Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОСЛЕ СОБЫТИЙ НА «ХИЛЛСБОРО» 5 страница



Хулиганские фирмы «Рейнджерс» и «Селтика» доминируют на шотландской футбольной арене с небольшими перерывами с конца XIX века по сей день. Некоторый спад наблюдался в 50-е годы, когда в полный голос заявили о себе клубы из Эдинбурга, и в первой половине 80-х, с выходом на арену группировок «Абердина» и «Данди Юнайтед» . Гиганты из Глазго по сравнению с другими шотландскими клубами имеют огромную аудиторию поклонников, и именно по этой причине им никто не может составить серьезной конкуренции. Помимо преимуществ, предоставляемых крупнейшим городом Шотландии, оба клуба благодаря своим культурным традициям имеют сильную общенациональную поддержку в ущерб остальным командам.

Футбольный клуб «Селтик», подобно «Хайберниану» из Эдинбурга, был образован крупнейшей в Шотландии общиной ирландских католиков, чтобы он представлял их интересы среди местных протестантов. В свою очередь, «Рейнджерс» всегда считался самым шотландским клубом, представляющим интересы протестантов из числа рабочего класса. Таким образом, обе команды стали заложниками жестокого противостояния в среде шотландского пролетариата, продолжающегося до сих пор. Сейчас эти клубы стараются публично дистанцироваться от религиозной нетерпимости своих фанатов, однако они могли бы сделать гораздо больше для решения этой проблемы. Например, клубы из Эдинбурга также имеют некоторое религиозное наследие. «Хайберниан» изначально представлял интересы ирландских иммигрантов, тогда как «Хартс» был основан протестантской общиной. При этом Эдинбург более един, в отличие от Глазго. И когда оба столичных клуба увидели, что среди их болельщиков стали возникать проблемы, особенно во время волнений в Северной Ирландии в 70-80-х годах, то приложили максимум усилий для их решения. Например, на их домашних стадионах «Истер Роуд» и «Тайнкасл» было запрещено вывешивать плакаты с провоцирующей символикой, а также ирландские триколоры, флаги Ольстера и Великобритании. Тех же, кто выкрикивал лозунги религиозного характера, быстро задерживали и удаляли со стадиона. Однако «Рейнджерс» и «Селтик», несмотря на провозглашаемое стремление отделить себя от сектантских движений, не смогли принять таких очевидных мер.

Как уже отмечалось, в начале XX века рабочие Глазго и всей восточной и центральной Шотландии размежевались на религиозной основе. Все это, наряду с высоким уровнем преступности, который тогда наблюдался в городских трущобах, превратило футбольные стадионы в главное место проведения досуга для рабочего класса и одновременно в арену жестоких побоищ. Начиная с 90-х годов XIX века и до настоящего времени массовые беспорядки в Глазго не затихают. Конечно, подобного рода инциденты, по британским меркам, не были чем-то необычным, и столкновения болельщиков команд из одного города случались повсюду. Однако самые жестокие стычки имели место именно в Глазго. Так, в газете «Mercury» сообщалось о крупных беспорядках, произошедших на стадионе «Хэмпден Парк» после финала Кубка Шотландии 1909 года между «Селтиком» и «Рейнджерс». Вооруженные ножами и учинившие погромы на трибунах фанаты вырвались на поле и устроили на нем баррикады, которые они подожгли перед атакой полицейских. В столкновениях, которые продолжались более двух часов, несколько полицейских скончались от полученных ножевых ранений.

Это был, пожалуй, самый серьезный инцидент того времени, однако уровень футбольного насилия оставался в Шотландии гораздо выше, чем в Англии, особенно в период между двумя мировыми войнами. В большинстве случаев это можно объяснить тем фактом, что многие клубы располагались довольно близко друг от друга. Другим существенным фактором, обусловившим высокий уровень жестокости, стало появление так называемых брэйк-клубов. Они явились предшественниками саппортерских группировок и стали практически первыми организациями, взявшими на себя ответственность за выездные турне болельщиков. Помимо чисто футбольных пристрастий, членство в подобных клубах зачастую определялось религиозными взглядами фанатов. Только теперь это стало проблемой уже не одних лишь «Рейнджерс» и «Селтика», так как образованные в Эдинбурге брэйк-клубы также отличались религиозной нетерпимостью.

