Здавалка
Главная | Обратная связь

Экспертный подход к оценке объектов интеллектуальной собственности.



Применяется, когда классические подходы к оценке не дают достоверных результатов.

Сущность метода – приглашается группа экспертов, которым предлагается задача и возможные варианты ее решения. В результате обработки индивидуальных решений экспертов получают коллективное решение, которое является наиболее целесообразным. Данный подход включает:

- метод «мозговой атаки»

- метод сценариев. Сценарии – методы подготовки и согласования представлений об анализируемом объекте в виде гипотетического исхода, кот. определяются с учетом предпосылок и текущих и будущих тенденций. Типы сценариев: исследовательский и предваряющий.

- метод «Дерево целей»

- методы экспертных оценок. Под ними понимается комплекс логических и математико-статистических процедур и методов, направленных на получение от специалиста инфо, необходимой для принятия наиболее рациональных решений. Для оценки индивидуальных решений экспертов применяются: процедура Борда, процедура Янга, процедура Кемени, процедура попарных сравнений.

Основные свойства методов экспертных оценок:

- анонимность заключ-ся в том, что имена экспертов не имеют значения

- нейтральность заключ-ся в том, что имена альтернатив не имеют значения

- монотонность свидетельствует о том, что большая поддержка альтернативы не может уменьшить ее шанс быть выбранной

- пополнение заключ-ся в том, что если 2 непересекающиеся группы экспертов проголосовали за одну и ту же альтернативу, то при объединении этих групп будет выбрана та же альтернатива

-непрерывность заключ-ся в том, что если эксперты из группы 1 выбирают альтернативу А, а непересекающаяся с ними группа 2 выбирает альтернативу Б, то существует вероятность, что объединенные группа выберет альтернативу А.

Рынок лицензий. Лицензионные соглашения. Платежи по лицензии и методы определения стоимости лицензий.Лицензияэто разрешение продавца на использование другим лицом— покупателем изобретения, технологических знаний, техноло­гии, производственного опыта, секретов производства, торго­вых марок, которые необходимы для производства коммерче­ской и иной продукции в течение определенного срока за обу­словленное вознаграждение.Предметом рынка лицензий выступают: патентные лицензии, т.е. передача права использования патента без соответствующего ноу-хау (чистый лизинг); беспатентные лицензии, т.е. приобретение ноу-хау. Роль беспатентных лицензий несколько выше, чем патентного ли­цензирования, хотя в последние годы наметилось сокращение данного рынка. Это связано с тем, что в развитых странах па­тентуются технологические решения, изобретения и товары, произведенные по новым технологиям.В мировой практике все чаще используются лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Чаще всего это используется в инжиниринге, при организации лицензион­ного производства, сопровождающегося поставками оборудова­ния и сырья. В таких соглашениях лицензиар, чтобы оградить себя от конкуренции лицензиатов, предусматривает право экс­порта лицензионной продукции.Очень часто в качестве особой формы торговли лицензиями на льготных условиях используется лицензионный бартер. Впервые он возник в середине 70-х гг. и сейчас все более раз­вивается. Бартерный обмен носит частномонополистический характер (внутрифирменный), что связано с торгово-экономической стратегией главных субъектов международной передачи научно-технических инноваций — ТНК.Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практи­ческий опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он имеет коммерческую сущность и применим в производст­венном процессе и профессиональной практике. Ноу-хау может включать коммерческие секреты, незапатентованные техноло­гические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.Продажа ноу-хау чаще всего осуществляется параллельно с заключением лицензионного соглашения. Она может преду­сматриваться в договорах о техническом сотрудничестве, об оказании консалтинговых и других услуг.Рынок лицензий и патентов представлен в основном моно­полизированными фирмами, ТНК и МНК. Так, более 75% экс­портных поступлений приходится на внутрифирменную тор­говлю, т.е. торговлю между головной (материнской) компанией и филиалами (дочерними фирмами) ТНК.ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ - соглашение о передаче прав на использование лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др.
Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.
Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:
a) разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;
b) наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники;
c) по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).Этот метод обычно используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Владелец патента предоставляет другому лицу право на использование объекта интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (роялти).
Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патентованного средства. Согласно данному методу стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Размер роялти определяется на основании анализа рынка. Этот метод несет черты как доходного, так и рыночного подходов.
Основные этапы метода:
1. Составляют прогноз объема продаж, по которым ожидается выплаты роялти.2. Определяется ставка роялти. Данные берутся из таблицы стандартных размеров роялти (см. табл. ниже).3. Определяется экономический срок службы патента или лицензии. Юридический срок службы и экономический могут не совпадать, поэтому нужно сделать реалистический прогноз относительно продолжительности платежа.
4. Рассчитываются ожидаемые выплаты по роялти путем расчета процентных отчислений от прогнозируемого объема продаж.5. Из ожидаемых выплат по роялти вычитают все расходы, связанные с обеспечением патента или лицензии (юридические, организационные, административные издержки).6. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли от выплат по роялти.7. Определяется сумма текущих стоимостей потоков прибыли от выплат по роялти.

