Здавалка
Главная | Обратная связь

Четыре времени года.



Люй спросил:
Нельзя ли услышать о взаимодействии Солнца и Луны и о временах года, месяца и дня?

Чжунли сказал:
Всего есть четыре разных времени. Каждому человеку отведена жизнь в одну сотню лет.
Между 1-м и 30-м годом - время юности и силы.
Между 30-м и 60-м - роста и зрелости.
Между 60-м и 90-м - старость.
От 90 до 100 - угасание.
Эти времена тела - первые из четырех различных времен.

В каждом дне есть 12 двухчасовых частей. Пять дней составляют неделю. Три недели слагают
цикл из 15 дней. Трем таким циклам отвечает одно малое изменение в погоде; два малых
изменения создают одну большую перемену. В году же есть весна, лето, осень и зима.

Весной половина Инь - это Ян. Оттого погода меняется с холодной на теплую.
Летом весь Ян - это Ян. Погода меняется с теплой на жаркую.
Осенью половина Ян - это Инь. Значит идет переход от жары к прохладе.
Зимой весь Инь - это Инь, и на смену прохладе приходит холод.
Таковы времена года - вторые из четырех различных времен.

В каждом лунном месяце - 30 дней или 360 двухчасовых частей.
От новой луны до первой четверти: половина Инь - это Ян.
От первой четверти до полной луны: весь Ян это Ян.
От полной луны до последней четверти половина: Ян - уже Инь.
От последней четверти до невидимой луны: весь Инь - это Инь.
Таковы времена Солнца и Луны - третьи из четырех различных времен.

В одной полустраже 60 минут. Восемь полустраж и 20 минут составляют один временной
отрезок. Полтора таких отрезка отражены в триграммах, которые задают 8 направлений.

Если брать четыре главных направления, то:
От часа цзы(север) к мао(восток) половина Инь - это Ян. Малый Ян рождается внутри большой Инь.
От часа мао к у(юг) весь Ян - это Ян. Чистый Ян возникает из малого Ян.
От часа у к ю(запад) половина Ян - это Инь. Малый Инь поднимается из большого Ян.
От часа ю к цзы весь Инь - это Инь. Чистый Инь выступает из малого Инь.
Таковы времена дня - четвертые из четырех различных времен.

Времена тела соблюсти труднее всего и очень легко нарушить. Времена года и месяца приходят
неспешно, но проходят быстро. Как сверкание молнии, не дольше горения искры из кремня -
времена дня и часа. Дни складываются в месяцы, месяцы копятся в года. С каждым истекшим
годом уменьшается срок жизни. А для тех, кто жаждет славы и удачи, тех, кто не подчинил
своенравный ум, - года бегут в сто раз быстрее. Привязанные душой к детям и внукам, они
влекомы приливом и отливом чувств. Лишь те, кто всем своим сердцем обращаются к Дао,
способны отразить старость и угасание. Весеннего снега, осеннего цветка - не долог срок,
свет заходящего Солнца и лунного серпа - слаб. Для тех, кто следует Дао, время тела особенно
ценно.

Среди красоты, чувственных радостей и чудесных ароматов люди не думают, что внешние воды
подмывают финдамент их дома. Услаждают слух дружеской беседой под теплым ночным небом,
коротают зимние дни за вином. Ища лишь удовольствий, тратят драгоценное время на скоротечное
и проходящее. Если бы только могли они пробудиться и обратить свои сердца назад к Дао! Кто бы
взялся переправляться на дырявом челне? Заделай прорехи в стенах дома и приступай к культивации.
Вот совет мой тем, кто решился следовать Дао: не тратьте попусту годы и часы своей жизни.

Только пропел утром петух - а ты уже вне дома. Городской глашатай огласил приход вечера -
сожалеешь, что так быстро прошел день. Жадность не дает остановиться, не дает передохнуть.
Желания тревожат, будто мало вещей и денег. Дом доверху наполнен золотом - а перед болезнью ты
слаб и беспомощен. Прикованный к ложу, видишь вокруг детей и внуков, и страшит тебя, что некому
присмотреть за ними после твоей смерти. Не думают люди, что череда дней безостановочна и время
не ждет. Вот отчего те, кто культивируют Дао, ценят каждый день.

Люй спросил:
Времена тела, дня, года, Солнца и Луны - все это проявление хода времени. Отчего вы,
достопочтимый учитель, считаете времена тела самыми ценными и времена дня - наиболее
важными?

Чжунли сказал:
Для тех, кто культивирует Дао, самый важный период жизни - юность, ибо корни изначальной
природы глубоки и сильны в молодых. В это время легко достичь плодов культивации, за 1000
дней можно получить изумительные результаты. Годы роста и зрелости тоже ценны. Однако
если начинать практику в среднем возрасте, то сперва следует пополнить энергию, что утеряна
с годами. Затем нужно пытаться увеличить те запасы, что собраны. Тогда со временем можно
будет остановить старение и возвратить себе молодость, а потом преодалеть тлен мира и
вступить в царство священного.

Пусть ты не знал, что культивировать надо было смолоду; не ведал, как сохранить силу жизни
в среднем возрасте; даже если только страдания заставили тебя ценить ясность духа и покой
души; и и даже если ты прикоснулся к тонкому и незримому лишь как тяжело заболел - все
еще можно следовать Дао в старости.

Кто начал практику на склоне лет, сперва должен пытаться удержать энергию, которая покидает
его. Затем они должны пополнить энергию, что утеряна с годами. Так они вступят на Малый путь.
Затем, по мере накопления заслуг добродетели, перейдут они на Средний путь. В результате им
удастся остановить старение и вернуть себе молодость. Тела их сохранятся в царстве Земли - но
5 паров никогда не двинутся к изначальной области и три цветка не соберутся на темени. Поскольку
практика начата поздно, бессмертными им не стать. Вот отчего времена тела - важнее прочих.

Люй спросил:
Теперь понял я, как ценны времена тела. Можете ли объяснить, почему столь важны времена дня?

Чжунли сказал:
Один день жизни человека тождествен месяцу жизни Солнца и Луны и году жизни Неба и Земли.
Великое Дао рождает Небо и Землю - это верхняя и нижняя сферы. Отделяет их друг от друга
84000 ли.

После зимнего солнцестояния пар Ян из Земли поднимается. Погода меняется каждые 15 дней -
ибо за этот срок пар Ян поднимается на 7000 ли. На 180-й день пар Ян достигает Неба - Великий
Предел рождает тогда Инь.

После летнего солнцестояния Инь спускается с Неба. И вновь каждые 15 дней меняется погода -
пар Инь за этот срок спускается на 7000 ли. На 180-й день Инь достигает Земли - Великий Предел
порождает Ян. Когда один цикл завершается, начинается другой. Следуя Дао, круг это длится
вечно.

