Здавалка
Главная | Обратная связь

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ

Костромской государственный технологический университет

 

 

Учебное пособие по предмету

 

Энергосбережение

и

ЭНЕРГОАУДИТ

Составил: преподаватель Хохлов Ю.Л.

Г.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ

 

Целью нового Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Данный Федеральный закон, прежде всего, дает новую трактовку основным понятиям в области энергосбережения (см. гл.1.2).

Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (статья 4):

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Положения N 261-ФЗ, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

N 261-ФЗ устанавливает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (глава 2), а также принципы государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется путем установления определенных требований, запретов и обязанностей (глава 3).

Требования по обеспечению энергоэффективности при обороте товаров(статья 10):

1). Производимые на территории Российской Федерации, импортируемые для оборота на ее территории товары (в том числе из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники) должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 года, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники с 1 января 2012 года, иных товаров с даты, установленной Правительством Российской Федерации.

2). С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электролампы накаливания мощностью 100 ватт и более. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электроламп накаливания для государственных или муниципальных нужд. С 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электроламп накаливания мощностью 75 ватт и более, а с 1 января 2014 года - электроламп накаливания мощностью 25 ватт и более.

3). Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 статьи 11 зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергоэффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правительство РФ вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергоэффективности. Требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя: показатели, характеризующие удельную величину расхода энергоресурсов в здании, строении, сооружении и требования к влияющим на энергоэффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологи-ческим, конструктивным и инженерно-техническим решениям (сопротивление теплопередаче).

Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергоэффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергоресурсов.

Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергоэффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергоресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергоэффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергоресурсов осуществляется органом Госстройнадзора.

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергоэффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий. В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения требованиям энергоэффективности или требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов, собственник здания, строения или сооружения, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия.

Требования по обеспечению энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 12)

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего госстройнадзору, определяется органом Госстройнадзора в соответствии с утвержденными правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя.

В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергоэффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирного дома. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание этого дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых энергоресурсов, или заключения этим лицом энергосервисного договора, обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергоресурсов.

Организация, осуществляющая снабжение энергоресурсами многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий, проведение которых в большей степени способствует сбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергоресурсов и повышению энергоэффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне и не проводимых этой организацией.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.

Учет используемых энергоресурсов при осуществлении расчетов за них (статья 13)

Производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов (узлов) учета. Это требование не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 кВт или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал/ч.

Расчеты за потребленные энергоресурсы должны осуществляться на основании данных приборов учета используемых энергоресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергоресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергоресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергоресурсы могут осуществляться без приборов учета, по договору поставки, договору купли-продажи энергоресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока их эксплуатации расчеты за энергоресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества потребленных энергоресурсов.

До 1 января 2011 г. органы государственной власти, органы местного самоуправления собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают оснащение зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

До 1 января 2012 г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. При этом приборы учета должны быть установлены на границах балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности.

Установку, замену, эксплуатацию приборов учета используемых энергоресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий.

С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении объектов приборами учета. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств собственного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета. Приборы учета должны быть установлены в сроки:

- до 1 января 2012 года в зданиях, строениях, сооружениях;

- до 1 января 2013 года в жилых домах и в помещениях многоквартирных домов.

Показатели и пути повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований (статья 14)

В составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности должны соответствовать установленным требованиям к таким программам. Утвержденные Правительством РФ требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности должны включать в себя целевые показатели (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, и сроки проведения указанных мероприятий.

Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:

1) значения целевых показателей, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению с указанием отдельно бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать:

1) повышение эффективности использования энергоресурсов в жилищном фонде;

2) повышение эффективности использования энергоресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

3) сокращение потерь энергоресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов;

5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергоэффективности, или объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергоресурсы или возобновляемые источники энергии;

6) увеличение количества высокоэкономичных транспортных средств, имеющих высокий класс энергоэффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе по замещению бензина природным или сжиженным газом;

7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергоресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергоресурсов;

8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программ в области энергосбережения, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы, должен включать в себя мероприятия по:

1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;

2) энергосбережению и повышению энергоэффективности коммунальной инфраструктуры;

3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергоэффективности этих организаций;

4) выявлению бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергоресурсов, организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты;

5) организации управления бесхозяйными объектами, используемыми для передачи энергоресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергоресурсов, в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

6) стимулированию производителей и потребителей энергоресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергоресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергоэффективности и сокращению энергопотерь;

7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергоресурсов или возобновляемых источников энергии;

8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергоэффективности, в том числе замещению бензина природным газом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает примерный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ.

В целях повышения энергоэффективности экономики муниципального образования при разработке, утверждении и реализации программ строительства или модернизации систем коммунальной инфраструктуры должны учитываться следующие требования:

1) решение о строительстве объекта по производству тепловой энергии может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления только при условии обоснования невозможности или экономической нецелесообразности удовлетворения потребности в тепловой энергии за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также за счет электрических станций, существующих или строящихся либо планируемых для строительства и осуществляющих производство тепловой энергии;

2) выбор между реконструкцией существующего объекта по производству тепловой энергии и строительством нового такого объекта или определение типа такого объекта и его характеристик должны осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления таким образом, чтобы минимизировать совокупные затраты на производство и передачу потребителям планируемого объема тепловой энергии.

