Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономико-географическая характеристика



 

Соединенные Штаты Америки являются ведущей державой мира по большинству как экономических, так и иных показателей; они имеют самый большой в мире совокупный ВВП, составивший в 2004 г. почти $12 трлн. по паритету покупатель­ной способности. США занимают четвертое место в мире по величине территории (9,4 тыс. кв. км) и третью позицию по численности населения (около 300 млн.). На душу населения в США приходится около $40 тыс., что также ставит США на первые места в рейтинге самых богатых стран мира.

Страна расположена практически во всех климатических поясах, что благо­приятствует и сельскому хозяйству, и индустрии туризма, располагает более чем ста видами полезных ископаемых. Из природных ресурсов наибольшую долю в объеме продукции добывающей промышленности в стоимостном выражении (90%) составляют энергоресурсы: нефть, уголь, природный газ и уран. Около 75% добычи металлов приходится на железную руду и медь. Вместе с тем до 50% по­требностей национальной экономики в минеральном сырье удовлетворяется за счет импорта. В частности, США не располагают запасами таких стратегических металлов, как хром, марганец, вольфрам, кобальт.

Исторически США развивались как страна переселенцев-эмигрантов, выход­цев из Старого Света. Неосвоенные земли, дух свободы и предпринимательства манили на берега Нового Света все новых и новых переселенцев. По мере разви­тия капиталистических отношений стали появляться и представители иных кон­тинентов, зачастую попадавшие в США не по своей воле, как афроамериканцы, но получившие впоследствии свободу и равные гражданские права с остальной ча­стью населения. Таким образом, США превратились в многонациональную дер­жаву, которая продолжает оставаться оазисом свободы и уважения прав человека. США не только абсорбируют интеллектуальную элиту мира, но и служат убежи­щем для преследуемых и обездоленных изгоев всех стран и континентов, которые получают здесь возможность самореализации, неплохих заработков и которые, ре­шая свои индивидуальные цели, работают на благо процветания американской экономики.

Своеобразие США заключается и в том. что довольно большую роль в стране играют различные религиозные конфессии. Около 90% граждан США исповеду­ют ту или иную религию, а более половины жителей регулярно посещает цер­ковь, что ставит церковь по значимости в жизни страны практически на такие же позиции, как и институты власти (примерно такое же количество избирателей, даже чуть меньше, регулярно принимает участие в выборах). Таблица 6.1 показы­вает, что США практически ни в чем не уступают католической Италии по рели­гиозности, но далеко отстают от других развитых стран мира по уровню созна­тельности избирателей.

Таблица 6.1. Политическая и религиозная активность населения в некоторых развитых стран мира

 

Страна Процент избирателей, принимающих участие в национальных выборах Процент домохозяйств, регулярно посещающих церковь
США 49,1 51,6
Германия 82,2 20,0
Франция 68,9 -
Великобритания 71,5 23,6
Нидерланды 78,3 28,9
Швеция 78.6 10,0
Италия 85,0 55,8
Япония 58,8 -
Республика Корея 63,9 -

 

США — самый емкий и конкурентоспособный рынок мира. Страна неизменно занимает первые позиции в мировом рейтинге стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса. После валютно-финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии, России и Латинской Америке интересы международных инвесторов, ранее обращенные на данные регионы мира, переключились на трансатлантическую зону, объединяющую Северо-Американскую зону свободной торговли (Н АФТ А) и Европейское экономическое пространство. Экономика США является одной из двух движущих сил трансатлантической зоны.

Особенности экономического развития США

США стали мировым экономическим лидером в середине XX в., когда сама исто­рия изменила расстановку сил в мировом хозяйстве. Одной из основных причин лидирующих позиций США в мире стали мировые войны, которые значительно подорвали экономический потенциал европейских стран. Основные конкуренты США в борьбе за лидерство на мировом рынке, воюя друг с другом, надолго вы­были из борьбы, а США благодаря свободе рыночных отношений, своевременно­му государственному вмешательству в экономику, потенциал которой не был по­дорван войнами, переместились на первую позицию.

США удалось также оздоровить свою экономику в результате перехода к но­вой экономической доктрине после Великой депрессии 1929-1933 гг. Ситуация в экономике в период Великой депрессии была критической и даже в чем-то очень сильно напоминала современные финансовые кризисы конца XX в. Для выхода из кризиса 1929-1933 гг. президент Франклин Делано Рузвельт предло­жил свой знаменитый «Новый курс», который включал в себя следующие со­ставляющие: финансовые законы, структурную перестройку экономики, соци­альные законы, региональную политику. Рассмотрим вкратце действие всех этих механизмов.

Финансовые законы. Здесь стоит выделить Чрезвычайный закон о банковской деятельности, который поставил под федеральный контроль деятельность всех банков страны и ввел гарантии федерального правительства по частным вкладам. Согласно новым правилам, банкам было запрещено осуществлять деятельность, противоречащую закону: быть держателями ценных бумаг, заниматься предпри­нимательством. Банки вынуждены были вернуться к своей исходной деятельно­сти — кредитованию предпринимателей и граждан, что сразу снизило волну фи­нансовых и иных спекуляций. Изменения были внесены и в сферу обращения ценных бумаг. С этой целью был принят Закон о честности биржевых операций и правилах торговли ценными бумагами. Таким образом США надолго обезопаси­ли себя от возможности повторения финансового кризиса и кризиса банковской системы.

Структурная перестройка экономики. Во-первых, после введения «Нового курса» приоритет был отдан развитию национальной промышленности, амери­канским производителям. Появился лозунг «Покупай американское!». Действо­вали запреты на закупки иностранных товаров по госзаказу (исключение состав­ляли только такие случаи, если цена иностранного товара была как минимум вдвое ниже отечественного, а качество выше американских аналогов). Были вве­дены квоты и высокие таможенные пошлины на импортные товары.

Во-вторых, изменения произошли в сельскохозяйственной политике. Основ­ной проблемой сельского хозяйства были перепроизводство, избыток продоволь­ствия на внутреннем рынке. Поэтому сельскохозяйственное производство было ограничено. Кроме того, были приняты Закон о фермерском кредитовании и За­кон об ипотеке, согласно которым фермеры и городские жители получили доступ к кредитам под гарантии федерального правительства. Всего было предоставлено около 300 тыс. краткосрочных займов на сумму свыше $1,5 млрд.

Социальная политика. Наиболее пострадавшим от кризиса малоимущим граж­данам была оказана чрезвычайная помощь. На организацию общественных работ с целью занятости малоимущих была выделена прямая финансовая помощь в раз­мере $5 млрд. Этой помощью было охвачено свыше 4 млн. человек. Всего в рамках «Нового курса» действовало около 400 тыс. различных программ, в рамках кото­рых было построено около 500 новых аэропортов, множество дорог, школ, прочих объектов инфраструктуры. Примечательно то, что помощь населению оказыва­лась не деньгами, а работами, на которых деньги нужно было зарабатывать тру­дом. Заметим, что главной целью программ была вовсе не их экономическая оправданность. Многие программы можно сравнить с пересыпанием из пустого в порожнее, но при этом население работало, а не тунеядствовало.