Глазго, являясь крупнейшим промышленным центром страны, обрел часть своей печальной известности благодаря жестокой культуре уличных банд, существовавших в городе на протяжении долгого времени. Многие из них были сформированы на основе религиозных взглядов, а самой известной, если говорить о футболе, стала группировка под названием «Бриджтон Билли Бойз». Основанная в середине 20-х годов, она взяла это имя в честь своего лидера Билли Фуллертона и, согласно легенде, была способна собрать под свои знамена на матчи с участием «Рейнджерс» более 800 человек. По иронии судьбы район Бриджтон, объявленный ими своей вотчиной, находится в опасном соседстве с домашней ареной «Селтика» — «Паркхэд Стэдиум», и очень часто многие фанаты этого клуба становились жертвами нападения «Билли Бойз» даже в те дни, когда «Рейнджерс» не играл. По сей день этот район является чисто протестантским, и недавнее убийство молодого болельщика «Селтика», возвращавшегося с игры домой, говорит о том, что в современном Глазго изменилось немногое. Фанаты «Рейнджерс» по-прежнему регулярно воспевают подвиги Билли Фуллертона и его последователей:

 

Привет, привет, мы «Билли Бойз»,

Привет, привет, вы узнаете нас по нашим крикам,

Мы по колено в фенианской крови,

Сдавайся или умрешь,

Так как мы — «Бриджтон Билли Бойз».

<Фений — член тайного общества, боровшегося за освобождение Ирландии от владычества англичан.>

 

Послевоенный период, включая вторую половину 60-х годов, по общему мнению, считается золотым веком британского футбола. Это было время, когда футбол еще не знал дельцов от спорта, а матчи, которые проходили без каких-либо серьезных беспорядков, посещало огромное количество зрителей. После шести лет войны британское общество устало от крови. Именно из-за этого долгого периода мира и спокойствия многие плохо информированные комментаторы называют футбольное хулиганство проблемой современности, тогда как на самом деле насилие среди болельщиков так же старо, как сам футбол. Хотя к середине 60-х ситуация снова стала меняться.

Движение «модов» <дословно — «модников». Это движение — своего рода противопоставление миролюбивым хиппи. Наиболее ярко оно проявило себя в мире рок-музыки, когда и сами группы, и их поклонники привнесли в атмосферу концерта нешуточную агрессию. До сих пор памятны выступления группы «The Who», сопровождавшиеся разгромом аппаратуры, равно как и хулиганские выходки «модов», приучивших благовоспитанную публику шарахаться при виде вроде бы прилично одетых молодых людей. Одежда «модов» также представляла собой нечто парадоксальное. Их униформой стали особого покроя пиджаки с узкими лацканами, брюки-дудочки с непременно высовывающимися из-под них носками кричащего цвета и галстуки-селедки. Добавьте к этому специальным способом взъерошенные волосы, длинные челки и непременный атрибут «модов» — серьги, и вам станут ясны истинные намерения этих любителей хорошо позабавиться.> захватило большинство британской молодежи и во многих местах стало приобретать бандитскую окраску. И снова Глазго быстро завоевал печальную известность, а его знаменитые модс-группировки «Флитс» и «Тонгс» <«Резвые» и «Шипы»> (обычные названия для банд) постоянно сходились в драках в центре города и на стадионах, так что кровавые столкновения фанатов «Рейнджерс» и «Селтика» стали привычным для всех явлением. Бандитское влияние способствовало тому, что эти столкновения частенько выливались в драки фанатов между собой, однако с ростом благосостояния рабочего класса количество выезжающих на гостевые игры стало увеличиваться.

