ри­ки по­пе­реч­но-по­ло­са­той мус­ку­ла­ту­ры.

Час­то­та су­до­рог у до­но­шен­ных но­во­ро­ж­дён­ных де­тей 1,5-14 на 1000 жи­во­ро­ж­дён­ных, у не­до­но­шен­ных – до 25 %. Ча­ще все­го впер­вые су­до­ро­ги по­яв­ля­ют­ся на 2-5 су­тки жиз­ни (65 % слу­ча­ев).

1.1.1. При­чи­ны су­до­рог

А. У новорождённых детей судорожный синдром обусловлен:

I. Внут­ри­ут­роб­ная ги­пок­сия, ин­тра­на­таль­ная ас­фик­сия и ги­пок­си­че­ски-ише­ми­че­ская эн­це­фа­ло­па­тия (ГИЭ) – до 70-80 % на пер­вой не­де­ли жиз­ни при­во­дит к ат­ро­фии ней­рог­лии в лоб­но-ви­соч­ных от­де­лах го­лов­но­го моз­га.

II. Внут­ри­че­реп­ные кро­во­из­лия­ния (суб­арах­нои­даль­ные, пе­ри­вен­три-ку­ляр­ные, внут­ри­же­лу­доч­ко­вые, суб­ду­раль­ные) вы­яв­ля­ют­ся в 10 % слу­ча­ев су­до­рог.

III. Ме­та­бо­ли­че­ские на­ру­ше­ния (5 %) при­во­дят к су­до­ро­гам в пер­вые 2-3 дня жиз­ни:

1) ги­пог­ли­ке­мия пер­вых 3 су­ток жиз­ни (уро­вень глю­ко­зы в кро­ви < 2,2 ммоль/л);

2) ги­по­каль­цие­мия (уро­вень об­ще­го каль­ция в сы­во­рот­ке кро­ви ме­нее 2 ммоль/л у до­но­шен­ных и 1,75 ммоль/л у не­до­но­шен­ных но­во­ро­ж­дён­ных; уро­вень ио­ни­зи­ро­ван­но­го каль­ция в сы­во­рот­ке ме­нее 0,75-0,87 ммоль у до­но­шен­ных и ме­нее 0,62-0,75 ммоль/л у не­до­но­шен­ных) в ос­нов­ном раз­ви­ва­ет­ся в пер­вые 2 су­ток жиз­ни (на ЭКГ – уд­ли­не­ние Q-T бо­лее 0,3 с);

3) ги­по­маг­ние­мия (уро­вень маг­ния в сы­во­рот­ке кро­ви < 0,62-0,5 ммоль/л, на ЭКГ – пло­ский и ши­ро­кий Т, сни­же­ние и уд­ли­не­ние ин­тер­ва­ла S-T, ин­вер­сия Т, же­лу­доч­ко­вые экс­т­ра­сис­то­лы, та­хи­кар­дия, фиб­рил­ля­ция);

4) ги­по­нат­рие­мия (сни­же­ние на­трия в сы­во­рот­ке кро­ви ме­нее 130 ммоль/л) или ги­пер­нат­рие­мия (уро­вень на­трия в сы­во­рот­ке кро­ви бо­лее 150 ммоль/л при­во­дит к обез­во­жи­ва­нию ней­ро­нов);

5) ги­пер­би­ли­ру­би­не­мия («ядер­ная жел­ту­ха»);

6) ги­пе­рам­мо­ние­мия (уро­вень азо­та ам­мо­ния в плаз­ме кро­ви в пер­вые 2-3 су­ток жиз­ни бо­лее 40-45 мкмоль/л, час­то у не­до­но­шен­ных де­тей с тя­жё­лой пе­ри­на­таль­ной ги­пок­си­ей на фо­не ле­че­ния фе­но­бар­би­та­лом в со­че­та­нии с фу­ро­се­ми­дом);

7) на­ру­ше­ния об­ме­на ами­но­кис­лот и дру­гих ве­ществ (фе­нил­ке­то­ну­рия, бо­лезнь «клёно­во­го си­ро­па», га­лак­то­зе­мия, ор­га­ни­че­ские аци­де­мии, вро­ж­дён­ная амав­ро­ти­че­ская идио­тия (бо­лезнь Тея-Сак­са), рас­строй­ства цик­ла мо­че­ви­ны и др.);

8) де­фи­цит пи­ри­док­си­на (су­до­ро­ги че­рез 3 ча­са - 7 дней по­сле ро­дов).

