Здавалка
Главная | Обратная связь

Этап проведения выпускником научного исследования и оформление выпускной квалификационной работы. Структура выпускной квалификационной работы



Изучив нормативные правовые акты, научную и учебную литературу, проведя научное исследование по теме выпускной квалификационной работы, выпускник приступает к написанию рукописи выпускной квалификационной работы.

Сначала рекомендуется оформить черновик выпускной квалификационной работы, придерживаясь утвержденного научным руководителем плана работы.

Данный черновик следует представить научному руководителю, который выскажет замечания и предложения, направленные на улучшение выпускной квалификационной работы. После устранения указанных замечаний и учета рекомендаций, высказанных научным руководителем, выпускной квалификационной работа представляется научному руководителю вновь.

Если переработанный выпускником материал получает одобрение, выпускник оформляет рукопись набело, указывает дату исполнения и ставит свою подпись на титульном листе выпускной квалификационной работы, и передает ее научному руководителю для составления отзыва.

Оформление выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна быть грамотно написана и аккуратно оформлена.

Правила оформления текстов дипломных работ достаточно четко определены в государственных стандартах (ГОСТ).

Нарушение требований данных стандартов является основанием (хотя и формальным) для воспрепятствования допуску дипломной работы к защите.

Требования государственных стандартов:

Текст работы готовится в двух экземплярах: один экземпляр (текстовой вариант) представляет текст работы на бумажных листах формата А4; второй экземпляр (электронный вариант) в электронном виде в текстовом редакторе WORD.

Электронный вариант работы предоставляется лазерном диске. При этом на диске должна присутствовать маркировка с указанием фамилии и инициалов выпускника, темы выпускной квалификационной работы, фамилии, инициалов научного руководителя, даты написания выпускной квалификационной работы.

Текстовой вариант выпускной квалификационной работы предоставляется в прошитом виде, при этом после титульного листа вшивается лист задания научного руководителя. Листы текстового варианта работы должен быть прошиты так, чтобы исключалось изъятие отдельных листов работы.

Текстовой вариант выпускной квалификационной работы выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм).

Текст выпускной квалификационной работы излагается на одной стороне листа.

Все линии, цифры, буквы и знаки выпускной квалификационной работы должны быть черными по цвету.

Каждая страница выпускной квалификационной работы оформляется со следующими полями: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм. Отступ от нижнего и верхнего колонтитула по 12,5 мм.

Основной текст выпускной квалификационной работы при наборе на компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – полтора. Текст подстрочных ссылок печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – минимум.

Вписывать в текст выпускной квалификационной работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания и проверки выпускной квалификационной работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами. Выпускная квалификационная (дипломная) работа с большим количеством исправленных опечаток (более чем на 5% от общего количества листов) или оформленная небрежно (мятые листы, посторонние помарки, грязь, разводы на листах бумаги) не допускается к защите либо может быть снята с защиты.

Страницы выпускной квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце. Отсчет нумерации страниц выпускной квалификационной работы начитается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы заканчивается на последнем листе списка литературы, на котором автором работы ставится дата написания работы и подпись. Станицы приложений вшитых в выпускную квалификационную (дипломную) работу после библиографического списка не нумеруются.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы специалиста должен составлять 70-75 страниц, бакалавра 60-65 страниц, магистра – 80-85 страниц машинописного текста. Необходимо учесть, что в заданные параметры объема работы приложения, схемы, графики, расположенные вне рамок основного текста работы, не включаются.

Текст выпускной квалификационной работы должен содержать:

- титульный лист выпускной квалификационной работы;

- соответствующим образом оформленное задание, подписанное выпускником и научным руководителем;

- оглавление (содержание) работы, с указанием всех глав, вопросов и номера страниц с которой начинается соответствующая глава, вопрос;

- введение;

- основную часть, состоящую из глав;

- заключение;

- библиография;

- приложений, которые должны иметь соответствующий заголовок.

Каждая глава в выпускной квалификационной (дипломной) работе начинается с новой станицы. Это правило относится и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям. Каждая глава и параграф начинаются с заголовка в полном соответствии с записью в оглавлении работы. Заголовки глав дипломной работы пишутся прописными заглавными буквами симметрично относительно текста работы без подчеркивания. Перенос слов в наименовании глав не допускается. Не допускается подчеркивание заголовка глав. Точка или двоеточие в конце заголовка глав не ставятся. В названиях глав, параграфов сокращения не применяются.