До того времени всем хулиганским движением в Шотландии заправляли гиганты из Глазго, так же как и две первые строчки турнирных таблиц оставались исключительным предметом спора двух этих команд. Теперь уже остальные клубы пустились за ними в погоню. Превосходившие силы болельщиков «Рейнджерс» и «Селтика» стали встречать растущее сопротивление со стороны фанатов других клубов, и уже очень скоро некоторые из таких храбрецов стали давать бой «Старой фирме» на ее же территории. С началом 70-х годов шотландский футбол вступил в самый тяжелый период своей истории. Не только потому, что из-за проблем в Северной Ирландии возросла напряженность в отношениях между «Селтиком» и «Рейнджерс». Появление крупных хулиганских группировок у других шотландских клубов («Хартс» и «Данди»), наряду с их все более сильным увлечением политикой, повергло шотландский футбол в депрессию, от которой тот полностью так и не смог оправиться. 70-е годы стали для Шотландии эпохой «мальчиков в тяжелых ботинках».

Так как движение «модов» просуществовало в Шотландии гораздо дольше, чем в Англии, скинхеды не появлялись на трибунах шотландских стадионов вплоть до начала 70-х, тогда как в Англии их движение начало переживать период упадка. Но уже к концу 1972 года неотъемлемыми атрибутами шотландского футбольного хулигана стали высокие ботинки с утяжеленным носком, сигнальные ракеты, рубашки со стоячим воротником, толстовки с изображением знаменитостей и длинные волосы. Такая мода сохранялась на большей территории Шотландии до 1977 года, когда ей на смену пришла панк-культура.

Мода на оружие, используемое в дни футбольных матчей, также достигла своего апогея в 70-х годах—теперь фанаты сражались на трибунах с ножами, мачете и даже топорами в руках. Колотые раны стали обычным явлением во время подобных столкновений, особенно на матчах «Рейнджерс» и «Селтика». Во всяком случае, ненависть между двумя лагерями фанатов становилась все сильнее, хотя после трагических событий на стадионе «Айброкс» в 1971 году, когда большое количество болельщиков обеих команд погибло под обломками рухнувшего лестничного ограждения, наступило некоторое затишье. Какое-то время всем казалось, что эта трагедия несколько утихомирит противоборствующие стороны, однако вскоре война между ними разгорелась вновь.

До этого момента все наше внимание было приковано к «Рейнджерс» и «Селтику». И хотя их фанаты являлись самой большой проблемой на протяжении 70-х годов и в меньшей степени 80-х, необходимо более близко познакомиться с другими шотландскими командами, чьи сторонники также шокировали общественность своим поведением. Это относится к фанатам «Хартс» 70-х годов, а также «Абердина» и «Хайберниана» в эпоху движения казуалов в 80-е годы.

В начале 70-х «Хартс» был далек от успехов 50-х и начала 60-х, когда оба клуба из Эдинбурга, «Хартс» и «Хайберниан», добились того, что на короткий период главная расстановка сил в шотландском футболе переместилась на восток, то есть в сторону столицы. Первому из mix пришлось пережить два провала во второй половине 60-х. Тогда, в последний день сезона 1964-1965 годов, он уступил в чемпионской гонке «Килмарноку» лишь по уникальному коэффициенту разницы забитых и пропущенных голов — 0,042, а в 1968 году проиграл в финале Кубка Шотландии «Данфермлайну». Похоже, что два этих события нанесли сильный психологический удар но команде и привели к спаду, продолжавшемуся около 15 лег.

Сократилось и количество зрителей, приходивших на игру своей команды, что отразило общую картину снижения посещаемости футбольных матчей по всей Шотландии. На трибунах стадиона «Тайнкасл» стали появляться огромные пустоты, а недовольство болельщиков в то время достигло пика. В 70-х годах, как и Глазго, Эдинбург, а с ним большинство других крупных городов, столкнулся со стремительным ростом бандитизма. Причем многие из этих банд утратили всякую связь с религией и футболом. Территория Эдинбурга была четко разделена на основе клубной принадлежности, и вы вряд ли бы встретили фаната «Хартс» в такой банде, как, скажем, «Янг Лоченд Шэмрок», а поклонника «Хайберниана» — среди членов «Янг Клери Дерри». Однако уличные банды с западных районов города, такие как «Клермистон», «Вестер Хэйлс», «Сайтхилл», «Брумхауз» и «Джорджи», практически всегда воевали не за футбольные интересы, хотя на трибунах они чаще всего забывали о вражде и объединялись в драках за свой клуб.

