Здавалка
Главная | Обратная связь

ЦЕНТР ПУХОВИЧСКОГО РАЙОНА – Марьина Горка



Между тем наша дорога привела нас к указателю «Марьина Горка».

Город размещается с правой стороны по ходу движения автобуса, на реке Титовка (приток р. Свислочь), в 63 км от белорусской столицы. Это город районного подчинения, центр Пуховичского района. Автодорогами Марьина Горка связана с Минском, Бобруйском, Уздой, Червенем. Расположена на линии Либаво – Роменской железной дороги, железнодорожная станция - Пуховичи.

Название города, согласно существующей легенде, происходит от горки, на которой стоял языческий храм, где в Марьин день проходили празднования. Интересные легенды о происхождении Марьиной Горки упоминает в своем «Падарожжы па Палессi i беларускiм краi» известный белорусский этнограф, писатель П.М. Шпилевский (1823 – 1861 гг.). Некоторые из них связаны c чудотворным образом Богоматери, который будто бы явился на этом месте, и строительством церкви на горке.

В письменных источниках Марьина Горка известна с XVI в. Принадлежала Радзивилам, Бужинским, Ратынским, Крупским. В 1793 г. Марьина Горка вошла в состав Российской империи; в 1795 г. это была деревня Игуменского повета Минской губернии, с 1860-х гг. – в Новоселковской волости того же повета.

После 1863 г. Марьина Горка стала собственностью министра внутренних дел России Л.С. Макова. Быстрому развитию этого населенного пункта способствовало строительство в 1873 г. линии Минск – Осиповичи Либаво-Роменской железной дороги, когда здесь была построена железнодорожная станция. В 1886 г. в Марьиной Горке находились 2 церкви, почтовая станция, сельскохозяйственная школа для детей всех сословий (основана 29.05.1876 г.). В 1897 г. здесь проживали 2 тыс. жителей. В 1911 г. с/х школа была преобразована в нижнее сельскохозяйственное училище.

В 1917 г. Марьина Горка становится поселком. Советская власть установлена в ноябре 1917 г. С 17.07.1924 г. этот населенный пункт в составе Пуховичского района Минской округи (до 26.07.1930 г.); поселок, с 29.07.1925 г. – центр района, с 20.02.1938 г. – в Минской области, с 27.09.1938 г. – городской поселок. В 1933 г. в Марьиной Горке работали бумажная фабрика им. Ленина, льнозавод (с 1932 г.), маслозавод (с 1931 г.), леспромхоз (с 1932 г.), сельскохозяйственный техникум (создан на базе сельскохозяйственного училища 23.03.1921 г.). В 1939 г. здесь проживали 6,5 тыс. жителей. В годы Великой Отечественной войны фашисты загубили в Марьиной Горке 1200 граждан.

С 22.07.1955 г. Марьина Горка стала городом. Работают молочный, льно-, исследовательско-экспериментальный заводы, комбинаты пищевых и хлебопродуктов, кооперативной промышленности, бытовых услуг, лесхоз, 5 строительных организаций, др. предприятия. Действует Марьиногорский сельскохозяйственный колледж, детский санаторий «Пуховичи». В городе сохранился памятник архитектуры – усадебный дом 1876 г. постройки.

 

ДЕРЕВНЯ БЛОНЬ

С правой стороны по ходу движения, между Марьиной Горкой и Пуховичами - деревушка Блонь.

Почему это место называют Блонь? Возможно, это название-термин: болонь – заливной луг, низкая часть поймы. От него же и фамилия Блонский.

С XIX века усадьба Блонь известна как владение Баков. Ученый – биолог, знаток старинных усадеб Анатолий Федорук свидетельствует:

«…Что касается Адама Бака, то он был мстисласким казначеем. Его сын Иосиф построил в Блонском имении деревянный костел. Будучи известным миссионером, католическим проповедником, построил Иосиф Бака еще и дом, который стал резиденцией иезуитской миссии. По местным преданиям, костел и резиденция соединялись подземным переходом.

От Баков имение в начале 2-й половины XIX века перешло к Понинским, затем – Оссовским. За участие хозяев в восстании 1863 года имение было конфисковано царскими властями. А в 1868 году его получил чиновник Бонч-Осмоловский...»

Название Блонь тесно связано со знаменитой фамилией Бонч-Осмоловских. Анатолий Бонч-Осмоловский родился в Витебске в 1857 году в дворянской семье. С 1878 года он взялся за организацию в Петербургском университете студенческих землячеств, которые считал едва ли не самой удобной формой революционной пропаганды. Затем присоединился к известной организации «Земля и воля», а после ее раскола вошел в «Черный передел». В 1880 г. Анатоль Осипович женился на Варваре Ивановне Ваховской, к тому времени профессиональной революционерке. Брак поначалу носил фиктивный характер, был своеобразным заданием товарищей по революционному делу. Только в случае женитьбы в собственность Анатоля переходило блонское имение. Имение, которое могло бы приносить деньги для революционного дела. Но вскоре фиктивный брак перерос в большую любовь. Варвара и Анатолий воспитали пятерых детей, которые тоже оставили свой след в истории. А деньги с имения отправляли на революционные нужды.