Ход Солнца и Луны по Небу не знает отклонений. От самого творения задано им проходить 840 ли
в каждой стадии своего движения. После рождения новой Луны 9 возникает из 6. За 12 страж дух
внутри души продвигается на 70 ли. Каждые 15 суток, или 180 страж дух внутри души продвигается
на 840 ли. (движение начинается только через 3 дня после новолуния)

После полнолуния 6 возникает из 9. В 12 страж одних суток душа внутри духа продвигается на 70 ли.
Каждые 15 суток, или 180 страж, душа внутри духа продвигается на 840 ли. (в последние 3 дня
продвижения нет. см на этот счет Лин-бао би-фа гл 5). Когда один цикл завершается, начинается
другой. Следуя Дао, круг этот длится вечно. Так воздвигнуто основание Дао, так вскормлена тьма
вещей.

Из всех живущих лишь человек имеет искру духа и наиболее разумен. В его теле сердце и почки
отделяет 8,4 цуня, а подъем и опускание Инь и Ян вторит образу действий Неба и Земли.

Жидкость возникает из пара, пар возникает из жидкости. Так они взаимно порождают друг друга,
следуя образу действий Солнца и Луны.

На Небе и Земле Цянь и Кунь всегда ищут друг друга. Согласно подъему и опусканию Инь и Ян
и следуя принципам Дао, они раз в год сходятся в соитии. Один год сменяется другим.

Рождение духа и души отвечает ходу Солнца и Луны. Происходит прилив и отлив эссенций
Солнца и Луны, и, следуя Дао, соитие совершается раз в месяц. Один месяц сменяется
другим.

В мире людей момент схождения наступает раз в сутки.
Если не знать времени схождения;
Не быть обученым методу собирания;
Не ведать, как восполнить утерянное;
Не копить, когда в избытке;
Если при самом сильном Инь не культивировать Ян и при самом сильном Ян не очищать Инь;
Даже не подозревать, что каждый месяц убывает часть твоей жизненной силы;
И если усердно не практиковать каждый день, то каждый прошедший год - безвозвратно утерян
и каждый прошедший день - потрачен впустую.

Кто не желает культивировать Дао - подобен спящему на сквозняке в мокрых одеждах, и тому,
кто изнывает при летнем зное и страдает от зимних ветров, - все они обречены постоянно болеть.
Если впустую тратишь время - чем отличаешся от тех, кто сложа руки ждет смерти?

Люй сказал:
Чтящий Дао не должен попусту тратить драгоценное время. Проходят годы, тело слабнет, и мы
все ближе к смертному порогу. Однако, неверно практикуя, все равно не получаем результата:
Инь и Ян тела не сойдутся в должном соитии, моменты дневных и месячных взаимодействий
будут упущены.

Чжунли сказал:
Применяй годовой цикл - к телу, цикл месяца - к году и часовой цикл - ко дню. Ибо пары пяти
внутренностей прививают и отливают каждый в свое время месяца, поднимаются и опускаются
в свое время дня. Каждый час пары перемещаются на 5 градусов, и каждые 6 временных
долей они совершают один круг обращения. Это верно для 5-ти элементов: металла, дерева,
воды, огня и земли. Восток, запад, юг, север и центр - все имеют свои числа рождения и
завершения.

Если точно следовать этим срокам, то можно очистить и превратить воспроизводящую цзин(семя)
в истинную ци(пар); истинную ци можно очистить и слить воедино с шэнь(духом) Ян; дух Ян можно
очистить и слить воедино с Великим Дао.

К оглавлению.

-----------------------------------------------------------------------------

Пять элементов.

Люй спросил:
Пары пяти внутренностей - это металл, дерево, вода, огонь и земля; расположение пяти элементов -
это восток, запад, юг, север и центр. Как порождают и сменяют они друг друга? Взаимодействуют
ли они в некое определенное время и когда следует их собирать? Хотелось бы услышать, что вы
скажете обо всем этом.

Чжунли сказал:
Великое Дао дает начало Небу и Земле. Вот Небо и Земля разделились - и возникли 5 императоров.
Зеленый император востока правит весной. В это время года Ян восстает внутри Инь, рождая тьму
вещей.
Красный император юга управляет летом - Ян появляется внутри Ян, растя всю тьму вещей.
Белый император запада владеет осенью - Инь поднимается внутри Ян, направляя вещи к завершению.
Черный император севера - властитель зимы. Инь поднимается внутри Инь, приводя вещи к угасанию
и смерти.
Желтый император: 18 из 90 дней каждого времени года стоят особо. Весной Желтый император центра
помогает Зеленому императору породить тьму вещей. Летом воодушевляет Красного имперетора
взращивать вещи. Зимой поддерживает Черного императора, который возвращает все к покою.

Каждый из 5-ти императоров управляет 72-мя днями. Все вместе - 360 днями года. Так они помогают
Небу и Земле следовать Дао.

Сыновья Зеленого императора зовутся так: один - цзя, другой - и, они принадлежат элементу дерева,
что на востоке.
Сыновья Красного императора - это бин и дин, они относятся к элементу огня юга.
Сыновья Желтого имперетора - у и цзи, которые принадлежат элементу земли в центре.
У Белого императора - гэн и синь, что относится к элементу металла запада.
Черный император имеет сыновей жэнь и гуй, которые принадлежат к элементу воды севера.
Когда импереторы находятся в связи с временами года - возникают направления.

Дерево проявляется как зеленый дракон, огонь как красный ворон, земля как желтый червь, металл как
белый тигр, вода как черная черепаха. В своем взаимодействии с временами года 5 императоров
создают всю тьму вещей.

И сочетается с гэн - и весной цветут вязы. Зеленым покрывается белое, воплощая цвета металла
и дерева.
Синь сочетается с бин - наступет урожайное обилие осени. Белым возмется красное, воплощая
цвета металла и огня.
Цзи сочетается с цзя - поздним летом и ранней осенью зреют дыни. Зеленое проступает на желтом,
воплощая цвета земли и дерева.
Дин сочетается с жэнь - время летних грибов. Красным подернется черное, воплощяя цвета воды
и огня.
Гуй сочетается с у - зимой будут апельсиновые деревья. Черным затянется желтое, воплощая цвета
воды и земли.

Так вот создаются все вещи, вскармливаются и образуют присущие им виды. Говорится, что когда
5 императоров взаимодействуют с временами года, то нет предела видам вещей, которые императоры
способны создать.

Люй спросил:
Вот, оказывается, какова связь 5-ти элементов с временами года. Могу ли спросить об их действии
внутри нас?

Чжунли сказал:
Голова человека кругла, а ноги - угловаты. Вот отчего люди принимают форму Неба и Земли. Инь
опускается - Ян поднимается. Движение паров Инь и Ян внутри нас вторит действию Неба и Земли.
Почки - вода, сердце - огонь, печень - дерево, легкие - металл, а селезенка - земля.

Когда 5 элементов дают начало друг другу то:
Вода порождает дерево,
Дерево порождает огонь,
Огонь порождает землю,
Земля порождает металл,
Металл же порождает воду.
Что рождает - именуется матерью, что рождено - сыном.

Когда 5 элементов подавляют друг друга то:
Вода подавляет огонь,
Огонь подавляет металл,
Металл подавляет дерево,
Дерево подавляет землю,
И земля подавляет воду.
Что господствует - именуется мужем, а покоренное - женой.