Для обеспечения работой молодежи и для борьбы с ростом преступности из-за безработицы был введен Закон о трудовых лагерях. Трудовые лагеря были созда­ны для охраны и консервации объектов промышленной и транспортной инфра­структуры, сохранения природных богатств (создавались национальные парки и заповедники). В течение первых трех месяцев после принятия закона уже было создано 1300 лагерей на 300 тыс. молодых безработных. В течение 1933-1940 гг. через трудовые лагеря прошло около 2,5 млн. человек, которые строили дамбы, охраняли леса и т. д. Впоследствии люди, прошедшие через трудовые лагеря, сформировали контингент резервистов, востребованный в ходе Второй мировой войны.

Для контроля над уровнем цен была создана Государственная корпорация по управлению всеми монополистами коммунальных услуг. Естественные монопо­листы лишились возможности безраздельно диктовать обществу свои условия.

Региональная политика. Чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в депрессивных регионах страны, для них были разработаны специальные програм­мы развития, включающие федеральное финансирование и управление. В част­ности, такая особая зона с федеральным управлением была создана в долине реки Тенесси и благополучно существует до сих пор.

«Новый курс» проводился Рузвельтом в условиях объединения нации. Амери­канцам удалось сплотиться перед лицом кризиса, в обществе была достигнута консолидация. Действия президента поддержал конгресс, который и принимал все законы. Сам Рузвельт лично разъяснял американцам свою программу дей­ствий, убеждал избирателей, выступая по радио. Все это имело огромное значе­ние, поскольку коммуникация с обществом значительно повышает шансы на успех. Не будем забывать и о связи «Нового курса» с передовыми экономически­ми теориями того времени, в особенности кейнсианской политикой управления совокупным спросом. Не удивительно, что «Новый курс» оказался действенным, он вывел страну из Великой депрессии и позволил США подойти к периоду Вто­рой мировой войны с оздоровленной экономикой.

После окончания Второй мировой войны у США оказались также и значитель­ные финансовые активы в виде запасов золота европейских стран, переведенного в предвоенное и военное время через океан в федеральное хранилище в Форте-Нокс. Имея возможности для обмена национальной валюты на золото, обладая мощной экономикой, не затронутой войнами, США стали во главе Бреттон-Вудской системы валютных курсов, сущность которой заключалась в господстве американской валюты в качестве всемирного платежного и резервного средства. Экономическое могущество Соединенных Штатов политически подкреплялось наличием ядерного оружия. Помогая восстановлению экономики послевоенной Европы, США стали оказывать значительную финансовую помощь европейским странам в рамках плана Маршалла. Кроме того, США путем экономической и консультационной поддержки во многом предопределили «восход солнца» над Японией. Таким образом, американские инвестиции широким потоком хлынули через океан, формируя так называемую вторую экономику Соединенных Шта­тов. По своему производственному и финансовому потенциалу «вторая экономи­ка» США, созданная на базе зарубежных филиалов и дочерних компаний амери­канских корпораций, не уступает национальной экономике многих ведущих стран мира. Не будем забывать также и о портфельных инвестициях, ссудном ка­питале. Итак, к началу 1950-х гг. США превращаются в однозначного мирового экономического и политического лидера со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями.

Однако по мере восстановления экономики стран Западной Европы и Японии ситуация в мире начинает изменяться. Конкурентоспособность американских товаров снижается, снижается и курс доллара по отношению к валютам европей­ских стран и Японии. Поскольку в рамках Бреттон-Вудской системы валютных курсов $ 1 соответствовал 0,888 г золота и этот уровень с 1946 г. был неизменен, то фактическое падение курса доллара по отношению к другим валютам означало обмен меньшего, чем раньше, количества европейских валют или японских йен на доллары. Далее доллары могли быть обменены на золото или положены на де­позит с начислением процентов. Таким образом, количество долларов на руках у иностранных резидентов нарастало, а накопленный Соединенными Штатами золотой запас неуклонно снижался. В результате США оказались в ситуации, ког­да имеющиеся запасы золота не смогли бы покрыть одновременно предъявлен­ное к обмену на золото количество долларов, находящихся в руках иностранцев. В 1971 г. золотое содержание доллара было снижено, а с 1973 г. обмен долларов на золото был окончательно прекращен и валютный золотодолларовый стандарт канул в Лету.

По мере роста производственных мощностей европейских стран и Японии доля США в ВВП промышленно развитых стран начала снижаться, примерно на 1/3 снизилась и доля США в мировом производстве. Также начала падать доля США в мировом экспорте капитала; примерно в три раза снизилась доля амери­канских ТНК в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиций. Евро­пейские страны и Япония догнали США и по уровню производительности труда. В результате экспорт в США из стран Западной Европы и Японии возрос в два раза, а американский экспорт в Европу и Японию начал снижаться. К началу 1980-х гг. конкурентоспособная зарубежная продукция заполнила внутренний рынок США, а американская продукция все труднее находила зарубежных по­требителей. В экономику США стали делать инвестиции окрепшие зарубежные ТНК, которые, приближаясь к рынкам сбыта, создавали здесь производственные и сборочные предприятия, компании по сервисному обслуживанию. Позиции США в мировой экономике, во внешней торговле значительно ухудшились. Де­фицит торгового баланса в середине 1980-х гг. достиг $150 млрд., платежного — $140 млрд. США превращаются в чистого импортера товаров и капиталов.

Ввиду угрозы потери лидерства в мировой экономике США пришлось пред­принять первоочередные ответные меры: для закрепления на мировом рынке вы­сокотехнологичной продукции были значительно увеличены ассигнования на НИОКР, ускорилась и углубилась структурная перестройка промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы сти­мулирования НТП. США стратегически правильно выбрали нишу на мировом рынке, сосредоточившись на экспорте интеллектуальной собственности, высоко­технологичной продукции, услуг.

Следует также отметить то, что в послевоенный период развития в США ак­тивно применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, в основе которой лежал постулат обеспечения полной занятости и высоких тем­пов экономического роста. Послевоенный период кейнсианства в американской экономике можно разделить на три этапа.

1) Пассивная антициклическая бюджетная макроэкономическая политика. (1946-1962 гг., период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра). В рамках дан­ного периода активно эксплуатировались «встроенные стабилизаторы» государ­ственной бюджетной системы, правительство довольствовалось минимальными финансовыми инструментами воздействия на экономику. Постепенно отвергался докейнсианский догмат о сбалансированности государственного бюджета, вво­дился дефицитный бюджет по Кеннсу.

2) Активная бюджетная политика (1962-1977 гг., эпоха Д. Кеннеди, Л. Джон­сона, Р. Никсона, Д. Форда). Этот период времени связан с активным регулирова­нием совокупного спроса с помощью государственного бюджета. В периоды спада сокращались государственные доходы и наращивались расходы правительства, а во время экономического бума поступления федерального правительства росли, а расходы, напротив, сокращались. В 1961-1963 гг. администрация Д. Кеннеди для форсирования экономического роста и сокращения безработицы напрямую пере­шла к бюджетному воздействию на совокупный спрос, что получило у экономи­стов такую характеристику, как американский «кейнсианскнй фискалнзм», по­скольку государственный спрос наращивался за счет увеличения налогового бремени.

С начала 1970-х гг. была обнаружена негативная сторона такого процесса обес­печения полной занятости — инфляция (взаимосвязь инфляции и безработицы, показывает широко известная кривая Филипса). В результате от активного ре­гулирования пришлось перейти к градуализму, т. е. замене широкомасштабных фискальных акций на умеренное и постепенное регулирование спроса. Поэтому период 1976-1977 гг. представляет собой своеобразную эклектику: взаимное су­ществование обновленных принципов активной и пассивной стратегий государ­ственного регулирования экономики.

