Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Жизненный цикл организации. Управление развитием организации в зависимости от этапа ее ЖЦ




«Изменение – это жизнь, замедление темпов изменений как одного из способов сокращения числа возникающих проблем равнозначно стремлению к самоубийству»

(М.А.Шермет «Управление изменениями»)

«Старение начинается в сознании человека одновременно с изменением его целей и отношения к жизни»

И.Адизес


Цель –освоитьдифференциацию стратегий развития организации в зависимости от этапа ее жизненного цикла.

Изменяясь и развиваясь, переходя на новый этап своего ЖЦ, организации следуют предсказуемым моделям поведения. Отказ от старого и освоение новых моделей поведения, как правило, вызывает значительные трудности.

Анализ ЖЦО производится для определения направления изменений в ее организации. Модель жизненного цикла является объективным отражением процесса развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:

 

Стадия (этап) ЖЦО Характеристика этапа Главная цель Стиль руководства Основная задача
Рождение (становление) организации Предпринимательский этап — период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмысленны, высокий творческий подъем). выживание руководство осуществляется одним лицом выход на рынок
Рост (детство и юность) Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост жесткий укрепление позиций и захват рынка
Зрелость Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность). систематический сбалансированный рост формирование индивидуального имиджа; делегирования полномочий рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка
Упадок (старение) Этап реструктуризации — период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков). сохранение достигнутых результатов координация действий обеспечить стабильность
Возрождение либо исчезновение Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация) обеспечение оживления всех функций рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма омоложение, внедрение инновационного механизма

 

Задание 1.

Поясните механистическую теорию организации (представление об организации как о системе) и теорию самообучающейся организации («компании – живые организмы, взаимодействующие с живой внешней средой») с точки зрения циклического развития организации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.....

Задание 2. Подготовить сообщение на тему: «Теория жизненного цикла организации Ицхака Адизеса» (рис.1).

 

Рис.1 Модель ЖЦО Ицхака Адизеса*

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Заполните таблицу:

«Характер изменений в деятельности организации в зависимости от этапа ее ЖЦ

в соответствии с теорией ЖЦО Ицхака Адизеса»

 

Этап ЖЦО Детализация этапов ЖЦО Цели организации Характерные черты этапа ЖЦО
Рост Ухаживание    
Младенчество    
«Давай-давай»    
Юность    
Расцвет Ранний расцвет    
Поздний расцвет (закат)    
Спад    
Старение Аристократизм    
Салем-сити «Охота на ведьм»    
Бюрократия    
Смерть    

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют еще классификации этапов ЖЦО?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Как меняется стратегия организации в зависимости от этапа ее ЖЦ? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как меняются взаимоотношения между сотрудниками и предпринимателями по этапам ЖЦО?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Изучить историю организации и определить этап ее ЖЦ. Дать характеристику современному этапу развития организации, определить характер, происходящих в организации изменений. Определить основные стратегические цели для организации с учетом этапа ее ЖЦ.

Задание выполняется с использованием данных самостоятельно выбранной организации (данные об организации могут быть собраны в Интернете или во время прохождения организационно-управленческой практики). Индивидуальное задание выполняется в виде отчета. В конце отчета необходимо привести список источников, в том числе адреса веб-сайтов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Результаты работы докладываются на семинаре.

 

При выполнении заданий воспользуйтесь таблицей:

Характерные черты растущей и стареющей организации[1]

Растущие организации Стареющие организации
1. Успех обеспечивается принятием осознанного риска   Успех обеспечивается принятием не рискованных проектов
2. Ожидания превосходят результаты   Результаты превосходят ожидания
3. Недостаток денежных средств     Большие денежные средства
4. Предпочтение функции*, а не форме Предпочтение форме, а не функциям
5. Что и почему следует сделать Как делать и кто это сделал
6. Вознаграждение в зависимости от вклада в успех Вознаграждение в зависимости от личностных характеристик
7. Разрешено все, что не запрещено Запрещено все, что не разрешено
8. Проблемы рассматриваются как возможности роста Возможности роста рассматриваются как проблемы
9. Политическая власть – маркетинг и сбыт Политическая власть – бухгалтерия, финансовый и юридический отделы
10. Тон задает линейный персонал Тон задает административный персонал
11. Высокая ответственность руководителей при низких их полномочиях Высокие полномочия руководителей при низкой их ответственности
12. Менеджмент управляет организацией Организация управляет менеджментом  
13. Менеджмент усиливает активность организации Менеджмент провоцирует инерцию организации
14. Руководство вызывает изменения в поведении организации Для изменения поведения организации надо изменить руководство
15. Организация нуждается в консультантах Организация нуждается в «инсультантах»






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.