Цели нормирования, понятие о нормативах, перечень утверждаемых нормативов
Костромской государственный технологический университет
Учебное пособие по предмету
Энергосбережение и ЭНЕРГОАУДИТ Составил: преподаватель Хохлов Ю.Л. Г. Нормирование потребления ТЭР и запасов топлива
Цели нормирования, понятие о нормативах, перечень утверждаемых нормативов Норматив - максимально допустимая технически обоснованная мера потребления или запаса энергоресурса на отпуск планового количества или на единицу отпускаемой потребителям энергии. Нормирование производится для достижения следующих целей: - для тарифообразования, т.е. для установления энергоснабжающим организациям технически и экономически обоснованных тарифов на их услуги; - для налогообложения, т.е. для установления энергоснабжающим организациям технически обоснованных затрат на энергоресурсы при расчете необходимых издержек производства продукции; - для обеспечения надежности работы энергоисточников при любых колебаниях климатических условий и возможных перебоях с поставкой топлива (НЗТ); - для стимулирования энергоснабжающих организаций к проведению энергосберегающей политики; - для выполнения расчетов с потребителями, не имеющими приборов учета потребления энергоресурса, или с теми потребителями организация учета у которых технически не возможна или не целесообразна; - для установления бюджетным организациям лимитов потребления энергоресурсов. Побудительной силой и правовой базой нормирования в сфере производства, передачи и потребления энергии являются: - Постановление Правительства РФ №306 от 23 мая 2006 г. «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»; - Приказы Минэнерго РФ: - №323 от 30 декабря 2008 г.: «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных»; - №325 от 30 декабря 2008 г.: «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии"; - №326 от 30 декабря 2008 г.: «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям»; - №66 от 4 сентября 2008 г.: «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных». Под нормативом технологических потерь при передаче тепловой энергии (далее - НТП) понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потерь тепловой энергии и теплоносителя, а также затрат электрической энергии, на планируемый годовой объем отпускаемой потребителям тепловой энергии. Нормативы измеряются в следующих единицах: потери тепловой энергии - в Гкал, потери теплоносителя – в м3 или т, затраты электроэнергии – в кВт·ч. Под нормативом удельного расхода топлива (далее - НУР) понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу отпускаемой потребителям энергии. Нормативы измеряются в граммах условного топлива на 1 киловатт*час (г у.т./кВт*ч), килограммах условного топлива на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал). Норматив запаса топлива (далее - НЗТ) – это минимальное количество топлива, которое должно находится на энергоисточнике для обеспечения его надежной и стабильной работы по плановой выработке электрической и тепловой энергии, а также для обеспечения работы энергоисточника в период «выживания». В соответствии с выше указанными приказами энергоснабжающие организации должны ежегодно производить расчет нормативов и представлять их в Минэнерго РФ или в региональную энергетическую комиссию на утверждение. В соответствии с ФЗ-190 от 27.07.2010г. «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (Минэнерго РФ), относятся: 1) утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 2) утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (РЭК) относятся: 1) утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге; 2) утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; 3) утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; В каждом приказе приведен порядок (методика) расчета соответствующего норматива. Общим в методиках является то, что расчеты нормативов должны производиться на основе результатов: - энергетических обследований станций, котельных и сетей; - режимно-наладочных испытаний котлов; - испытаний тепловых сетей на тепловые потери. Для утверждения нормативов энергоснабжающая организация до 1 июня года, предшествующего периоду регулирования, представляет в Минэнерго России или в региональную энергетическую комиссию (РЭК) заявление с обосновывающими материалами - расчетами нормативов и экспертным заключением. Постановление Правительства РФ №306 от от23.05.2006г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» [37] определяет необходимость и порядок расчета нормативов отопления и горячего водоснабжения для населения и бюджетных организаций. Норматив отопления устанавливает количество тепловой энергии, требующееся для отопления 1м2 отапливаемой площади жилого дома в месяц. При этом норматив отопления рассчитывается и утверждается на месяц всего года, а затем пересчитывается на месяц отопительного периода, поскольку потребители имеют право оплачивать за отопление только за тот период, в котором эта услуга предоставлялась. Размер месячного платежа за отопление владельца квартиры в многоквартирном доме равен произведению отапливаемой площади на норматив отопления. Норматив отопления рассчитывается на среднестатистическую температуру отопительного периода (для г. Костромы -3,9оС). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Таким образом, если фактическое значение средней за отопительный период температуры будет существенно отличаться от среднестатистической, то администрация муниципального образования вправе принять решение о перерасчете платы за отопление. Норматив горячего водоснабжения устанавливает количество тепловой энергии, требующееся для обеспечения горячей водой одного потребителя (жителя) жилого дома в месяц. Величина этого норматива зависит от установленной администрацией муниципального образования нормы потребления горячей воды на 1 чел./сут. Чаще всего норма потребления горячей воды устанавливается на уровне, определенной СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» [23]. Однако, как показала практика энергоаудита, фактическое потребление горячей воды населением превышает эти нормативы. Задача теплоснабжающей организации – путем энергоаудита доказать муниципалитету обоснованность повышения норм потребления горячей воды. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|