Здавалка
Главная | Обратная связь

Штурм снежного бастиона»



Подготовка. В разных концах пересеченного участка местности батальоны участников строят свои снежные крепости. Скатыва­ют снежные комья, делают кирпичи-блоки с помощью ящиков без дна, возводят стены, высота которых достигает 2 м. В стенах прорубают бойницы. Хорошо, если с одной стороны крепость имеет вид горки с обледенелыми скатами. По углам сооружаются четыре башни. На одной из них укрепляют флаг, на двух других ставят по макету пулемета, а на третьей — макет орудия. Внутри крепости, возле стен, делают снежный вал, чтобы, встав на него, защитники могли свободно обстреливать противника (бросать снежки). Крепость становится неприступным бастионом, после того как подступы к ней опоясывают тремя рядами «колючей проволоки» (веревка на колышках, воткнутых в снег, или раз­метка флажками через каждый метр). Первое заграждение нахо­дится в 10 м от стен, второе — в 16—18, а третье — в 25 — 30 м. Обе стороны выделяют две группы, которые получают следующие задания. Одна — большая группа — штурмует бастион противни­ка, а другая (примерно одна треть) — защищает свой бастион. Задача штурмующих, основная часть которых состоит из «развед­чиков», «саперов» и «стрелков», — атаковать бастион противника и захватить флаг. Задача защитников — отстоять рубежи крепости. Путь к бастиону непрост.

Содержание игры. Участники штурма на лыжах. Им надо пре­одолеть ловушки, расставленные противником. На пути встреча­ется «минное поле» (черные флажки, воткнутые в снег). Их нельзя ни задеть, ни сбить, а надо быстро и умело обойти. Тот, кому это не удается, возвращается и повторяет маневр, а тот, кто еще раз «нарвется на мину», выбывает из игры. По пути к цели разведчи­ки ищут в лесу скрытое «бензохранилище» (выложенные кост­ры), «склады боеприпасов» (снежков), которые отмечены синим флагом. «Разведчики» сообщают координаты «связистам», а те — «саперам». Последние взрывают «хранилища» (поджигая костры). «Боеприпасы» лыжники забирают с собой. Часть «разведчиков», выйдя к цели, уже ведет наблюдение за противником, делает проб­ную пристрелку. Защитники бастиона ожидают штурма. «Боепри­пасы» (снежки, тряпичные мячи) заготовлены в достаточном ко­личестве. Маршруты лыжников, наступающих на бастионы друг друга, не сталкиваются в лесу. Группам даны разные азимуты и ориентиры. Наконец, выполнив задания по пути к цели, штурму­ющие выходят на ударную позицию. Начинается обстрел бастио­на из-за дальнего заграждения. Для продвижения вперед нужно точно поразить цель «гранатами» — снежками: попасть дважды в орудие и хотя бы по одному разу — в каждую из пулеметных точек. Когда успех достигнут, штурмующие переходят на второй огне­вой рубеж. Тут же обороняющиеся открывают огонь по противни­ку. Те из участников наступления, в которых попали снежком, не могут продолжать сражение. Они должны побывать в «медсанба­те», который расположен в 200 м от передовой. Там им повязыва­ют желтую ленточку (свидетельство о ранении), после чего «стрел­ки» возвращаются в строй. Вторичное попадание в раненого выводит его из боя. Когда отмечено по два попадания в каждую из трех целей на башнях крепости, штурмующие минуют вторую полосу заграждения и подходят совсем близко к бастиону. «Сапе­ры», участвующие в перестрелке, каждый раз при продвижении своих вперед убирают обозначения огневого рубежа, который ос­тался позади. Штурмующие близки к цели. Теперь, чтобы пойти в решительную атаку и штурмом овладеть бастионом, нужно еще по два раза поразить каждую мишень. Казалось бы, сделать это в 10 м нетрудно, но обороняющиеся получают возможность с близ­кого расстояния обрушить град снежков на живые цели. Если в крепости кончились снежки, обороняющиеся могут выбегать из укрытия, чтобы заготовить новые, но они рискуют быть подстре­ленными. В бастионе также имеется «медпункт». После последнего поражения огневых точек на бастионе командир штурмующих дает команду к решительному штурму. Необходимо преодолеть стену и завладеть флагом. Обороняющиеся не имеют права убирать его с башни. Во время последнего штурма осажденные в упор расстре­ливают противника, который отвечает им тем же. Роль посредни­ков-регистраторов здесь особенно важна.