Ключевым здесь является выражение «чаще всего», так как «Хартс» завоевал себе дурную славу благодаря дракам своих фанатов между собой, что и отличало их от хулиганских группировок противника. В книге С. Фергюсона «Надевайте защитные шлемы — „Хартс“ идет» упоминается противостояние между хулиганами из Эдинбурга и поклонниками «Хартс» из города Ливингстон, вылившееся в массовые драки на матчах команды в начале 80-х.

Поначалу развивающееся движение фанатов «Хартс» направляло все силы на защиту своего дома от нашествий столичных оккупантов. Хотя, как ни странно, серьезные проблемы возникали с фанатами обеих команд из Глазго (следует принять во внимание протестантские корни многих болельщиков «Хартс»), но наиболее ожесточенные схватки, что еще более странно, всегда происходили с поклонниками «Рейнджерс». Те приходили на стадион заранее и пытались занять «законные» места болельщиков «Хартс» — открытые сектора трибуны «Джорджи Роуд», равно как и защищенные от дождя места напротив главной трибуны. Фанаты «Хартс» обычно отвоевывали свои сектора на «Джорджи Роуд», однако сражения за места под козырьком (так называемый «Шед») не могли выявить победителя до конца сезона 1976-1977 годов, когда в одной из самых ожесточенных битв в истории «Тайнкасла» местным болельщикам все же удалось обратить в бегство столичных гостей. В те годы развитие движения фанатов «Хартс» достигло своего пика, несмотря на нестабильные выступления команды, то выбывавшей из высшей лиги, то возвращавшейся вновь. Можно сказать, что с того времени и до сезона 1982-1983 годов у «Хартс» были самые «прославившиеся» фанаты в Шотландии, пока the new kids on the block <автор использует название известной поп-группы,которое можно перевести как «Новая малышня из нашего квартала»> из Абердина не выхватили из их рук пальму первенства.

Однако прошли долгие годы хаоса и беспорядков, прежде чем «Хартс» достиг высот. На протяжении 70-х фанаты этого клуба одерживали одну выездную победу за другой. Начиная с «Эйр Юнайтед», когда фанаты «Хартс», пересекшие футбольное поле, обратили в бегство хозяев, и заканчивая «Абердином», матч с которым был отмечен непрекращавшимися драками в центре города, продолжавшимися весь вечер. Водители автобусов гостей дожидались тогда своих пассажиров вплоть до полуночи. Когда же «Хартс» приехал на игру с командой моего города <имеется в виду Уотфорд, родной город Дуги Бримсона>, все только и говорили о предстоящих беспорядках и погромах. И гости полностью оправдали наши ожидания. Казалось, что на играх с такими командами, как «Хайберниан», «Рейнджерс» и «Селтик», фанаты «Хартс» разыгрывали настоящие спектакли, однако многие провинциальные команды находили их просто смешными. Беспорядки с участием фанатов этого клуба случались постоянно, особенно в конце 60-х-начале 70-х годов, когда «Хартс» приезжал в гости к «Сент-Джонстону» и его банде «Перт Пэк», тогда как игры против «Мадеруэлла» и «Килмарнока» сопровождались массовыми беспорядками на протяжении всех 70-х. Единственным местом, где хулиганы «Хартс» потерпели несколько поражений, был город Данди, где против гостей чаще всего выступала банда ФК «Данди», именовавшая себя «Хиллтаунскими гуннами». Стадионы обоих клубов, ФК «Данди» и «Данди Юнайтед», располагались недалеко от района Хиллтаун, обитатели которого отличались крутым нравом. Большую часть фанатов «Данди», подобно «Хартс» и «Рейнджерс», составляли лоялисты, и команды, приезжавшие в сопровождении порядочной аудитории, всегда встречали самый «радушный» прием хозяев.