3) Кейнсианский бюджетный консерватизм (1978-1980 гг., период президент­ства Д. Картера). В это время был осуществлен возврат к классической активной бюджетной политике, существовавшей при Д. Кеннеди. Сам президент Картер утверждал, что бюджетный дефицит время от времени необходим для поддержа­ния покупательной способности, однако длительный бюджетный дефицит усу­губляет инфляцию. Долговременной стратегией стал бездефицитный бюджет, для достижения которого предполагалось введение управления и контроля за фе­деральными расходами, а также сокращение налогов. Однако фактически сокра­тить дефицит бюджета и сбить волну инфляции не удалось. Инфляция стала главным фактором, который подрывал стабилизационный потенциал кейнсиан-ской бюджетной макроэкономической политики.

Утеря стабилизационного кейнсианского подхода к регулированию макроэко­номических процессов привела к необходимости смены такой модели развития и к началу «консервативной экономической революции», стартовавшей после по­беды на президентских выборах Рональда Рейгана.

Оздоровлению экономики США и возвращению былых внешнеэкономических позиций в немалой степени способствовали реформы, проведенные президентом Р. Рейганом, получившие название «рейганомика». «Рейганомика» была бы не­возможной без сильной команды молодых экономистов — советников Рейгана. Огромная заслуга президента Рейгана как раз и заключается в том, что, будучи дилетантом в экономике (Рейган, как известно, в прошлом был киноактером), он окружил себя весьма квалифицированной командой реформаторов. В основе кре­дитно-денежной политики лежала теория Нобелевского лауреата Милтона Фридмена, над налоговой реформой трудились А. Лаффер и М. Фслдстейн, взаимодей­ствовали с администрацией Рейгана и другие видные экономисты современности.

Уникальность ситуации заключалась в том, что реформаторам была предостав­лена возможность проверить новаторские теоретические концепции на практике. В частности, авторы налоговой реформы и модели экономики предложения (supply-side economics), сменившей кейнснанскую экономику спроса, первона­чально представляли собой просто группу журналистов, пишущих на экономи­ческие темы в «The Wall Street Journal*. Большинство сэппл-сайдеров были не сильны в экономической теории, по их статьи оказывали влияние на обществен­ное мнение. С газетой сотрудничал и молодой экономист Артур Лаффер. кото­рый, в свою очередь, был увлечен идеями канадского профессора Роберта Ман­делла, преподававшего в Чикаго (впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике). Именно Манделл в начале 1970-х гг. начал пропаганду сокращения налогов и усиления монетарной политики, что должно было дать толчок экономическому росту и стать средством борьбы с Инфляцией. Идеи Ман­делла поддержали главный редактор «The Wall Street Journal* Д. Ванписки и эко­номист Р. Бартли. Вместе с Лаффером они вывели теорию, связывающую сокра­щение налогов, рост производства и доходов государства, известную как «кривая Лаффера».

Теория Лаффера, которая, в принципе, являлась наглядным изображением классических идей в области налогообложения, произвела эффект разорвавшей­ся бомбы. Лаффер, экономист, которого никто никогда не воспринимал всерьез и который никогда до этого не принимал участия в каких-либо научных симпозиу­мах и конференциях, заставил призадуматься многих. Идеи Лаффера благодаря Ванниски и «The Wall Street Journal* нашли широкую поддержку среди бизнес­менов, конгрессменов, оказали заметное влияние на будущего президента Р. Рей­гана. Жизнь предоставила сэппл-сайдерам уникальный шанс проверить свою те­орию на практике. Используя политическое влияние Ванниски и личного друга Лаффера Д. Шульца, ставшего впоследствии госсекретарем в администрации Рейгана, сэппл-сайдеры осуществили грандиозную налоговую реформу в США.

Основные программы «рейганомикн» позволили оживить тягу к предприни­мательству и трудовой деятельности у американцев, сократить масштабы неэф­фективного государственного вмешательства в экономику. Концепция «рейгано­микн» предполагала решение трех основных задач:

1. Снижение уровня инфляции.

2. Увеличение темпов экономического роста, производительности труда и за­нятости.

3. Сбалансированный федеральный бюджет.

Основные меры, предпринятые Рейганом и его командой, включали в себя сле­дующие составляющие:

• жесткая кредитно-денежная политика способствовала снижению уровня инфляции, а повышение процентной ставки на первых порах привлекло в страну иностранный капитал, в немалой степени способствовавший модер­низации американской промышленности (затем для обеспечения роста эко­номики процентные ставки были снижены);

• налоговая политика стимулировала предпринимательскую активность, но­вый порядок исчисления амортизации помог быстрому обновлению обору­дования. Ставки федеральных налогов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций) были резко снижены. Налоговая реформа 1986 г. установила предельную ставку индивидуального подоходного налога в 33% (в 1990 г. она была снижена до 31%), а максимальная ставка налога на прибыль корпораций стала 34%. Низкие налоговые ставки увеличили уро­вень сбережений и инвестиций, привели к оживлению рыночной конъюкту-ры, стимулировали экономический рост. Снижение налогов при одновре­менном расширении налоговой базы (ликвидация прежних налоговых льгот), как то и предсказывала кривая Лаффера, увеличило поступления фе­дерального бюджета и оздоровило впоследствии государственные финансы;

• пересмотр социальной политики, сокращение федеральных расходов на всю социальную инфраструктуру заставили американцев трудиться более энер­гично, не быть иждивенцами на шее «государства благоденствия».

Пожалуй, самый главный стратегический элемент «рейганомики» — это под­держка НТП путем государственного финансирования НИОКР и стимулирова­ния расходов на НИОКР со стороны частного бизнеса за счет соответствующих налоговых льгот. «Рейганомика» предполагала резкое увеличение финансирова­ния НИОКР, фундаментальной науки. В настоящее время США не случайно име­ют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира (око­ло 3% ВВП), что в долгосрочной перспективе дает стране лидерство в мировом НТП, в современных технологиях.

В результате воплощения программ «рейганомики» изменилась структура фе­дерального бюджета (сократились непроизводственные расходы правительства и вскоре повысились налоговые поступления), произошел отход от активной поли­тики государственного вмешательства в экономику в пользу применения косвен­ных методов регулирования. Доля государственного сектора в результате реали­зации программ приватизации и дерегулирования сократилась, а частный сектор получил новый импульс для своего развития. С 1983 г. в США начался энергич­ный экономический подъем, который продолжался вплоть до начала 1990-х гг. Темпы экономического роста также были рекордными (в 1984 г., например, они равнялись 6,8%). Уровень инфляции снизился в три раза, а безработицу удалось уменьшить до ее «естественного» уровня в 5-6%. Тем не менее экономический подъем вопреки дефляционному эффекту сокращения федеральных расходов сти­мулировал огромный бюджетный дефицит.

