Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика возрастных возможностей

Старший дошкольник интересуется явлениями жи­вой и неживой природы, проявляет инициативу, которая об­наруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подой­ти, потрогать. На основе опыта у него уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: пого­де, животных, растениях и др.

Интерес к природным явлениям у ребенка проявляется прежде всего в желании приблизиться к наблюдаемому объ­екту, вступить с ним в непосредственный контакт. Например, пятилетний ребенок, наблюдая за чужой собакой, может безо всякой опаски подойти к ней, чтобы узнать, есть ли у нее большие, как у волка, клыки; может попробовать незнакомое ядовитое растение на вкус и т. п. Такая смелость связана с от­сутствием осторожности у ребенка этого возраста.

К семи годам у детей развивается понимание необходимо­сти осторожного обращения с растениями, животными, водой, огнем и т. п. Однако это не снижает детской любознательнос­ти к природным явлениям. Взрослый, всемерно поддерживая детский интерес к природе, направляет его в безопасное и со­держательное русло. Компетентность дошкольника по отноше­нию к природе складывается в различных видах деятельности: наблюдениях, экспериментировании, проектировании, труде по уходу за растениями и животными и др.

Характерная особенность этого возраста — познаватель­ные интересы, выражающиеся во внимательном рассматри­вании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, жи­вет; каковы особенности цветка, насекомого, птицы; чем они питаются, спят ли, где прячутся, куда улетают. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность. Взрослый для него — источник новых, интересных сведений, объяснений, подлинная мера всех вещей.

Старший дошкольник может устанавливать скрытые взаи­мосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, по­нимать важные механизмы приспособления живой природы к средам обитания (наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная); видеть зависимость внешних природных изме­нений от особенностей сезонов (весной набухают почки, распускаются листья, зеленеет трава, зацветают растения, сначала на солнечных, а затем на затененных местах и др.). Он способен наблюдать за одними и теми же объектами природы (деревья, кустарники, птицы, насекомые и др.) в разные сезоны. Благодаря этому у него формируются пред­ставления о цикличности явлений, развивается умение пред­видеть дальнейшие природные изменения.

Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда в воду; воды в лед и т. п.), такие яв­ления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, ту­ман, вызывают у детей этого возраста особый интерес.

Дети постепенно начинают понимать, что состояние, раз­витие и изменения в живой и неживой природе, с одной сто­роны, происходят в соответствии с определенными законо­мерностями, которые необходимо учитывать, а с другой — во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков.

Большой интерес у ребенка этого возраста вызывают де­теныши животных. Он испытывает к ним нежность. У ре­бенка уже может возникать чувство ответственности за бла­гополучие своих домашних животных и растений.

Задачи развития

Поддерживать и развивать устойчивый интерес де­тей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Знакомить детей с ростом, развитием и размножением жи­вых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.

Формировать у детей элементарные представления о взаи­мосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), с причинно-следственными связями (снег та­ет в тепле, вода замерзает на холоде, песок намокает от дож­дя и высыхает при ярком солнце; загрязнение водоемов, ле­са приводит к гибели их обитателей и т. п.).

Развивать первые представления о существенных призна­ках благополучного и неблагополучного состояния природы.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение от­ветственно ухаживать за растениями и животными.

Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богат­ство ее форм, красок, запахов.

Содержание и условия педагогической работы

Организация наблюдений детей за поведением животных: млекопитающих (кошка, собака, хомяк и др.), птиц (попугай, кана­рейка, синица, снегирь, ворона и др.), рептилий (тритон, ящерица), земноводных (лягушка, жаба). Выделение характерных особеннос­тей их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т. п.); спосо­бов передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и ползают), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми и др.). Установление общего и различного в их внеш­нем виде, поведении и приспособлении.

Формирование обобщенных представлений о насекомых, мле­копитающих, рептилиях, об особенностях их поведения и образа жизни, например одни насекомые ловко маскируются, другие — вырабатывают отпугивающие запахи, третьи — притворяются мерт­выми (божьи коровки, жуки-листоеды, щелкуны и др.).