Фанаты городского конкурента «Хартс», «Хайберниана», также часто вызывали общественные беспорядки во время выездных матчей клуба, а когда команды сходились в дерби, атмосфера доходила до крайнего напряжения. И хотя в 70-х «Хайберниан» не мог на равных состязаться с «Хартс» (время «хибсов» <прозвище болельщиков ФК «Хайберниан»> пришло в 80-е), игры на его домашнем стадионе всегда превращались в шоу, в котором на стороне хозяев принимали участие все криминальные авторитеты из района Лит. История знает большое количество инцидентов, произошедших на «Истер Роуд» с участием фанатов «Хартс». Самый серьезный из них случился в конце 70-х, когда хулиганы «Хартс», лишенные возможности добраться до своих оппонентов через полицейское оцепление, вышли со стадиона в перерыве между таймами и через открытые ворота вломились на трибуны хозяев, сметая все на своем пути. Как я уже отмечал, в то время атмосфера в Эдинбурге, когда встречались две городские команды, была исполнена ненависти. Помимо ожесточенной борьбы друг с другом на стадионах, противоборствующие стороны поддерживали различные военизированные группировки из Северной Ирландии. В таких сражениях поклонники «Хартс» выступали под флагами Соединенного Королевства и Ольстера, тогда как фанаты «Хайберниана» несли в своих руках ирландские триколоры. Это было очень политизированное время. Проблемы в Ирландии достигли своего пика, что, конечно же, не могло не сказаться на футбольных фанатах Эдинбурга.

Наиболее интересными событиями в жизни фанатов «Хартс», как мне кажется, являются их выезды в Англию на матчи Кубка «Тексако», разыгрывавшегося между английскими и шотландскими командами. В книге Карла Спайерса «Мы известные футбольные хулиганы», посвященной фанатам клуба «Олдхэм Атлетик», описана классическая история визита «Хартс» на матч розыгрыша Кубка «Тексако» в 1974 году. С середины 60-х и до начала 70-х годов «Олдхэм» имел репутацию самого хулиганского клуба первого английского дивизиона. Ребята из «Джорджи Бойз» знали об этом и взяли с собой большую группу поддержки. Карл Спайерс рассказывает: «Нам выпал жребий играть против „Хартс“, команды из Шотландии. Конечно же, мы и не думали, что с его фанатами могут возникнуть какие-нибудь серьезные проблемы. Но как же мы ошибались! Это была одна из самых жестоких игр, что мне приходилось наблюдать на „Баундери Парк“. Далее следует описание событии вокруг игры и говорится о том, что представляли собой хулиганы „Хартс“ в 70-е годы; автор подробно рассказывает о массовой драке, разгоревшейся на трибуне хозяев и продолжавшейся на протяжении всего матча. Несмотря на значительное превосходство местных болельщиков, атаковавших в течение всей игры, фанатам „Хартс“ удалось выстоять. Спайерс сообщает, что многие гости были вооружены тяжелыми битами и даже ходили слухи о том, что якобы у одного эдинбургского фаната имелось двуствольное ружье!

Во время другой поездки в Англию «Хартс» приезжал в гости к «Ньюкаслу», во время игры с которым шотландским фанатам также удалось продержаться в течение всех 90 минут, несмотря на настойчивые попытки «джордиз» <прозвище поклонников «Ньюкасла», используемое и в отношении обычных болельщиков, и хулиганов> смять оборонительные порядки гостей. Однако фортуна не всегда была благосклонна к ним. Так, во время игры против «Эвертона» фанатам «Хартс» пришлось откатиться аж на футбольное поле после неудачного штурма сектора хозяев. А в 1976 году, после предсезонной товарищеской встречи с «Мидлсбро», гости были вынуждены скрываться в городе от разбушевавшихся англичан.

