Здавалка
Главная | Обратная связь

УСТРАНЕНИЕ НАЗАЛИЗАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ



Осуществлять координированную работу всех органов артикуляторного аппарата удобнее и легче на гласных звуках. При произнесении гласных достигают возможно большего выдвижения нижней челюсти, свободного положения языка, доходящего до передних зубов, и усиления ротового выдоха. Кроме того, экспериментально уточнено, что гласные звуки дают лучшую разборчивость по сравнению с согласными звуками (в среднем на 25%). С момента работы над гласными переднего ряда И и Е воспитывают кинестетические ощущения, дающие чувство «контрастности» положения спинки языка в позиции вперед-назад и направленности выдоха. Эти гласные звуки позволяют фокусировать выдыхаемую струю в переднем отделе артикуляторной системы и направлять язык к нижним резцам. Четкость кинестетического чувства в полости рта при продвижении языка вперед и ощутимый (пальцем у нижней губы) выдох помогают ребенку правильно ориентироваться, тем более, что сначала невозможна опора на слуховое восприятие и слуховую дифференцировку нормальной и назализованной речи. Опираясь на кинестезию и зрительный контроль, сигнализирующие о положении органов речи, дети знакомятся с ощущениями продвижения языка вперед, степени напряжения губ и щек и ротового выдоха.

Учитывают также состояние неба и глотки. При произнесении гласного А стенки глотки и мягкого неба пассивно участвуют в этом акте и обычно не напрягаются. Правильное произнесение звука. И, напротив, требует напряжения всех мышечных групп глотки и мягкого неба. При многократном повторении звука И закрепляются необходимые кинестетические связи. Перед зеркалом ведущий занятие показывает одной артикуляцией (без произнесения) рисунок гласных. Затем имитацию этих звуков сопровождает волна теплого выдоха (ее контролируют тыльной стороной кисти или пальцем-«микрофоном» у центра нижней губы). Далее предлагается шепотное придыхательное произнесение всех гласных приемом «согрева­ние рук» на мягкой атаке с удержанием кончика языка у нижних резцов. Несмотря на кажущуюся простоту артикуляторного уклада и высокую разборчивость звука А, следует начинать преодоление назализации гласных переднего ряда; неверхнего подъема неогубленного Е и верхнего подъема неогубленного И, имеющих большую скорость воздушного потока. Звучание этих гласных дети «выводят» в передние отделы ротовой полости и оно как бы «слетает» с кончика языка. Они осуществляют двойной контроль и теплой воздушной струи пальцами на уровне нижней губы, и положения мягкого неба во время быстрого открытия рта как резонатора. Управление губами и нижней челюстью быстрее помогает увеличить форму и величину выходного отверстия полости рта. Обучающийся ощущает движение тока воздуха по спинке и передней части языка, направленного к нижней губе и опущенной нижней челюсти. При этом для отработки координации выдоха и непривычного удержания мягкого неба в верхнем положении потребуется большое терпение. Позднее систематический контроль позволит увеличить время напряжения мягкого неба. Одновременно необходимо осуществлять зрительный контроль за покоем мимических мышц лица и торможением ненужных сопутствующих движений.

После сформированных звуков И, Е, Я, Ю отрабатывают и все остальные гласные звуки — А, Э, О, У, Ы. Следует учесть, что гласный Ы — неоднородный звук, конечный участок которого переходит в звук И. В русском языке одна и та же фонема может иметь множество оттенков и вариантов. Это положение расширяет и углубляет возможности коррекционного обучения, если учесть, что один и тот же акустический эффект может быть достигнут различными артикуляциями, В практической деятельности мы наблюдаем случаи, когда различные артикуляторные конфигурации дают одинаковый акустический эффект. В фонетике этот факт носит название компенсаторных форм артикуляции. Вот почему оптимальная организация ротоглоточных полостей (конфигурации и объема их) во время курса обучения приводит к максимальной акустической отдаче голосового аппарата и нормализации окраски речи. Чтобы приобрести навык более открытого произнесения и сделать его привычным, следует всегда начинать фонацию изолированных гласных с переходом к комбинациям и сочетаниям их, к цепочкам слогов и слов. Далее отрабатывают произношение фраз и текстов с теми же условиями более открытого (переднего ряда) уклада звуков.