IV. Ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния ЦНС (ан­те-ин­тра­на­таль­ные, ран­ние не­она­таль­ные ней­ро­ин­фек­ции) про­яв­ля­ют­ся су­до­ро­га­ми у де­тей стар­ше 3 су­ток жиз­ни:

1) бак­те­ри­аль­ная ин­фек­ция (ме­нин­гит, вы­зван­ный стреп­то­кок­ком груп­пы B или ред­ко гр. D, E.coli или лис­те­рия­ми, про­яв­ля­ет­ся су­до­ро­га­ми в пер­вые 7 дней жиз­ни);

2) не­бак­те­ри­аль­ная ин­фек­ция (TORCH-ин­фек­ции, ви­ру­сы Кок­са­ки-В про­во­ци­ру­ют ме­нин­го­эн­це­фа­ли­ты; ток­со­плаз­моз);

3) абс­цесс моз­га.

V. Вро­ж­дён­ные де­фек­ты раз­ви­тия моз­га, хро­мо­сом­ные ано­ма­лии, се­мей­ная эпи­леп­сия, фа­ко­ма­то­зы, вро­ж­дён­ная гид­ро­це­фа­лия.

VI. Син­дром аб­сти­нен­ции («от­ме­ны») у де­тей от ма­те­рей-нар­ко­ма­нок, ток­си­ко­ма­нок, ал­ко­го­ли­чек про­яв­ля­ет­ся су­до­ро­га­ми в пер­вые су­тки жиз­ни.

VII. Эн­док­рин­ные на­ру­ше­ния:

1) ги­по­па­ра­ти­ре­оз;

2) ги­пер­па­ра­ти­ре­оз.

VIII. Опу­хо­ли моз­га (раз­ви­тию ней­роб­ла­стом спо­соб­ст­ву­ет дли­тель­ное ле­че­ние циа­но­ко­ба­ла­ми­ном – Vit B12).

IX. Су­до­ро­ги мо­жет спро­во­ци­ро­вать вы­ра­жен­ный шум от реа­ни­ма­ци­он­ной ды­ха­тель­ной ап­па­ра­ту­ры, дос­ти­гаю­щий 90 дБ, ес­ли ре­бё­нок на­хо­дит­ся в ку­ве­зе, или при про­ве­де­нии рес­пи­ра­тор­ной те­ра­пии по ме­то­ди­ке Мар­ти­на-Буе­ра. В дан­ных слу­ча­ях стен­ки ку­ве­за и пла­сти­ко­во­го меш­ка яв­ля­ют­ся ре­зо­на­то­ра­ми. При дли­тель­ном пре­бы­ва­нии в этих ус­ло­ви­ях у де­тей в по­сле­дую­щем воз­мож­но сни­же­ние слу­ха.

Б. У детей раннего возраста причинами судорог являются:

I. Инфекционные болезнис поражением мозга (менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга).

II. Метаболические нарушения (гипокальциемия, например, спазмофилия при рахите, гипогликемия, гипо- гипернатириемия, гипомагниемия).

III. Неврологическая патология:

- эпилепсия;

- пороки развития мозга;

- энцефалопатия (синдром Рея, посвакцинальная после АКДС, гипертензионная);

- факоматозы;

- опухоли головного мозга.

IV. Другие причины:

- лихорадка (фебрильные судороги в 40 % случаев);

- травма мозга (сотрясение и ушиб мозга, кровоизлияние) и другие воздействия (электротравма, термические повреждения, солнечный удар);

- отравления медикаментами, солями тяжёлых металлов и др.;

- почечная недостаточность;

- цереброваскулярные нарушения (закупорка артерий, тромбоз вен).

V. Идиопатические (чрезмерные эмоциональные нагрузки).

1.1.2. Кли­ни­че­ская картина су­до­рож­но­го син­дро­ма







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.