Большинство проблем на выездных матчах «Хартс» в 70-х годах связаны с именами нескольких группировок, завоевавших себе достойную репутацию в хулиганских кругах. Такие группы, как «Пивот», «Мэйнор» и образовавшаяся чуть позже, но самая известная из всех «Джорджи сане оф Вильям», всегда были в центре событий. Это подтверждает то, что фанаты «Хартс» были представлены различными локализованными бандами, стремившимися на протяжении всей своей истории оставаться независимыми. Еще одной довольно необычной чертой, характеризовавшей поведение шотландских фанатов, резко отличавшей их от фанатов других стран, было их нежелание путешествовать на поездах. Конечно же, для выездов на матчи высокого уровня назначались даже дополнительные поезда, и фанаты, путешествующие таким образом, становились причиной различных проблем. Однако подобная практика стала обычной только в конце 70-х годов, когда при «Хартс» появилось специальное агентство, сумевшее превратить подобные путешествия в другие города в регулярное явление. Агентство получило название «Хартс Сервис Крю». Именно в то время, то есть в 1977-1979 годы, большую часть фанатов клуба составляли панки и новая волна скинхедов. Но лишь с появлением казуалов крупные и организованные хулиганские группы стали в полной мере пользоваться этим маршрутом. Скинхеды из числа фанатов «Хартс» также успели отличиться. Так как большинство из них были страстными приверженцами движения лоялистов, неудивительно, что они всегда выступали на стороне ультраправых и, в частности, «Национального фронта». «Бульдог», газета партийной молодежи, открыто продавалась у входа на стадион, а о подвигах расистов из числа воинствующих фанатов «Хартс» и их «коллег» из «Рейнджерс» постоянно рассказывалось в специальной колонке под названием «На футбольном фронте».

Чтобы завершить разговор о «Хартс», хочу предложить вам прочесть небольшой отрывок из клубного журнала болельщиков «Без пустой болтовни», который достаточно хорошо характеризует атмосферу 70-х годов:

«Во второй половине 70-х годов практически ни одна игра не обходилась без насилия, как внутри стадиона, так и за его пределами. Заряды типа „Мы всмятку расшибем ваши гребаные бошки!“ звучали даже в тех случаях, когда на трибунах присутствовала лишь жалкая горстка гостей. Особо запоминающимся оказался выезд в Дамфрис на матч против „Куин оф Саут“ в апреле 1978 года. Все знали о нашей репутации и нашем приезде, поэтому в толпе встречающих мелькало множество шарфов с символикой „Рейнджерс“. Один из фанатов „Хартс“ зарезал кого-то в городе, что послужило толчком к насилию и массовым беспорядкам на игре. Что же касается стычек с фанатами „Рейнджерс“, то они всегда граничили с кровавыми побоищами. В апреле 1976 года, когда вопрос о нашем вылете из лиги был уже решен, мы весь матч выдавливали фанатов „Рейнджерс“ из-под козырька. Линия фронта начиналась от буфета и заканчивалась возле туалетов. Один раз на стадионе „Айброкс“ мы оказались запертыми в огражденном секторе, и фанаты „Рейнджерс“, расположившиеся сверху, стали методично забрасывать нас всем, что попадалось под руку. Такое развитие событий не могло не привести к ответным действиям с нашей стороны. Но, пожалуй, самая впечатляющая битва на стадионе состоялась на игре против „Килмарнока“ в 1978 году. Громадное сборище фанатов и немногочисленные полицейские силы — такое соотношение привело к тому, что драки на трибунах продолжались весь матч. Наиболее грандиозное уличное сражение, которое приходит на память, имело место в Фалкирке то ли в сезоне 1981-1982, то ли 1982-1983 годов, длившееся почти целый час после игры и напоминавшее дополнительный тайм. Другой крупный инцидент произошел в Клайдбанке, когда решался вопрос о попадании клуба в высшую лигу. Однако наш последний домашний матч против „Мадеруэлла“ похоронил все надежды. Тогда добро победило зло, но полицейские получили хороший урок, и вплоть до демонтажа „Шеда“ (в сезоне 1995-1996 годов) в наших секторах блюстителей порядка не наблюдалось».

