Разработочная часть фуги
Эту часть называют также средней, а иногда - свободной. Обычно от экспозиционной части к разработке ведет более или менее развитая интермедия. В большинстве случаев в ее пределах нет ясно выраженной каденции и, следовательно, нет оснований относить ее ни к экспозиции, ни к разработочной части: она занимает промежуточное положение, а грани частей определяются окончанием последнего экспозиционного и началом первого серединного проведения темы. Но иногда в интермедии содержится каденция, которая и считается гранью между частями. Главная задача серединной части фуги – развитие темaтического материала экспозиции(т. е. материала темы, противосложений, интермедий). Оно осуществляется средствами ладотонального и полифонического варьирования. 1. Во вторых частях классических фуг используются тональности, параллельные экспозиционным. Возникает яркий ладовыйконтраст частей. Позднее композиторы использовали и более широкий круг тональностей. 2. Среди средств полифонического варьирования, применяемых в разработке фуги, ведущая роль принадлежит подвижному контрапункту, обновляющему вертикальные и горизонтальные отношения голосов, но сохраняющему в неизменном виде тематический материал. Для разработочной части одних фуг характерноувеличение интервала имитации. В разработочной части других фуг сокращается время имитации– имитирующий голос вступает, не дожидаясь окончания темы и как бы сжимая тему. Такое «сжатие» имитации во времени называется стреттой. Чаще всего вертикальные и горизонтальные отношения в имитации меняются одновременно, налицо вдвойне подвижной контрапункт. 3. В разработке фуги нередко применяются и преобразования темы (тема в обращении, в ритмическом увеличении), а в связи с этим иногда и противосложения. Встречаются фуги, в которых развитие тематизма осуществляется исключительно средствами сложного контрапункта, а ладотональное движение не выходит за пределы экспозиционных тональностей (фуга II c-moll из II тома ХТК Баха). Встречаются и такие фуги, в которых именно ладотональное развитие является определяющим. И все же большинство фуг гармонично сочетает полифонические и ладотональные средства развития. Строение средних частей в фугах очень разнообразно, их величина колеблется от крайне малой до значительно превышающей первую часть, число проведений темы неопределенно. Есть фуги: - с единственным серединным проведением (фуга II c-moll из I тома ХТК Баха); - с двумя проведениями (фуги IV cis-moll, VII dis-moll, IX E-dur из I тома ХТК Баха); - фуги, в которых серединных проведений больше, чем экспозиционных (в фуге № 12 Шостаковича экспозиционных проведений 4, а серединных - 10).
В фугах с небольшим числом проведений темы в разработочной части естественно повышается роль интермедий; напротив, большое число проведений нередко связано с активным использованием стретт.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|