Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика качества учебного материала



В педагогической литературе выделяют следующие характеристики учебного материала:

1. содержание

2. форма

3. сложность

4. значимость

5. осмысленность

6. объем

7. структура

Форма может быть предметная и символическая (абстрактная, может быть представлена в виде формул, схем, таблиц).

Сложность определяется двумя факторами:

1. степень обобщения (абстракция)

2. внутренняя связь понятий

Если 1 – 2 новых понятия, то материал легкий, если 7 – 8, то сложный. Факты, присутствующие в учебном материале наиболее доступны, а причинно-следственные зависимости сложны. Чем абстрактнее тема, тем сложнее.

Значимость может быть:

· практическая (для профессии)

· познавательная (для развития интереса, расширения кругозора)

· этическая (правила общения для жизни)

· социальная (воспитание для развития учащихся как личности)

· эмоциональная (для восприятия)

Осмысленность – наличие связи данного учебного материала с ранее изученным.

Объем – количество знаков, слов.

Структура – модель содержания предполагаемой определенной связи между дидактическими единицами учебного предмета.

· Формальная (логическая), которая отображает ход развертывания рассуждений.

· Содержательная (смысловая), предполагает связь между элементами знаний на основе их сходства, различия и других признаков.

· Синтаксическая, предполагает связь между элементами на основе правил определенного языка [5].

Для того чтобы представлять конкретное содержание трудового процесса нужно отличать понятия: производственный, трудовой, технологический процесс.

Под производственным процессом понимается совокупность воздействий природных и трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производственный результат.

Производственный процесс – совокупность технологических и трудовых процессов, которые осуществляются на отдельных участках производства в их непосредственном взаимодействии между собой для превращения сырья в изделие.

Технологический процесс – часть производственного процесса, связанная с изменением форм, размеров, состояния обрабатываемой заготовки.

Трудовой процесс – совокупность действий, осуществляемых человеком для создания материальных ценностей, выполнения определенных функций в той или иной сфере общественно-полезной деятельности.

Трудовой процесс – только часть производственного процесса. Производственный процесс отличается от трудового в ряде отраслей производства временем протекания: длительность производственного процесса обычно больше, чем время выполнения трудовых операций [1].

Производственный = Технологический + Трудовой

процесс процесс процесс

 

Значение трудового процесса характеризует квалификацию рабочего. Понятие его квалификации приобретает следующее содержание – это совокупность способностей, позволяющих рабочему сознательно и наилучшим образом реализовать требуемый конечный результат.

Осуществление производственного процесса требует, с одной стороны, тщательной его подготовки – обеспечения материалом, инструментом и оборудованием, а с другой – планирования, включающего ознакомление с заданием, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений, выполнения расчетов, составления плана последовательности работы [27].

Решающее влияние на производственный процесс и на отношения обучающихся к труду оказывают:

· Четкая целевая установка трудового процесса

· Соответствие задания интересам обучающихся

· Педагогическая ценность заданий как по их содержанию, так и по их количеству

· Хорошее качество инструментов и материалов, их соответствие заданию

· Общественно-полезная значимость задания

· Максимум самостоятельно обучающихся при планомерном руководстве со стороны мастера

· Создание нормальной рабочей обстановки

Трудовой процесс по степени механизации труда разделяется на:

1. немеханизированный

2. частично-механизированный

3. комплексно-механизированный

4. частично-автоматизированный

5. комплексно-автоматизированный

Ручные процессы выполняются при помощи ручных средств труда, когда рабочий непосредственно направляет инструмент на предмет труда, производя в нем необходимые изменения путем применения своих мускульных усилий.

В машинных процессах эта работа выполняется без непосредственного участия человека – им осуществляется вручную только вспомогательная работа.

Для массового и крупносерийного производства характерен повторяющийся технологический процесс, а для индивидуального и мелкосерийного производства – часто меняющийся.

В зависимости от того, какой труд является преобладающим (ручной, машинный и т.д.), применяются соответствующие трудовые приемы. Следовательно, их содержание зависит от выполняемой работы. Усложняется работа, усложняются и трудовые приемы: они развиваются, совершенствуются, обогащаются новым содержанием. Процесс практического (производственного) обучения состоит в выработке у обучающихся устойчивых навыков для выполнения трудовых приемов.

Можно выделить следующие составляющие трудового процесса: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые движения и трудовые действия.

Трудовую операцию необходимо отличать от технологической операции. Трудовая операция – это элемент трудовой деятельности, направленный на достижение конкретной цели. Она состоит из одного или нескольких приемов, необходимых для выполнения технологической операции. Трудовые процессы на предприятиях должны тщательно изучаться [27].

Машиностроительное производство:

Производство с преимущественным применением методов технологии машиностроения при выпуске изделий называется машиностроительным.

Продукцией машиностроительного производства являются как типовые детали (валы, шестерни, корпуса, зубчатые колеса), узлы, так и нетиповые.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.