Здавалка
Главная | Обратная связь

Эффективность управления развитием



Эффективность управления определяется как характеристика, от­ражающая отношение между достигнутой и возможной продук­тивностью, деятельностью. С точки зрения эффективности, систе-мы управления развитием различаются тем, что обеспечивают разную степень использования объективно существующих возможностей для повышения качества работы предприятия. Для того, чтобы уп­равление развитием предприятия было эффективным, система внут-риучрежденческого управления должна обеспечивать:

• высокую информированность о потенциально возможных нововведениях;


Тема 1 • Эволюция идей научного управления...

• полноту выделения актуальных проблем;

• рациональность выбора общей и частных целей;

• интегрированость целей;

• реалистичность планов достижения целей развития;

• заинтересованность работников в активном освоении нов­
шеств и совершенствовании своей деятельности;

• контролируемость инновационных процессов.
Полный комплекс условий эффективности можно обеспечить

только при системно-целевом управлении с широким включе­нием коллектива предприятия в процессы разработки и реали­зации планов развития [2, 4].

Контрольные вопросы и задания

1. Кем и когда была разработана первая теория «научного
управленцам?

2. Назовите имена представителей «движения за научное уп­
равление».

3. Приведите примеры различных подходов к управлению.

4. Назовите виды функций управления.

5. Что представляет собой «Организованная структура уп­
равления»?

6. Назовите основные элементы структуры социально-психо­
логических характеристик коллектива.

7. Дайте описания современных взглядов на деятельность
руководителя.

8. В чем состоит эффективность управления развитием?

Литература

1. Управление школой: Теоретические основы и методы: Уч.
пособие / Под. ред. В. С. Лазарева. М.: ЦСиЭН, 1997.
336с.

2. ТейлорФ. У. Принципы научного менеджмента. М.: Мир,

1991. 176с.

3. Гвигииани Д. М. Организация и управление. М.: Просве­
щение, 1972. 132с.

4. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менедж­
мента. М.: Наука, 1992. 158с.


Психологияуправления


Основные

Понятия темы

Научное управление

Подходы к управлению

Функции управления

Структура управления

Руководство коллективом

Управление развитием


ТЕМА ВТОРАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1. Сущность и содержание управленческой деятельности

Современные качественные изменения в политической обста­новке и жизни общества определили объективную потребность в кардинальной реформе и в сфере подготовки специалистов различных областей хозяйственной деятельности [ 1 ].

Труд имеет признаки: сознательное предвосхищение значи­мого результата; понимание обязательности достижения наме­ченной цели; осознанный выбор и использование приемлемых орудий труда; признание определяющего влияния трудовых отношений.

Следовательно, содержание труда включает компоненты: совокупность выполняемых деятельностей; повседневное обще­ние; личностное развитие; совокупные результаты.

Место и роль управленческой деятельности в данной целос­тной иерархии становится жестко детерминированными многи­ми факторами. Более остро и предметно стоит вопрос об обус­ловленности ее оптимального состояния [1].

Самая общая акмеологическая гипотеза (предположение) со­стоит в том, что оптимальная управленческая деятельность де-


Психология управления


Тема 2. Психологические основы ...


 


 


терминируется целым комплексом теоретико-методологических, организационных и социально-психологических условий и фак­торов. Ее сущность раскрывается в эффективном воздействии управляющей системы на управляемую в интересах поддержа- ния ее структурной целостности и достижения желаемого состо- яния функционирования.

При этом основная задача управленческой деятельности со­стоит в организации эффективных взаимосвязей и отношений в ; руководимом коллективе, обеспечивающих "успешное достиже­ние определенных целей. Она заключается в реализации руко-, водителем аналитико-конструктивных, деятельностно-регулятив-ных и оценочно-корректировочных функций [ 1 ].

Управленческая деятельность в различных сферах профес­сионального труда, несмотря на различия в объектах и субъек­тах управления, имеет много сходного. Подобное заключение следует из того, что в любой социальной системе центральным звеном выступает конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это во многом определяет наличие в управлении общих признаков как бы «изнутри^, С другой стороны, общие закономерности и ос­новные принципы управления являются главными и определя­ют содержание управленческой деятельности, какую бы сферу общественной жизни она не обслуживала. Следовательно, осно­вой управленческой деятельности являются общие принципы государственного управления, и она будет успешной только тог­да, когда опирается на общие принципы, приемы и методы рабо­ты государственного аппарата [11.

Говоря о том общем, что присутствует в процессе любой уп­равленческой деятельности, необходимо подчеркнуть, что она осуществляется в рамках вполне определенной системы. Такая система управления представляет собой совокупность структур­ных моментов, интегративно объединенных устойчивыми управ­ленческими связями, которые определяются целями, задачами и потребностями деятельности и обеспечивают достижение ее высоких результатов.

Система имеет принципиальные отличия от тех, которые со­здавались для воплощения субъект-объектного управленческо-28


го взаимодействия. В предлагаемой системе представлены сле-дующие основные компоненты.

Управляющая подсистема формирует и осуществляет уп­равленческое воздействие на объекты труда. В качестве субъек­тов управления выступают руководитель, подчиненные, трудо­вой коллектив. Руководитель в соответствии с должностным статусом играет главную системообразующую роль.

Управляемая подсистема обеспечивает решение задач про­фессиональной деятельности в соответствии с задаваемым уп­равленческим воздействием. В качестве объектов данной под­системы следует считать тех же сотрудников — руководителя и подчиненных, а также трудовой коллектив, которым адресуется управленческое воздействие.

Детерминирующие условия и факторы определяют ха­рактер всей управленческой деятельности. К ним необходи­мо отнести реальную действительность, конкретную ситуацию, цели и требования, предъявляемые к профессиональной дея­тельности.

Взаимосвязи между управляющей и управляемой подсис­темами. Они охватывают формальные (нормативные) и нефор­мальные (свободные) взаимосвязи. Присутствие в реальной практике свободной системы (она на схеме выделена пунктир­ной линией) обусловливает многие постоянно действующие факторы объективного и субъективного характера [1J.

К. Роджерс отмечал, что структуры (формальная и нефор­мальная системы управления применительно для управленчес­кой деятельности руководителя — авт. Л. Лаптев) необходимы так же, как лезвия необходимы для того, чтобы работали ножни­цы [2]. Руководителю важно добиваться сведения, слияния сво­бодной и формальной систем управления для достижения необ­ходимой эффективности управленческой деятельности. Этим он будет стремиться закладывать основу для реализации принци­па конгруэнтности (совпадения).

Учет целевого предназначения системы управления, влияю­щих на нее условий и факторов, а также современных научных рекомендаций позволяет спроектировать ее наиболее продук­тивную модель.









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.