Здавалка
Главная | Обратная связь

Финансово-промышленные группы и холдинги



3.4.1. Национальные финансово-промышленные группы1

■ Факторы образования ФПГ. Важным аспектом углубления экономических реформ в России является преобразование отношений собственности и развитие институтов, без которых невозможна совре-

1 В данном параграфе использован материал к.э.н. В.Е. Дементьева.



Раздел 3


Финансово-промышленные группы и холдинги 237


 


менная рыночная экономика. Такими институтами являются, в частнос­ти, холдинговые компании и финансово-промышленные группы.

Финансово-промышленные структуры объединяют на доброволь­ной договорной основе субъектов хозяйствования, выполняющих ос­новные функции в экономике, путем создания совместной компании акционерного типа. Цели создания таких структур: повышение эффек­тивности деятельности, увеличение объемов производства и реализа­ции продукции. Они являются инструментом обеспечения горизонталь­ных и вертикальных связей, объединения усилий промышленных пред­приятий, финансово-кредитных и инвестиционных структур, торговых, транспортных, строительных организаций и т.д. Образование финан­сово-промышленных групп как одной из форм объединений, является естественным ответом на объективные потребности, возникающие в ходе развития экономики. Можно назвать по крайней мере два основ­ных фактора, побуждающих к объединению: во-первых, специализа­ция и диверсификация производства, с развитием которых растет пот­ребность в координации деятельности предприятий, имеющих общие интересы в производстве и реализации продукции и связанных единст­вом воспроизводственного процесса, технологии и кооперации; во-вто­рых, необходимость концентрации, привлечения финансово-кредитных ресурсов и облегчения маневрирования ими.

В условиях планово-распределительной системы эти функции вы­полнялись министерствами, главками и централизованными финансо­во-кредитными учреждениями. В процессе поисков путей отхода от жестких методов административного управления начали создаваться производственные и научно-производственные объединения, террито­риально-производственные комплексы, концерны и т.п.

Предоставление в соответствии с законом о предприятии широ­ких полномочий хозяйствующим субъектам и последующее разруше­ние административной системы управления экономикой, ликвидация министерств, снабженческо-сбытовых органов, централизованного пе­рераспределения финансов привело к «атомизации» хозяйства. Пред­приятия в силу своих масштабов, недостатка средств и изменения усло­вий деятельности оказались не в состоянии обеспечить самостоятельно процесс производства и реализации продукции, обновления оборудо­вания и т.д.

На повестку дня встал вопрос о создании нового механизма взаи­модействия предприятий, адекватного рыночным условиям хозяйство­вания. Между тем концепции управления экономикой в новых услови­ях не было, да и сами условия еще не были созданы — отсутствовали


необходимые рыночные инфраструктуры, лишь зарождались коммер­ческие банки, не была проведена приватизация, отсутствовала законо­дательная база и т.д. Результатом стала потеря управляемости, с чем в значительной мере, связаны глубина и длительность экономического кризиса. С 1992 г. постепенно создавались предпосылки для функцио­нирования рыночных инфраструктур и формировались рыночные ус­ловия хозяйствования. В процессе перехода к рынку обозначилась тен­денция к созданию финансово-промышленных структур.

В изменившихся условиях их формирование может происходить лишь на основе интереса и инициативы хозяйствующих субъектов. Ос­новным принципом их образования и функционирования является со­здание акционерных обществ открытого типа на добровольной основе в целях преодоления последствий «атомизации».

Средства, недостаточные для каждой отдельной структуры, буду­чи аккумулированными, создают возможность управляемого развития предприятий, диверсификации производства, уменьшения рисков, рас­средоточения во времени крупных кредитов, маневрирования портфе­лем ценных бумаг, концентрации инвестиций для реализации наиболее эффективных проектов. Таким образом, создается дополнительная ус­тойчивость, делающая такие объединения предпочтительными даже в глазах западных фирм, которые не прочь заручиться их гарантиями. Организация и развитие объединений, концентрируя ресурсы, увели­чивают инвестиционные возможности для реализации крупных проёк-

Постепенно сформировался ряд финансово-промышленных объ­единений с различными формами финансово-экономических связей. Образование финансово-промышленных объединений является одним из ключевых факторов формирования новой системы управления эко­номикой. Организовав собственную деятельность, они втянут в свою орбиту тысячи мелких и средних предприятий, обеспечивая их слажен­ное функционирование. К маю 1997 г. было зарегистрировано 62 фи­нансово-промышленные группы, в состав которых вошли более тыся­чи предприятий и 74 финансово-кредитных учреждения.