В отношениях мать - сын:
Пар печени укрепляется паром почек,
Пар сердца укрепляется паром печени,
Пар селезенки укрепляется паром сердца,
Пар легких укрепляется паром селезенки,
А пар почек укрепляется паром легких.

В отношениях муж - жена:
Пар сердца подавляется паром почек,
Пар легких подавляется паром сердца,
Пар печени подавляется паром легких,
Пар селезенки подавляется паром печени,
А пар почек подавляется паром селезенки.

Почки - это муж сердца, мать печени, жена селезенки и сын легких.
Печень - это муж селезенки, мать сердца, жена легких и сын почек.
Сердце - это муж легких, мать селезенки, жена почек и сын печени.
Селезенка - это муж почек, мать легких, жена печени и сын сердца.
Легкие - это муж печени, мать почек, жена сердца и сын селезенки.

Внутренне сердце проявляет себя в продольных каналах цзин, внешне - как цвет лица.
Открывается оно как язык. Подавляет легкие, а само подавляемо почками - в этом следует
принципу отношений муж - жена. Когда сердце встречает печень - усиливается, встречает
селезенку - слабнет. Это принцип отношений мать - сын.

Внутренне почки проявляют себя в костях, внешне - как волосы. Они открываются как уши.
Подавляют сердце, сами подавляемы селезенкой - это господство принципа муж - жена.
Когда почки встречают легкие, то усиливаются, встречают печень - слабнут. В этом следуют
принципу мать - сын.

Внутренне печень проявляет себя в сухожилиях, внешне - как ногти рук и ног. Открывается
как глаза. Подавляет селезенку, ее же подавляют легкие - здесь заправляет принцип муж - жена.
Когда печень встречает почки - усиливается, встречает сердце - слабнет. Это принцип мать - сын.

Внутренне легкие проявляют себя как полые внутренние органы, внешне - как поры кожи.
Открываются они в ноздри. Подавляют печень, а их подавляет сердце - принцип муж - жена.
Когда легкие встречают селезенку - усиливаются, встречают почки - слабнут. В этом следуют
принципу мать - сын.

Внутренне селезенка проявляет себя как все внутренние органы. Она питает сердце, почки,
легкие и печень. Внешне проявлена как кожа. Открывается в область рта, и при вдохе и выдохе
подавляет почки и подавляемо печенью - принцип муж - жена. Когда селезенка встречает сердце
- усиливается, встречает легкие - слабнет. Это принцип мать - сын.

Таковы пути, какими 5 элементов питают и подавляют друг друга внутри человеческого тела.
Движение, усиление и ослабление пара - все выражено отношениями муж - жена и мать - сын.

Люй спросил:
Сердце принадлежит элементу огня. Как же может огонь опускаться? Почки принадлежат элементу
воды. Возможно ли воде подняться?

Селезенка - это земля. Так как земля в центре, селезенка усилится, если к ней спустится огонь. Но
не ослабнет ли при этом вода снизу?

Легкие - металл. Так как металл сверху, легкие страдают от встречи с нижним огнем. Как же тогда
они могут дать воду?

Элементы, что питают друг друга, - далеко разнесены, трудно их свести вместе. Элементы, что друг
друга подавляют, - все вблизи, нелегко их развести подальше. Раз так - все 5 элементов непрестанно
вредят друг другу. Что вы скажете на это?

Единый пар направляет 5 элементов назад к Истоку. Изначальный Ян восстает, порождая истинную
воду. Истинная вода, преображаясь, дает истинный пар. Истинный пар, преображаясь, рождает дух Ян.

С самого начала, только установились положения 5-ти элементов - возникают отношения муж - жена.
Почки - это вода. В ней содержится металл; он же естественным образом рождает воду. Значит,
приступая к культивации, следует распознать металл внутри воды. Вода, по природе своей, подавляется
землей. Поэтому, собирая снадобье, следует заставить воду подчиниться земле.

Дракон есть проявление духа печени, а тигр - духа легких. Ян - дракон выходит из дворца Ли, а Инь - тигр
- из дворца Кань.

Когда 5 элементов в круге порождения - пар передается от матери к сыну. Значит, от часа цзы до часа у
Ян рождается внутри Ян. Когда 5 элементов в круге подавления - поток жидкости следует принципу
муж - жена. А значит, от часа у до часа цзы Ян очищается внутри Инь.

Ян неполон без Инь. Когда уже нет ни капли Инь - смерть более не властна над тобой. Инь не может
родиться без Ян. Когда Инь полностью очищен - ты достигаешь долголетия.

Люй спросил:
Пять элементов составлены из паров Инь и Ян. Что значит, что все они направляемы неким одним паром?

Чжунли сказал:
Этот пар возникает, когда мужчина и женщина сходятся в любовном соитии. Воспроизводящая жидкость
и кровь взаимодействуют, порождая форму. По мере роста утробного плода:
Селезенка возникает из почек,
Печень возникает из селезенки,
Легкие возникают из печени,
Сердце возникает из легких,
Тонкая кишка возникает из сердца,
Толстая кишка возникает из тонкой,
Желчный пузырь воникает из толстой кишки,
Желудок возникает из желчнего пузыря,
И мочевой пузырь возникает из желудка.
Все внутренности созданы взаимодействием воспроизводящей жидкости и крови.

Все начинается с возникновения Ян. Один Ян воплощается в две почки, которые суть элемент воды.
В воде содержится огонь. Когда вода поднимается, то называется паром. Пар поднимается - и движется
в направлении сердца. Сердце, по природе своей, - Ян. Ян встречает Ян - и Великий Предел порождает Инь.
Накопившись, пар Инь дает жидкость, что стекая от сердца, возвращается к почкам.

Печень - мать сердца и сын почек. Она гонит пар от почек к сердцу. Легкие - жена сердца и мать почек.
они ведут жидкость от сердца к почкам. Подъем и опускание пара и жидкости следуют образцу поведения
Инь и Ян Неба и Земли. Печень и почки также направляют свои пары согласно ходу Солнца и Луны.

Пять элементов - лишь удобный способ показать числа творения. И творение, и взаимодействие - оба
происходят из единого пара изначального Ян. Жидкость рождается внутри пара, пар рождается внутри
жидкости. Почки - это корни пара, а сердце - исток жидкости. Когда дух силен и устойчив, тонко-неуловимо
истинная вода образуется в паре. Коль исток сердца чист и ясен, покойно-таинственнл истинный огонь
возникает в жидкости. Уразумей суть истинного дракона и пойми, как извлечь его из огня; распознай
истинного тигра и научись получать его из воды. Когда дракон и тигр в соитии, они преображаются в
желтые ростки. Желтые ростки созрели - Великое снадобье завершено и золотая пилюля обретает плоть.
Так достигается золотая пилюля, а с ней - вечная жизнь.