Главы нумеруются арабскими цифрами с точкой на конце без слова «глава». Номер параграфа состоит из двух цифр: номера главы и номера параграфа с точками после них. Введение, заключение и библиографический список не нумеруются (в оглавлении не указывается их порядковый номер).

Расстояние между заголовками главы и последующим текстом должно быть равно двум полуторным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между заголовком параграфа и последующим текстом должно быть равно одному полуторному интервалу, как в тексте. Наименование глав выделяется жирным шрифтом и заглавными буквами, наименование параграфов – только жирным шрифтом. Точку в конце заголовка не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке.

Заголовки вопросов (параграфов) пишутся строчными буквами (кроме первой прописной), перенос слов в заголовке вопроса (параграфа) не допускается. Не допускается подчеркивание заголовка вопроса (параграфа). Точку и двоеточие в конце заголовка вопроса (параграфа) не ставят. Расстояние между заголовками вопросов (параграфов), пунктов и первой строкой последующего текста, а также последней строкой предыдущего текста должно быть равно пробелу равному полуторному интервалу (8–10 мм).

Абзацы начинаются отступом, равным 5 пробелам (при компьютерном наборе величина абзацного отступа стандартная -1,27 см).

Введение, заключение и библиографический список должны начинаться с новой страницы и отделяться от основного текста пробелом в полуторный интервал (8–10 мм).

Библиография структурно состоит из четырех разделов:

1. Нормативные правовые акты.

2. Документальные источники (документы, судебные дела, статистические сборники, архивные материалы судов и государственных органов).

3. Научная и специальная литература.

4. Учебники.

В разделе «Нормативные правовые акты» источники группируются и располагаются в следующем порядке:

- международные договоры;

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- законы субъектов Федерации;

- нормативные правовые акты местного самоуправления;

- ведомственные нормативные правовые акты.

Например:

Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит., 2002. – 64 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

Раздел «Документальные источники (документы, судебные дела, статистические сборники, архивные материалы судов и государственных органов)» состоит из следующих групп источников:

- постановления Конституционного Суда Российской Федерации;

- постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- информационные письма Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам;

- решения нижестоящих судебных инстанций.

Раздел «Научная и специальная литература» (монографии, журнальные статьи, учебные пособия, научные журналы и т.п.) состоит из двух групп источников:

- книги, брошюры, монографии, пособия, справочники и т.п.;

- статьи из газет и журналов.

В каждой из названных групп источники располагаются в алфавитном порядке по первой букве их библиографического описания.

Например:

- Абрамов А.К. Субъекты гражданско-правовой ответственности // Российская юстиция. – 2002. №3 – С. 25.

- Борисов М.К. Акцепт в обязательственных правоотношениях // Законность. – 2001. №10 – С. 17.

Если в работе были использованы диссертационные исследования и авторефераты, то они помещаются отдельным разделом после раздела «Учебники».

Нумерация источников в библиографии должна быть сплошной.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа может иметь приложения, в качестве которых могут выступать проекты нормативных правовых актов, статистические и социологические анализы и обзоры, графики, таблицы, схемы и.т. п.

В библиографии должны быть указаны источники, имеющие непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы. Как правило, библиографический список включает в себя 40–50 источников, из которых не менее половины составляет научная и учебная литература.

Правила оформления библиографических ссылок и библиографического списка.

Все приведенные в выпускной квалификационной (дипломной) работе цитаты, мнения авторов, статистические сведения, ссылки на нормы действующего законодательства должны быть оформлены, согласно требованиям государственных стандартов библиографическими ссылками. Обычно это необходимо в следующих случаях:

1. Когда автор обосновывает принципиально важный тезис и хочет подтвердить свою позицию высоким авторитетом (закон, подзаконный акт, ведущий ученый и т.д.).

2. Когда выпускник не согласен с точкой зрения, имеющейся в литературе. В этом случае необходимо дословно выписать критикуемую точку зрения (основное ее существо), чтобы было наглядно видно, какое положение критикуется.

При написании и оформлении текста выпускной квалификационной работы следует помнить, что цитаты должны применяться только по принципиальным вопросам и положением. Обильное цитирование не рекомендуется. Максимальный размер цитаты не должен превышать двух строк текста работы.

Цитирование авторов необходимо только по их произведениям. Когда они не доступны, то можно воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в другом издании, тогда ссылке должны предшествовать слова: цит. по ….:

Например:

- Цит. по кн.: Маслов П.Р. Обязательства. М., 2005. – С. 203.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно оформляются кавычками. Ссылке на незаконченные цитаты предшествует сокращенное слово «Смотрите».

