Здавалка
Главная | Обратная связь

Теперь поговорим о воспитании правильной позы ребенка



Общеизвестно, что неправильная поза стоя, сидя или лежа — основная причина нарушений осанки у детей. Поэтому с раннего возраста необходимо активно воспитывать у ребенка привычку поддержания правильной позы в любом положении.

Очень важна выработка у ребенка правильного навыка стояния. Учите ребенка с 2-3 летнего возраста правильно стоять. Стопы должны ставиться параллельно друг другу на расстоянии 5-6 см. Можно взять кусок линолеума или хорошо ошкуренной фанеры размером около 50 х 50 см и нарисовать на нем правильное положение стоп, а затем просить ребенка встать точно в них (Рисунок 6).

Рисунок 6. Трафарет для формирования правильной установки стоп.

В этом положении можно выполнить упражнения «ходьба на месте» и «прыжки на месте», следя за тем, чтобы ребенок каждый раз ставил стопы точно в нарисованные контуры.

При стоянии ребенок должен равномерно опираться на обе ноги, голову и туловище держать прямо, грудную клетку развернуть, плечевые суставы отвести назад, живот втянуть, ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах, опора на полные стопы. В таком положении ось позвоночника прямая, физиологические изгибы в пределах нормы, иными словами — формируется правильная осанка (Рисунок 7).

Рисунок 7. Поза стоя с правильной осанкой.

 

Если в Вашем доме есть большое зеркало, то обучать ребенка правильной осанке лучше перед ним, чтобы ребенок видел и оценивал сам себя. Так он будет видеть свои ошибки и быстрее их сможет исправить.

Если же в положении стоя ребенок постоянно привычно подгибает одну ногу или отставляет ее в сторону, то происходит перекос таза и, как следствие, искривление оси позвоночника. Формируется неправильная осанка (Рисунок 8).

Рисунок 8. Поза стоя с неправильной осанкой.

 

Так же не менее важно у ребенка 2-3 лет и старше формировать правильный навык ходьбы. Без этого успешное лечение нарушений осанки невозможно. При ходьбе стопы должны ставиться параллельно. Ноги не должны разводиться в стороны более чем на 5-6 см. Если ребенок при ходьбе поворачивает носки стоп внутрь («косолапит»), то надо учить его при ходьбе ставить ноги «по балетному», т. е. с небольшим, градусов по 15-20, разворотом стоп наружу. Во время ходьбы спина должна быть прямая без наклонов вперед или в стороны, голова поднята, взгляд вперед. Руки не должны быть в карманах, они должны двигаться в такт ходьбе реципрокно (шаг вперед правой ногой — вперед выносится левая рука, шаг вперед левой ногой — вперед выносится правая рука). Важно помнить, что правильный навык ходьбы формируется не один день, а многие недели и месяцы.

Если ребенку трудно выполнять Ваши команды и самостоятельно контролировать положение стоп при ходьбе, то можно взять полосу линолеума размером около 40-50 х 200-400 см и нарисовать на ней несмываемым маркером прямую линию по оси походки и правильное положение стоп, а затем попросить ребенка идти вдоль нарисованной прямой линии, ставя свои стопы точно в рисунки стоп (Рисунок 9).

Рисунок 9. Трафарет для формирования правильного рисунка ходьбы.

 

В школьном возрасте ребенку приходится носить много учебников. Настоятельно рекомендуется ношение ранца или рюкзака. Недопустимо ношение сумки на одном плече или портфеля в одной руке. Нагрузка на позвоночник должна быть симметричной (Рисунок 10).

Рисунок 10. Осанка при ношении предметов (1 – неправильная осанка при ношении портфеля, 2 – неправильная осанка при ношении папки, 3 – правильная осанка при ношении рюкзака).

 

Очень важно приучить ребенка правильно сидеть. И эту привычку необходимо развить в дошкольном возрасте, что бы к школе ребенок сформировал и умел поддерживать правильную осанку.

Прежде всего, важно правильно подобрать высоту стула и стола. Мебель должна быть «детской», т. е. по своим размерам соответствовать размерам Вашего ребенка. Стул желательно должен быть со спинкой. Крайне не рекомендуется давать ребенку стул на роликах и с вращающимся сиденьем. Высота стула должна позволять сидящему на нем ребенку полностью опираться стопами на пол, при этом сгибая ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямым углом. При сидении ребенок должен держать спину строго вертикально и, при наличии спинки стула, опираться на нее. Голова должна располагаться ровно или с небольшим наклоном вперед. Бедра ребенка должны на 2/3 заходить на сиденье.

Высота стола подбирается таким образом, чтобы правильно сидящий за ним ребенок мог опереться локтями приведенных к туловищу рук на поверхность столешницы. Расстояние от рабочей поверхности стола (книги, тетради, рисунка и т.п.) до глаз должно быть не менее 30 см. Ребенок не должен сидеть вплотную к столу. Расстояние от края стола до передней поверхности сидящего за ним ребенка должно быть 1-3 см. (для простого ориентира — между ребенком и столом должна проходить ребром его ладонь или немногим более того).

При письме и рисовании обе руки должны лежать на столе. Следите за тем, чтобы плечи у сидящего за столом ребенка были на одном горизонтальном уровне. Не допускайте, чтобы одно плечо было ниже другого. Следите, что бы ребенок не заваливался на сторону и не опирался головой на одну руку. При чтении желательно пользоваться подставкой для книг, что бы поверхность книги и ось зрения были взаимно перпендикулярны или близки к этому. Положение ног при сидении очень важно для формирования правильной осанки. Обе ноги должны опираться на пол и располагаться параллельно друг другу (Рисунок 11).

Рисунок 11. Правильное положение при письме и чтении.

 

Не допускается положение ног «одна на другой», «одна согнутая под туловищем на стуле» и т.п. Такие положения неизбежно ведут к отклонению и порочным изгибам оси позвоночника (Рисунок 12).

Рисунок 12. Неправильные положения при письме и чтении.

 

Если ребенок еще не привык и устает долго сидеть в правильном положении, рекомендуется каждый час делать небольшие перерывы в сидении минут на 10-15. В эти перерывы ребенку лучше всего походить, побегать или заняться другими подвижными играми.

 

Положение лежа. Здесь надо обратить внимание на два момента: свойства поверхности кровати и свойства подушки.

Кровать не должна быть очень мягкой, провисшей в центре или с концов, деформированной. Оптимальное свойство кровати — ровный полужесткий матрац, который с одной стороны поддерживает туловище и конечности в ровном положении, с другой стороны не вызывает неудобств во сне, соответствуя изгибам тела ребенка (Рисунок 13). При выборе матраца надо учитывать вес ребенка.

Рисунок 13. Правильное положение во время сна.

 

Подушку лучше всего начинать использовать с возраста 1 года или близко к тому. По своим размерам подушка должна быть не шире плеч ребенка и не выше, чем расстояние от наружного края плечевого сустава до щеки ребенка при среднем положении головы (без наклонов в сторону). По своей консистенции подушка должна быть плотно-эластичной (Рисунок 14).

Рисунок 14. Подбор подушки для сна.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.