«Рейганомика» сделала свое дело, и к концу 1980-х—началу 1990-х гг. положе­ние США в мировой экономике значительно укрепилось, чему в немалой степени способствовало и окончание вооруженного противостояния по линии Запад — Восток. Самая важная политическая победа президента Р. Рейгана, пожалуй, за­ключается в развале «империи зла» путем подрыва экономического потенциала социалистической системы в результате гонки вооружений, путем внедрения за­падной неолиберальной идеологии в странах Восточной Европы и СССР. США немедленно воспользовались ослаблением наиболее вероятного военного (и эко­номического!) противника, захватив теперь уже не только системное, но и глобальное лидерство на просторах мировой экономики. Снижение военных расхо­дов в период потепления отношений между США и СССР опять-таки пошло на пользу Америке. Ассигнования военно-промышленному комплексу США сокра­тились, а высвободившиеся средства были использованы для структурной пере­стройки экономики. США, в частности, неуклонно наращивают выпуск наукоем­кой продукции.

Несмотря на массу прочих экономических и политических достижений, цель ликвидации дефицита федерального бюджета при Рейгане так и не была достиг­нута. Напротив, были поставлены рекорды по дефициту (в 1988 г. дефицит бюд­жета превысил $155 млрд.). Успехи «рейганомики» в виде снижения инфляции и безработицы имели слишком высокую цену в виде колоссального бюджетного дефицита, который повышал уровень государственного долга и угрожал потерей прежних внешнеэкономических позиций.

Сменивший Р. Рейгана президент Джордж Буш-ст., ранее бывший вице-прези­дентом, продолжил курс своего предшественника. Тем не менее, действуя по на­работанным неоконсервативным рецептам, республиканцы к началу 1990-х гг. зашли в тупик, их основные методы макроэкономической политики начали себя исчерпывать. Снижение налоговых ставок, конечно, было огромным преимуще­ством для бизнеса и физических лиц, но вместе с тем это ослабило «автономные» бюджетные стабилизаторы. Оказалось, что рынок достаточно сильно потеснил государство в экономике и неоконсервативная политика стала нуждаться в кор­ректировке. На президентских выборах 1992 г. на фоне кризиса идей эпохи «рей­ганомики» победу одержал кандидат от демократической партии Уильям (Билл) Клинтон, предложивший новую экономическую программу.

Б. Клинтон скорректировал консервативную экономическую стратегию в ли­беральном направлении. В основе реформ, проведенных Клинтоном, лежало из­менение прежней бюджетной политики, возвращение к регулирующей роли го­сударства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение основ стабильного экономического роста. Бюджет федерального правительства приобрел при этом новое стабилизационное значение. Осуществ­лялась селективная поддержка сфер НИОКР, образования, социальной инфра­структуры. В центр экономической политики Клинтона была поставлена новая бюджетная стратегия. Дефицитный федеральный бюджет, доставшийся Клинто­ну в наследство от предшественников-республиканцев, предполагалось ликвиди­ровать, накапливая при этом федеральный государственный долг.

Программа Клинтона в области экономики включала в себя такие составляю­щие как:

1. Повышение основных федеральных налогов. Администрация Клинтона счи­тала, что при Рейгане и Буше-ст. налоговые ставки были неоправданно заниже­ны, они даже оказались ниже оптимума, приносящего, по Лафферу, наибольшие поступления в государственный бюджет. Поэтому максимальная ставка инди­видуального подоходного налога, который приносит наибольшие доходы прави­тельству, была вопреки всем прежним неоконсервативным постулатам повыше­на с 31 до 36,9%. Предполагалось также увеличить налог на прибыль корпораций с 34 до 36%, что и было сделано позднее. Подобные меры помогли увеличить доходы федерального бюджета, не подрывая налоговую базу.

2. Сокращение федеральных расходов. Был введен режим экономии расхо­дов правительства, сокращены государственный аппарат и непроизвод­ственные расходы.

3. Сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики.

Демократы критиковали республиканцев за невнимание к социальным про­блемам, они считали, что сокращать дефицита бюджета за счет уменьшения финансирования общественного сектора — это деструктивно. Клинтон пред­ложил программу увеличения инвестиций в общественный сектор экономи­ки. Стимулировались государственные и частные инвестиции в науку и тех­нологии, образование и переподготовку трудовых ресурсов. Предполагалось, что улучшение общественной инфраструктуры поможет обеспечить дальней­ший рост экономики.

Первоначально программа Клинтона сохранила неоконсервативные традиции республиканцев, но затем она стала приспосабливаться к новым реалиям, заклады­вая основы новой версии смешанной экономики с более активной ролью государ­ства. С 1993 г. в США начался очередной циклический подъем, который доказал правильность макроэкономической стратегии Клинтона. Результатами изменений, внесенных в макроэкономическую модель развития США правительством Б. Клин­тона, стали значительное улучшение ситуации в государственных финансах и пере­ход к новой стадии развития — так называемой новой экономики.

Приняв от Дж. Буша-ст. рекордный дефицит государственного бюджета (в 1992 г. он достигал $290,4 млрд. ), уже в 1998 финансовом году Клинтон ликвидировал бюджетный дефицит, а к 1999 г. положительное сальдо достигло $80 млрд. Впер­вые в современной истории США приостановился рост государственного долга, снизился государственный спрос на кредит. Это отразилось на понижательной тенденции движения уровня процентных ставок, что стимулировало долговремен­ные инвестиции частного сектора, продолжая экономический рост. Объяснение достигнутого на положительного сальдо бюджета очевидно: неоконсерваторы под­готовили бизнесу благоприятную почву развития, в результате чего налоговая база стала неуклонно расти, а скорректированные Клинтоном налоговые ставки позво­лили выйти на оптимальный уровень налогообложения, дающий наибольшие по­ступления в федеральный бюджет. Кроме того, были урезаны непроизводствен­ные расходы правительства.

Основной же заслугой Клинтона стала «золотая экономика» США, возникшая в период его президентства. США удается одновременно поддерживать высокие темпы экономического роста и занятости при низком уровне инфляции. Инфля­ция была снижена до 2-3% в год, безработица — до 4,5, а экономический рост в конце 1990-х гг. составлял около 4%. Всего было создано 12 млн. новых рабочих мест, индекс Доу-Джонса (фондовый индекс ведущих американских корпора­ций) перешагнул за отметку в 11 тыс. пунктов. Даже мировой валютно-финансо-вый кризис 1997-1998 гг. оказался не страшен для экономики. Напротив, США извлекли из этого кризиса немалую выгоду: курс доллара в результате бегства инвесторов от сомнительных валют на тот момент времени значительно укрепил­ся. Одновременно США удалось взять под свой экономический и идеологиче­ский контроль страны, пострадавшие от кризиса.

Причины успеха «клинтономики» кроются, во-первых, в предприимчивости и работоспособности американцев, для которых правительство создало все усло­вия развития бизнеса; во-вторых, в успешной макроэкономической политике Клинтона; а в третьих, в интеграционных процессах в Северо-Американском ре­гионе, которые как раз стартовали при Клинтоне. Экономическое управление ад­министрации Клинтона оздоровило экономику США. позволило преодолеть не­разрешимые неоконсервативные препятствия на пути развития. Тем не менее не следует отрицать того, что основы «золотой экономики» были все-таки заложены президентами Рейганом и Бушем-ст. (сокращение налогов и дополнительные стимулы развития бизнесу), а Клинтон скорректировал в нужном направлении прежний неоконсервативный курс.