Игра заканчивается победой штурмующих, если им удалось завладеть флагом. Если же они все выведены из строя на пути мет­ким огнем противника, побеждают защитники бастиона. Можно условиться проводить игру на время. Если в указанный срок (на­пример, через 30 мин после начала штурма) крепость не взята — побеждают обороняющиеся.

Правила игры: 1. О результатах обороны своей крепости «связи­сты» по ходу боевых действий сообщают своим штурмующим, осуществляя зрительную связь или передавая донесения по цепи (от лыжника к лыжнику). 2. Встретившись в лесу, противники, не участвующие в непосредственных атаках на бастион («связные»), не предпринимают попыток пленить или уничтожить друг друга.

3. Раненный снежком должен пробыть там 2 мин (не принимая участия в обстреле), после чего возвращается в строй защитников.

4. При вторичном попадании в него снежком он покидает кре­пость по указанию находящегося в ней посредника.


ГЛАВА XII

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

Соревнования по подвижным играм, проводимые среди уча­щихся, должны прежде всего содействовать укреплению их здо­ровья и закаливанию организма, воспитанию привычки к регу­лярным занятиям физическими упражнениями и повышению физической подготовленности. В доступной форме ребята знако­мятся с основами техники различных видов спорта.

Наиболее простые соревнования по подвижным играм — это конкурсы и аттракционы, устраиваемые во время праздников или вне зависимости от них. Более сложный вид соревнований — это первенства между несколькими командами по одной из подвиж­ных игр, таких, к примеру, как «Перестрелка», «Русская лапта». Наиболее ценными в педагогическом отношении являются сорев­нования по целому комплексу подвижных игр, организовать кото­рые значительно сложнее, чем соревнования по отдельным играм. В комплексы подбираются подвижные игры с разнообразной дви­гательной деятельностью, различными тактическими приемами, требующими проявления разных физических качеств. Подобные соревнования требуют от участников всесторонней двигательной подготовленности и способствуют их физическому развитию.

Для проведения соревнований можно использовать игры-эста­феты, в которых участники выполняют разнообразные задания, соответствующие их физическим возможностям. Задания могут быть различными: пробежать, проскакать, проползти дистанцию, пре­одолеть препятствия на дистанции (перелезть через бревно, за­лезть на канат, на гимнастическую стенку, пролезть через обруч, трубу) и т.п. В игры-соревнования включаются гимнастические, акробатические, легкоатлетические и другие упражнения, входя­щие в программу по физической культуре для общеобразователь­ных школ, или упражнения, подводящие к отдельным видам спорта. В соревнования также подбирают игры из программ по физичес­кой культуре для разных классов, сборников игр, рекомендован­ных для школьников, игры, бытующие среди учащихся. Если в соревнованиях участвуют ребята разных возрастов, то задания и игры должны соответствовать их возрастным особенностям и фи­зическому развитию. Учитываются также различные интересы и физические возможности мальчиков и девочек, особенно подрост­кового возраста. Можно использовать разные игры (их в комплек­се может быть 6—10) для мальчиков и девочек или объединить их в одной команде, которая обычно состоит из 10 человек, но да­вать им разные задания. Так, мальчики в эстафете ведут, к приме­ру, мяч ногой, а девочки ударяют его рукой о землю. Если в эста­фете участвуют ребята разных возрастов, то младшим даются облегченные задания. В одной и той же эстафете (на этапах) могут быть разные задания, но они должны быть одинаковыми для каж­дой команды. Например, если участники младших классов в эста­фете могут добежать до гимнастической стенки, коснуться ее ру­кой и вернуться обратно, то для учащихся среднего школьного возраста задание иное: на этой же дистанции сделать кувырок, добежав до стенки, подняться по ней, спрыгнуть вниз и, возвра­щаясь обратно, проскакать на одной ноге, а старшим школьни­кам можно предложить проползти по-пластунски, забраться по лестнице на руках и так же спуститься. Соревнования проводятся по круговой системе, где, к примеру, каждая из четырех команд играет друг с другом, стараясь набрать больше очков. Могут про­ходить соревнования и по олимпийской системе, где проиграв­шая команда выбывает. С выбывшими командами можно провести «утешительные» игры.

За победу в каждой игре команда получает установленное по­ложением количество очков. Например, 3 очка за выигрыш, 2 очка за игру вничью и 1 очко за проигрыш. Если дополнительно прово­дятся конкурсы среди болельщиков или капитанов, то очки, по­лученные ими, прибавляются к очкам соревнующихся команд. Обычно программа комплексных соревнований занимает 1 —1,5 ч. Заблаговременно, до соревнований, нужно составить соответству­ющее положение, где указывается время, место соревнований, количество игроков в команде и, конечно, перечень игр, входя­щих в комплекс, чтобы дети могли заранее познакомиться с эти­ми играми, потренироваться. Обычно каждая команда имеет свою эмблему.