После финала Кубка Шотландии 1980 года стало ясно, что кризис национального футбола достиг своего апогея. Вся страна наблюдала по телевидению драку с участием сотен фанатов «Рейнджерс» и «Селтика» на поле стадиона «Хэмпден», проходившую под градом летящих с трибун бутылок и банок. Только привлечение сил конной полиции помогло успокоить разъяренных фанатов. Футбольная Ассоциация Шотландии полагала, что этот матч станет украшением сезона, однако из-за хулиганов ее надеждам не суждено было сбыться. Помимо самих беспорядков, шокировавших мировую общественность, фактом стало то, что шотландцы по-прежнему, даже в 1980 году, все еще наматывают шарфы на запястья и носят юбки! В итоге привлекательный некогда имидж шотландцев пострадал самым серьезным образом, и что-то обязательно должно было измениться. А чтобы увидеть это «что-то», давайте-ка отправимся в гранитный город Абердин.

В Абердине в 70-е годы всегда находились парни, которые были не прочь подраться, однако, по их собственному признанию, обычно они терпели поражения от «Старой фирмы». Тем не менее в 1980-м году команда занялась обустройством своего стадиона, и на матчи стали приходить тысячи болельщиков, среди которых было множество тех, кто больше не хотел мириться с вторжениями извне. Фанаты начали выезжать со своим клубом на матчи европейских турниров, и во время игры против «Ливерпуля» на стадионе «Энфилд Роуд» хулиганы «Абердина» впервые познакомились со стилем и манерой поведения своих английских «коллег». Вскоре после этого матча родилась одна из наиболее известных хулиганских группировок в истории шотландского футбола — «Абердин Соккер Кэшлс» (АСК).

Если трибуны «Тайнкасла» стали пристанищем для бритоголовых и панков, то стадион «Абердина» «Питтодри» стал домом родным для коротко подстриженной молодежи, носящей свитера «Slazenger» и «Pringle», вельветовые брюки и джинсы «Lois», ветровки и бросающиеся в глаза спортивные костюмы фирмы «Adidas». Это было своего рода продолжением движения «модов» образца 60-х годов, причем гораздо более близкими к их первоначальным идеалам, если сравнивать с тем, чем увенчалось возрождение этого движения в 1979 году. С учетом того, что сама мода постоянно менялась, во главу угла теперь ставилось умение превзойти других. В связи с отсутствием какой-либо конкуренции на рынке одежды фанаты «Абердина» приняли самое активное участие в словесной перепалке, разразившейся на страницах в разделах читательской почты музыкальных газет «The Face» и «Sounds», где в разделах читательской почты казуалы со всей Британии старались обругать друг друга.

С ростом такого вида конкуренции в борьбу за футбольных фанатов вступили наиболее дорогие брэнды. Фирмы-производители спортивной одежды, ношение которой приветствовали казуалы, чаще всего заявляли о себе на трибунах центральных кортов Уимблдона. Такие марки, как «Fila», «Ellesse» и «Sergio Tachinni», стали неотъемлемыми атрибутами фан-культуры, на смену которым пришли изделия от «Burberry», «Armani», «Aquascutum», «Stone Island» и т. д. Конечно, если вы носите одежду стоимостью в сотни фунтов, вам очень хочется продемонстрировать ее другим людям. Поэтому фанаты из АСК стали выезжать на гостевые игры на обычных поездах, чтобы не сразу попадать на стадион, а иметь возможность погулять по городу и покрасоваться перед местной молодежью.

Такой подход оказался довольно эффективным и в плане введения в заблуждение полицейских. Они по старинке отслеживали прибытие автобусов и специальных составов, выделенных под болельщиков, но только не обычных поездов. Внимание властей по традиции привлекали скинхеды, разукрашенные в цвета своих клубов, тогда как казуалы, никогда не являвшиеся сторонниками традиционной фан-культуры, не носили ничего такого, что выдавало бы их клубные пристрастия. Это привело к возникновению определенных проблем в клубах с уже устоявшимся стилем поведения их фанатов (в основном в «Хартс», «Селтике» и в несколько меньшей степени «Рейнджерс»), так как нежелание носить цвета своей команды до поры до времени считалось малодушием.