Таблица. Стоимость лицензии методом освобождения от роялти

Номер строки Показатели Первый год Второй год Третий год Четвертый год и т.д.
1. Расчетный объем продаж, ден. ед.          
2. Ставка роялти, %          
3. Ожидаемые выплаты по роялти (стр.1 x стр.2), долл.          
4. Расходы, долл.          
5. Прибыль от выплат по роялти (стр.3 — стр. 4), долл.          
6. Фактор текущей стоимости          
7. Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти (стр. 5 x стр.6)          
8. Сумма текущих стоимостей прибылей от выплат по роялти, долл.          

Расчет определяемого объема производства продукции лицензии.
Этот показатель определяется исходя из следующих источников:экспертной оценки специалистов лицензиара о возможном объеме производства продукции по лицензии лицензиатом на установленной территории;информации лицензиата о получаемых им объемах производства продукции по лицензии на той же территории.Определять объем произведенной продукции по лицензии нужно по каждому году с учетом того, что в первые годы освоения выпуска может и не быть, потом будет происходить наращивание объемов, а затем пойдет спад в связи с моральным старением нововведения.
Для расчета берутся цены на дату заключения сделки. Однако, с учетом их изменения за срок действия лицензионного договора они корректируются на базе индексации цен в соответствующих отраслях промышленности. Для проведения индексации в расчетах используются индексы цен, публикуемые в приложениях к БИКИ, издаваемых научно-исследовательским конъюнктурным институтом. Но индексация дается за прошедший период. Поэтому улавливается тенденция и экстраполируется на прогнозный период.Таким образом, формула цены лицензии на базе роялти будет иметь следующий вид:
, гдеVi — объем определяемого выпуска продукции по лицензии в i-м году (шт., кг, куб. м):
Zi — продажная цена продукции по лицензии в i-м году (у. е.);
Ri — размер роялти в i-м году (в %);
T— срок действия лицензионного договора (года);
i — порядковый номер рассматриваемого года действия лицензионного договора;
Кд— коэффициент дисконтирования.

Берутся ставки роялти из таблицы стандартных ставок, затем с учетом факторов, влияющих на ставку, проводятся уточнения.
Ставка роялти зависит от целой серии факторов:Объема правовой охраны: патентная эта лицензия или беспатентная. Продажа незапатентованной разработки снижает цену лицензии до 30%.Вида лицензионного договора. Наиболее дорогая — полная лицензия, наиболее дешевая — простая лицензия.Срока. Чем больше срок, тем меньше ставка.Спроса на рынке.

Научно-технической значимости и коммерческих возможностей использования нововведения.Размера капиталовложений, необходимых для организации производства продукции по лицензии.Правовой защиты изобретений.Объема передаваемых прав использования.Объема передаваемой технической документации: передается ли в полном объеме (конструкторская, технологическая, эксплутационная) или частично (только конструкторская). В последнем случае размер роялти уменьшается до 30%.и Зависимости лицензианта от лицензиара в поставках материалов, инструментов, комплектующих изделий, деталей для организации производства продукции по лицензии. А также от объема технической помощи со стороны лицензиара в освоении объек

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.