Люй спросил:
Поведали вы, о учитель, что, обретя золотую пилюлю, скидываешь бренную оболочку и восходишь к
бессмертию, возвращаясь на десять островов. Можете ли рассказать теперь, что представляют собой
желтые ростки?
Чжунли сказал:
Это истинный дракон и истинный тигр.
Люй спросил:
Что такое дракон и тигр?
Чжунли сказал:
Дракон - это вовсе не дракон печени; это Ян-дракон, что появляется из истинной воды во дворце Ли.
Тигр - это вовсе не тигр легких; это Инь-тигр, который выходит из истинного огня во дворце Кань.

К оглавлению.

-----------------------------------------------------------------------------

Огонь и Вода.

Люй спросил:
Можно достичь долголетия, получив золотую пилюлю. Однако прежде надо собрать желтые ростки;
а чтобы собрать желтые ростки, нужно произвести дракона и тигра. Истинный дракон появляется из
дворца Ли, истинный тигр выходит из дворца Кань. Внутри Кань и Ли - вода и огонь. Можете ли
рассказать о них?

Чжунли сказал:
Вот воды человеческого тела: 4 моря, 5 озер, 9 рек и 3 острова. А это имена некоторых из них:
Лучистый пруд, Зеленый пруд, пруд Феникса, Небесный пруд, Нефритовый пруд, пруд горы
Куньлунь, Изначальный Глубокий пруд, Терасса бессмертных, Воды духа, Золотые воды,
Красная жидкость, Нефритовый родник, Молоко Солнца и Белый снег.

Вот огни человеческого тела: огонь-управитель, огонь-слуга и общий огонь. Эти три огня дает
изначальный Ян. Все вместе они порождают истинный пар. Копится истинный пар - и тебя
посещает глубокий душевный покой, а здоровье весьма крепнет. Коль истинный пар слаб -
болеешь. Истинный пар улетучивается - непременно теряешь изначальный Ян, а значит,
чистая Инь возобладает. Если же изначальный дух покидает тело - на его место заступает
смерть.

Люй спросил:
В теле человека одна искра изначального Ян способна возжечь три огня. Однако известно -
три огня происходят из водных истоков, которые суть Инь: изначальный же Ян легко утерять,
а скопить трудно. Значит Ян слабнет, Инь усилится. Раз так - огни пригасятся, а воды
разольются; человек быстро состарится, долголетия же вовсе не достигнет. Какой же из этого
выход?

Чжунли сказал:
Сердце - это море крови,
Почки - это море пара,
Мозг - море костного мозга,
Селезенка и желудок - море вод семени.
Таковы 4 моря тела.

Каждый из 5-ти внутренних органов имеет свое хранилище жидкости, которые суть проявления
5-ти направлений: востока, запада, юга, севера и центра. Соответственно этому существует
пять озер.

Тонкая кишка насчитывает в себе два локтя и четыре стопы. Поскольку в ней 9 петель вверху
и 9 внизу, то другое имя тонкой кишки - 9 рек. Под тонкой кишкой - Изначальный Глубокий пруд.
Голова - верхний остров, сердце - средний остров, почки - нижний остров.

Корень и основание 3-х островов - Терасса бессмертных.
Лучистый пруд расположен под Желтым покоем.
Зеленый пруд располагается на выходе пещеры элексира.
Пруд горы Куньлунь вверху соединен с Нефритовым прудом.
Небесный пруд течет прямо во Внутренние покои.
Пруд Феникса лежит прямо между сердцем и легкими.
Нефритовый пруд лежит в области губ и рта.
Воды духа рождаются внутри пара.
Золотые воды спускаются с Неба.

В обиталище красного дракона найдешь Красную жидкость и Нефритовый родник.
Коль утробный плод обрел форму - увидишь Молоко Солнца и Белый снег.

Если пестуешь плод согласно срокам и применяешь влагу, чтобы помочь ему расти, то
сначала обретешь нефритовую жидкость, затем золотую. Тогда сможешь обращать по
телу элексир.

Восполняя и собирая в среднем и нижнем полях элексира и при этом купая и прогревая
паром - будешь успешно продвигаться в культивации. Нефритовое снадобье и золотой
огонь превратятся тогда в желтое и белое. Очистишь красное вино и нефритовый нектар
- и они дадут вещество, чудесно благоухающее. Все это основано на правильном
применении воды.

Когда поднимается общий огонь, он помогает пару почек сотворить истинную воду. Когда
подымается огонь почек, чтобы встретить жидкость сердца, - возникает истинный пар. Если
скопить лишь толику его, то можно одолеть демонов и излечиться от всех болезней. А если
скопишь достаточное количество, то сумеешь очистить благоухонное вещество и как
следует разогреть пилюлю.

Применишь микрокосмический огонь - и ощутишь в теле большой жар. В это время
непременно следует закрыть ворота Ян, чтобы снадобье могло очиститься. Образуй как бы
теплицу согласно форме 9-ти континентов и взрасти в ней дух Ян. Сожги трех демонов,
избавься от призраков Инь. Проведи огонь наверх, чтобы он прошел трое ворот, и направь
его вниз, чтобы расплавить семь душ. Когда форма очищена и стала паром - тело приобретает
такую легкость, что ты сможешь парить в воздухе. Вот пар очищен, стал духом - теперь ты
способен сбросить оболочку. Все это основано на правильном применении огня.

Люй спросил:
Тревожило меня, что слабость огня и сила воды безмерно осложнят практику. Теперь же, как
услышал ваши объяснения, понял - у воды свое назначение, у огня свое. Можете ли поведать,
как увеличить малое и усилить слабое?

Чжунли сказал:
Инь убывает в числах 2 и 8, Ян растет в числах 9 и 3. Пойми суть этого - и узришь готовую
красно-золотую пилюлю в ослепительном блеске. Если 7 обращается и 9 возвращена, то
можешь сбросить свою оболочку и обрести бессмертие.

Истинный пар обретает в сердце.
Сердце - источник жидкости,
Почки - море пара,
А мочевой пузырь дает общий огонь.

Но один лишь общий огонь применить - отнюдь недостаточно, мочевой пузырь должен еще
хранить слюну и жидкость. Если те, кто следует Дао, действия Неба не понимают или же
пытаются действовать наугад и приближенно применять на практике тонкие принципы, то
преображения им достичь будет совсем нелегко. И даже более того, они могут от этого
серьезно заболеть и вообще умереть.

Люй спросил:
Превращения в теле помогают росту Ян, рассеиванию Инь. Как же получить золотую пилюлю,
сбросить оболочку и стать бессмертным?

Чжунли сказал:
В теле сердце и почки разделяет 8,4 цуня. Это отвечает расстоянию меж Небом и Землей. В
Великом Пределе, когда Инь и Ян в соитии, пар и жидкость взаимно друг друга порождают.
В каждом дне 12 духчасовых страж. Это соответствует 12 месяцам года.

Сердце дает жидкость. Однако самой, без помощи других, ей не управиться - надо, чтобы
стекающая жидкость легких отвела жидкость от сердца. Поток жидкости, следуя принципу
муж - жена, сперва течет вверх, а затем вниз, возвращаясь к нижнему полю элексира. Это
именуют возвращением жены во дворец мужа.