Для контроля за чистотой произношения применяют так называемый носослушатель. Работа мягкого неба (функциональная его пригодность) контролируется 'методом выслушивания звуковых явлений в носу.

Метод выслушивания носовой полости основывается на том, что в случае попадания выдоха и звуковых волн в нос они ощущаются через резиновую трубку, один конец которой вставляют в ухо говорящего, а другой — в его же ноздрю. Если мягкое небо не поднято и не перекрывает вход в носоглотку, то в трубке слышны шумы типа гула или жужжания.

Эти сопутствующие речи шумы производят неприятные ощущения и давление в ухе говорящего (при нормальном произнесении выраженное звучание в трубке получается лишь в момент проговаривания носовых звуков М и Н). С использованием трубки-носослушателя проговаривают весь речевой материал: гласные, их сочетания, а также все слова и короткие предложения со словами, не имеющими в своем составе носовых звуков М и Н.

Наряду с описанным выше приемом «согревание рук» и с носослушателем используют прием, условно названный «пульсирование звука» — выдерживание гласного (вибрато). Термин «вибрато» применяется вокальными педагогами и характеризуется пульсирующими, периодически следующими друг за другом толчками с распадением звучания на отдельные звуковые участки (отрезки), подобно пульсации звука. Частота пульсации звука — в пределах 5—7 колебаний в 1 с, например, типа многократного произнесения одних гласных (в данном случае И) слова «инквизиции»: ИИИИИ. Данное сочетание гласных следует произносить монотонно не менее 3 раз подряд, практически, на сколько хватит выдоха. Такое искусственное «вибрато» (для детей — «клич индейца») сопровождают периодически дрожательными движения пальцев кисти, приложенных к гортани.

Данным приемом стимулируют ротовой выдох, в целом речевое дыхание, повышение и понижение тона, нивелируют, маскируют назализацию (носовое произнесение), значительно увеличивают интенсивность, яркость и чистоту звука, но при этом категорически не допускают перенапряжения голосового аппарата и форсированное фонации.

Для дифференцировки чистого и носового звучания желательно периодически сжимать ноздри, что приводит к усилению гнусавости (пальцами ощущают вибрацию крыльев и спинки носа — вместо гласных — гул в носу).

Каждый обучающий детей должен сам демонстрировать усиление ринофонии при расслабленном мягком небе и чистое ротовое звучание (проба А-И) в условиях поднятого мягкого неба при сжимании носа, привлекая тактильное ощущение и постепенно слуховое внимание ребенка к разнице звучания. Эта негативная практика при сознательном подчеркивании нежелательной гиперназализации звуков и слов позволяет эффективно бороться с вредными привычками и установками.

Произношение гласных и их сочетаний осуществляют с твердой и мягкой атакой негромким голосом с изменением ударения в позиции, опущенной и несколько выведенной вперед нижней челюсти, с расслабленными до полуулыбки губами и удержанием кончика языка у нижних резцов (включая гласные заднего ряда О и У).

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Произнесение гласных и их сочетаний с использованием поочередно приемов «согревание рук», фальцетного и речитативного пропевания, «пульсирование звука».

 

Е, И Я Ю Э А О У Ы
ЕЕ, ИИ ЯЯ ЮЮ ЭЭ АА ОО УУ ЫЫ
ЕЕЕ, ИИИ ЯЯЯ ЮЮЮ ЭЭЭ ААА ООО УУУ ЫЫЫ
ИЭИЭИЭ ИА ИИ ИУ ИЫ
ИЭИЭИЭ ИАИА ИОИО ИУИУ ИЫИЫ
ЭЙ ЭА ЭО ЭУ ЭЫ
ЭИЭИ ЭАЭА ЭОЭО ЭУЭУ ЭЫЭЫ
ЭИЭИЭИ ЭАЭАЭА ЭОЭОЭО ЭУЭУЭУ ЭЫЭЫЭЫ
                       

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.