Здавалка
Главная | Обратная связь

Перспективы развития скоростного и высокоскоростного сообщений

В РФ

РАО ВСМ сократило проект до ветки Москва—Петербург, под него было выделено 912 га земли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, 2196 га в Новгородской области и 36,2 га в Московской области. Но и этот проект, объём вложений в который, включая создание поезда «Сокол», оценивался в $5 млрд, реализован не был — в 2000 году было объявлено о банкротстве РАО ВСМ. После нескольких попыток реанимировать идею со стороны Минтранса, в 2006 году ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) создало новую компанию «Скоростные магистрали», которая стала правопреемницей всех предыдущих профильных компаний с совокупным долгом в 1,4 млрд рублей, но пока развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта в России ограничивается лишь повышением скорости движения на существующих путях; ни одной специальной магистрали ещё не построено.

Сокол-250 (2001)
Фото: ИТАР-ТАСС

Разработку российского высокоскоростного поезда «Сокол», способного достигать 350 км в час, РАО ВСМ и Министерство путей сообщения (МПС) начали в 1992 году. В 2001 году «Сокол» успешно прошёл испытания и было принято решение о подготовке его к серийному производству, однако после смены руководства Минтранса в следующем году проект был объявлен «исторической ошибкой», а в 2003 году — закрыт. Всего на него было потрачено, по разным данным, от $75 до $450 млн.

Современность

Маршруты

В Петербург

С декабря 2009 года между Москвой и Санкт-Петербургом курсирует способный развивать скорость до 300 км в час пассажирский поезд «Сапсан» производства немецкого концерна Siemens, сокративший время в пути между двумя российскими столицами в среднем до 4 часов. Вместимость экспресса — 603 пассажира, максимальная скорость в пути — 250 км в час. по август 2011г. они принесли РЖД доход в размере более 10,4 млрд руб

Первый рейс «Сапсана» в Петербург (2009)
Фото: ИТАР-ТАСС

Уже в следующем месяце количество пассажиров, перевезённых «Сапсаном», превысило 100 тыс.,[ а за первые полгода «Сапсан» перевёз на этом направлении более 657 тыс. пассажиров. По данным на декабрь 2010 года, заполняемость поезда составила 90 %.[4]

В Нижний Новгород

С июля 2010 года «Сапсан» стал обслуживать и линию «Москва—Нижний Новгород». По ней курсируют два поезда, время в пути составляет менее 4 часов, к концу 2013 года планируется сократить его до 3 часов. За первые два месяца «Сапсан» перевёз на этом направлении более 132 тыс. пассажиров. По данным на декабрь 2010 года, заполняемость этого поезда составила 65 %.По мнению вице-губернатора Нижегородской области Владимира Иванова, запуск «Сапсана» на этом направлении дал возможность нижегородцам работать в Москве, а москвичам — в Нижнем Новгороде. Губернатор Владимирской области Николай Виноградов надеется на благотворное влияние поезда и на развитие Владимирской области:

В кабине «Сапсана» (2010)
Фото: ИТАР-ТАСС

Мы ожидаем, что немало столичных бизнесменов, получив удобный и быстрый способ сообщения, начнут переводить свой бизнес к нам, где значительно дешевле и недвижимость, и земля, и арендные ставки.

В Хельсинки

С декабря 2010 года между Санкт-Петербургом и Хельсинки курсирует пассажирский поезд «Аллегро» производства французского концерна Alstom Transport. Максимальная скорость его его движения — 220 км в час. Он проходит маршрут за 3,5 часа. Пассажирские поезда «Репин» и «Сибелиус», обслуживавшие этот маршрут ранее, тратили на это 6 часов 18 минут. Стоимость проекта составила почти 80 млрд руб., время реализации — от достижения договорённости до начала коммерческой эксплуатации — около 9 лет. Пассажирами первого рейса, состоявшегося 12 декабря 2010 года, стали президент Финляндии Тарья Халонен и председатель правительства России Владимир Путин.

Тарья Халонен и Владимир Путин прибыли на Финляндский вокзал на поезде Allegro (2010)
Фото: ИТАР-ТАСС

В поезде «Аллегро» 344 места, раньше составы совершают по 2 рейса в день в обоих направлениях, с лета 2011 года будут совершает по четыре. По словам Дмитрия Пегова, главы дирекции скоростного сообщения РЖД, в 2011 году на этом направлении наблюдалось около 240 тыс. пассажиров. «Российская газета» указывает, что в этом случае рост пассажиропотока составит 10 %. К середине 2011 года расписание поездов «Аллегро» и «Сапсан» были синхронизированы, вплоть до проезда по единому «сквозному» билету на обоих поездах. Впоследствии планируется организовать трансфер между Финляндским вокзалом, куда приходит «Аллегро» из Хельсинки, и Московским вокзалом, откуда «Сапсан» отправляется в Москву. Организации высокоскоростного движения между Хельсинки и Москвой пока не планируется. По словам вице-президента РЖД Михаила Акулова, на этом маршруте «на инфраструктуре, которая есть, не сможем сильно сократить время в пути», однако при наличии спроса продление маршрута поезда «Аллегро» до Москвы, по мнению президента РЖД Владимира Якунина, вполне реально.