Например:

- См.: Иванов П.Ф. Обязательственное право. СПб.: Изд-во Сема, 2006. – С. 15.

На каждую цитату (закавыченную или незакавыченную) обязательно должна быть оформлена библиографическая ссылка, в противном случае такое заимствование чужих мыслей, фактов расценивается как плагиат и бесспорно является веским основанием к снижению оценки при защите дипломной работе.

При написании выпускной квалификационной работы могут применяться следующие виды библиографических ссылок:

- внутритекстовые;

- подстрочные;

- повторные.

Остановимся более подробно на каждом виде библиографических ссылок.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст, оформляются в скобках, т.е. элементы ссылки, вошедшие в текст, не повторяются, а приводятся только недостающие элементы описания.

Например:

- А.Р. Бойченко в своей книге «Ответственность по денежным обязательствам» (М., 1999, С. 21) подчеркивает, что…

Подстрочные ссылки применяются в следующих случаях:

- при ссылке или цитировании нормативно-правового акта, монографии, статьи;

- когда в тексте их помещать невозможно, чтобы не усложнять чтение текста и его восприятие.

Подстрочные ссылки располагаются под текстом каждой станицы и отделяются от него строкой (линией) в 20 знаков и пробелом в полтора интервала. Не допускается переносить ссылки на следующую страницу. Текст подстрочной ссылке печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – точно.

При нескольких ссылках на одной странице, линия отделения ссылок от текста поднимается выше, а основной текст переносится на другую страницу, применяется подстрочная нумерация ссылок. Номера ссылок (сносок) обозначаются арабскими цифрами без скобок и точек.

При ссылке на нормативный правовой акт обязательно указывается полное наименование акта, номер его регистрации в Министерстве юстиции РФ, дата его принятия и источник опубликования.

Например:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

2. Устав Новосибирской области: Закон Новосибирской области № 33-ОЗ от 05.04.1996 г. // Советская Сибирь, №68, 11.04.1996 г., ст. 70;

Повторные ссылки сокращают их объем путем усечения и замены отдельных сведений или ссылки в целом словесным эквивалентами. Замену словами «Там же» применяют в тех случаях, когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной на один и тот же документ.

Например:

1. Пушкин П.Н. Банковский кредит. – М.: 1999. – С. 33.

2. Там же. – С. 42.

Если в тексте выпускной квалификационной работы дается ссылка на одно произведение данного автора, то в повторной ссылке опускаются все элементы, кроме фамилия автора и номера, а заглавие работы заменяется словосочетанием «Указ. Соч.» или «Цит. соч.».

Например:

1. Ефремов А.Н. Указ. соч. – С. 52.

При оформлении таблиц, схем, диаграмм и прочих наглядных средств необходимо соблюдать следующие правила.

Все таблицы (схемы, диаграммы), если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы (например: Таблица 1 без значка № перед цифрой и без точки после нее).

Таблицы снабжают Тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на другую страницу ее графы следует пронумеровать (и в основной таблице, и в продолжении, и в окончании), а также сделать следующие надписи над таблицей: «Продолжение табл….»; «Окончание табл….».

Если в тексте только одна таблица, то она не нумеруется и не озаглавливается.

Такие же правила применяются при оформлении схем и диаграмм.

Текст выпускной квалификационной работы должен быть тщательно выверен выпускником и проверен на правописание. Он несет полную ответственность за опечатки и ошибки.

Приложения не являются обязательной частью выпускной квалификационной работы, если в работе не используются таблицы, рисунки, схемы и т.п. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендательного или справочного характера.

Иногда к выпускной квалификационной (дипломной) работе прилагаются материалы, на которые даются ссылки в тексте. В приложение обычно входят различные таблицы, графики и т.п. Приложение помещают после библиографического списка или списка литературы в порядке их упоминания в тексте. При наличии нескольких приложений в одной работе их нумеруют:

- Приложение № 1, Приложение № 2 и т.д. и дают к ним Тематический заголовок. В тексте делают ссылки: (см.: приложение № 1); (см.: приложение № 2) и т.д. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.

Структура выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна иметь следующую структуру (которая может быть изменена с учетом специфики темы работы):

1.Титульный лист;

2.Содержание;

3.Введение;

4.Основная часть (главы и параграфы);

5.Заключение;

6.Библиография;

7.Приложения.

Введение

Введение занимает 2- 4 страницы текста. Во Введении дается краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования, положения, выносимые на защиту. Допустимо положения, выносимые на защиту формулировать в заключении выпускной квалификационной (дипломной) работы, о чем указывать во введении.

Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав выпускной квалификационной работы.

 

Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования - одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной (дипломной) работе выпускника.

Как отмечалось ранее, для выпускника выбор темы исследования начинается, в первую очередь, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния юриспруденции и других, изучаемых общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Целесообразно также отметить недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, проведенных другими авторами, необходимость изучения проблемы применительно к новым современным социально-экономическим, политическим, законодательным и иным условиям и т.д.

Выбор темы выпускной квалификационной работы и обоснование ее актуальности представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач данной работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите выпускной квалификационной работы.

 

Объект и предмет исследования

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование. Определение же предмета исследования – это прежде всего в какой-то мере уточнение «места и времени» действия. Исследователь как бы заявляет — да, я знаю, что существуют другие свойства и другие отношения, другие связи и другие отношения, но мои «интересы — здесь» и я избрал именно эту сферу (этот предмет) и здесь будет проходить все действие.

Другими словами, предмет исследования — это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

 

ПРИМЕР:

Тема: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.

Объект исследования — предпринимательская деятельность в России.

Предмет исследования — правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.

 

Именно на предмет исследования должно быть направлено основное внимание выпускника, именно предмет определяет тему выпускной квалификационной работы. Для исследования предмета выпускником формулируются цель и задачи.

 

Цель исследования

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.

 

Задачи исследования

Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования, направленные на достижение цели. Целесообразно сформулировать 4-7 задач, под номерами: 1, 2, 3 и т.д.

 

Методы исследования

Метод исследования - это способ получения достоверных научных знаний и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод - это совокупность научных приемов, используемых исследователем. Другими словами, научный прием - это часть метода.

Например, в процессе исследования возможно использование следующих методов: моделирование; сравнение; анализ; синтез; интервьюирование и т.п.

 

ПРИМЕР:

Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему "Правовое регулирование системы образования в Москве".

Объект исследования – система учреждений государственного и негосударственного образования, расположенных на территории города Москвы и находящихся под юрисдикцией Департамента образования города Москвы.

Предмет исследования – правовое регулирование системы государственного и негосударственного образования в городе Москве.

Цель исследования - анализ развития процесса правового регулирования государственного и негосударственного образования в городе Москве и разработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:

1. Рассмотреть законодательные основы управления образованием в РФ.

2. Исследовать и раскрыть содержание дефиниции «правовое регулирование» и сформулировать дефиницию «правовое регулирование системы образования в Москве».

3. Исследовать систему образования в Москве и провести классификацию образовательных учреждений Москвы.

3. Выявить правовые проблемы в регулировании системы образования в Москве, сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования указанной системы.

4. На материалах Департамента образования города Москвы и, например, Западного окружного Управления Московского комитета образования выполнить анализ перспектив дальнейшего развития правового регулирования государственного и негосударственного образования в Москве.

Основная часть (главы и параграфы)

Примерное содержание глав выпускной квалификационной работы

Основная часть выпускной квалификационной работы разбивается на главы и параграфы, в которых исследуются вопросы темы. В начале каждой главы следует определить задачу исследования.

В конце главы выпускник должен обобщить изложенный материал и сформулировать выводы, к которым он пришел.

Глава 1

Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, исследует теории права на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

В первом параграфе должен быть намечен общий подход к реализации темы по наиболее значимым для данной работы параметрам, предопределяющим число глав и параграфов в каждой главе. При этом желательно четко обозначить: исходит ли автор из уже сформулированной в теории права концепции (позиции) и дает дополнительный материал для ее подтверждения или опровержения, либо автором выработан свой подход (взгляд) к разработке исследуемой проблемы.

Второй и третий параграфы представляют собой анализ рассматриваемой темы. Здесь на основе информационной базы изучается современное состояние разрабатываемой темы, отмечаются присущие объекту исследования недостатки и обусловленные им негативные последствия деятельности и вносятся обоснованные, вытекающие из текста дипломной работы, конкретные предложения по возможности решения проблемы.

Результаты проведенного выпускником исследования нормативной правовой базы, литературных источников, практики деятельности государственных и иных органов и организаций формулируется в конце первой главы в виде развернутых выводов о том, какие задачи и какими путями предстоит решать во второй (третьей) главе.

 

Глава 2

Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики, приводятся доказательства ранее выдвинутых положений и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.

Заключение

 

В заключении формулируются выводы и предложения. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию общественных отношений в сфере экономики, управления, права и т.д., указание дальнейших перспектив работы над проблемой (положения, выносимые на защиту).

Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам государственного управления, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям либо их подразделениям.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.