Почки создают пар. Однако сами они сделать этого не в состоянии - надо, чтобы пар мочевого
пузыря, поднимаясь, вывел пар из почек. Поток пара, следуя принципу мать - сын, сначала
движется вниз, а затем вверх, скапливаясь в среднем поле элексира. Это называется
возвращение сына во дворец матери.

Пар почек направляется паром печени. Сперва он движется вниз, затем вверх к сердцу. Сердце
же суть огонь, и когда взаимодействиют два пара - легкие ими прогреваются.

Жидкость легких стекает к сердцу - и рождается жидкость сердца. Если она возникла и не
утекает из тела, то именуется истинной водой. Направляет же ее жидкость легких. Сначала
она течет вверх, а затем вниз к почкам. Почки есть вода, и когда взаимодействуют две воды
- мочевой пузырь обволакивает влага.

Когда пар мочевого пузыря поднимается к почкам, в них возникает свой пар. Если из тела он
на улетучивается, то он именуется истинным огнем.

Истинный огонь возникает из воды. Он непостижим и тонок. Хотя он является вещественным, он
все же незрим. Даже если попытаешся удержать его - не сможешь. Истинная вода возникает из
огня. Она тиха и таинственна. Хотя она и обладает эссенцией - ее не удержать. Сколько не
старайся - все равно утечет.

Люй спросил:
Почки относятся к элементу воды. Пар, из воды рожденный, называется истинным огнем. Что же
за вещество внутри огня?

Сердце относится к элементу огня. Жидкость, что явилась из огня, называется истинной водой.
Что же за эссенция внутри воды? Вещество в огне, эссенция в воде - формы не имеют,
неосязаемы. Даже получить то их нелегко. Но если это все же удастся - как тогда их применить?

Чжунли сказал:
Те, кто следовал Дао, и в прошлом и сейчас - все полагались на эти две субстанции, дабы
достичь бессмертия. Две субстанции в соитии - пробиваются желтые ростки. Числа плода
завершены - Великое снадобье овеществилось. Две субстанции суть истинный дракон и
истинный тигр.

К оглавлению.

--------------------------------------------------------------

8. Дракон и Тигр.

Люй сказал:
Дракон — изначальная форма печени, а тигр — дух легких. Жидкость, что возникает из огня
сердца, является истинной водой. Тихо и таинственно, она прячет истинного дракона в воде.
Почему тогда говорят, что дракон не из печени является, но обитает во дворце Ли?

Пар, что возникает из почек, — истинный пар. Тонко и непостижимо, он скрывает тигра в истинном
огне. Отчего же говорят, что тигр не из легких приходит, но обитает во дворце Кань?

Чжунли сказал:
Дракон, по природе своей, — Ян. Он летает в небесной выси, и рык его рождает облака, десять
тысяч вещей увлажняются. В изначальной форме он дракон зеленый; его направления — цзя и и;
элемент — дерево; время года — весна; и в мире людей он представляет благожелательность.
Его триграмма — Чжэнь, и в теле он — печень.

Тигр, по природе своей, — Инь. Он бежит по земле, и когда он рычит, в горах дуют ветры, все
насекомые подчинены. В изначальной форме он — белый тигр; его направления — гэн и синь;
элемент — металл; время года — осень; и в мире людей он представляет прямоту и честь. Его
триграмма — Дуй, и в теле он — легкие.

Хотя печень, по природе своей, Ян — все равно находится в позиции Инь. Пар печени питается
паром почек. По принципу мать—сын, вода порождает дерево. Если пар почек обилен, то и пар
печени усилится. Раз пар печени силен — остаток Инь из почек будет вычищен, а пар чистого
Ян поднимется.

Хотя легкие, по природе своей, Инь — они находятся в позиции Ян. Жидкость легких питается
жидкостью сердца. По принципу муж—жена, огонь подавляет металл. Когда жидкость сердца
достигает легких, то рождается жидкость легких. Раз возникла жидкость легких — остаток Ян
из сердца будет вычищен, а жидкость чистого Инь опустится.

Печень, как Ян по природе своей, может освободить почки от Инь. Пар, что проходит через печень,
есть чистый Ян. Что таит в себе пар чистого Ян? Разумеется, истинную воду. Неосязаемая, не
имеющая формы, именуется она Ян-дракон.

Легкие, как Инь по природе своей, могут избавить сердце от Ян. Жидкость, что течет в легких, есть
чистая Инь. Что прячет жидкость чистой Инь? Конечно же, пар истинного Ян. Ускользающий,
незримый, он именуется Инь-тигр.

Обычный пар поднимается, обычная жидкость стекает — эти две субстанции взаимодействовать
не будут. Но когда истинная вода в паре встречает жидкость — они роднятся, и когда истинный Ян
в жидкости встречает пар — они связываются.

Если знать правильный метод управления паром и жидкостью в момент, когда они сходятся, — чтобы
пар почек не улетучился и чтобы из пара вышла истинная вода, — тогда жидкость сердца не вытечет.
Так ты извлечешь пар истинного Ян из жидкости. Мать и сын сойдутся, станут заботиться друг о друге.
На рис падут лучи Солнца, и он пойдет в рост. Если в твоей практике все идет правильно — снадобье
созреет за сотню дней. В две сотни дней священный плод обретет форму, а по истечении трех сотен
дней можно будет скинуть оболочку и стать бессмертным.

Формой золотая пилюля подобна яйцу цикады, а по цвету она — красно-оранжевая. Как заступит на
стражу в нижнем даньтяне — обретешь способность сохранить свое тело и жить не умирая в царстве
Земли, став земным бессмертным.

Люй сказал:
Пар рожден из воды почек. Внутри пара — истинная вода, что именуется Инь-тигр. Встречаясь, тигр
и жидкость объединяются.

Жидкость рождена из огня сердца. Внутри нее — истинный Ян, чье имя Ян-дракон. Встречаясь, дракон
и пар связываются.

Что друг к другу тянется — то объединяется, а различные по природе вещи — расходятся по своим
видам. Таков естественный путь вещей. А раз так, не будет ли истинная вода пара следовать пути
жидкости и стекать в пять внутренних органов, когда возникнет пар? И не станет ли истинный Ян
следовать пути пара и восходить к многоэтажной пагоде, когда возникнет жидкость?

Если истинная вода последует нисходящему пути всякой жидкости, то тигр не войдет в связь с драконом.
Если истинный пар последует восходящему пути всякого пара, то дракон не войдет в связь с тигром. А
раз дракон и тигр не взаимодействуют, как тогда завязаться желтым росткам? Нет желтых ростков —
Великое снадобье не изготовить.

Чжунли ответил:
Когда пар почек возникает — это подобно Солнцу, встающему из моря. Ни туман, ни облака не скроют
его сияние.

Сравнить с этим паром, так стекающая жидкость — это как легкие бамбуковые шторки на окне. Нисходящий
поток силе пара не помеха. Коль пар силен — истинная вода тоже будет сильной.

Когда жидкость сердца рождается — это так люто, как зимнее небо, что убивает своим хладом все вещи.
Ничто не в силах ему противостоять.