Правовые основы функционирования ФПГ. К нормативным актам, регулирующим образование и функционирование финансово-промышленных групп, относятся прежде всего Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. «О создании финансово-промышленных групп в Рос­сийской Федерации» и принятый в 1995 г. Закон «О финансово-про­мышленных группах». Этот закон является прогрессивным шагом в го­сударственном регулировании деятельности институциональных струк-


 
 

Раздел 3

тур. В отличие от предыдущих нормативных документов, регулирую­щих организацию и функционирование финансово-промышленных групп, закон не содержит практически никаких ограничений на вхож­дение предприятий и финансовых институтов в ФПГ; он устанавли­вает систему мер государственной поддержки ее участников. 1 апреля 1996 г. подписан Указ Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп».

Таким образом, в 1995—1996 гг. были созданы правовые основы для формирования ФПГ: устранены экономически необоснованные ограничения доли государственной собственности в ФПГ и взаимного участия в капитале; установлен строго целевой порядок государствен­ной поддержки групп в зависимости от того, насколько их деятельность соответствует приоритетам промышленной и социальной политики, введены понятия транснациональной и межгосударственной ФПГ.

Однако некоторые положения Закона «О финансово-промышлен­ных группах» недостаточно конкретны. Определение группы, приве­денное в законе, является слишком общим, что позволяет считать фи­нансово-промышленную группу не только целостным институтом рын­ка, но также совокупностью независимых институтов, объединивших свои активы для реализации определенного проекта.

Неясным остается вопрос о центральной компании финансово-промышленной группы, т.е. об институте, уполномоченном всеми учас­тниками на ведение ее дел. По ст. 11 закона центральной компанией может быть преимущественно инвестиционный институт, но также до­пускается создание центральной компании в виде хозяйственного общества, ассоциации или союза. Предоставление столь широких пол­номочий инвестиционным институтам вряд ли целесообразно. Суще­ствующие институты такого типа либо неустойчивы в финансовом от­ношении, чтобы участвовать в крупных производственных проектах, либо предпочитают операции с ценными бумагами капиталовложени­ям в промышленность. Кроме того, в обязанности центральной компа­нии входит выполнение банковских операций, что фактически препят­ствует небанковским финансовым институтам в регистрации в качест­ве центральной компании ФПГ.

В законе не решены также вопросы о распределении собственнос­ти между участниками ФПГ и об управлении пакетами акций при ус­ловии, что в ФПГ входят акционерные общества. Неясно, может ли цен­тральная компания одновременно быть и компанией, контролирующей пакеты акций остальных участников ФПГ. Остается открытым вопрос о выходе из ФПГ отдельных участников. По закону финансово-про­мышленная группа может быть ликвидирована в случае, если все участ-


Фипансово-промышлепные группы и холдинги_________________________ 239

ники примут решение о прекращении ее деятельности, но о правах от­дельных ее участников, желающих прекратить членство в группе, ни­чего не говорится.

Таким образом, Закон «О финансово-промышленных группах» способствует формированию двух альтернативных концепций разви­тия этих институтов в России. Согласно одной из них финансово-про­мышленная группа должна функционировать в качестве холдинговой компании, где соблюдается строгая иерархия отношений между цен­тральной компанией и подчиненными ей участниками ФПГ, причем не обязательно на акционерной основе. По другой концепции ФПГ долж­на быть объединением предприятий типа консорциума или синдиката, т.е. временным образованием, созданным на момент реализации про­изводственного проекта или нескольких проектов.

В 1996 г. в России преобладали группы второго типа, созданные в форме синдикатов и консорциумов. Большинство ФПГ создается в ка­честве консорциума в отраслях машиностроения, в особенности при­боростроения, но значительного вклада в оживление производства в своих отраслях они пока не вносят.