Важное значение для роста экономики CIJ1А в 1990-е гг. имел курс на интегра­цию в мировую систему. К настоящему времени на внешнем рынке реализуется 11% ВВП страны и около трети всех производимых в США материальных ценно­стей. США являются ядром североамериканской интеграционной группировки — Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей также Канаду и Мексику. По экономическому потенциалу (объем ВВП трех стран, емкость рынка) НАФТА является более мощным рынком, чем рынок Европейского союза. Североамериканская интеграция активизировала развитие региона, американские компании получили мощный придаток в виде мексиканской И канадской производ­ственных баз, что позволяет им значительно снижать издержки на оплату труда.

Долговременный безынфляционный экономический рост в условиях постоян­но растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в прежних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым догмам и законам пришла новая экономическая реальность — экономика США, которую уже окрестили как «новая экономика». Американская модель «новой экономики» характеризуется прежде всего такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и революция информационных технологий.

Глобализация бизнеса означает активную интеграцию страны и ее хозяйству­ющих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуется за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь, США также получают самые передовые зарубежные инвестици­онные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и до­черние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен пере­довым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с экспортом и импортом было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американская экономика уже на четверть зависит от экспорта и импорта.

Сильные внешнеполитические позиции США. лидерство американской моде­ли развития экономики определяют их лидерство в процессе глобализации. Со­временная экономическая философия глобальной экономики во многом форми­руется под воздействием американского либерализма — модели, которая оказалась наиболее конкурентоспособной в современном мире.

Революция информационных технологий служит вторым мощным источни­ком роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые ком­пании, возникают новые отрасли промышленности. Только в одной Силиконо­вой долине — центре американских технологий (штат Калифорния) — каждую неделю образуется более десятка новых компаний. Это по-настоящему перевер­нуло американскую экономику. Если до недавнего времени экономику страны двигали вперед автомобилестроение и жилищное строительство, то сейчас драй­вером служат информационные технологии, которые дают примерно треть всего экономического роста. В сфере информатики и технологий США не имеют себе равных.

Глобализация бизнеса и новые информационные технологии привели к рест­руктуризации экономики США. Глобализация открыла новые рынки сбыта для американских товаров и услуг, стимулировала производство, ориентированное на зарубежный рынок. В свою очередь, информационные технологии оказывают влияние на целый комплекс отраслей экономики. С помощью информационных технологий можно повысить производительность труда и эффективность управ­ления, снизить издержки, сократить оборудование, в котором теперь отпадает необходимость, можно расширить каналы сбыта, используя глобальные компью­терные сети. Особенность «новой экономики» заключается еще и в том, что со­временные технологии постоянно совершенствуются, не давая кривой жизнен­ного цикла продукта опускаться вниз. Постоянно появляются модификации существующих продуктов или принципиально новые товары и услуги. Техноло­гии также способствуют устойчивому развитию — развитию без ущерба для эко­логии.1

«Новая экономика» была бы немыслима и без гибкости рынка труда в США. Каждый американец в среднем меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США удивительно мобильна и может в одночасье переместиться, скажем, с Западного побережья страны на Восточное и наоборот, если в каком-либо регио­не создаются новые рабочие места с высоким уровнем оплаты. В свое время быт американцев изменили автомобилизация страны и наличие сети прекрасных до­рог, в настоящее время высокоразвитая информационная, транспортная и жи­лищная инфраструктура страны открывает новые возможности всем ищущим работу. В США трудится и немало иностранцев, привлеченных сюда более высо­ким уровнем доходов, нежели у себя на родине. Иностранцы представляют собой как лучший интеллектуальный потенциал европейских и азиатских стран, так и многочисленную неквалифицированную рабочую силу, занятую в сфере услуг на несложных работах. Многие иностранцы, особенно выходцы из развивающихся стран, стремятся натуралнзироваться в США, что постоянно приумножает коли­чество трудовых ресурсов и научно-техническую базу страны.

Не в последнюю очередь эффективность «новой экономики» связана и с аме­риканским вариантом менеджмента, который нацелен на быстрое принятие ре­шений, развивает индивидуальные способности руководителя и его подчинен­ных. Напористой американской модели управления свойствен больший риск перед возможностью соответственно большего вознаграждения за этот риск, чем в более консервативных и осторожных европейской и японской моделях менедж­мента, предпочитающих менее рискованные сценарии развития бизнеса и не­сколько меньший, но гарантированный уровень прибыли. Среди высшего управ­ленческого персонала американских компаний немало сравнительно молодых людей, которые больше склонны к радикальным решениям, нежели пожилые ди­ректора. Молодым лидерам предприятий легче разбираться в новых видах бизне­са, что крайне необходимо для успеха компаний, представляющих сферу инфор­мационных технологий. Американский вариант управления особенно ценит время и оптимальность решения задач в бизнесе. Поскольку технологии и мето­ды управления время от времени приходится обновлять, то большое значение для американских фирм имеет постоянный тренинг персонала.

Успехи американской модели экономики, претерпевшей серьезную модерни­зацию в 1980-1990-х гг., можно проиллюстрировать и на некоторых примерах:

• В1991 г. Япония контролировала 30% американского рынка автомобилей, при этом на внутреннем рынке США присутствовали и многочисленные европей­ские компании. В 1994 г. на долю трех главных американских производителей автомобилей — «Большой тройки» (General Motors, Ford Motors, Chrysler) — приходилось уже 78% рынка.

• В 1980 г. автомобильная компания Chrysler едва не стала банкротом, для удержания ее на плаву потребовался огромный заем федерального прави­тельства в размере $1 млрд.2 Благодаря эффективным методам управления компании удалось вовремя погасить свой долг, а к концу XX в. Chrysler уже находилась на первом месте среди мировых производителей автомобилей по прибыльности.

• В 1988 г. только 40% американского рынка электроники контролировалось национальными производителями. В 1994 г. эта цифра составила уже 75%.

• Еще в 1985 г. компания Intel находилась в очень трудной ситуации, факти­чески она была на грани выживания. Сейчас это общепризнанный лидер гло­бальной сферы информационных технологий.

Экономику США в настоящее время отличают высокая эффективность пред­приятий, гибкость рынка труда, умение создавать рабочие места. Самой успеш­ной и конкурентоспособной моделью макроэкономического развития в мире в на­стоящее время является американский вариант капитализма, отличающийся либеральной философией ведения бизнеса, невмешательством государства в сфе­ру компетенции частного сектора, эффективностью менеджмента, в основе кото­рого лежат приоритет индивидуальных ценностей и ориентир на скорость приня­тия решений.

Развитие экономики США имеет под собой прочный научно-технический фун­дамент и солидную теоретическую базу. Курс правительства постоянно корректи­руется с учетом изменения ситуации в национальной и глобальной экономике. Благодаря успехам своего экономического развития США одержали верх и в сфе­ре идеологии, заложив в основу глобальной системы мирохозяйственных связей принципы либерального рыночного капитализма. Однополярность современной мировой экономики обеспечивает США стратегические преимущества практичес­ки во всех сферах деятельности, в том числе напрямую не связанных с экономи­кой. Непревзойденный научно-технический потенциал страны поддерживается за счет притока в США ведущих ученых и практических специалистов из различных регионов мира, которые многократно приумножают уже достигнутые успехи Америки. В США созданы и постоянно улучшаются условия для занятия бизнесом и наукой, получения образования и медицинской помощи, что продолжает привле­кать в страну иностранцев. Американские ТНК являются самыми мощными и по своему производственному потенциалу, и по уровню развития технологий. США вступили на путь устойчивого развития и постиндустриализма на базе передовых информационных технологий. Соответствующим образом меняется и специали­зация страны в мировом хозяйстве. США — это кузница мировых технологий и ведущий мировой поставщик услуг.

