Здавалка
Главная | Обратная связь

Эволюция методов обеспечения качества: 5 фаз, их характеристика. Башня качества.



I отбраковка (70-е гг. XIX в.) В оружейном производстве изделия собирались из взаимозаменяемых деталей. Перед сборкой эти детали проверялись, негодные отбраковывались. В результате появилась система Тэйлора, которая устанавливала требования к качеству изделий в виде полей допуска.

Система мотивации предусматривала штрафы за брак.

Система обучения: обучение работе с измерительными и контрольными приборами и профессиональное обучение.

Концепция качества: потребитель должен получать только годные изделия (соответствующие стандарту).

Недостатки: подход к качеству только с позиции контроля (большое количество контролёров). В рамках этой концепции повышение качества сопровождается ростом затрат на его обеспечение.

II фаза контроля качества (20е гг. XX в.). С появлением статистических методов управления качеством. Применение контрольных карт разработано В. Шукартом.

Система мотивации предусматривала не только штрафы, но и поощрения.

Система обучения включала не только профессиональное обучение, но и обучение статистическим методам анализа и контроля.

Система качества включала службы (аудиторская служба по качеству), использующие статистические методы и занимающиеся анализом причин появления брака. Появилась специальность инженер по качеству.

Концепция качества: потребитель должен получать только годные изделия, но не за счёт отбраковки, а за счёт повышения процента выхода годных изделий.

III фаза управления качеством (50е гг. XX в.). В Японии стали внедрять концепцию всеобщего контроля качества, разработанную А. Фейгенбаумом.

А. Фейгенбаум разработал принципы систем общего контроля качества (TQC), предложил модель системы качества, основанную на комплексном контроле.

Система мотивации стала смещаться в сторону человеческого фактора.

Система обучения более развита, приветствуется освоение работником смежных профессий, а также самообучение.

Происходит совершенствование системы качества в целом, появляются центральные отделы управления качеством и отдельные подразделения. Возникают менеджеры высокого ранга: вице-президент, директор. Применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство.

IV фаза менеджмента качества (планирование) (80е гг. XX в.). А. Фейгенбаум выделил другие важные направления, помимо контроля, в процессе управления качеством: планирование, разработка стандартов, маркетинг и др.

Таким образом, концепция общего контроля качества сменилась концепцией всеобщего менеджмента качества (TQM).

Система мотивации достигает высокого развития: люди настолько увлечены работой, что могут отказаться от отпуска.

Система обучения: систематическая.

Система качества должна быть документированной. Наличие у предприятия системы СМК является гарантией того, что предприятие способно стабильно выпускать продукцию требуемого качества.

V фаза экологии качества (90е гг. XX в.). Новая система стандартов должны была обеспечить уменьшение неблагоприятных воздействий на 3ёх уровнях:

§ организационный – через улучшение экологической деятельности отдельных предприятий;

§ национальный – через создание государственной экологической политики;

§ международный – через улучшение условий международной торговли.

Кроме акцента на экологию усилилось внимание и заинтересованным лицам (акционерам, поставщикам, работникам).

Существует градация систем менеджмента качества организаций по наличию и применению в них методов измерений и контроля качества. Эта градация изображается Башней Качества. Этажи Башни Качества представляют собой этапы развития системы управления качеством, которые должна пройти каждая организация, снизу вверх, не перескакивая через ступени.

− На первом этаже оценке подвергаются продукты. Это сырьё, закупаемое у поставщиков, продукция на различных стадиях производства и конечный продукт.

− На втором этаже оцениваются технологические процессы. У процесса должны быть нормированные параметры (режимы работы оборудования, производительность и пр.). Эти процессы оцениваются методами мониторинга, аудита, статистического анализа с применением контрольных карт.

− На третьем этаже объектом оценки является система управления организации, или ее отдельные компоненты (подразделения). Оценка производится с целью выявления несоответствий – отклонений от утвержденных процедур или от принятых планов и программ. Основной метод – аудит качества.

− На четвертом этаже оценивается позиция организации и ее продукции на рынке. Цели – выявить отклонения от норм законодательства, от ожиданий рынка и конкретных потребителей от существующего уровня потребностей. Методы мониторинга удовлетворенности потребителей – социологические (анкетирование, опросы, конференции и др.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.