Эксперты международных финансово-кредитных институтов от­мечают, что в России сложились два типа ФПГ — ориентированные на выживание и ориентированные на развитие и подъем производства, причем преобладают сегодня те ФПГ, которые ориентированы на выживание. Большинство групп, ориентированных на выживание, со­зданы в форме консорциумов. Такая форма организации предприни­мательства формирует у участников ФПГ психологию временщиков, ориентирует рыночные институты не на повышение объемов производ­ства, а на краткосрочные задачи, выгодные в лучшем случае участни­кам ФПГ, а в худшем — одному или нескольким из них.

Финансово-промышленные группы, функционирующие на осно­ве интеграции предприятий, а не временных договоров, находятся в относительно лучшем положении, чем другие ФПГ, и способны разви­ваться без государственных льгот. Это свидетельствует об их большей производственной эффективности по сравнению с ФПГ, работающи­ми в качестве консорциумов.

- Объединение банков и промышленности. Создание финансо­во-промышленных объединений на основе договоренностей хозяйству­ющих субъектов, аккумулирование ресурсов в рамках ФПГ не означа­ет простого суммирования капиталов. Результатом становится форми­рование качественно новых возможностей: увеличивается гарантия фи­нансового и материального покрытия ценных бумаг; появляется воз­можность маневрирования ресурсами, позволяющая поочередно финан-


     
 
 
   

Раздел 3

сировать крупные проекты отдельных предприятий-участников по мо­дернизации производства за счет временно свободных средств; облег­чаются реализация продукции, закупки сырья, материалов и топлива, строительство жилья; снижается потребность в государственной ин­вестиционной и краткосрочной кредитной поддержке; объединение предприятий по технологической цепочке оказывает сдерживающее влияние на рост цен участвующих в этой цепочке предприятий. Кроме того, самовозрастание банковского капитала за известными предела­ми исчерпывает свои возможности. Банковские капиталы достаточно крупных размеров могут быть рационально использованы только в промышленности, обеспечивающей широкую сферу применения и га­рантирующей надежное материальное обеспечение. Процесс форми­рования таких банковских капиталов и необходимой для этого эконо­мической стабилизации еще не завершен, но движение идет в этом направлении.

Объединение банков и промышленности, создание предприятия­ми собственных банков облегчает для участников ФПГ условия креди­тования, взаиморасчеты, способствует смягчению опасности неплате­жей. Упрощается процедура принятия решений. В выпуске многих видов продукции, например тракторов, автомобилей, принимают учас­тие десятки заводов. Согласование решений о переходе на новую мо­дель или модификацию, требующее огромных усилий, переносится на уровень объединения, несущего экономическую ответственность за их правильность, своевременность и эффективность.

В силу изложенных и других причин как предприятия, так и бан­ки ищут возможности объединения банковских и промышленных ка­питалов. Ряд коммерческих банков с самого начала создавались на ос­нове средств промышленных предприятий. В то же время многие бан­ки, по преимуществу крупные и средние, в ходе приватизации скупали акции предприятий, имея в виду формирование пакетов, позволяющих влиять на их деятельность. Процесс скупки акций тормозился решени­ями, запрещавшими банкам проводить операции с акциями привати­зированных предприятий. Эти запреты обходились. Финансовые струк­туры использовали для скупки акций свои дочерние предприятия. Переход к денежной приватизации повысит заинтересованность пред­приятий к участию в ней банков, поскольку предприятия будут полу­чать 51% денежных средств от продажи их акций. Сокращение льгот трудовым коллективам повышает шансы банков на приобретение конт­рольных пакетов акций.

Для райков основная проблема не в преодолении формальных ограничений, а в недостатке средств и опасениях в жизнеспособности


Финансово-промышленные группы и холдинги_________________________ 241

предприятий. Различное отношение предприятий и банков к вхожде­нию в ФПГ определяется тем, что предприятия видят в создании ФПГ возможность получения инвестиций и не хотят лишаться своего веду­щего положения, а банки склонны рассматривать любые формы объ­единения как способ приобретения влияния на деятельность предпри­ятий.

