Характеристика возрастных возможностей
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти, потрогать. На основе опыта у него уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, растениях и др. Интерес к природным явлениям у ребенка проявляется прежде всего в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт. Например, пятилетний ребенок, наблюдая за чужой собакой, может безо всякой опаски подойти к ней, чтобы узнать, есть ли у нее большие, как у волка, клыки; может попробовать незнакомое ядовитое растение на вкус и т. п. Такая смелость связана с отсутствием осторожности у ребенка этого возраста. К семи годам у детей развивается понимание необходимости осторожного обращения с растениями, животными, водой, огнем и т. п. Однако это не снижает детской любознательности к природным явлениям. Взрослый, всемерно поддерживая детский интерес к природе, направляет его в безопасное и содержательное русло. Компетентность дошкольника по отношению к природе складывается в различных видах деятельности: наблюдениях, экспериментировании, проектировании, труде по уходу за растениями и животными и др. Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет; каковы особенности цветка, насекомого, птицы; чем они питаются, спят ли, где прячутся, куда улетают. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность. Взрослый для него — источник новых, интересных сведений, объяснений, подлинная мера всех вещей. Старший дошкольник может устанавливать скрытые взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, понимать важные механизмы приспособления живой природы к средам обитания (наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная); видеть зависимость внешних природных изменений от особенностей сезонов (весной набухают почки, распускаются листья, зеленеет трава, зацветают растения, сначала на солнечных, а затем на затененных местах и др.). Он способен наблюдать за одними и теми же объектами природы (деревья, кустарники, птицы, насекомые и др.) в разные сезоны. Благодаря этому у него формируются представления о цикличности явлений, развивается умение предвидеть дальнейшие природные изменения. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда в воду; воды в лед и т. п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман, вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определенными закономерностями, которые необходимо учитывать, а с другой — во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков. Большой интерес у ребенка этого возраста вызывают детеныши животных. Он испытывает к ним нежность. У ребенка уже может возникать чувство ответственности за благополучие своих домашних животных и растений. Задачи развития Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), с причинно-следственными связями (снег тает в тепле, вода замерзает на холоде, песок намокает от дождя и высыхает при ярком солнце; загрязнение водоемов, леса приводит к гибели их обитателей и т. п.). Развивать первые представления о существенных признаках благополучного и неблагополучного состояния природы. Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными. Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм, красок, запахов. Содержание и условия педагогической работы Организация наблюдений детей за поведением животных: млекопитающих (кошка, собака, хомяк и др.), птиц (попугай, канарейка, синица, снегирь, ворона и др.), рептилий (тритон, ящерица), земноводных (лягушка, жаба). Выделение характерных особенностей их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т. п.); способов передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и ползают), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насекомыми и др.). Установление общего и различного в их внешнем виде, поведении и приспособлении. Формирование обобщенных представлений о насекомых, млекопитающих, рептилиях, об особенностях их поведения и образа жизни, например одни насекомые ловко маскируются, другие — вырабатывают отпугивающие запахи, третьи — притворяются мертвыми (божьи коровки, жуки-листоеды, щелкуны и др.). Организация наблюдений за ростом и развитием растений и животных. Развитие обобщенных представлений о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам. Меняются способы приспособления живых организмов к среде обитания; осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; очень многие птицы улетают в теплые края; зимой такие животные, как еж, медведь, засыпают; зимующие птицы приближаются к домам людей (сороки, вороны, снегири, синицы, воробьи). Наблюдение за Солнцем: где оно всходит и где заходит, како-| го цвета утренние и вечерние лучи солнца, как зависит яркость от местоположения солнца. Солнце — источник тепла и света, необходимых для жизни живых организмов. Вода и воздух необходимы для роста и развития растений; для жизни животных и человека. Чем они чище, тем лучше состояние окружающей среды и здоровее человек. Разнообразие водоемов (река, озеро, море и др.), причины их загрязнения и необходимость охраны. Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт; помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало легче дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, к морским кораблекрушениям. Свойства камней: камни твердые, не рассыпаются, разнообразны по форме, величине, цвету; используются человеком в строительстве домов, дорог, памятников и в качестве украшений. Свойства песка: сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Используется для игр детей, в строительстве, для измерения времени (песочные часы). Свойства глины: плотная, пластичная, вязкая; бывает разного цвета (белая, желтая, серая). Используется в строительстве, для изготовления предметов быта, игрушек. Формирование общих представлений о природе как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу; формирование представлений о создании и охране человеком заповедников, о Красной книге, содержащей сведения о редких видах животных и растений. Обучение грамотному поведению в природе и уходу за растениями и животными детского сада. Главнейшее педагогическое условие для поддержания детского интереса к природным объектам и явлениям — естественнонаучная осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми во время их знакомства с природой. Другое важнейшее условие — создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — их эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих объектов (например, цветущее и плодоносящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.). Участок детского сада следует оборудовать так, чтобы дети могли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и действовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать. Ребенка (даже если это сугубо городской ребенок) следует приобщать к культурному землепользованию и воспитывать у него уважение к земле, ее дарам и труду на земле. Примером может служить подготовка компоста для удобрения земли и устройства «теплых» грядок на огороде, для чего используют листья, веточки, бумажки, а также часть кухонных отходов (листья капусты, шкурки бананов и т. д.). Создание таких простых условий для полезной и эффективной (очень наглядной) совместной деятельности воспитателя и детей позволит преодолеть известный формализм детского труда в природе, придаст ему осмысленность и мотивировку. Старшие дошкольники видят плоды своих трудов: цветущая клумба, прекрасная грядка с зеленым сладким горохом, яркая зелень газона — это результат их усилий. Важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе — наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на территории детского сада могут при условии их правильного подбора и содержания стать источником большой детской радости, плодотворных наблюдений, добрых чувств и заботы. В живом уголке детского сада дети изучают поведение животных, их повадки, знакомятся с их размножением, ухаживают за ними. Показатели развития К семи годам ребенок: — проявляет ярко выраженный самостоятельныйинтерес к природным объектам и явлениям; — любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими; — стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи; — привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе; — задает взрослому вопросы о непонятном илиинтересном из области природных объектов и явлений; — обращает свое внимание и внимание других на непорядки и непредвиденные явления в природном окружении, стремится их устранить (убрать мусор, упавшую с дерева сухую ветку; подобрать гусеницу, оказавшуюся на асфальте, и посадить ее в траву); умеет это делать; — владеет навыками экологически целесообразного поведения дома, в городе, в лесу.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|