Здавалка
Главная | Обратная связь

Экспортируемые и неэкспортируемые товары



 

 

До сих пор мы предполагали, что рынок сбыта любого товара не ограничен рамками национальной экономики. В этой главе мы вводим простую и важную экономическую реалию, которая оказывает существен­ное влияние на функционирование экономики. Дело в том, что ряд то­варов являются неэкспортируемыми. Естественно, они могут потреблять­ся только там, где были произведены, их нельзя экспортировать и нельзя импортировать. А их существование влияет на все важные характеристики экономической системы — от формирования цен до структуры производства и макроэкономической политики.

Рассмотрим в качестве примера парикмахерскую. Клиентами парикмахера, вероятно, являются живущие в округе жители. Если спрос на услуги парикмахеров падает, им трудно экспортировать избыточную продукцию — услуги по стрижке волос. Если плата за услуги парикмахеров в соседней стране выросла, наши парикмахеры не почувствуют рос та спроса на услуги со стороны иностранцев. Стрижка в Индии стоит гораздо дешевле, чем в США, возможно, даже на целых 20 долл. дешевле, но имеет ли смысл купить билет на самолет за 2000 долл. и лететь скажем, из Нью-Йорка в Дели, чтобы сэкономить 20 долл. на стрижке?

Такой неэкспортируемый характер парикмахерских услуг имеет ряд важных следствий. При отсутствии экспортно-импортных возможностей внутренний спрос и предложение должны уравновешивать друг друга. При отсутствии международной торговли падение внутреннего спроса не может быть компенсировано ростом чистого экспорта, и внутренние цены могут отличаться от цен мирового рынка, что никак сказывается на структуре мирового спроса.

Помимо парикмахерских услуг существует множество видов това­ров и услуг, которые не являются объектами международной торговле. В общем случае неэкспортируемой является и аренда жилых домов, же если аренда дома дешевле в Сантьяго, чем в Токио, японской семье трудно воспользоваться этим преимуществом. Поэтому различия в плате за аренду в разных странах весьма существенны и иногда достигают 1000%. Различные виды деятельности в сфере услуг, такие, как деятельность юристов, врачей, учителей, домохозяек, также относятся к категории неэкспортируемых товаров и услуг.

Хотя мы уже знаем о существовании неэкспортируемых товаров из предыдущих глав (особенно из гл. 10, где указывалось на то, что наличие такой категории товаров вносит определенную сложность в процесс расче­та паритета покупательной способности), все наши модели строились ис­ходя из предположения о том, что любой товар может быть реализован на мировом рынке. В гл. 4—10 мы предполагали, что существует только один товар, который покупается и продается на мировом рынке, страна — про­изводитель этого товара торгует им со всем остальным миром. В гл. с 13-й по 16-ю мы ввели разграничение между импортными и внутренними (отечественными) товарами в рамках модели дифференцированных товаров. Но и в этой модели предполагалось, что все произведенные товары реали­зуются на мировом рынке.

На роль неэкспортируемых товаров в экономике указывали еще классики-экономисты, такие, как Джон Стюарт Милль и Давид Рикардо. Однако они рассматривали все конечные товары как экспортируемые, а все факторы производства — капитал, труд, землю — как неэкспортируемые.Только в конце 50-х — начале 60-х годов роль неэкспортируемых товаров стала рассматриваться в формальных экономических моделях.

Вероятно, наиболее важным следствием существования неэкспортируемых товаров является то, что структура внутреннего производства начинает изменяться при изменении торгового баланса. В частности, если поглощение растет или падает по сравнению с уровнем доходов (так, что торговый баланс растет или падает), соотношение между производством экспортируемых и неэкспортируемых товаров изменяется. Как мы увидим, подобные сдвиги в структуре производства, сопровождающиеся переливом материальных и трудовых ресурсов из одного сектора экономики в другой, могут приводить к существенным экономическим или политическим последствиям.

Предположим, что наступил тот момент, когда правительство должно возвращать иностранные кредиты, взятые ранее; для этого оно увеличивает налоги. В результате потребление падает. Если бы все товары, про­водимые в данной стране, были экспортируемыми, то падение потребления компенсировалось бы ростом производства на экспорт, что в свою очередь, означало бы рост чистого экспорта. Производители стали, например, столкнувшись с падением внутреннего спроса, увеличили бы поставки своей продукции за границу.

Но такое приспособление возможно только в случае, когда произво­дится экспортируемый товар. Если товар неэкспортируемый, процесс про­текает не так гладко. Тот же парикмахер в период спада внутреннего спроса не может продать избыток своих услуг за границу. Вместе с тем он не всегда может резко снизить цены, если его затраты не меняются. Возможно, цена за стрижку упадет (по сравнению с ценами на сталь), но при этом часть парикмахерских закроется, ибо их владельцы при новых, более низких ценах не смогут возместить все издержки. Безработные парикмахеры начнут искать работу в других секторах экономики, там, где производство стабильно (или даже растет) за счет роста экспорта.

Таким образом, существование неэкспортируемых товаров усложняет процесс приспособления к спаду, и чаще всего такой процесс становится более болезненным, чем в тех экономиках, которые мы рассматривали в предыдущих главах. Как правило, цены на неэкспортируемые товары снижаются по сравнению с ценами на экспортируемые товары, и одновременно производство неэкспортируемых товаров уменьшается, а экспортируемых растет. Переход работников из одного сектора экономики, где производятся неэкспортируемые товары, в другой, где производятся экспортируемые товары займет какой-то период, в течение которого может наблюдаться безработица.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.