Устойчивые конкурентные преимущества США в науке и технике позволяют не беспокоиться всерьез о ситуации в финансовой системе страны и об отрица­тельном сальдо платежного баланса. «Новая экономика» опровергает прежние классические и кейнсианские догмы относительно необходимости поддержания равновесия в экономике и прежних способах макроэкономического регулирова­ния. Постепенно устаревает даже тезис о приоритете материально-вещественно­го производства, поскольку США удается поддерживать высокие темпы роста на базе относительно низкого уровня инвестиций в промышленность. Приоритет в развитии отводится сфере услуг, в которой важное место занимают НИОКР и информационные технологии. Современные технологии позволили добиться и гармонии с окружающей средой, что является высшим этапом развития на се­годняшний день.

Поскольку США являются единоличным лидером в мировой экономике, то, скорее всего, им удастся поддержать свое первенство и в ближайшем будущем. Остальные крупные страны мира просто не в состоянии конкурировать с самой мощной экономикой, наделенной самыми мощными финансовыми и интеллек­туальными ресурсами. Ни Китай, ни Индия пока не способны опередить США по показателям уровня жизни, развитию науки и техники, экологическим стан­дартам. Японская модель экономики оказалась не столь эффективной в методах управления, да и послевоенное японское «экономическое чудо» во многом объяс­няется помощью, которую оказали им США. На пути же единой Европы встает достаточно сложная проблема преодоления национальных и культурных проти­воречий, что несколько снижает ее шансы на равную конкурентную борьбу с США. А в отдельности европейские страны могут составить конкуренцию Аме­рике только по относительно небольшому набору товаров и услуг. Другим стра­нам мира просто невозможно мобилизовать для развития широкого спектра от­раслей своей национальной экономики такие же ресурсы, которые уже имеются в распоряжении США. США, в свою очередь, будут продолжать свое прогрессив­ное движение вперед, с каждым годом усложняя задачи, стоящие перед их бли­жайшими конкурентами.

Несмотря на повсеместную пропаганду американской модели развития, она подходит далеко не всем странам. Уникальность США в том, что это многонацио­нальная страна, в которой тяготеющие над макроэкономической моделью разви­тия национальные особенности (культура, традиции и т. п.) утрачивают свое зна­чение, какое они имеют в однородных по составу населения странах. В США гораздо легче осуществлять либеральный путь развития капитализма, чем где бы то ни было. Дело в том, что изначально США развивались как свободная страна переселенцев, ищущих надежное укрытие от произвола государства у себя на ро­лине. Соответствующим образом формировались и американские законы, перед которыми все равны. Не случайно, что в такой неоднородной по своему нацио­нальному составу стране с момента введения в действие Конституции, провоз­гласившей равные принципы развития для всех, практически не было этнических конфликтов, а расовая ненависть строго наказывается.

Над американским вариантом менеджмента не довлеют клановые интересы или родственные узы, жесткий ограничительный контроль со стороны государ­ства, как это происходит в других странах мира. Государство и бизнес в США — партнеры, помогающие друг другу в трудные моменты развития. Для того, чтобы вводить американскую модель развития, необходимо иметь точно такие же усло­вия, которые созданы в США: приоритет частной собственности, свободный ры­нок с весьма сильной конкуренцией на нем, незначительная предприниматель­ская роль государства в экономике, мобильность рынка рабочей силы, законы, дающие бизнесу свободу развития и ограничивающие отрицательные эффекты его воздействия на общество и окружающую среду, прекрасная транспортная и финансовая инфраструктура и т. п.

Регулирование рынка труда в США

Важные конкурентные преимущества США обусловлены гибким трудовым зако­нодательством. Так, если соответствующие законы стран ЕС и в еще большей сте­пени России (Трудовой кодекс) ограничивают возможность увольнения излиш­него персонала, что резко снижает эффективность инвестиций в НТП, то американские корпорации связаны своими соглашениями лишь с профсоюзами, которые в отраслях информационной экономики не имеют особого влияния. Вме­сте с тем правительственные агентства отдают себе отчет в том, что переподготов­ка безработных обходится как минимум на треть дороже, чем работников, кото­рых еще только предстоит уволить. С этой целью в ряде американских штатов еще с 1980-х гг. действуют специальные программы переподготовки кадров, на­правленные на стимулирование адаптации к новым технологиям и на конкурен­тоспособность персонала. Данные программы финансируются правительствами штатов, к их реализации подключены частные компании и университеты.

В условиях, когда развитие информационной экономики стимулирует аутсор­синг, включающий в том числе и перевод трудоемких процессов по производству информационных продуктов в страны с низкой оплатой труда, правительство США выступило с инициативой по ограничению подобной практики американ­скими ТНК с тем, чтобы рабочие места в информационной экономике создава­лись в США, а не за рубежом.3 Актуальность ограничения аутсорсинга, Популяр­ного у ведущих американских компаний, объясняется тем фактом, что при общем лидерстве в расходах на НИОКР в мире (почти $300 млрд. в 2001 г.) по доле рас­ходов на НИОКР в объеме продаж корпораций (в среднем — 1,7%) США заметно уступают Финляндии (5,7%), Швеции (5,1%), Японии (4,2%), Швейцарии (3,3%), ФРГ (3,2%), Канаде (2%). Аутсорсинг является одной из главных причин подоб­ного отставания, поскольку исследовательские центры многих американских компаний действуют за рубежом, что искажает реальную картину инновационно-сти американских ТНК.4 Адекватные меры со стороны правительства могли бы способствовать нормализации этой ситуации.

Одна из ведущих американских информационных компаний — IBM уже отреа­гировала на позицию Белого дома, стремящегося сократить аутсорсинг, подписав контракт с индийской компанией Bharti Tele-Ventures на разработку программно­го обеспечения для Индии в штаб-квартире IBM на территории США.

Теория менеджмента США

Соединенные Штаты Америки являются не только великой мировой державой, не только страной наиболее продвинутого и прогрессивного индустриального общества, но и родиной становления и постоянного развития теории и практики современного менеджмента.

Коротко остановимся на основных этапах становления и последующего дви­жения ранних и современных научных школ менеджмента, роли в них выдаю­щихся ученых США. Теория американского менеджмента основана на семи осно­вополагающих теориях. Последовательно рассмотрим их.

Научный менеджмент

Сущность научного менеджмента состояла в направлении систематических уси­лий на повышение эффективности процессов производства. Его основоположни­ком, «отцом» научного менеджмента стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Он оказал большое влияние на развитие науки об управлении производством, систематизировал изучение поточного метода организации труда, разбивая про­изводственные задания на более мелкие операции и определяя способы более быстрого их выполнения. Он впервые занялся систематическим изучением тру­довых движений и их нормированием, работал над усовершенствованием мето­дов управления производства и стимулированием оплаты труда, над вопросами философии и методологии организации труда. В 1911 г. им сформулированы че­тыре основных принципа научного менеджмента. Они включали:

• получение необходимых знаний о процессе производства;

• отбор и обучение рабочих;

• приложение полученных знаний к решению производственных задач;

• сотрудничество между рабочими и администрацией для достижения постав­ленных целей.

