Здавалка
Главная | Обратная связь

Укладка рюкзака, организация бивуака



Укладка рюкзака.

1. Типы рюкзаков. Характеристики: объем, число степеней свободы регулирования, анатомичность, влагоустойчивость. Назначение разных типов. Различие способов укладки.

2. Распределение веса: симметрия относительно вертикальной плоскости; внизу легкое; тяжелое ближе к спине на уровне лопаток; сверху вещи средней тяжести. Высота по уровню головы: если высокий – шатает (смещение центра тяжести), если низкий – тянет назад (напряжение спины). Продукты не вниз!

3. Распределение вещей: вещи первой необходимости укладывать сверху, в карманы; учет предстоящей ситуации на маршруте; привязывание сбоку и под клапан; упаковка коврика (сбоку, внутрь); защита от дождя.

Регулировка рюкзака. Первый привал после начала маршрута через 10-15 минут. Узнать кому что неудобно, подтянуть.

 

Выбор места для бивуака: максимально безопасное (лавины, камни, трещины, паводок, гнилые деревья); учет направления ветра; близость воды; защита от дождя (деревья, пещера); близость топлива.

-9-  
Когда пришли на место стоянки, прежде всего – за дровами.


 

 

Ориентирование на местности

Компас: устройство; типы (лучше жидкостный); определение сторон света; задание нужного азимута.

Карта: карты-схемы и топографические карты; «поднятые» копии; кроки. Масштаб лучше 1:100000 – в 1 см - 1 км (километровка), 1:50000 – в 1 см - 500 м. Определение расстояния по карте. Изолинии наносятся через 2% от масштаба, у километровки через 20 м. Определение наклона по изолиниям. Координатная сетка.

Обозначение объектов местности на карте: реки, вершины, перевалы, ледники, осыпи, трава, лес, дороги, тропинки, мосты, броды, сбросы, населенные пункты, ЛЭП, отдельные камни и деревья.

Ориентирование.

1. По объектам местности: вершины, долины, хребты, реки, слияния рек, ледники, перевалы, населенные пункты, искусственные туры, отдельно стоящие объекты, триагопункты и т.д.

2. По карте: ориентация карты (по компасу, по линиям местности, с визированием на ориентир); поиск места стояния; определение направления движения.

3. Без компаса: по солнцу и стрелочным часам; по звездам; по рельефу; по растительности; по снегу на камнях; по экспонированию склонов.

4. По направлению наклона местности, описаниям и карте.

Определение расстояния по местности. Шагами, по времени и скорости движения. По степени различимости предметов.

 

 
 
-10-  

Опасности в горах

Опасность – вероятность нарушения условий нормальной деятельности. Уровень безопасности определяется совокупностью сил и возможностей группы и внешних природных факторов.

Крутизна склонов: может быть неверно оценена при разной ориентации; неверный выбор тактики прохождения; отсутствие информации об участке (для этого описания в МКК); первопрохождения на категорию ниже.

Камнепады и отдельные падающие камни: разрушение пород; угроза для человека и снаряжения (веревки); каски; размер камней.

1. Могут быть вызваны: к обеду в солнечную погоду; в дождь и теплую погоду; от сильной вибрации (громкий звук, подземные толчки); неаккуратные действия участника; продергивание веревок; от одиночного камня.

2. Действия группы: скальные кулуары опасны; камнеопасные места видно по следам от камней; команда «Камень!»; прижиматься к скале. Укрываться за выступами, при их отсутствии – присесть, руки и веревку под себя, рюкзаком к камнепаду.

Травянистые склоны: бесшумное падение камней; опасность травмы о скрытые травой камни; при росе и дожде очень скользко.

Морены и осыпи: живые камни (большие и малые); мокрые камни; мох и лишаи на камнях; заснеженная средняя и крупная осыпь; нестабильные массы камней на склоне при спуске; камнепады; смерзшаяся мелкая осыпь.

Переправы через реки: быстрое течение; намокание снаряжения и одежды; травмирование об камни и скальные выступы; в холодной воде возможны судороги; можно утонуть и быть сбитым течением.

Трещины на закрытом леднике: ширина; расположение; плотность и толщина снега; бергшрунды; рантклюфты; определение трещин. Проходить ледники утром и по холоду (прохождение ледников - отдельная лекция).

Снежные карнизы на гребне: образование (надув, рельеф); причины обрушивания (солнце, дождь, под весом людей, подрезание следами); можно увидеть трещину вдоль основания; обход; прорубание.

Лавины: лавиноопасные склоны; условия для схода; тактика группы в лавиноопасном районе (по лавинам отдельная большая лекция).

Сели: увеличение вероятности схода после очень сильных ливней (1-2 часа); места около селевых выносов и на берегу рек опасны для стоянок.

Туман: уменьшает видимость; затрудняет ориентировку; искажает расстояния и звуки; намокание скал и снаряжения.

Дождь и снегопад: увеличение опасности всех форм рельефа и вероятности схода камнепадов и лавин; намокает снаряжение; плохая видимость.

Ветер: обморожения; затруднение передвижения.

Темнота: затруднение передвижения; отсутствие видимости и ориентации. Снаряжение: фонарики, свечки, спички.

Гроза: тучи с темным основанием; опасно на вершинах. Меры предосторожности: не поднимать ледоруб; убрать железо; быстрый спуск со страховкой; найти сухое место, сесть согнувшись на рюкзак в 1,5 – 2 м от скалы.

Низкая температура: переохлаждения; обморожения; необходимость теплой одежды и спальников; большие суточные колебания температуры.

Воздействие горного климата на физиологию: горная болезнь; нехватка кислорода; снежная слепота; солнечные ожоги; солнечные и тепловые удары.

-11-  
Человеческий фактор: подготовка участников (основной состав похода; треть состава); роль руководителя; психологический климат в группе; подбор группы при подготовке; необдуманные действия; различия целей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.