Усадьба размещается на берегу небольшой (протяженность немногим более 30 км) реки Титовки. Здание – одноэтажное, с широким портиком на двух массивных каменных колонах, несущих фронтон. Уже в начале
XX-го века Бонч-Осмоловский к левому торцу здания пристроил двухъярусную деревянную башню. У дома было 2 крыльца: с бокового (западного) и южного фасадов. Около последнего на гребне террасы хорошо сохранился старый конский каштан (диаметр ствола дерева 92 см).

Вообще-то Блони повезло и на советских хозяев. Даже в послевоенные годы в усадебном доме располагалась администрация известного на весь СССР госплемзавода «Индустрия». А когда построено было новое управленческое здание, решили разместить в имении музей хозяйства. Постепенно он перерос в музей деревни. И только в 1994 году сюда вселился Пуховичский районный краеведческий музей.

Нельзя не рассказать о людях, которые родились на этой земле, каждому из которых посвящен в районном музее большой или маленький стенд. На Пуховщине одних только писателей родилось, пожалуй, полсотни Анатоль Вольный и Таисия Бондарь, Захар Бирала и Василь Горбацевич, Александр Ельский и Бронислав Зубковский, Геннадий Клефко и Микола Касперович, Алесь Макаревич и Валентин Мысливец, Рыгор Папарать и Петро Рунец, Ольга Савастюк и Алесь Цвях, Алесь Писарик и Владимир Ходыка, Сымон Хурсик, Алесь Бачила, Хведос Шинклер...

А артисты театра, ученые, военачальники, артисты балета, композиторы... Человек, благодаря которому цимбалы сохранились как белорусский инструмент, получили поддержку музыкальной профессиональной школы, Иосиф Жинович – тоже из этих мест.

Стенды местного краеведческого музея рассказывают и о других известных людях этого края: художниках Александре Пашкевиче, Борисе Репине, Михаиле Зеленкине (он же известный летчик, герой Советского Союза), Александре Финском. Родом из Пуховичей основоположник современного белорусского балета Константин Алексютович и академик, нейрохирург Арнольд Смеянович. И, конечно же, у всех на слуху имя Игоря Лученка, композитора, которого знает весь мир.

 

Игорь Лученок

 

«Басанож па зорках». Под таким поэтическим названием в 2001 году в издательстве «Беларусь» вышла книга писателя Владимира Липского о белорусском композиторе Игоре Лученке.

Автор долго собирал материал, ездил со своим героем в разные поездки, посещал его родных, друзей, много работал в архивах. Своей малой родине – Марьиной Горке – Игорь Михайлович посвятил много песен. Но родился он в Минске (6 августа 1938 г.), в доме на Червеньском тракте. Дом этот не сохранился. После войны семья Лученков оказалась в Марьиной Горке, где Игорь учился в начальной школе. Поступив в Минскую музыкальную школу, он переехал жить в столицу. Игорь был отличником в первом выпуске цимбалистов. Далее учеба в консерватории сразу на двух факультетах. Закончил ее будущий композитор с красным дипломом.

Любовь к музыке привил Игорю отец, Михаил Лукич, который был скрипачом в странствующей труппе В.Голубка. Эта любовь осталась у него на всю жизнь. Как и любовь к отчизне.

Творчество И. Лученка – значительное явление в музыкальном искусстве и общественной жизни Беларуси.

Оно показывает широкий диапазон интересов композитора. Однако все же главное место в нем занимают песни. Именно они принесли автору широкую известность. Об этом свидетельствуют многочисленные авторские сборники песен, диски фирмы «Мелодия» и множество записей иностранных фирм. Многие песни И. Лученка стали лауреатами фестивалей и конкурсов. Они привлекают демократической направленностью, искренностью и теплотой, свидетельствуют о светлых, жизнеутверждающих чувствах. «В каждой песне, - признается композитор, - я стремился, чтобы был лучик света – как у Айвазовского. Ибо все, о чем я пишу, - это во имя жизни».

Творческий путь И. Лученка начался в 60-е годы. Вначале его интересы были сконцентрированы в области вокально-симфоничесих жанров: кантаты, баллады, песни-баллады. Одним из первых произведений была кантата «Курган» по одноименной поэме Я Купалы. Музыка произведения проникнута сердечностью и теплом, светом и печалью, привлекает выразительностью мелодий, точным использованием тембровых возможностей хора.

В дальнейшем кантата была переработана в поэму-легенду «Гусляр» ансамбля «Песняры».

Кантата «Солдатское сердце» явилась первым произведением композитора на военную тему. В середине 60-х годов композитор возвращается к инструментальным жанрам. В те же годы были созданы романсы и хоры, а также 2 вокальных цикла: «Синий цвет» и «Человеку нужна тишина»

Был в жизни композитора комсомольский период. Он совпал с молодостью и сопровождался поездками, встречами, праздниками. Игорь Лученок участвовал в трех всемирных фестивалях молодежи. В то время началась его дружба с А. Пахмутовой, Н. Добронравовым, Р. Рождественским, И. Кобзоном, В. Толкуновой.