Соревнования могут проводиться внутри классов (между коман­дами), между классами и на первенство школы. В одних играх оп­ределяются личные первенства, в других — командные. Личные первенства могут проводиться в играх, где участники поочередно (или одновременно, небольшими группами) выполняют одина­ковые для всех задания на ловкость, быстроту, силу, равновесие и т.д. Достижения каждого оцениваются сравнением показанных результатов (например, выигрывает тот, кто первым без ошибок закончит игру) или же сопоставлением полученных очков (на­пример, победителем считается игрок, который получит большее число очков в эстафете). Командные первенства определяются в коллективных подвижных играх с разделением на команды. Ко­манды могут быть раздельными или смешанными по полу. В по­следнем случае в команду следует включать одинаковое число маль­чиков и девочек. Состав игроков в командах не должен превышать 6—8 человек. В каждой команде выбирается капитан.

При организации соревнований по подвижным играм основ­ная задача заключается в том, чтобы:

1. По мере возможности создать для всех участников и команд одинаковые условия и возможности в спортивной борьбе за побе­ду (это одно из главных условий).

2. Соревнования должны быть организованы так, чтобы в ре­зультате спортивной борьбы выявить действительно сильнейших участников и команды, определяя победителей в розыгрыше пер­венства только по итогам, отражающим истинное соотношение сил участников в ходе всего соревнования.

За один или за два дня до проведения соревнования команды- участницы подают судьям письменные заявки по следующей форме.

ЗАЯВКА

На участие в соревнованиях по игре ___________________________

команды (такой-то школы, класса, оздоровительного лагеря и т.п.)

№ п/п Фамилия и имя участника Примечание
  Капитан команды (подпись) Отмечается, кто капитан, какие игроки считаются запасными; здесь же делается отметка врача о допуске к соревнованиям

 

При большом числе заявок составляется расписание (кален­дарь) соревнований с точным указанием дней, времени и места проведения игр, фамилий судей. При проведении соревнований с небольшим количеством команд встречи лучше организовать по так называемой круговой системе, при которой все команды иг­рают друг с другом. В том случае, если число команд четное (на­пример, четыре), в каждый игровой день встречаются следующие команды:

1- 4 1-3 1-2

2- 3 4-2 3-4

При нечетном количестве команд (например, при трех) в каж­дом туре одна из команд выходная (в таблице под цифрой 0):

0- 3 0-2 0-1

1- 2 3-1 2-3

Побеждает команда, выигравшая наибольшее количество игр. Если команд много, то по жребию устанавливается, какие из них будут встречаться первыми. Побежденные команды выбывают, оставшие­ся же соединяются вновь по парам и продолжают соревнование и т.д. (розыгрыш по олимпийской системе или с выбыванием команд).

Схематически порядок игр команд выглядит при этом таким образом (рис. 25).

1 • 2 •

3 •

4 ■

5 ■ 6- 7 ■

Рис. 25

Если число команд нечетное, то последняя по порядку жеребь­евки команда играет во втором круге. Если же и во втором круге количество команд остается нечетным, то выходной остается одна из игравших в первом круге команд. Недопустимо, чтобы одна и та же команда оставалась выходной два круга подряд. Побеждает команда, выигравшая финальную игру. Результаты каждой игры записываются в протоколе.

ПРОТОКОЛ

соревнований по игре___________________

между командами ______________________

Число, месяц, год_______________________

Команда____________________ Команда

№ п/п Фамилия и имя участника № п/п Фамилия и имя участника
       
Результат соревнований (количество очков) в пользу команды

 

Замечания судьи о поведении играющих (предупреждения, случаи

неорганизованных поступков, удаление с поля)_____________________

Судья (подпись)____________________________________________

Командам засчитываются: за выигрыш 3 очка, за проигрыш 1 очко, за ничью по 2 очка.

Соответственно данным протоколов составляется таблица ре­зультатов игры примерно по следующей форме:

Результаты соревнований по игре между командами

Наименование команд (А, Б, В, Г) А Б В г Число очков Места
А - II
Б   I
В - IV
Г - III

 

При проведении соревнований следует не только устанавли­вать точные правила подвижных игр, но и определять соответ­ственно возрасту детей условия их организации (размер площад­ки, дистанции, время, число повторений).

