Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономические, правовые и этические аспекты



Сфера обращения лекарственных средств, включающая многочисленные этапы продвижения лекарственных средств на фармацевтическом рынке от разработчиков до потребителей является одним из элементов, обеспечивающих национальную безопасность государства, и напрямую зависит от состояния экономики страны.

В целом фармацевтический рынок страны характеризуется сравнительно быстрым развитием, но функционирование его значительно зависит от формирования эффективного управления в соответствии с нормативно-правовой базой, касающейся регулирований всей сферы обращения лекарственных средств.

Основным приоритетом государственной политики в области лекарственного обеспечения населения является наличие на фармацевтическом рынке доступных и высококачественных лекарственных средств.

В прошлом году объем фармацевтического рынка (по данным RMBC) вырос на 19% и составил более 4 млрд. долларов и имеет тенденцию к увеличению.

Однако, отсутствие четких и эффективных механизмов контроля качества и государственного регулирования ценообразования в сфере обращения лекарственных средств и в связи с этим попадание на рынок фальсифицированной продукции, заставляет государство принимать ряд мер, направленных на защиту потребителя лекарственных средств как от недоброкачественной продукции, так и не обоснованного роста цен на лекарства.

Вместе с тем, новые тенденции развития фармацевтического рынка и в том числе реклама лекарственных средств, зачастую способствуют таким негативным процессам на фармацевтическом рынке, как росту цен, и к сожалению, в условиях роста цен резкому возрастанию появления на рынке фальсифицированной продукции, причем на фармацевтическом рынке можно найти всего несколько типов лекарств-фальшивок. Надо заметить, что с каждым годом фальсифицированных и поддельных лекарственных средств становится все больше.

В последнее время реклама лекарственных средств приобретает немаловажное значение в процессе ценообразования на определенные группы лекарственных препаратов.

В Российской Федерации вопросы ценообразования на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 12.04.2010г. № 61-ФЗ(ред. от 29.06.2015) "Об обращении лекарственных средств", Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 (ред. от 04.09.2015) «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», Приказ МЗ России от 27.05.2009 N 277н (ред. от 12.03.2013) «Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты», Постановление Правительства РФ №865 от 29.10.2010г. (ред. от 15.09.2015) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», Приказ МЗ России № 961н, ФСТ России №527-а от 03.11.2010 (редакция от 08.10.2012) «Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Указанными постановлениями определено, что государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также путем государственной регистрации предельных отпускных цен производителей жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Однако непродуманные решения в сфере либерализации цен на лекарственные средства и ценообразования на рынке лекарств сделали недоступными для большинства людей наиболее действенные препараты.

Около 70% потребления лекарственных средств на фармацевтическом рынке России оплачивается за счет средств бюджетов разных уровней, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов ОМС. Поэтому рост цен на лекарства, входящие в льготные перечни, постоянно увеличивает объем бюджетных средств используемых для возмещения.

Но недостаточный объем выделяемых средств не позволяет гарантировать выполнение норм действующего законодательства по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами на льготных условиях и бесплатно, чему в значительной мере способствует и ежемесячный рост цен на лекарственные препараты.

Принимаемые правительством меры по сдерживанию роста цен на лекарственные препараты в условиях новой налоговой политики не способствовали сдерживанию роста цен на лекарства.

В отчете Счетной палаты Российской Федерации отмечалось, что в стране действует практически свободное ценообразование на лекарственные средства, цены на которые должно регулировать государство.

Одной из причин более значительного роста цен на медикаменты было изменение с 1 января 2002 г. системы налогообложения на медицинские изделия: введение 10-процентной ставки налога на добавленную стоимость и отмена льгот по налогу на прибыль отечественных производителей жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Указанные изменения в налогообложении не могли не сказаться на финансовых результатах производителей лекарственных средств и покупателей их продукции, так как предприятия и организации вынуждены были направлять часть оборотных средств на уплату введенных налогов.

В 2013 году рост цен на медикаменты обусловлен увеличением затрат производителей лекарственных средств и организаций товаропроводящей сети, вызванным общей инфляцией в стране. Некоторое увеличение цен связано также с введением с 15 декабря 2002 г. нового порядка обязательной сертификации лекарственных средств, что вызвало увеличение накладных расходов у производителей лекарственных средств.

Наибольший рост цен на медикаменты отмечен в январе и феврале 2014 г. (по 1,1% ежемесячно), Это прежде всего связано с тем, что традиционно в начале года поставщики повышают цены на сырье и материалы, энергоносители, изменяются тарифы на перевозку грузов, ставки арендной платы, что в конечном итоге удорожает себестоимость продукции и побуждает производителя к повышению цен.

В марте - июне темпы прироста цен на медикаменты стали замедляться ежемесячно на 0,2 процентных пункта. В июле - августе цены на медикаменты прирастали ежемесячно лишь на 0,3%, начиная с сентября их ежемесячный рост составлял 0,4-0,6%.

Как прежде, отмечается более значительный рост цен на импортные лекарственные средства. Так, но-шпа стала дороже на 26,7%, валокордин - 16,5%, поливитамины - на 14,4%.

Отмечен также значительный рост цен на отечественные поливитамины (21,1%) и аскорбиновую кислоту (39%).

Краткий обзор







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.