Сам Игорь Михайлович признается в книге: «Буду счастлив, если останутся жить хотя бы одна-две мои песни. Тогда и я, как композитор, буду жить».

В 1966 г. И. Лученок впервые проявил себя как самобытный композитор-песенник. На всесоюзном конкурсе советской песни его песня-баллада «Память сердца», написанная в соавторстве с поэтом М. Ясенем, получила первую премию. Эта песня стала вехой и определила одну из важнейших тем его творчества, продолженную в следующих песнях – «Хатынь», «Если б камни могли говорить», «Письмо из сорок пятого», «Курган славы», «Старое кино», «Майский вальс». Выбор ее не случаен. И. Лученок относится к «последним свидетелям войны» - поколению, которое война настигла в детстве, навсегда покинув в памяти чувство непоправимой беды. Композитор, не будучи участником войны, пишет «песни-ассоциации», где события военных лет восстанавливаются по рассказам, письмам, воспоминаниям.

И. Лученок удостоен серебряной медали им. А.В. Александрова, которая присуждается за лучшие музыкальные произведения на героико-патриотическую тему.

Неугомонность, нетерпение юности, романтика мечты, направленность в будущее, готовность к действию – вторая тема песенного творчества композитора. Среди наиболее популярных песен – «Стоят на рейде наши бригантины», «Красные звезды», «Мы идем по земле».

Многие песни И. Лученка рассказывают про верность отчизне, родному краю, народу. Они простые и выразительные, глубоко психологические, с максимальным сочетанием слова и музыки. Большинство из них – лирико-патриотические или возвышенные песни-гимны. Искренне высказана любовь к Беларуси в песнях «Я хаджу закаханы», «Я не магу пра вас забыцца». Все ценное и дорогое сердцу человека – в знаменитой «Спадчыне» - величественном гимне родной земле, отцовскому дому. Лиризм, любовь к родной природе звучат в песне «Жураўлi на Палессе ляцяць».

Композитор стремится высказать любовь, верность, которые человек хранит всю жизнь. Этим эмоциональным настроем проникнуты такие лирические песни, как «Вероника», «Алеся», «Ты ўспомнi ўсе», «Зачараваная мая», «Я нiкому цябе не аддам».

Нельзя не назвать и ряд шуточных песен, таких как «Дударыкi», «Матылi», «Пацалунак», и детских – «Песенька пра бусла», «Маладыя следапыты», «Солнечная песенка», «Доброта».

И. Лученок обращается к творчеству многих поэтов: Я. Купалы, М. Богдановича, Я. Коласа, А. Кулешова, М. Танка, П. Панченко, А. Велюгина, П. Бровки, А. Русака, Н. Гилевича, Г. Буравкина, В. Некляева, М. Ясеня, Р. Рождественского, Р. Гамзатова, Е. Евтушенко и др.

Его песни разнообразны и по жанрам – это романсы, баллады, марши, гимны, часто в одной песне сочетаются черты разных жанров.

Самая главная особенность стилистики песен композитора – национальный элемент, который проявляется в сюжете, общей структуре музыки, достоверных средствах выразительности, в фактуре инструментального сопровождения (переборы цимбал, звучание струнных и лиры).

Жанр песни – ведущий, но не единственный в творчестве И. Лученка. Композитор пишет вокально-симфонические и инструментальные произведения, пьесы для духового и эстрадного оркестров, а также музыку к спектаклям и кинофильмам, среди которых – «Рудобельская республика», «Третьего не дано».

И. Лученок – известный общественный деятель Беларуси. Он являлся депутатом Верховного Совета БССР, Верховного Совета СССР. С 1982 г. по 1985 г. – ректор Белорусской государственной консерватории, с 1980 г. возглавляет Союз композиторов Беларуси. Как член жюри участвует в многочисленных конкурсах и фестивалях песни.

5 октября 1999 г. в Москве на «Площади звезд» была заложена именная плита «Игорь Лученок». Его «Звезда» тридцать шестая, «лежит» в Москве рядом с Вахтангом Кикабидзе.

Песни у Лученка разные по тематике и, можно сказать, по идейной направленности. Например, он – автор 10 произведений о Ленине, бесчисленного количества песен о комсомоле, о Кирове, о Дзержинском. Часто Лученок (и он этого не скрывает) работал под заказ: написал четыре песни об МТЗ, об автозаводе, о некоей пожарной части. «Я не отрекаюсь ни от одной своей песни, - решительно говорит композитор. – Я работал со стихами разных авторов: Лукьянова, Маркса, Позняка. Это все мои песни, и я их люблю».

Одной из ярких, запоминающихся песен является песня «Мой родны кут», написанная на стихи Я. Коласа.

Якуб Колас часто бывал на Пуховщине, посещал здесь многие места. Среди них – Подбережье, знакомство с которым впереди.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.