Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая природа фирмы.



 

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Существуют разные трактовки понятия фирмы:

К. Маркс рассматривал фирму как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин.

Ф. Найт считал, что фирма – это результат минимизации риска и неопределенности.

Р. Коуз и О. Уильямсон трактовали понятие фирмы как необходимость уменьшения трансакционных издержек.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью.

Что же заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.

Для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших трансакционных издержек. Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Т.е., фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

Существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения:

1. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом дохода Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.

3. ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупнаяфирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Существует два пути роста:

* внутренний, за счет концентрации производства и капитала;

Внутренние источники роста:

а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

б) выпуск акций;

в) заемные средства, взятые у банка.

* Внешний, за счет централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внешние источники роста:

а) слияние, т.е. объединение двух и более компаний;

б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.

Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Диверсификация, означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).

ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.