Финансово устойчивые предприятия, имеющие достаточно средств для выкупа своих акций, и дочерние структуры, выступающие в качес­тве агентов при приобретении акций на аукционах, мало заинтересо­ваны в продаже акций банкам. Не ищут контактов с ними также пред­приятия, для которых установлен особый режим приватизации и 49% акций которых сохраняется на несколько лет в руках государства. Пред­приятия, приватизировавшиеся по второму варианту льгот, как прави­ло* стремятся сохранить за собой контрольный пакет акций после за­крытой подписки, т.е. 51% голосующих акций. Они больше заинтере­сованы в скупке акций на аукционах за счет собственных или заемных средств.

В то же время значительное число предприятий нуждается в бан­ковском капитале. Это прежде всего предприятия, находящиеся в тяже­лом финансовом положении и не имеющие средств для выкупа своих акций. Они надеются на помощь сторонних инвесторов независимо от использовавшихся вариантов приватизации.,В ряде случаев, особенно на предприятиях, где 51% акций остался в распоряжении трудового коллектива, возникает перекрестное владение акциями, способствую­щее более тесному взаимодействию банков и предприятий, хотя банк и не получает контрольного пакета.

Существенные факторы ограничивают желание коммерческих банков к объединению с предприятиями. К ним относится прежде все­го отсутствие серьезной заинтересованности в долгосрочных вложени­ях. Объединение финансового и промышленного капитала предполагает масштабное формирование инвестиционных проектов как путем долгос­рочных кредитов, так и на основе приобретения новых выпусков цен­ных бумаг предприятий. Между тем условия для вложений в производ­ство неблагоприятны. Не говоря уже о рисках и низкой (по сравнению с другими возможными операциями) доходности от инвестиций в ре­альное производство, банки должны принимать на себя накопившиеся долги предприятий. Отталкивает также уровень процентной ставки.

Акции приватизированных предприятий, акционировавшихся без проведения санации и находящихся в тяжелом финансово-экономичес­ком положении, ненадежны, высока опасность невозврата кредитов, велики размеры долговых обязательств. Наконец, отсутствуют усло-


Курс...


242

Раздел 3

вия, уравнивающие вложения в производство с операциями в финансо­во-кредитной, валютной и торговой сферах.

Снижение темпов инфляции, банковского процента, налоговые льготы в зависимости от масштабов долгосрочных инвестиций, умень­шение норм резервных требований, гарантии инвестиций, формирова­ние залоговых институтов, развитие вексельного обращения с четкой процедурой учета и взысканий, участие в прибылях от инвестицион­ных проектов, увеличение банковских активов до размеров, создаю­щих возможности кредитования значительных проектов, существенно повысят активность кредитных учреждений в реальном секторе.

■ Формы взаимосвязей и виды финансово-промышленных объ­единений. Правовые отношения между участниками ФПГ регулируют­ся действующим законодательством и учредительными документами, определяющими взаимные обязательства сторон, гарантии и ответ­ственность за соблюдение обязательств.

Образование финансово-промышленных объединений происходит на основе различных форм финансово-хозяйственных связей: покупки акций приватизированных предприятий, размещения эмиссии вновь выпускаемых ценных бумаг, получения в траст пакетов акций, принад­лежащих государству, крупных банковских инвестиционных кредитов, скупки долговых обязательств предприятий и др.

Приобретение акций и других ценных бумаг по существу связано с безвозвратным финансированием и, следовательно, с высоким рис­ком. Привлекательной стороной является обеспеченность реальным имуществом, включая недвижимость, возможность со временем стать владельцем земельного участка и шансы на участие в управлении и ди­видендах. Существенный интерес представляет приобретение акций эк­спортно ориентированных и устойчиво работающих предприятий не­зависимо от их профиля.

Не получила еще широкого распространения в связи с незавер­шенностью процесса приватизации, неразвитостью вексельного обра­щения и рядом других факторов скупка предприятий за долги. Однако это вполне реальная перспектива, позволяющая приобрести контроль над предприятием за незначительную часть его стоимости.