Организация наблюдений за ростом и развитием растений и животных.

Развитие обобщенных представлений о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам. Меняются способы приспособления живых организмов к среде обитания; осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; очень многие птицы улетают в теплые края; зимой такие животные, как еж, медведь, засыпают; зимующие птицы приближаются к домам людей (сороки, вороны, снегири, синицы, воробьи).

Наблюдение за Солнцем: где оно всходит и где заходит, како-| го цвета утренние и вечерние лучи солнца, как зависит яркость от местоположения солнца. Солнце — источник тепла и света, необ­ходимых для жизни живых организмов.

Вода и воздух необходимы для роста и развития растений; для жизни животных и человека. Чем они чище, тем лучше состоя­ние окружающей среды и здоровее человек.

Разнообразие водоемов (река, озеро, море и др.), причины их загрязнения и необходимость охраны.

Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дунове­нию, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бума­га и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распростране­нию семян, движению парусных яхт; помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало легче дышать). Одновремен­но очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что ино­гда приводит к разрушению жилья человека, к морским корабле­крушениям.

Свойства камней: камни твердые, не рассыпаются, разнообраз­ны по форме, величине, цвету; используются человеком в строи­тельстве домов, дорог, памятников и в качестве украшений.

Свойства песка: сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Исполь­зуется для игр детей, в строительстве, для измерения времени (песочные часы).

Свойства глины: плотная, пластичная, вязкая; бывает разного цвета (белая, желтая, серая). Используется в строительстве, для изготовления предметов быта, игрушек.

Формирование общих представлений о природе как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу; формирование представлений о создании и охране человеком заповедников, о Красной книге, со­держащей сведения о редких видах животных и растений.

Обучение грамотному поведению в природе и уходу за расте­ниями и животными детского сада.

Главнейшее педагогическое условие для поддержания детского интереса к природным объектам и явлениям — естественнонауч­ная осведомленность воспитателей, развитие их собственного эко­логического сознания и готовности к содержательному, увлеченно­му общению с детьми во время их знакомства с природой.

Другое важнейшее условие — создание разнообразных разви­вающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — их эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих объектов (например, цветущее и плодо­носящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.).

Участок детского сада следует оборудовать так, чтобы дети мог­ли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и дейст­вовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать. Ребенка (даже если это сугубо городской ребенок) следует приобщать к культурному землепользованию и воспитывать у него уважение к земле, ее дарам и труду на земле. Примером может служить под­готовка компоста для удобрения земли и устройства «теплых» гря­док на огороде, для чего используют листья, веточки, бумажки, а также часть кухонных отходов (листья капусты, шкурки бананов и т. д.). Создание таких простых условий для полезной и эффек­тивной (очень наглядной) совместной деятельности воспитателя и детей позволит преодолеть известный формализм детского тру­да в природе, придаст ему осмысленность и мотивировку. Старшие дошкольники видят плоды своих трудов: цветущая клумба, прекрас­ная грядка с зеленым сладким горохом, яркая зелень газона — это результат их усилий.

Важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе — наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на терри­тории детского сада могут при условии их правильного подбора и содержания стать источником большой детской радости, плодо­творных наблюдений, добрых чувств и заботы. В живом уголке дет­ского сада дети изучают поведение животных, их повадки, знако­мятся с их размножением, ухаживают за ними.

Показатели развития

К семи годам ребенок:

— проявляет ярко выраженный самостоятельныйинте­рес к природным объектам и явлениям;

— любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

— стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно-следст­венные связи;

— привлекает внимание взрослых и других детей к инте­ресным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в жи­вой и неживой природе;

— задает взрослому вопросы о непонятном илиинтерес­ном из области природных объектов и явлений;

— обращает свое внимание и внимание других на непо­рядки и непредвиденные явления в природном окружении, стремится их устранить (убрать мусор, упавшую с дерева су­хую ветку; подобрать гусеницу, оказавшуюся на асфальте, и посадить ее в траву); умеет это делать;

— владеет навыками экологически целесообразного пове­дения дома, в городе, в лесу.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.