По сравнению с этой жидкостью восходящий пар — словно порхающий мотылек. Потому что вверх идет,
и пред силой жидкости не устоять. Если жидкость сильна — истинный Ян тоже будет крепок. Но силы этих
субстанций, в зависимости от ученика, отнюдь не одинаковы.

Люй сказал:
Пар и жидкость возникают в особое время. В тот момент, когда рождается пар, он и истинная вода,
содержащаяся в нем, сильны как никогда. В момент, как рождается жидкость, — и она, и истинный Ян,
что в ней, очень крепки. Почему же говорите вы, что сила этих субстанций разнится от ученика к ученику?

Чжунли сказал:
Легче легкого улетучиться пару из почек — вот отчего трудно получить истинного тигра.
Жидкость сердца сложно накопить — поэтому истинного дракона не удержишь.

Тысячи трактатов обсуждают принцип действия Инь и Ян, но ведь это не что иное, как внутренняя природа
дракона и тигра. Многие не понимают этого, ибо их знания основаны на слухах и расхожих мнениях. Может,
знают о взаимодействии дракона и тигра, но когда будет соитие и когда собирать плоды слияния — совсем
не ведают. Вот почему многие из тех, кто практикует, лишь малую пользу от культивации получают — годы
жизни продлевают, но оболочку сбросить не в состоянии. Основная причина тому — не дано им свести
дракона с тигром. Нет соития — не завяжутся желтые ростки; нельзя собрать желтые ростки — эликсирное
снадобье не изготовить.

К оглавлению.

--------------------------------------------------------

Снадобье.

Люй спросил:
Понятен стал мне принцип действия дракона и тигра. Можете ли поведать теперь о золотой
пилюле и Великом снадобье?

Чжунли сказал:
Снадобье есть то, что способно излечивать от болезней. Заболеваний же - три вида.
Первый вид: ты спал в мокрых одеждах на сквозняке, или побыл некое время в зное иль
холоде, или же тяжело работал и истощил себя, или как следует не питался - и вот страдаешь
от того, что называется болезнями четырех времен года.

Второй вид: ты не следуешь Дао, а ведом желаниями сердца - значит, изначальный Ян теряешь,
истинный пар рассеиваешь и быстро старишся. Это называется болезни старения.

Третий вид: форма твоя пара лишилась, дух отошел - осталось, значит, тело без хозяина, и
приходит смерть. Последний вздох - и вот вежишь ты мертвый в земле, всеми покинутый. Это
смерть, и она тоже - болезнь тела.

Среди болезней времен года есть те, что присущи только весне, лету, осени иль зиме. Происходят
они от прохлады, жары, тепла и холода. Болезни, причиненные избытком Ян и недостатком Инь,
можно лечить, вводя прохладу. Болезни избытка Инь и недостатка Ян лечатся вводом тепла.
Старики обычно страдают от холода, а молодые - от тепла. У тучных много слюны, у худых же
много кишечных остатков. Мужчины болеют от потерь пара, а женщины от потерь крови. Дабы
излечить эти виды болезни, следует наполнить пустое, держаться вещественного, усилить
ослабленное и восполнить утерянное. Если недуг незначителен - примени лечение иглами иль
обратись к травнику. Даже если ты особенно подвержен болезням времен года - излечиться
можно, если позовешь искусного доктора иль примешь нужные травы.

Как же излечиться от болезни старения и от самой смерти? Умелые врачеватели древности
чистили и промывали кишечник больного, заживляли повреждения кожи. Но как вернуть
молодость убеленным сединой и тем, чья кожа дрябла от старости? Умелые врачеватели
древности умели вскрывать череп, сращивали поломанные кости. Но как сохранить надолго
тело и достичь долгих лет жизни?

Люй спросил:
Болезни времен года лечатся искусным врачеванием и сильными лекарствами. Но где же
снадобье, что исцелит от старения и смерти?

Чжунли сказал:
Болезни четырех времен года можно одолеть травами и экстрактами целебных растений. Но
для болезни старения и смерти есть лишь два векарственных средства. Первое именуется
внутренней пилюлей, второе - пилюлей внешней.

Люй спросил:
Что такое внешняя пилюля?

Чжунли сказал:
Когда Верховный Небесный Владыка передавал миру людей учение о Дао, он рассказал о
подъеме и опускании паров Неба и Земли, описал обращения Солнца и Луны. Поэтому о
пилюле много текстов было написано, люди хорошо знали о Великом Дао.

Наставником самого Желтого императора был мудрец Гуанчэн-цзы. Желтый император занимался
культивацией все свободное время, однако так ничего не достиг. Тогда Гуанчэн-цзы открыл ему,
что истинный пар и истинная вода находятся в сердце и почках, истинная Инь и истинный Ян
спрятаны внутри пара и воды. Сочетай их - и получишь Великое снадобье. Редкие и ценные,
словно золотая руда, спрятанная в самой толще скал, они обнаруживаются в горных пещерах.
С помощью искусства брачных покоев эти субстанции можно уравновесить и очистить в
Великий эликсир.

Среди 9 видов камней используется лишь красная киноварь - из нее извлекается ртуть. Среди
пяти металлов применяют только черный свинец - из него добывают серебро.

Ртуть соответствует Ян-дракону, серебро же - Инь-тигру. Цвет красной киновари подобен огню
сердца, а цвет черного свинца - водам почек. Раз в году режим разведения огня следует образу
действий триграмм Цянь и Кунь; ежемесячное собирание требует применения огней ученика и
воина.

Плавильный горн имеет три уровня, каждый в 9 цуней. Внешне он квадратен, внутри - кругл. В
полной гармонией со сменой времен года горн втягивает в себя пары восьми направлений,
форма же его - как у котла из золота. Внутри него плавятся свинец и ртуть, он подобен легким,
порождающим жидкость. Снадобье есть свинец, сведенный с тайной киновари (ртуть) при
помощи Желтой женщины (селезенка).

По истечении 3-х лет алхимических трудов ты получишь пилюлю, дающую малую пользу.
Проглотишь ее - все болезни пройдут. После 6-ти лет получишь пилюлю средней пользы.
Проглотишь - достигнешь долголетия. Пройдет 9 лет - и получишь пилюлю что даст большую
пользу. Проглотишь - сможешь летать и путешествовать на 10000 ли. Хотя на острова блаженных
Пэн Лай и не вернешся, но смерти избежишь и станешь вечно жить в царстве Земли.

Люй спросил:
Многие в прошлом пытались получить пилюлю, но лишь немногие преуспели. Отчего так?

Чжунли сказал:
На то есть 3 причины.
Первая причина: они не отличали истинное снадобье от фальшивого. Более того, совсем не
знали, как применить огонь и собрать необходимые субстанции. В результате - обращали ценные
вещества в пепел. Полные невежды по части того, что касается режимов применения огня, они
лишь впустую тратили свои силы.

Вторая причина: если кто и имел хорошие вещества, то не знал, как применить огонь; тот же, кто
знал, имел лишь вещества плохого качества. Все они не преуспели, ибо не смогли правильно
смешать субстанции.