Предоставление в траст государственных акций, а также пакетов акций региональных фондов имущества инвестиционным фондам — апробированная практика. Это обстоятельство будет подталкивать финансово-промышленные объединения и банки, располагающие та­кими ценными бумагами и не желающие с ними расстаться, к регистра­ции в соответствии с действующими нормативными документами. Пе­редача в трастовое управление акций, находящихся в распоряжении


-промышленные группы и хо.

государства, предусмотрена Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. о создании ФПГ в Российской Федерации. В то время как Указ Прези­дента РФ от 24 декабря 1993 г. «О доверительной собственности» не позволял передавать в траст головной финансово-промышленной ком­пании акции предприятий — участников группы, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. предоставил группам дополнительные права по кон­центрации собственности в головных компаниях. Федеральным зако­ном «О финансово-промышленных группах» установлена солидарная Ответственность участников группы по обязательствам головной ком­пании.

Финансово-промышленные объединения формируются по различ­ным принципам: на основе крупного банка, установления тесных хо­зяйственно-финансовых связей предприятий одной иди нескольких тех­нологических цепочек с участием финансовых структур, на региональ­ной основе, консолидации для реализации крупных проектов.

Финансово-промышленные группы, созданные в соответствии с официальными нормативными документами, не являются единствен­ной формой объединений. Наряду с ними действуют и вновь создаются разнообразные союзы и ассоциации предприятий и банков на договор­ной основе. Организационные формы таких объединений могут быть различными: концерны, консорциумы, ассоциации, холдинги и т.п. В концернах по соглашению участников централизуется выполнение ряда управленческих функций, в консорциумах соединяются ресурсы для реализации конкретных проектов, ассоциации координируют действия предприятий по определенным направлениям, производственные хол­динги создаются для координации действий предприятий-смежников и согласования инвестиционной политики, финансовые холдинги—для инвестиционных целей.

Холдинговые компании в России контролируют не только входя­щие в них акционерные общества, но и их дочерние или зависимые пред­приятия, являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом.

В России сегодня существуют как минимум три типа холдинго­вых структур: интегрированные промышленные компании; конгломе­раты; банковские холдинги.

Интегрированные промышленные компании — это, как правило, компании, принадлежащие к одной или смежным отраслям и объеди­нившиеся с целью укрепления хозяйственных связей. Типичные при­меры межотраслевой интеграции — интеграция компаний нефтедобы­вающей и нефтеперерабатывающей промышленности («ЮКОС», «СИДАНКО», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз» и т.д.); внутриотрасле-


16»


Раздел 3

вой — РАО «Газпром» и «ЕЭС России». Конгломераты возникают на основе слияния предприятий разных отраслей (наиболее известный при­мер — НК «ЛУКойл», которая присоединила к себе не только ряд не­фтеперерабатывающих компаний, но и предприятий машиностроения). Банковские холдинговые компании подразумевают контроль банка не только над своими филиалами, но и над промышленными корпора­циями (пример — контроль «Онэксимбанка» над РАО «Норильский никель»).

Особенностью многих холдинговых структур в промышленности является то, что в них присутствует государственный капитал. К госу­дарственному контролю над предприятиями и отраслями нельзя отно­ситься однозначно. В отраслях, являющихся естественными монополис­тами, такой контроль вполне оправдан. Государство практически во всех развитых странах регулирует либо назначает тарифы на электро­энергию, принимает решения о национализации или приватизации, раз­укрупнении или слиянии естественных монополий. Однако методы государственного регулирования таких институтов рынка, как естес­твенные монополии, не следует распространять на отрасли, которые должны развиваться по рыночным законам. В частности, в легкой и пищевой промышленности формирование холдинговых компаний с го­сударственным участием неэффективно. Это классическая сфера раз­вития малого бизнеса, и укрупнение предприятий отрасли, в том числе за счет слияний и поглощений, здесь нецелесообразно.

Однако нельзя не отметить тенденцию к формированию так назы­ваемых холдингов-рантье, которые, управляя пакетами акций промыш­ленных предприятий, не занимаются производственными вопросами, а специализируются на организации залоговых аукционов. Эти компа­нии прилагают немало усилий для захвата контрольного пакета акций, а потом значительная доля этого пакета распродается на залоговых аукционах по заниженным ценам. Такие холдинги создаются не без участия государственного капитала, но не приносят государственному бюджету реальной пользы.