Деньги

Стоимость «Сапсана» и «Аллегро» примерно одинакова — от 1,2 до 1,4 млрд руб. за состав. Для сравнения: обычный пассажирский поезд на 500 пассажиров, включающий локомотив и 12 купейных и плацкартных вагонов, стоит, по оценке газеты «Коммерсантъ» на декабрь 2010 года, 530—600 млн руб. В октябре 2010 года прибыль от эксплуатации поездов «Сапсан» превысила €61 млн, а рентабельность — 30 %. Все остальные виды пассажирских железнодорожных перевозок были для РЖД убыточны. За первый год своей работы поезда «Сапсан» перевезли 1,734 млн пассажиров и принесли ОАО РЖД 5,3 млрд рублей. В 2011—2013 годах РЖД планирует получать от этих поездов 6 млрд рублей дохода в год и не планирует увеличивать тарифы. Более того, если поезд опаздывает, то пассажирам выплачивается денежная компенсация.

Поезд «Аллегро»
Фото: ИТАР-ТАСС

Проблемы

Вывод на линию высокоскоростных поездов вызвал и негативную реакцию со стороны части общественности. Потенциальные пассажиры соответствующих направлений протестовали против отмены привычных им поездов. В частности, ряд электропоездов был отменён в Тверской области, и региональные власти утверждали, что причиной тому — «Сапсан», хотя руководство РЖД отрицало это. Жители посёлков, мимо которых проходит трасса «Сапсана», возмущались возросшими неудобствами и даже опасностями — воздушный вихрь «Сапсана» может сбить с ног человека, а его бесшумный ход уже повлёк за собой человеческие жертвы. Возмущение доходило до того, что в поезд стали кидать камни, разбивать стекла, сооружать снежных баб на железнодорожных путях. По ряду подобных случаев были возбуждены уголовные дела. Поэтому железнодорожникам пришлось обеспечить дополнительную безопасность для тех, кто живёт или появляется рядом с линией. По данным РЖД на декабрь 2010 года, комплексной защитой обеспечено 200 км магистрали «Москва—Петербург», а на 331 км маршрута «Москва—Нижний Новгород» сверх прочих мер безопасности установлены ограждения. В конце декабря 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин выделил на охрану «Сапсана» 1 млрд руб. В январе 2010 года начальник Московского УВД на железнодорожном транспорте Андрей Алексеев сообщил, что видеонаблюдение за поездом «Сапсан» будет вестись на всём пути его следования.

Перспективы

Президент РЖД Владимир Якунин (2010)
Фото: ИТАР-ТАСС

Новые маршруты

Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта России, к 2030 году совокупная протяжённость линий, поезда на которых будут двигаться со скоростью более 160 км в час, составит почти 11 тыс. км. Из них протяжённость высокоскоростных линий превысит 1,5 тыс. км. Указ президента РФ Дмитрия Медведева «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации» определяет как высокоскоростное движение со скоростью 200 и более км в час. В августе 2007 года Владимир Якунин заявил:

В результате анализа транспортных связей между крупнейшими городами России отобрано 18 направлений, где целесообразно внедрение скоростного пассажирского движения. Это такие крупные транспортные узлы как Санкт-Петербургский, Московский, Краснодарский, Самарский и Новосибирский.

В том числе скоростное железнодорожное сообщения свяжет Волгоград, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Челябинск и Уфу. В декабре 2010 года Владимир Путин заявил:

Есть идея скоординировать программу строительства высокоскоростных поездов к местам проведения матчей чемпионата мира… Это будет мощным импульсом для развития скоростного движения на европейской части РФ.

Путин назвал три города, с которыми в рамках указанного проекта планируется соединить Москву рейсами высокоскоростных поездов в первую очередь: Казань, Самара и Ульяновск. Кроме того, РЖД планирует организовать железнодорожное движение со скоростью до 200 км в час на участках Берлин—Варшава—Минск—Москва, Москва—Адлер и Омск—Новосибирск, а также Москва—Ярославль, где в 2011 году планируется довести скорость до 140 км и к 2013 году до 160 км в час. За счёт этого, в частности, время в пути от Москвы до Берлина сократится с 27 до 18 часов. Следующим этапом развития скоростного железнодорожного транспорта является перевод скоростного движения на специальные пути. Без этого, считают специалисты, нельзя обеспечить ни безопасность, ни дальнейшее повышение скорости, ни эффективность. Так, Владимир Якунин заявляет:

С момента запуска скоростных поездов по существующей магистрали мы были вынуждены снять всё грузовое движение с наиболее кратчайшего пути движения из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Мы ходим так называемой окружностью, что влечёт дополнительные расходы.

Курсирование высокоскоростных поездов по существующим путям невозможно. Также опыт зарубежных стран показывает, что развитие высокоскоростного сообщения возможно лишь при выделении отдельной магистрали.