Тейлоризм представлял собой не единичное нововведение, но взаимосвязан­ную совокупность понятий и методов, разработанных самим Ф. Тейлором и его последователями. Без его нововведений было бы невозможно, в частности, созда­ние сборочных линий для массового производства автомобилей (Ford), обуви («Батя», «Скороход») и др. Именно эти методы организации производства сыг­рали ключевую роль в быстрой перестройке советской промышленности на обо­ронные нужды в период Второй мировой войны.

Очень большой вклад в развитие научного менеджмента внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868-1924) и Лилиан Гилбрет (1878-1972). Их исследования, посвящен­ные анализу движения работников в процессе труда, во многом совпадали с научными интересами Ф. Тейлора, но проводились абсолютно независимо. Осо­бую известность получили исследования Ф. Гилбрета по оптимизации движений каменщиков и работы хирургов, позволившие существенно повысить производи­тельность труда первых и резко сократить время хирургических операций. Труды Ф. и Л. Гилбрет в сравнении с подходами Ф. Тейлора были более содержательны­ми. Они стремились показать рабочим, как можно повысить производительность, работая не быстрее, алучше, стремились объяснить не только как нужно изменить или усовершенствовать используемые методы, но и почему это необходимо сде­лать. У супругов Ф. и Л. Гилбрет было 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек). Кто-то из них однажды спросил отца: «Для чего бы ты хотел сберечь время? Что бы ты стал с ним делать?» — «Для работы, если ты ее любишь, — ответил он, — для обра­зования, для того чтобы стать красивым, для искусства, для удовольствия, — он посмотрел поверх пенсне, — для игры в ножички, если к этому лежит твоя душа».5 Следующим важным этапом научных исследований американских ученых в области менеджмента следует назвать гуманистическое направление, включив­шее в себя три его области:

• движение человеческих отношений;

• концепции человеческих ресурсов;

• научный бихевиоризм.

Мари Паркер Фоллет (1868-1933) изучала философию и политические науки. Ее концепция лидерства впервые привлекает внимание к людям, а не к техническим процессам. В своем исследовании динамики взаимодействия менеджеров и органи­заций (законы ситуаций) она искала ответы на актуальные и сегодня вопросы эти­ки, власти, лидерства, максимизации эффективного труда подчиненных. Чрезвы­чайно важным и опережающим свое время следует считать ее концепцию наделения властью, право сотрудника независимо от властных полномочии работать по ситуа­ции. Абсолютно актуальна и ее знаменитая фраза: «Не цепляйтесь за свои планы».

Эстафету М. Фоллет подхватил Честер Барнард (1861 —1961) и другие исследо­ватели. Идеи Ч. Барнарда о роли менеджмента в крупных организациях во многом опередили свое время. Ч. Барнард был первым, кто обратил самое пристальное вни­мание на роль высшего руководства, поставил вопрос, для чего оно существует. Он определял организацию как систему осуществления скоординированных дей­ствий, целью которых является предоставление индивидам возможности достичь таких результатов, которых они никогда бы не смогли добиться поодиночке. Он четко сформулировал основные функции руководящего менеджмента, как:

1. Определение целей организации с учетом изменяющихся требований внеш­ней и внутренней среды (включая физические, биологические и социальные факторы) и формулирование задач, обеспечивающих реализацию ценностей организации и особенностей ее внутренней культуры.

2. Создание системы коммуникаций, т. е. иерархической и подотчетной струк­туры, а также систем для передачи информации — как в вертикальном на­правлении, так и между всеми индивидами и подразделениями.

3. Разработка соответствующего набора стимулов для привлечения и удержа­ния персонала, а также для обеспечения его приверженности общей цели.

Эти функции в изложении Ч. Барнарда абсолютно актуальны и сегодня. Одно из наиболее важных достижений Ч. Барнарда — создание концепции не­формальной организации, которую естественным образом формируют сложившиеся социальные группы. Он учил, что организацию не следует рассматривать как некий бездушный механизм. Неформальные отношения представляют боль­шую силу, которая может быть использована менеджментом в целях повышения эффективности организации.

Сила теории Ч. Барнарда заключается в ее комплексности и целостности, а так­же в том, что он был не только блестящий ученый, но и превосходный менеджер-профессионал.

Большое значение в концепции «движения человеческих отношений» имели труды профессора Гарвардского университета Элтона Мийо (1880-1949).

Э. Мийо искал способы применения достижений психиатрии и социальных наук К проблемам организации труда и практическим методам управления. На основе проведенных иод его руководством хоуторнских экспериментов Э. Мийо доказал, что руководители должны принимать во внимание факторы социальной организа­ции рабочего места и человеческие потребности рабочих. Сочинения Э. Мийо и его коллег из Гарвардской школы были важным вкладом в теория «человеческих отно­шений». В 1928 г. Э. Мийо был приглашен руководством компании Western Electric для осуществления контроля нал экспериментами, проводившимися на заводе Haictome Works, расположенном в Чикаго. Эти исследования проводились по его инициативе с 1924 по 1929 г. и дали основания для множества важных выводов и плодотворной последующей работы. Э. Мийо, в частности, доказывал, что выявлен­ные в исследованиях традиционных сообществ и небольших коллективов примеры социального сотрудничества обусловлены бессознательной приверженностью лю­дей к соблюдению социальных норм. Э. Мийо считал необходимым создание надле­жащим образом подготовленной административной элиты, которая будет способна внедрять эффективные методы социального сотрудничества — очень важного усло­вия успешной деятельности организации. В числе основных его заслуг можно счи­тать, во-первых, его стремление убедить менеджеров в необходимости учета челове­ческих и социальных аспектов ситуаций на каждом рабочем месте и, во-вторых, он показал большие преимущества возможности проведения долгосрочных исследо­ваний на одном предприятии и избранных рабочих местах. Эксперименты Э. Мийо в Хоуторне способствовали активному поиску новых способов применения дости­жений социальных наук в практической деятельности.

Концепция человеческих ресурсов

Абрахам Маслоу (1908-1970) получил психологическое образование, внес осно­вополагающий вклад в развитие теории мотивации, разработал теорию «иерархии потребностей», в которой любые человеческие потребности классифицировались в рамках пятиуровневой иерархии; физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и социальном общении, потребности в само­выражении и потребности в самореализации, или «самоактуализации».

Теории А. Маслоу сформировались под воздействием достижений различных научных дисциплин, включая биологию, антропологию, клиническую психоло­гию и психоанализ. А. Маслоу отчетливо связывал представление о потребности в любви с работами 3. Фрейда, концепцию потребности самоуважения — с идея­ми А. Адлера и концепцию самоактуализации и ее применения на уровне обще­ства в целом — с теоретическими разработками Э. Фромма.

Первый важный вывод А. Маслоу заключался в том, что психологические по­требности человека, первоначально доминирующие, по мере Насыщения продол­жают существовать лишь потенциально с акцентом на движение вперед к более высоким потребностям. Он отмечал, что его теория для большинства людей под­ходит прямым, личным и субъективным правдоподобием, но ей не хватало экспе­риментальной поддержки. Однако его исследования имели большое значение и резонанс.

Дуглас Макгрегор (1906-1964) был крупным специалистом в области социаль­ной психологии. Наибольшую известность ученому принесла разработанная им теория Y основанная на предложениях «поддержки», которую он противопоста­вил теории X, основанной на предположениях «контроля».