В ряде случаев восстановление государственного контроля над некоторыми отраслями является единственным средством избежать хаоса и неуправляемости. Такая ситуация сложилась, в частности, в алюминиевой промышленности, где после приватизации алюминиевых заводов крупные пакеты акций оказались в руках совместного пред­приятия, заключающего незаконные сделки.

Функционирование холдинговых компаний может принести мак­симальную пользу экономике страны: в отраслях промышленности с высокой»концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии); в отраслях, являющихся естественными монополиями


Финансово-промышленные группы и холдинги_________________________ 245

(газовая промышленность, энергетика); в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей техно­логической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка). В случае неконтролируемой скупки контрольных пакетов акций пред­приятий криминальными коммерческими структурами необходимы меры по обеспечению государственного контроля и оздоровлению по­ложения.

Дифференцированный подход к образованию и поддержке хол­динговых компаний позволит повысить народнохозяйственную эффек­тивность новых институциональных структур.

Государственная поддержка ФПГ. В соответствии с норма­тивными актами государственная поддержка деятельности ФПГ может предусматривать ряд льгот, в том числе:

♦ передачу в доверительное управление ФПГ или ее участнику вре­менно закрепленных за государством пакетов акций предприятий — участников ФПГ;

♦ зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предус­мотренных условиями инвестиционного конкурса (торга) для ФПГ-по­купателя;

♦ предоставление государственных гарантий для привлечения раз­личного рода инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога;

♦ выдачу гарантий по эмитируемым ценным бумагам ФПГ;

♦ переход на налогообложение по общей конечной продукции ФПГ;

♦ предоставление прав на ускоренную амортизацию основных фон­дов;

♦ предоставление льгот по налогам на операции с ценными бума­гами;

♦ предоставление в рамках существующего законодательства та­моженных льгот и преференций для кооперационных поставок в рам­ках государств — участников ФПГ;

♦ оказание государственной поддержки для продвижения на внеш­
них рынках отечественной высокотехнологичнойи конкурентоспособ­
ной продукции, а также при импорте оборудования, необходимого для
реализации инвестиционных проектов ФПГ.

Государственная поддержка оказывается исключительно Эффек­тивным инвестиционным проектам и программам в индивидуальном порядке и на основе договора о партнерстве и взаимных обязательст­вах между ФПГ и уполномоченным Правительством Российской Фе-


Раздел 3

Дерации федеральным органом исполнительной власти. При этом фор-мы, порядок и объемы такой поддержки устанавливаются Правитель-ством Российской Федерации в зависимости от определенных условий например: обеспечения поставок продукции для государственных нужд по твердым ценам; реального повышениея доли самофинансирования привлечения иностранных инвестиций, особенно в форме "ноу-хау" выпуска акций ФПГ для проржи на открытом фондовом рынке

Меры государственной поддержки ФПГ могут сочитать как пос-
тоянно действующие, так и временные льготы учитывающей спицифи-
ку конкретных инвестиционных проектов и программ. В перспективе
после накопления опыта деятельности ФПГ могут разрабатываться и
применяться другие меры государственной поддержке ФПГ, а также
отменяться уже имеющиеся.

Повышение эффектиэности инвестиций. При интеграции ста-новятся более доступными такие резервы эффективности, как эконо-

мия издержек, обеспечиваемая коперацией в снабженско-сбытовой деятельности; уменьшение потребности в оборотных средствах повышения платежной дисциплины между партнерами использования ими товарных кредитов, векселей;рационализация налоговых плате-жеи с помощью внутригруппо»ых цен смещаюших налоговое бремя промежуточной на конечную продукцию повышение текущей конку-рентоспособности за счет укрепления технологически связанными предприятиями. Повышение ритмичнос-ти производства выступает принтом в качестве фактора расширяюще-го возможности сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Хотя получаемый таким образом прирост эффективности (интег-рационный эффект) сам по себе не гарантирует благополучия участни-ков ФПГ, он является одним из источников капиталовлажений, необ-ходимых для обеспечения устойчивости рыночных позиций.