Все соревнования по подвижным играм должны быть красочно оформлены, рекомендуется повесить плакаты, эмблемы соревно­ваний, команд и т.д. На каждом соревновании обязательно меди­цинское обслуживание. Организаторы состязаний по подвижным играм должны принять все меры, чтобы уменьшить и совсем пред­отвратить травмы и несчастные случаи во время соревнований. Часто причиной травматизма бывают столкновения участников с людьми, случайно появившимися в месте соревнований. Необхо­димо обеспечить такой порядок, при котором исключалась бы воз­можность появления зрителей в месте соревнования или участни­ков в тех местах, где им не положено находиться. Если соревнования проводятся на местности, необходимо оградить старт и финиш. При выборе трассы надо избегать участков и мест (спусков и по­воротов и т. п.), опасных для участников. Если такие участки обойти невозможно, надо принять специальные меры предосторожности против несчастных случаев. На спортивных площадках необходи­мо удалить предметы, которые могут вызвать травмы учащихся (камни, куски металла, битое стекло и т.п.), а также располо­женные поблизости неподвижные предметы (столбы, скамейки и пр.). Перед проведением соревнований руководитель обязан вни­мательно проверить пригодность, прочность инвентаря и необхо­димого оборудования.


Что касается температурных норм проведения соревнований, то они следующие: зимой организация соревнований на воздухе не разрешается, если температура держится на уровне минималь­ных температурных норм, установленных для данных районов стра­ны. Летом вопрос о проведении соревнований при высокой тем­пературе решается их организаторами и школьным врачом. Сорев­нования при сильном ветре (6—7 баллов) могут проводиться при установленных температурных нормах только на стадионах, в лесу или вблизи жилищ; по времени соревнования не должны превы­шать 30 мин для учащихся старших классов, а с учащимися млад­ших классов их лучше не проводить вообще. Во всех случаях при проведении соревнований зимой на воздухе в условиях, близких к предельным температурным нормам, необходимо принять меры для предупреждения обмораживания участников. Руководители соревнований и врач имеют право не допускать к старту участни­ков, если одежда недостаточно предохраняет их от обморожения. В жаркое время года при высокой температуре начало соревнова­ний на воздухе надо переносить на утренние и вечерние часы.

От качества и хорошей видимости разметки дистанции (если это кросс или эстафета) также зависит успех соревнования. Не­большие дистанции (500 - 800 м) лучше всего разметить шнуром с навешенными на нем флажками из бумаги или красной мате­рии, который натягивается по внутренней дуге дистанции. Такая разметка облегчает ориентировку участникам, не позволяет им «срезать» дистанцию и упрощает работу контролеров. Более длин­ные дистанции на прямых участках рекомендуется размечать флажками красного цвета, а на поворотах, в густом лесу, в кустар­нике — шнурами. Количество контрольных пунктов на дистанции зависит от числа поворотов. Контрольные пункты должны быть двух типов: 1) пункты, где ведется учет правильности прохожде­ния дистанции всеми участниками; такой пункт обслуживается одним или двумя судьями; 2) пункты, где контролеры показыва­ют направление дистанции или предупреждают о предстоящем трудном препятствии. Перед трудным препятствием (овраги, ру­чьи) рекомендуется в 30—50 м ставить хорошо видимые предуп­редительные сигналы в виде красных флагов на древках высотой 1 —1,5 м или шоссейных указателей с восклицательным знаком.

При подготовке игр на лыжах в первую очередь выбирается местность, на которой они будут проводиться.

Результаты соревнований следует сразу же демонстрировать участникам и зрителям.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аксельрод С.Л., Борзенкова JI.A. Организация и правила спортив­ных соревнований. — М., 1957.

2. Былеев JI.B. и др. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. — М., 1974.

3. Брюнему Э. Бегай, прыгай, метай. — М., 1982.

4. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 1 — 3 классов. — М., 1985.

5. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4—6 классов. — М„ 1985.

6. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 7—8 классов. — М., 1985.

7. Детские народные подвижные игры / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осо- кина и др. — М., 1995.

8. Короткое И.М. Подвижные игры в школе. — М., 1974.

9. Ломан В. Бег, прыжки, метания. — М.,1974.

10. Пивоваров Б. И. Игры в тренировке легкоатлетов. — М., 1959.

11. Лоломис К. Дети в пионерском лагере. — М., 1989.

12. Программа по физической культуре для учащихся I —XI классов общеобразовательной школы. — Ярославль, 1996.

13. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / Сост. М.И.Логино­ва. - СПб., 1998.

14. Скопинцев А. Г. Народные спортивные игры. — М., 1990.

15. Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры: Учеб. пособие для студ. фак. физ. восп. пед. ин-тов. — М., 1977.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.