Тем не менее отсутствие одетой подобным же образом оппозиции не помешало АСК завоевать определенную репутацию. Да и многим скинхедам импонировало живое общение с этими странно одетыми парнями с Севера. Однако в 1983 году на хулиганской сцене внезапно объявилась еще одна группировка казуалов, образовавшаяся вокруг команды, от которой ничего подобного не ждали.

Все знали Мадеруэлл как достаточно буйный город, но ввиду его близости к Глазго большинство городских хулиганов принимали участие в драках на «Айброкс» и «Паркхэд». Поэтому у местных фанатов никогда не было какой-либо организации.

Такое положение дел сохранялось до появления группировки «Сатеди Сервис», участники которой были одеты в модельную спортивную одежду итальянского производства. Практически тут же возникло противостояние между самопровозглашенной группировкой, «одетой во все лучшее с Запада», и АСК, что привело к ряду столкновений. Наиболее крупное из них произошло в феврале 1984 года, когда сторонники АСК вторглись в сектора болельщиков «Мадеруэлла» на их домашнем стадионе «Фёр Парк». Беспорядки на трибунах вылились в то, что местные казуалы оказались вытесненными на поле, а другая часть АСК вступила в схватку с полицией уже в секторах болельщиков «Абердина». Игра была прервана на 10 минут, и из-за последовавшей за этими событиями истерии в прессе казуалы попали на первые страницы всех центральных газет Шотландии. Случившееся оказало шокирующее воздействие на все клубы, а шотландская газета «Санди мэйл» даже сообщила о том, что руководство ФК «Мадеруэлл» запретило допускать на стадион фанатов, одетых в спортивные костюмы фирмы «Kappa Kagoules».

К концу сезона 1983-1984 годов небольшие группы казуалов стали появляться у других клубов, а по ходу турнира 1984-1985 годов их количество продолжало увеличиваться. Хулиганы «Данди» и «Данди Юнайтед» образовали единую группировку, получившую название «Ютилити». При «Рейнджерс» была сформирована «Интер Сити Ферм» (ИСФ), нареченная в честь легендарной фирмы «Вест Хэма». У «Селтика» появилась группировка «Роман Католик Кэшлс», позже переименованная в «Селтик Соккер Крю». Фанаты «Хартс» образовали «Кэшл Соккер Ферм» (КСФ), «Хайберниана» — «Капитал Сити Сервис» (КСС). Последняя группировка в ходе сезона 1984-1985 годов разрослась настолько, что стала главным конкурентом соперников из «Абердина» в борьбе за хулиганский престол Шотландии. И, вне зависимости от клубных пристрастий, многие пришли к выводу, что фанатам «Хайберниана» в конце 80-х все-таки удалось стать главной силой движения казуалов Шотландии. Подобно крупным клубам, команды низших лиг также обзавелись пусть и малочисленными, но своими собственными последователями казуалов. Вот всего лишь несколько примеров. «Эрброут Соккер Сэсайети», «Монтроуз Соккер Юнит», позже ставшая «Портленд Биллз Сисайд Трендиз», «Лав Стрит Дивижн» (ЛСД) клуба «Сент-Миррен» и, наконец, печально известная «Секшн Би» клуба «Эйрдри», которая первоначально, в конце 70-х годов, состояла из панков и бритоголовых, а к 1985 году примкнула к движению казуалов. Даже у такого незначительного клуба, как «Мидоубэнк Тистл» была своя группировка «Тистл Соккер Бойз» (ТСБ), состоявшая максимум из 15 участников в возрасте около 19 лет. Слава пришла к ним после одной воскресной игры в гостях против «Гамильтона», когда ТСБ выдержала натиск соперника, отстояв свои позиции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.