Треть причина: они имели хорошие вещества, знали режимы нагрева; следуя годовому циклу,
не пропускали ни месяца, следуя месячному циклу, не пропускали ни дня; ведали, что и когда
добавить, что и когда извлечь; знали сроки прилива и отлива; пара было достаточно, пилюля
образовалась - но обращать ее по тиглю они не были готовы. В результате мистический журавль
растворился в тонком воздухе, и они упустили возможность принять пилюлю внутрь.

Снадобья суть эссенции Неба и Земли. Режимы применения огня переданы от самих бессмертных.
Во времена Трех Августейших Желтый император получал пилюлю после 9 кругов обращения.
При пяти императорах на это уже требовалось 3 года. В эпоху Воюющих Царств зловоние смерти
заполнило воздух и распространилось по всей Поднебесной. Природа более не могла извлекать
эссенции из Неба и Земли, производить сильное снадобье. Те кто ведал точные формулы, уходили
в дикие горы и безлюдные долины, умирая, уносили это знание в могилу; а бомбуковые дощечки
с записью методов - истлели. Так мир утерял способы получения пилюли.

Говорят, снадобье еще доступно в мире - но почему тогда император Цинь посылал за море искать
острова блаженных? Если формула составления эликсира по-прежнему известна - отчего Вэй Боян
заново открывал эти способы, изучая теорию перемен? Не стоит верить тем, кто хвастает, будто
знает метод. Весма вероятно, знание их основано на досужих домыслах и слухах. Ложные
наставники сбивают с толку даже будущее поколение учеников, внося разлад в семьи, вредя
тем, кто доверился, не умея помочь даже себе. Нет уж снадобья в мире, те же, что еще ищут его
вовне, - лишь напрасно тратят время.

Люй спросил:
О внешней пилюле поведал Гуанчэн-цзы. При помощи искуства брачных покоев он достиг неких
результатов после 9-ти лет культивации. Нелегко получить снадобье, еще труднее узнать его
формулу. Даже преуспев в составлении пилюли, можно лишь взлететь к облакам, но одолеть
свою бренность, войти в святую обитель, вернуться на 10 островов - нет возможности. Выходит,
нет иного пути, кроме как прибегнуть к внутреннему снадобью. Не раскажите ли, как получить его?

Чжунли сказал:
Неверно утверждать, что к внешним веществам прибегать не следует. Кто начинает практику в
старости, прочного основания уже не имеет. Почки - корни пара, а раз корни неглубоки, то и
жизнь не будет здоровой. Сердце - исток жидкости, и коль он мутен, то жидкость утечет. Старым
людям в начале практики следует сперва прибегнуть к 5-ти металлам и 8-ми камням. Со временем
они смогут сами очистить 3 субстанции, каждая из которых имеет 3 вида, а все вместе они
называются девятью видами Великого эликсира дракона и тигра. Эликсир этот воссоединит их с
истинным паром. Так эти люди очистят свою форму и смогут наслаждаться долгой жизнью на земле,
причем тела их сделаются столь легкими, что им дано будет летать.

Коль продолжат они культивацию, используя искусство брачных покоев, и если ведают лучшее
время соития, знают, как собрать нужные вещества, - со временем сбросят оболочку и станут
бессмертными. Однако думать, что можно войти в царство Неба, держась внешней пилюли и
ежедневно применяя к ней огонь, - конечно, ошибка. Совсем не так действует внешнеее снадобье.
Теперь я расскажу тебе о внутренней пилюле. Снадобье внутренней пилюли дают почки - каждый
из нас их имеет. Снадобье также можно отыскать на Небе и Земле. Если режим огня следует
числам обращения Солнца и Луны, а способ взаимодействия - образцу соития мужского и женского,
то священный плод завяжется и возникнет истинный пар. Подобно жемчужине, растущей в недрах
дракона, пар возникает внутри пара.

Великое снадобье получено - появится дух Ян. Иное тело выделится из тела, словно цикада, что
покидает свой кокон. Такова внутренняя пилюля. Рождает ее соитие дракона и тигра. Когда они
пребывают в соитии, они преображаются в желтые ростки. Желтые ростки созрели - свинец и ртуть
разделятся.

К оглавлению.

----------------------------------------------------------------------------

Свинец и Ртуть.

Люй спросил:
Внутреннее снадобье - не что иное, как дракон и тигр. Тигр рожден во дворце Кань - это вода,
что внутри пара. Дракон выходит из дворца Ли - это пар, что внутри воды. Во внешнем снадобье
извлеченная из киновари ртуть отвечает Ян-дракону, а полученное из свинца серебро - Инь-тигру.
Свинец и ртуть - внешние вещества. Как сходятся в соитии и становятся желтыми ростками их
внутренние подобия - дракон и тигр? Желтые ростки возникают - ртуть и свинец разделяются.
Что же соответствует ртути и свинцу во внутреннем снадобье?

Чжунли сказал:
Черный свинец воплощает в себе субстанцию Неба, он - наивысший среди 5-ти металлов. Он
же порождает серебро, потому именуется матерью серебра.

Красная киноварь получает пар Солнца, она - наивысшая среди камней. Она порождает ртуть,
потому именуется матерью ртути.

Нелегко извлечь серебро из свинца и трудно удержать ртуть в киновари. Но если сделать это
и свести серебро и ртуть - они дадут наиценнейшее вещество. Таковы свинец и ртуть в их
внешнем проявлении в природе.

Что касается использования воспроизводящей энергии цзин для продолжения рода, на этот
счет есть много мнений. Упомяну лишь одно из них: когда мужчина и женщина сходятся в
любовном акте, то семенная жидкость и кровь взаимодействуют самым таинственным образом.
Истинный пар хранится внутри дворца чистого Ян, что в материнской утробе; дух же - в том
месте, где Инь и Ян составляют одно целое. В 300 дней плод созревает и в 5000 дней
наполняется паром.

Что касается 5-ти элементов, то известно, что тело создается из воспроизводящей жидкости
и крови. Первое в нем, стало быть, жидкость. Но если взять 5 внутренних органов, то
воспроизводящая жидкость и кровь - лишь проявления. Первыми в плоде возникают почки,
ибо их воды уже существуют на момент зачатия плода.

Истинный пар отца и матери спрятан во внутренних почках. Это свинец. Пар управляется
почками, а истинная вода в паре именуется истинным тигром или же серебром внутри
свинца. Пар почек стремится к пару печени, а пар печени стремится к пару сердца. В
Великом Пределе пар сердца рождает жидкость. Внутри жидкости - пар истинного Ян.
Жидкость сердца - это красная киноварь, ртуть же - пар истинного Ян, что внутри жидкости.
Когда истинная вода в паре влечется к пару истинного Ян в жидкости и в гармонии с ним -
то пар и жидкость копятся, плод получает форму. Если плод продвинется в Желтый двор
и должным образом применить огонь - плод преобразится в бессмертное дитя. Вот отчего
говорят: серебро свинца сливается с ртутью - наиценнейшая субстанция получена.