Теория X осторожно, без излишнего давления высветила, какие реальные воз­зрения исповедовали руководители высших уровней. В основе теории X лежат следующие предположения:

• Средний человек имеет врожденную нелюбовь к работе и при первой воз­можности стремится уклониться от ее выполнения.

• Поэтому к большинству людей, чтобы заставить их прилагать необходимые усилия, следует применять меры принуждения и контроля, приказания и угрозы наказания.

• В силу этих же причин средний человек предпочитает получать распоряже­ния, стремится избегать ответственности, имеет сравнительно невысокие амбиции и прежде всего хочет надежности.

Ученый полагал, что классический менеджмент реально основывается на предпо­ложениях теории X и что ранние концепции движения за человеческие отношения представляют по своей сути ее модифицированный вариант. В качестве противопо­ставления этой теории и формулирования более реалистичного подхода к менедж­менту Д. Макгрегор предложил теорию Y. Приведем ее основные положения:

• затраты физических и умственных усилий в процессе труда так же есте­ственны, как при игре или отдыхе;

• меры высшего контроля и наказания не являются единственными средства­ми мотивации. Человек, который стремится к целям и их разделяет, осуще­ствляет саморегуляцию и самоконтроль;

• в определенных условиях средний человек не только принимает на себя от­ветственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства;

• средний человек учится в надлежащих условиях не только для того, чтобы принять на себя ответственность, но и для того, чтобы найти ее;

• большинству людей свойственна высокая степень воображения, изобрета­тельности и креативности при решении организационных проблем;

• в условиях современного индустриального общества интеллектуальный по­тенциал среднего человека используется лишь частично.

В качестве очевидного вывода следовало, что основная задача организации за­ключается в интеграции ее политики с индивидуальными целями ее членов.

Теория Д. Макгрегора во многом совпадала с теоретическими выводами А. Мас­лоу и рядом других ученых. Несмотря на некоторые недостатки, непреходящая ценность наследия Д. Макгрегора состояла в выводе: живые системы являются са­моорганизующимися.

Бихевиористический (поведенческий) научный подход

Главная задача приверженцев этого подхода — идентификация и анализ движу­щих мотивов поведения работника и его взаимодействие с другими людьми в организационной среде. Элементы этого подхода наличествуют практически в любой компании. Поведенческие (бихевиористические) модели практически одновременно были предложены учеными Мичиганского университета и Уни­верситета штата Огайо.

Модель Университета штата Огайо

На базе анализа ранее распространенных анкет исследователи университета при­шли к выводу, что подчиненные оценивают поведение менеджеров прежде всего по двум критериям: «внимание к подчиненным» и «инициирование структуры». Обычное поведение внимательных руководителей включало в себя:

• выражение признательности подчиненным за хорошо выполненную работу;

• отсутствие завышенных ожиданий по отношению к сотрудникам;

• проявление участия к личным проблемам сотрудников;

• готовность прийти на помощь;

• вознаграждение работников за отлично выполненное задание.

Стиль «инициирование структуры» подчеркивает умение менеджера поста­вить цель и разработать план по ее достижению, включая действия подчиненных. Поведение инициирующих структуру руководителей включало в себя:

• распределение подчиненным производственным заданий;

• установление стандартов выполнения работы;

• информирование подчиненных о требованиях, предъявляемых к работе;

• составление графика выполнения заданий;

• поощрение использования унифицированных процедур.

Анализ результатов позволил в соответствии с полученными оценками выде­лить определенные типы лидеров.

Модель Мичиганского университета

Аналогичные исследования были проведены и в Мичиганском университете. Исследователи пришли к выводу, что эффективных руководителей отличают два типа поведения:

• ориентированное на выполнения задания;

• ориентированное на отношения.

В первом случае менеджеры работали вместе с подчиненными над решением различных задач, занимались планированием, координацией и обеспечением де­ятельности группы, что, в принципе, соответствовало изложенному выше подхо­ду к «инициированию структуры».

Менеджеры, ориентированные на отношения, при выполнении полученных заданий уделяли большое внимание отношениям с подчиненными. Они были внимательны, отзывчивы и дружелюбны и осуществляли скорее общее руковод­ство, не вникая в детали действий подчиненных, что соответствовало стилю «вни­мательных менеджеров» по классификации ученых Университета штата Огайо.

Р. Блэйк и Дж. Моутон как приложение к модели Университета Огайо разрабо­тали модель управленческой сетки (рис. 6.1), где на вертикальной оси отмечена степень внимания менеджера к людям от самой низкой (1) до самой высокой (9); на горизонтальной оси — степень внимания к производству от низкой (1) до высо­кой (9). В левом нижнем углу сетки с координатами (1; 1) занимают место менед­жеры, стиль руководства которых оценивается как «убогий»: низкая степень вни­мания и к людям, и к производству, т. е. уклонение от решения любых проблем. Такие управленцы делают ровно столько, сколько нужно, чтобы не потерять рабо­ту. В левом верхнем углу сетки (1; 9) расположились приверженцы стиля управле­ния «деревенского клуба»: высокая степень внимания к людям и низкая — к про­изводству. Такие руководители стремятся к созданию на рабочем месте дружеской семейной атмосферы, уделяя большое внимание чувству безопасности и ощуще­нию комфорта, предполагая, что это позволит подчиненным продемонстрировать наивысшую производительность. Сторонники менеджмента «заданий» (высокая степень внимания к производству и низкая к людям) обосновались в правом ниж­нем углу (9; 1). Им нет дела до личных нужд подчиненных, единственное, что для них имеет значение, — выполнение задач организации, производственных зада­ний. Они считают, что наивысшая эффективность достигается только в тех случа­ях, когда сотрудники выполняют свою работу в соответствии с имеющимися инст­рукциями.

Рис. 6.1. Модель управленческой сетки

В центре сетки с координатами (5; 5) расположились сторонники «золотой се­редины» — менеджеры, которые стремятся найти баланс потребностей подчинен­ных и задач по повышению производительности организации. Проявляя умерен* ный интерес к работникам и потребностям производства, они добиваются нужных им результатов.

В правом верхнем углу (9; 9) находится наиболее эффективный стиль руковод­ства, характеризующийся высокой степенью внимания и к людям, и к производ­ству. Приверженцы этого стиля умеют создавать на основе доверия и уважения сплоченные рабочие группы (коллективы) и добиваются высоких результатов работы и высокой степенью удовлетворения сотрудников как процессом работы, так и достигнутыми результатами. Этот стиль требует определенных личных ка­честв менеджера и не в последнюю очередь высокого профессионализма.

Вторая мировая война и последующие сложные проблемы поддержания бла­госостояния всего мира, как пишет Ричард Дафт, побуждали ученых и менедже­ров к дальнейшим исследованиям, внедрению более сложных методов руковод­ства. Менеджмент стал рассматриваться как наука.

Новое направление его развития отличалось от предшествующих применени­ем в принятии управленческих решений математических и статистических мето­дов, привлечением знаний смежных наук. Эти подходы послужили фундаментом новых концепций. В частности, возникла такая область менеджмента, как опера­ционный менеджмент, иод которым сегодня понимают направление, непосред­ственно связанное с процессами и технологиями производства и услуг. Для реше­ния производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют экономико-математические методы прогнозирования, моде­лирования запасов, линейное и нелинейное програ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.