Здавалка
Главная | Обратная связь

ЮЛ. Природа и социальная роль конфликтов. Причины их возникновения



Многие годы учеными мира активно разрабатывается теория и практика разрешения конфликтов. В I960 г. в Мичиганском университете был образован центр по иссле­дованию конфликтных ситуаций. В 1970-х гг. в США бы­ли созданы конфликтологические центры при военных и разведывательных организациях. Во многих американских университетах учащиеся изучают конфликты — межличност­ные, групповые, производственные, экологические, эти­ческие, Международные.

Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов. Ее задача — вы­рабатывать и внедрять навыки разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях.

В 1993 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый в России центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан клуб конфликтологов, объединяющий профессиональных конфликтологов-Медиаторов.

В словаре Ожегова слово «конфликт*- толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор». Конфликт -это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать т» же самое (Альберт Хедоури). Академик В.И.


^следующее определение конфликта: «это проявление *вных или субъективных противоречий, выражаю-в противоборстве стороне-. мфликт столкновение противоположно направ-целей, интересов, позиций, мнений или взглядов Центов или субъектов взаимодействия [37]. А. Ребер , что термин «конфликт» используется в отношении ситуации, когда происходят антагонистические со-сталкиваются противоположные мотивы, цели, вия, импульсы и т. д.

основе любого конфликта лежат противоречивые по-сторон по какому-то поводу; противоположные це-средства их достижения в данных условиях; несов-яе интересов, желаний, влечений оппонентов, онфликтная ситуация включает субъект и объект воз-ого конфликта. Но чтобы конфликт стал развивать-Юобходим инцидент, когда одна из сторон начинает звать, ущемляя интересы другой. Если другая сто-; отвечает тем же, конфликт переходит из потенциала i в актуальный. Субъектом взаимодействия в конфлик-эжет выступать и отдельное лицо (конфликт внутри-устный), и несколько лиц (конфликт межличност-В зависимости от конфликтной ситуации выделяют-Е»нфликты межгрупповые, межорганизационные, клас-межгосударственш>1е. В особую группу выделяются 1кты межнациональные.

тфликты создают напряженные отношения в коллек-переключают внимание сотрудников с непосред-лх забот производства на «выяснение отношений», ао сказываются на их нервно-психическом состоянии, онфликты могут обладать и созидательной силой, ког-разрешение ведет к улучшению условий труда, тех-*й, управленческих отношений. Конфликт формиру-Кутверждает определен^вые ценности, объединяет еди-ichhhkob, играет роль предохранительного клапана езопасного и даже конструктивного выхода эмоций, конфликте одна из сторон требует изменения поведе-амыслей либо чувств партнера. Однако не всякое про-ечие есть конфликт: люди могут иметь различные г, суждения о какой-либо проблеме, и это не меша-слаженной работе. Противоречия, затрагивающие оесы, статус, моральное достоинство личности оуппы, ведут к возникновению конфликта [43].


 




При рассмотрении типологии внутриличностнот конфликта часто применяется классификация субъективд,, конфликтных ситуаций на базе динамической модели К. Левина, предложенная Н. Миллером. В качестве основ­ных побуждений деятельности выступают два стремления-достичь желаемой цели и избежать неблагоприятной ситу­ации. Соответственно этому субъективный конфликт возникает [37]:

• при наличии двух положительно притягательных це­
лей, требующих несовместимых действий (ситуация «бурд.
данова осла»);

• когда благоприятная цель дана в неблагоприятной си­
туации или сама по себе содержит негативный аспект;

• при необходимости выбора между равно неблагопри­
ятными целями;

• когда стоит выбор между двумя целями, имеющими и
позитивные, и негативные аспекты (самый распространен­
ный случай).

Работа с межличностным конфликтом начинается с его анализа. Для этого надо выявить причину возникновения конфликта.

Причины конфликтов можно объединить в группы в соответствии с обусловливающими их факторами — ин­формацией, структурой, ценностями, отношениями и пове­дением.