Люй спросил:
Что касается 5-ти металлов, то мы извлекаем серебро из свинца, а что касается 8-ми
камней, извлекаем ртуть из киновари. Это снадобья, которые мы кладем внутрь котла.
Ртуть происходит из киновари, серебро - ценная субстанция. Но внутри себя - как
человеку извлечь серебро из свинца? В теле - как извлечь ртуть, получив киноварь? И
почему серебро считается ценной субстанцией?

Чжунли сказал:
Свинец есть истинный пар отца и матери. Изначально слитые воедино, эти субстанции
никогда не оставляют друг друга. Когда они принимают форму, они хранятся в почках.
Две почки работают вместе, возгоняя пар. Этот пар и есть пар изначального Ян. Внутри
него - вода, чье имя - истинная вода. Она поднимается вместе с паром. Останавливается
пар - прекращает течь и истинная вода. Пар рассеивается - и истинная вода утекает из
тела. Вода и пар - как мать и сын. Но даже опытные ученики в состоянии распознать
внутри себя лишь пар - вода же для них неосязаема.

Когда истинная вода сливается с истинным паром сердца, это называется дракон и тигр
пребывают в соитии, давая желтые ростки. Со временем желтые ростки превращаются
в Великое снадобье. Таким вот образом вещества Великого снадобья воплощены в
истинной воде, что задает форму утробе и окружает собой истинный пар Ян. Рождение
бессмертного зародыша подобно образованию обычного утробного плода: возникает
он при взаимодействии истинных паров отца и матери и когда сливается вместе
воспроизводящая жидкость и кровь. По истечении 300 дней плод созрел и наполнился
паром. Форма готова - спускается дух, и плод отделяется от матери. Так объединяются
форма и дух, так форма рождает форму.

В теле ученика пар почек взаимодействует с паром сердца. Истинная вода, что в паре,
несет с собой и истинный пар. Вступил пар в связь с истинной водой - плод зачат. По
форме зародыш словно зернышко риса, питать и поддерживать его следует паром.
Сперва используй Инь, чтобы держаться Ян. Затем используй Ян, чтобы очистить Инь.

Тогда:
Пар преобразится в воспроизводящую жидкость,
Воспроизводящая жидкость превратится в ртуть,
Ртуть преобразится в зерна киновари,
А зерна киновари дадут золотую пилюлю.
Когда овеществится золотая пилюля - родится истинный пар. Если очистишь его до
состояния духа - преодалеешь бренность.

Превращенный в огненного дракона, возникнешь ты из лучей нераздельного сияния;
слившись с мистическим журавлем, вступишь на острова блаженных Пэн Лай.

Люй спросил:
Форма взаимодействует с формой - и рождается форма. Пар взаимодействует с паром -
и создается пар. У людей формы отделяются по истечении 300 дней, мальчики и девочки
разнятся телом. Но во внутренних преобраджениях есть лишь одно проявление зерен
пилюли - зерна эти влажные и блестящие. Отчего так?

Чжунли сказал:
В соитии, если воспроизводящая жидкость отца входит в лоно прежде крови матери, то
кровь окружит жидкость и зачнется дочь. Форма дочери будет строится по форме матери:
Инь замкнет в себе Ян, кровь будет снаружи. Но если кровь матери поступит в ее лоно
раньше воспроизводящей жидкости отца, то жидкость окружит кровь и зачнется сын.
Форма его будет строится по отцу: Ян замкнет в себе Инь, жидкость будет снаружи.

Кровь происходит из сердца и не содержит в себе истинный пар Ян. Воспроизводящая
жидкость, однако же, происходит из почек и истинный пар Ян в себе содержит.

Истинный пар Ян есть эссенция ртути, которая есть истинная вода. Его должно уравновесить
и привести в Желтый двор. Там ртуть, обработанная паром, возбудится от свинца; свинец же
разогреется огнем ртути. Не встретится свинцу ртуть - истинную воду ему не произвести; не
встретится ртути свинец - в пар чистого Ян ей не превратиться.

Люй спросил:
Свинец почек рождает пар изначального Ян, и из этого пара возникает истинная вода. Эта
субстанция невидима, неосязаема.

Ртуть содержит в себе пар истинного Ян. Она вступает в связь со свинцом - и тогда пар
нагревает и очищает его. Когда свинец взращен, а пар силен - возникает истинная вода и
начинает течь вверх. Ртуть, по сути, - это пар истинного Ян, а то, что окружает плод, -
истинная вода.

Коль удалось привести пар истинного Ян в Желтый двор - дракон и тигр сойдутся в соитии,
а Инь и Ян - оба прекратят обращаться. Если использовать свинец, дабы питать паром и
возбуждать ртуть, - не станет ли слишком много Инь? Будет много Инь - не уйдет ли прочь
истинный Ян? А коль такое случится - как тогда получить Великое снадобье?

Чжунли сказал:
Вот пар почек движется к пару сердца - тогда пар сильно растет и рождает жидкость. Когда
истинный Ян, который в паре, встречает истинную воду, это называется дракон в соитии с
тигром. После соития дракона с тигром со временем прорастет рис. Это и есть Великое
снадобье золотой пилюли.

Когда пилюля появилась - следует перенести ее в Желтый двор. Где же он располагается?
Под селезенкой и желудком, над мочевым пузырем. Это север сердца, юг почек, запад печени
и восток легких. Вверху там чисто, внизу мутно. Внешне окрашено в четыре цвета. Когда
двор полон, он связан с двумя восходящими путями, соединен с 8 каналами воды. Снадобье,
которое ты соберешь, должно здесь простоять один день и одну ночь.

Соберешь снадобье, не применишь огонь - оно опять рассосется. Применив огонь, не соберя
снадобья - Ян, который внутри Инь, ускользнет. Тогда лучшее, на что можешь расчитывать, - это,
получив пар почек, использовать его для укрепления и обогрева нижней изначальной области.
Если хочешь в должный срок собрать снадобье и применить огонь согласно нужным числам - то
сперва собери свинец. Поддерживай огонь паром, усиливай основание снадобьем. Затем,
используй метод собирания, позволь снадобью заступить на стражу нижнего поля киновари.
Если сможешь, очистив ртуть, использовать ее для укрепления нижнего поля киновари, то ждет
тебя наслаждение долгой жизни и участь земного бессмертного.

При сборе снадобья изначальный свинец следует извлечь к тому моменту, как золотые искры
станут вылетать из-за пупка. Вся цель извлечения свинца в том, чтобы с его помощью восполнить
ртуть. Не восполнишь ртуть - не удастся направить воспроизводящую жидкость назад к голове.
Если воспроизводящая жидкость к голове не вернется, как тогда возникнуть истинному пару?
А раз так - то дух Ян ни за что не получить.

Значит, коль хочешь пополнить ртуть - извлеки сперва свинец. Не извлечешь свинец - не очистишь
ртуть, не укрепишь нижнее поле киновари. Если нижнее поле киновари не крепко - ртуть в зерна
киновари не кристаллизуется. А коль зерна киновари не преобразятся, то и золотую пилюлю не
получить.

К оглавлению.

------------------------------------------------------------







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.