Эталонные (базисные) стратегии развития бизнеса.
Одним из важнейших вопросов стратегического управления в сфере малого и среднего бизнеса является разработка стратегий развития фирмы. Эти стратегии ориентированы на следующие факторы: – выпускаемая продукция; – характеристики рынка, на котором предстоит работать; – отрасль, в которой находится фирма; – положение, которое занимает фирма внутри отрасли; – используемая технология. В зависимости от данных факторов фирма может выбрать любую из следующих стратегий (рис. 4.4): 1. Стратегия концентрированного роста. 2. Стратегия интегрированного роста. 3. Стратегия диверсифицированного роста. 4. Стратегия целенаправленного сокращения бизнеса. 5. Стратегия ограниченного роста. Стратегия концентрированного роста имеет несколько разновидностей: стратегия усиления позиций на рынке, при которых фирма делает все, чтобы завоевать лучшие позиции на рынке данного продукта (при этом требуются большие затраты на маркетинг); стратегия развития рынка, которая заключается в поиске новых рынков для производимого продукта; стратегия развития продукта, которая предполагает решение задачи роста производства нового продукта на освоенном рынке. Разновидностями стратегии интегрированного роста являются: стратегия обратной вертикальной интеграции, которая направлена на то, чтобы усилить фирму за счет приобретения поставщиков сырья, либо осуществления контроля за их деятельностью; стратегия прямой вертикальной интеграции, которая предполагает усиление фирмы за счет приобретения фирм, которые находятся между фирмой-производителем и конечным потребителем (или контроля за их деятельностью); стратегия горизонтальной интеграции, которая предполагает усиление позиций фирмы за счет объединения с предприятиями осуществляющими выпуск схожих видов продукции. Стратегия диверсифицированного роста имеет следующие разновидности: стратегия концентрической диверсификации, которая предполагает концентрацию усилий по расширению ассортимента в бизнесе в условиях типовых освоенных технологий и на освоенных рынках; стратегия горизонтальной диверсификации, которая предполагает усиление позиций фирмы за счет выпуска новых продуктов, которые требуют новой технологии. Эта продукция должна удовлетворять одних и тех же потребителей; стратегия конгламеративной диверсификации, которая предполагает производство новых видов продуктов по совершенно новым технологиям, которые совершенно взаимно не связаны друг с другом. Эта стратегия предполагает реализацию продуктов на разных рынках. Стратегия сокращения имеет следующие разновидности: стратегия ликвидации бизнеса в случае, когда фирма не в состоянии вести производство и реализацию данного продукта; стратегия «сбора урожая», которая предполагает отказ от долгосрочного взгляда на конкретный бизнес в пользу получения максимальных доходов от бесперспективного бизнеса; стратегия сокращения фирмы, которая предполагает реализацию части своих подразделений или бизнеса на сторону; стратегия сокращения расходов, которая предусматривает в комплексе все мероприятия по снижению издержек (за счет продажи подразделений, за счет сокращения расходов на НИОКР, на бесперспективный бизнес и др.). Стратегии ограниченного роста ориентированы на применение в зрелых отраслях со стабильной технологией, статичной внешней средой и являются наименее рискованными. Такие стратегии направлены на цели, установленные на уровне прошлых достижений с корректировкой на инфляцию. Фирма может выбирать любую комбинацию из перечисленных стратегий, которые в целом усиливают ее позицию на рынке. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|