Интеграция предприятий, помогающая поддепживать экономичес-ки эффективный внутренний спрос на ту отечественную продукцию, которая не отвечает стандартам мирового рынка предотвращает од-новременно потерю для инвестиций части амортизацйй.

Притензии к стратегической осмысленности действиймногих ФПГ не лишены оснований. Дело не только в упрвленчиских навыках их

руководителей. Не менее велико влияние внешних обстоятельств: мас-штабов инвестиций, необходимых для решения стратегических задач; повышенного риска крупных капиталовложений а условиях неопреде-ленности государственных структурных приоритетов; нормативно-пра-новых и внешнеэкономических факторов, сдерживающих формирова-ние отношений стратегического партнерства между предприятиями.


Финансово-промышленные группы и холдинги_________________________ 247

Передовые рубежи НТП определяют, как правило, предприятия с весьма широким выходом на формируемые ими рынки своей продук­ции. Подобная ситуация имеет место и в ряде относительно традици­онных отраслей, где высока экономически эффективная концентрация производства. В обоих случаях для модернизации и обновления техно­логической базы нужны массированные инвестиции; возможность самостоятельного обеспечения которых у многих предприятий подо­рвана многолетними предшествующими изъятиями доходов в государ­ственный бюджет, в том числе амортизации.

Принятый порядок размещения централизованных инвестици­онных ресурсов на конкурсной основе фактически оставляет без под­держки как усилия по созданию новых преимуществ экономики, так и многие крупномасштабные начинания. Ориентация государственной инвестиционной политики на недорогие и быстроокупаемые (не более чем за два года) проекты помогает заполнению российской продукцией относительно мелких рыночных ниш. Однако даже бурный рост в этих нишах не способен перекрыть потери от ослабления конкурентоспо­собности массовой продукции обрабатывающих отраслей.

Чем уже возможности прямого государственного участия в инвес­тировании, тем важнее концентрация централизованных капиталовло­жений в отраслях и подотраслях, способных оказать наибольшее воз: действие на развитие других производств; поддержка в рамках этих отраслей лишь тех предприятий, которые реализуют проекты, стиму­лирующие своих отечественных поставщиков или потребителей; все­мерное использование косвенных рычагов воздействия на инвестици­онную привлекательность такого рода проектов.

В частности, допускаемое Законом «О финансово-промышленных группах» снижение норм обязательного резервирования для банков — участников ФПГ целесообразно в первую очередь предоставлять бан­кам, вкладывающим средства именно в такие инвестиционные проек­ты. По сути речь идет о переориентации государственной поддержки с максимизации эффекта, окупаемости непосредственно в том звене, которое получает эту поддержку, на максимизацию эффекта в сопря­женных производствах.

Превращение машиностроительного комплекса в партнера добы­вающих отраслей затрудняется связанным характером внешних креди­тов последним. Не менее половины таких кредитов обусловливается импортом оборудования. Угроза изоляции сырьевого сектора эконо­мики от других отраслей индустрии вызывает необходимость приня­тия мер по устранению этой тенденции, ослабляющей обрабатываю­щую промышленность. Без государственного содействия налаживанию



Раздел 3


Финансово-промышленные группы и холдинги



 


межотраслевых связей, в том числе становлению диверсифицирован­ных ФПГ, выгода от поддержи ключевых отраслей может оказаться исключительно у зарубежных поставщиков.

На решение конкретных задач промышленной политики необхо­димо переориентировать и передачу в доверительное управление за­крепленных в государственной собственности пакетов акций. Совме­щение такой передачи и связанного кредитования расширит возмож­ности влияния заказчика на качество поставок. Соответственно льго­ты по импорту могут быть нацелены на закупки оборудования, ком­плектующих, элементной базы, обеспечивающие повышение качества поставок в рамках связанных кредитов.

Что касается нормативно-правовых предпосылок для сближения интересов партнеров по ФПГ, то исключительно важный шаг — устра­нение Законом «О финансово-промышленных группах» запрета на вза­имоучастие в капитале.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.