Деятельность по проектированию высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России активизировалась после подписания президентом РФ Дмитрием Медведевым указа «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Весной 2010 года компания «Скоростные магистрали» представила проект ВСМ-1 «Москва—Петербург»: протяжённость — 660 км, скорость — до 440 км в час, время в пути — 2,5 часа, стоимость создания инфраструктуры — 350 млрд руб. По маршруту будет ходить 42 пары поездов в сутки, которые будут перевозить 14 млн пассажиров в год. Трасса может пройти через аэропорты Пулково и Шереметьево, что, по словам генерального директора компании «Скоростные магистрали» Дениса Муратова, «позволит максимально выжимать деньги из магистрали». Строительство магистрали должно начаться осенью 2012 года и продлиться 4,5 года. Тендер на привлечение подрядчика (пока выразили интерес Alstom и Siemens, не исключено участие и китайского претендента) займёт около года.\ По другим сведениям, подрядчик будет определён к февралю 2011 года, а магистраль будет готова в 2014 году.

Перспективы развития скоростного и высокоскоростного сообщений

Первоочередные проекты:

  • начало проектирования и строительно-монтажных работ по проекту ВСМ Москва - Санкт-Петербург со сроком окончания в 2017 году;
  • организация скоростного пассажирского движения с максимальной скоростью 160 км/ч на направлениях:
  1. Москва - Курск (с возможным дальнейшим продлением до Сочи и Крыма);
  2. Москва - Смоленск - Красное - Минск (с продлением до Варшавы и Берлина при использовании подвижного состава "Тальго");
  3. Москва - Суземка - Киев (с использованием подвижного состава с технологией наклона кузова типа "Пендолино" или "Тальго");
  4. Москва - Ярославль;
  5. Омск - Новосибирск.

В результате реализации проектов на первоочередном полигоне суммарная протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит более 4,3 тыс. км, годовой пассажиропоток на ВСМ может составить 10 млн человек, на скоростных поездах - 5,8 млн человек в год.В дальнейшем представляется целесообразной организация скоростного пассажирского сообщения на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке со скоростями движения 160–200 км/ч в сообщениях Новосибирска с Красноярском, Барнаулом, Кемерово и Новокузнецком, Екатеринбурга с Челябинском, Хабаровска с Владивостоком.Стоимость реализации данных проектов (с учетом сложных климатических условий и рельефа местности) оценивается на уровне 0,9-1,2 трлн руб.При организации скоростного сообщения на полигоне Урала, Сибири и Дальнего Востока суммарная протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит более 7,8 тыс. км (с учетом первоочередного полигона годовой пассажиропоток на скоростных поездах может составить 8,8 млн пассажиров).Необходимыми и достаточными условиями для создания скоростного железнодорожного транспорта обладает в первую очередь линия Москва - Санкт-Петербург, а на дальнейшую перспективу - Москва - Нижний Новгород (с продлением до Екатеринбурга).Стратегическими ориентирами для дальнейшего развития высокоскоростного движения могут являться такие направления, как:

  • Москва - Минск - Брест (с продлением до Варшавы и Берлина);
  • Москва - Киев;
  • продление магистрали Москва - Екатеринбург на направлении Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск.

В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году предполагается также продление полигона скоростного сообщения из центра России до городов Поволжья: Москва - Нижний Новгород - Казань - Ульяновск - Самара.На направлении Омск - Новосибирск - Красноярск может быть реализован проект ВСМ в качестве одного из этапов ВСМ Москва - Иркутск. Стоимость реализации данного проекта оценивается на уровне 1,6 трлн руб. В результате организации скоростного пассажирского сообщения на первоочередном полигоне годовой пассажиропоток на скоростных поездах составит 5,8 млн пассажиров, в том числе привлечение с альтернативных видов транспорта, а также ранее иммобильного населения - 2,1 млн человек.При организации скоростного сообщения на дальнейшую перспективу на полигоне Урала, Сибири и Дальнего Востока годовой пассажиропоток на скоростных поездах составит 3 млн пассажиров, в том числе привлечение с альтернативных видов транспорта, а также ранее иммобильного населения - 1,6 млн человек.Существует целый ряд дополнительных факторов развития скоростного и высокоскоростного движения, не определяющих прямую экономическую выгоду для компании и государства, но играющих важную социальную роль:

  • увеличение транспортной доступности районов страны, рост мобильности населения;
  • укрепление социально-территориальной целостности Российской Федерации;
  • увеличение конкурентоспособности транспортной сети России на мировом рынке транспортных услуг;
  • миграция населения из трудоизбыточных районов страны в районы строительства и эксплуатации новых железных дорог;
  • повышение культуры и образованности жителей районов, тяготеющих к новым железным дорогам, за счет расширения возможностей общения;
  • увеличение возможностей транспортного передвижения для населения регионов, тяготеющих к новым линиям;
  • появление дополнительных возможностей для привлечения в регионы инвестиций, включая иностранные;
  • интеграция регионов тяготения и расширение торгового обмена.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.