Информационныефакторы. В основе многих конфлик­тов лежит информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая или неизвестная для другой:

• неполные и неточные факты, слухи — все, что дезин­
формирует партнеров по общению;

• подозрения в умышленном сокрытии информации или
ее обнародовании;

• сомнения в надежности и ценности источникон ин­
формации;

• спорные вопросы законодательства, доктрин, правил
порядка действий и т. д.

Структурные факторы.Сюда могут быть отнесены:

• вопросы собственности;

• вопросы социального статуса, властных полномочий и
отчетности;

• различные социальные нормы, стандарты, традиции-

• системы безопасности, поощрения и наказания;


^графическое положение (добровольная или вынуж-изоляция либо открытость, интенсивность контактов); распределение ресурсов, товаров, услуг, доходов.

организации среди структурных конфликтов одни-: основных являются ресурсные, поскольку даже в ca­lf крупных и богатых организациях ресурсы всегда ачены. Необходимость распределять их часто ведет к :стам, так как люди хотят получать не меньше, а йе, и собственные потребности субъективно кажутся обосн ованными.

аостныефакторы. Это те принципы, которые мы эглашаем или отвергаем, цели, к которым стремимся: бщественные, групповые или личностные системы цений; идеологические, культурные, этические, поли-ie, профессиональные ценности и нужды; этиворечия в постановке целей. Вероятность этих stob в организациях возрастает по мере их расши-Ш, когда они разбиваются на специализированные разделения с разными задачами. Отдельные работники |'преследуют свои собственные цели, не всегда совпа-ге с целями других; различия в способах достижения целей. Даже при от-аии противоречивых интересов у руководителей и не-^ственных исполнителей могут быть разные взгляды собы достижения общих целей. Проблему можно ре-по-разному, и каждый считает, что его решение са-е;

•шя в способах решения взаимозависимых задач: ft один человек или группа зависит от другого челове-группы в выполнении задач. Например, руководи-^Лроизводственного подразделения может объяснить производительность труда своих подчиненных не-Зносгью ремонтной службы быстро и качественно от-аровать оборудование. Руководитель ремонтной может, в свою очередь, винить отдел кадров, что лняты новые работники. р этой группе также относятся конфликты, возникаю-|г'есля при разработке одного проекта заняты специа-с разным уровнем профессиональной квалифика-|f. Взаимосвязанность задач при неравных возможнос-риводит к конфликту.


Факторы отношений. Связаны с чувством удовлетвори ния от взаимодействия или с его отсутствием. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений, со­вместимость сторон в отношении ценностей, поведения целей, вклад сторон в отношения, различия в образова­тельном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

Поведенческие факторы. Неизбежно ведут к конфлик­там, если ущемляются интересы, подрывается самооценка возникает угроза безопасности (физической, финансовой эмоциональной или социальной) или создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния; если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Большую роль здесь играют различия в психологиче­ских особенностях, которые могут быть так велики, что мешают совместной деятельности. В этом случае говорят о психологической несовместимости. Поэтому все больше внимания менеджеры уделяют формированию «слаженных команд».

Такая группировка причин конфликтов способстнует их пониманию и анализу, но следует помнить, что реаль­ная жизнь богаче любой схемы. За видимой причиной мо­жет стоять более глубокая, которую конфликтапты не афишируют и в основе которой всегда лежат потребности одного и второго участника конфликта. Потребности формируют интересы и далее определяют действия коиф-ликтантов.

Существование более одного источника конфликта уке-личивает вероятность возникновения конфликтной ситуа­ции в процессе управления. Однако и при высокой веро­ятности возникновения конфликта стороны могут избе­жать усугубления ситуации. Исследования подтверждаю!', что люди не всегда обращают внимание на конфликтные ситуации, которые влекут за собой Малые потери или ко­торые они считают малоопасными.

Следующая стадия конфликта как процесса — управле­ние им. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия стану!"


зональными или дисфункциональными, что, в свою ь, повлияет на возможность будущих конфликтов — it причины конфликтов или создаст их. Для того ; научиться управлять конфликтами, необходимо рас-классификацию конфликтов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.