Энергетическое обследование (статья 15)

1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. Основными целями энергетического обследования являются:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

3. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по его результатам отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий.

4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования. Создание и функционирование таких саморегулируемых организаций должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если оно должно быть проведено в обязательном порядке.

6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергоресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

8. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).

9. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Обязательное энергетическое обследование (статья 16)

1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство и (или) транспортировку нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

3. В целях выявления лиц, подлежащих обязательному энергообследованию, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать и безвозмездно получать у:

1) организаций, осуществляющих продажу, поставки энергоресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям - потребителям;

2) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления госконтроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Сбор и анализ данных энергетических паспортов (статья 17)

1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определенными Правительством Российской Федерации.

2. Каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать у саморегулируемых организаций в области энергетического обследования данные о проведенных в добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данные составленных энергетических паспортов, с учетом требований законодательства РФ о коммерческой тайне.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен обеспечить прием копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также информации в форме электронного документа.

5. Информация, полученная при анализе энергетических паспортов, используется в целях получения объективных данных об уровне использования организациями энергоресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергоэффективности, о лицах, достигших наилучших результатов при проведении энергетических обследований, об организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, об иных получаемых в результате энергетического обследования показателях.

Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования (статья 18)

1. Статус СРО в области энергетического обследования может приобрести некоммерческая организация при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) или не менее чем 40 субъектов профессиональной деятельности либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 15 субъектов предпринимательской деятельности и не менее чем 10 субъектов профессиональной деятельности;

2) наличие установленных законодательством документов, в том числе стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО в области энергообследования;

3) наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов СРО, как способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

2. Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, предусмотренные ФЗ "О саморегулируемых организациях" и установленные частью 3 настоящей статьи.

3. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана разработать и утвердить следующие документы:

1) порядок приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования и прекращения членства в такой организации;

2) стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами СРО, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения (далее - стандарты и правила);

3) перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов СРО за нарушение требований стандартов и правил;

4) стандарты раскрытия информации о деятельности СРО и о деятельности ее членов.

4. СРО вправе утверждать иные стандарты и правила по вопросам, относящимся к деятельности ее членов по проведению энергетического обследования.

5. В члены СРО могут быть приняты юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и дополнительным требованиям, установленным самой СРО. Квалификационным требованием для приема в члены СРО в области энергетического обследования является требование о наличии знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований. Членами СРО в области энергетического обследования могут стать:

1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области;

2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с ним трудовой или гражданско-правовой договор;

3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области.

6. СРО в области энергетического обследования вправе установить дополнительные связанные с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований требования к членству в такой саморегулируемой организации, которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

7. Члены СРО наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований вправе осуществлять иную предпринимательскую или профессиональную деятельность. Члены СРО в области энергетического обследования - юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов. Члены СРО - физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов. Конфиденциальная информация, полученная членами СРО в ходе проведения энергетического обследования, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

8. Государственный контроль за деятельностью СРО в области энергетического обследования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган госконтроля) путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка осуществляется не чаще чем один раз в три года. Внеплановая проверка деятельности СРО проводится в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, на основании заявлений физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами установленных требований, а также имеющихся несоответствий таким требованиям в представленных документах. В случае выявления нарушений СРО установленных требований орган госконтроля направляет в эту саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в арбитражный суд. СРО обязана представлять в орган госконтроля по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций. В случае несоответствия СРО установленным требованиям орган госконтроля вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО в области энергетического обследования. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования этой организации не предоставляется статус СРО в области энергетического обследования.

Энергосервисный договор (контракт)(статья 19).

1. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергоресурсов заказчиком.

2. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

1) условие о величине экономии энергоресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергоресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

3. Энергосервисный договор (контракт) может содержать:

1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергоресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергоресурсов;

4) иные определенные соглашением сторон условия.

4. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, и которому собственниками помещений переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.

Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта) (статьи 20 и 21).

1. По согласованию между покупателем и поставщиком энергоресурсов условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа). Цена в таких договорах определяется сторонами.

2. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта), могут содержать:

1) условие о количественном значении энергоресурсов, которое применяется сторонами при определении обязательств по договору, может быть определено, в частности, исходя из объема потребления соответствующих энергоресурсов, зафиксированного на момент начала исполнения такого договора, или другим способом, в том числе расчетным, и отличаться от фактического объема потребления энергоресурсов;

2) условие о проведении расчетов по такому договору исходя из показателей, достигнутых в результате реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

3) условие о предоставлении отсрочки по уплате платежей по такому договору полностью или частично до момента получения результатов реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе до фиксации экономии энергоресурсов;

3. Примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергоресурсов (за исключением природного газа), включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), которые заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о размещении заказов.

Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (статьи 22 и 23).

1. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:

1) создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергоэффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергоэффективность;

7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

2. В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:

1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;

2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Организации, осуществляющие снабжение потребителей энергоресурсами, регулярно обязаны информировать этих потребителей о способах экономии энергоресурсов и повышения энергоэффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети Интернет, на бумажных носителях и иными доступными способами.

4. Образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

5. Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение года энергоресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.

Государственная информационная система в области энергосбережения создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения.

2. Создание государственной информационной системы в области энергосбережения и условий для ее функционирования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

3. Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, должна включать в себя сведения:

1) о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации;

2) об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, субъектов РФ и муниципальных образований;

3) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов РФ и муниципальных образований;

4) полученные в ходе анализа данных энергетических паспортов и данных, полученных по запросам согласно части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также данных реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

5) о количестве и об основных результатах обязательных энергетических обследований;

6) о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов);

7) о продукции, технологических процессах, имеющих высокую энергоэффективность при использовании энергоресурсов, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергоэффективности;

8) об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) о нарушениях законодательства об энергосбережении;

10) о нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергоэффективности;

11) иные установленные Правительством РФ сведения в области энергосбережения.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения, необходимую информацию в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

5. Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения, подлежит обязательному размещению на официальных сайтах уполномоченных федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сети Интернет, и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

6. Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения, подлежит раскрытию с соблюдением требований законодательства РФ.

Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями (статья 24)

1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, топлива, в т.ч. природного газа, тепловой и электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного им в 2009 г. с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

2. Начиная с 1 января 2010 г. главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований для находящихся в их ведении бюджетных учреждений на основании данных об объеме фактически потребленных ими в 2009 г. каждого из ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением такого объема на 3%. При планировании бюджетных ассигнований для бюджетного учреждения не учитывается сокращение его расходов, достигнутое в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного объема.

3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с планируемым снижением потребления ресурсов, используется для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.

4. Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. В целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению в бюджетном учреждении, если расходы на покупку энергоресурсов для него составляют более 10 млн. рублей в год, должно быть назначено лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.

Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (статья 25)

1. Государственные или муниципальные организации и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:

1) целевые показатели энергосбережения, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

2) мероприятия по энергосбережению, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;

3) иные требования согласно частям 2 - 4 настоящей статьи.

2. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, при разработке программ в области энергосбережения и внесении в них изменений обязаны учитывать установленные к этим программам требования, которые определяются органом регулирования.

3. Требования к программам в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны включать в себя:

1) перечень целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ;

2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;

3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами.

4. Требования к программам в области энергосбережения также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели.

5. Формирование производственных и инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на их товары, услуги должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения.

6. В целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности регулирование цен (тарифов) на товары, услуги должно осуществляться преимущественно в форме установления долгосрочных тарифов, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, в частности с применением метода сравнения. При этом цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг. В целях закрепления долгосрочных параметров, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, между органом государственной власти, органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов), и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, заключается соглашение, определяющее права и обязанности сторон.

7. Расходы на проведение мероприятий, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также на проведение обязательных мероприятий в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций.

8. При переходе на расчеты за энергоресурсы на основании данных приборов учета в подлежащую учету необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих передачу энергоресурсов, могут включаться затраты таких организаций на реализацию действий по сокращению потерь энергоресурсов, возникающих при их передаче, на период не более чем 5 лет при условии обеспечения экономического эффекта для потребителей от такого сокращения в виде уменьшения стоимости используемых энергоресурсов в сопоставимых условиях. При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергоресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия может быть сохранена за такими организациями на период не менее чем 5 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергоресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения. По истечении указанного срока цены (тарифы) на соответствующие товары, услуги должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии.

9. При установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы, цены (тарифы) на которые в соответствии с законодательством РФ подлежат государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени). Также может применяться дифференциация указанных цен (тарифов) по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов.

Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд (статья 26)

1. Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на размещение заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

2. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, на которые осуществляется размещение заказов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правительство РФ вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.

3. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, включают в себя, в частности:

1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;

2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;

3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;

4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.

4. Требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, может устанавливаться запрет или ограничение размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

5. Государственные или муниципальные заказчики в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:

1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения и энергетической эффективности;

2) товары, работы, услуги должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).

Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (статья 27)

1. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться по следующим направлениям:

1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов);

3) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

4) содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

5) поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергоэффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергоресурсов;

7) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности;

8) иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления.

2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения может осуществляться применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

3. Российская Федерация вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом. Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок должен содержать также порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, цели предоставления субсидий и критерии отбора субъектов РФ - получателей субсидий. В число критериев отбора субъектов РФ - получателей субсидий должны быть включены показатели, отражающие эффективность региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование цен (тарифов), вправе устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженные цены (тарифы), применяемые при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов, соответствующий социальной норме потребления, при условии обязательной компенсации организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, соответствующей части затрат на их осуществление. Такая компенсация может обеспечиваться за счет установления для населения цен (тарифов), дифференцированных в отношении энергетических ресурсов, поставляемых населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (статьи 28,29)

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.