Здавалка
Главная | Обратная связь

Претйасмаллокадамрта бхаванти



 

2. Поскольку Он есть Слух слуха, Ум ума, Речь речи, Жизнь жизни

и Зрение зрения, разумные люди, после прекращения

(отождествления себя с чувствами) и отречения от этого мира,

становятся бессмертными.

Шротрасйа шротрам, Слух слуха. Шротрам есть то, посредством чего

слышат, инструмент слышания звука, орган слушания,

воспринимающий слова. Тот, о ком ты спрашиваешь: "Кто то

сияющее существо, что направляет глаза и уши?" - есть

Слух слуха.

Возражение: Правильно ли отвечать "Он есть Слух

слуха", когда ответ должен бы быть "Такой-то и такой-то,

с такими-то и такими-то качествами, направляет уши и т.д.?".

 

Ответ: Это не является ошибкой, поскольку Его отличие не

может быть установлено иначе. Если бы направляющий уши и т.д.

мог быть познан как обладающий Своей собственной деятельностью,

независимой от деятельности ушей и т.д., как это было бы в

случае работающего серпом и т.д., тогда такой ответ не

соответствовал бы вопросу. Но, в действительности это не

направляющий уши и т.д. обладает своей собственной

деятельностью, и понимается здесь подобным жнецу с серпом и

прочим. Но Он может быть познан (как существующий, не смешиваясь

со слухом и т.д.), из логической необходимости, что такая

деятельность, как обдумывание, волеизъявление, принятие решений,

таких весьма сложных вещей, как слух и т.д., должна

предназначаться для чьей-либо пользы. В точности как в случае

дома, (в данном случае) существует некто, стоящий вне

конгломерации ушей и т.д. Таким образом, исходя из факта, что

составные вещи существуют для надобности кого-то еще,

направляющий слух и т.д. может быть познан (т.е. выведен)

(11). Поэтому ответ "Он есть Слух слуха",

совершенно уместен.

Возражение: В чем, с другой стороны, может заключаться в

данном случае смысл выражения "Слух слуха и т.д.? Ведь в

точности как свету нет необходимости в другом свете, так, в

данном контексте, слуху нет необходимости в ином слухе.

Ответ: Такой ошибки здесь нет. Смысл в данном случае

таков: Разум видит способность слуха обнаружить свой собственный

объект. Эта способность слуха обнаружить свой собственный объект

возможна только если есть вечный, не входящий в состав

соединения, всепроникающий свет "Я", и не иначе. Таков

же смысл иных Ведических текстов: "Это через свет

"Я" он устанавливается" (Бр.IV.III.6),

"Благодаря Его свету все это сияет" (Ка.II.II.15;

IIв.VI.14; Му.II.II.10), "зажженное чьим светом сияет

солнце" (Так.Б.III.XII.9,7), и т.д., а в Гите: "(Знай,

это - мой свет), что исходит от солнца, озаряя целую

вселенную" (ХV.12,, и "(Как одно солнце озаряет целую

вселенную), так и Тот, кто пребывает в теле, озаряет все тело, о

потомок Бхараты" (ХШ.33). Также и в Катха упанишад, -

"постоянный среди всего временного, сознающий среди всего

сознающего" (II.II.13). Повсеместно распространена вера, что

слух и т.д. составляют "Я" всего, что это они сознают.

Это опровергается здесь. Существует нечто, известное разуму

человека с осознанием, пребывающее в сокровенных глубинах всего,

неизменное, нетленное, бессмертное, бесстрашное, и нерожденное,

и что есть Слух и т.д. даже слуха и т.д., то есть источник их

способности действовать. Таков ответ о смысле.

Подобным же образом, манасах, ума, внутреннего органа; (Он есть)

манах, Ум; поскольку внутренний орган не может исполнять своего

назначения - мышления, принятия решений и т.д. - если

нет света, излучаемого "Я". Следовательно, Он также есть

Ум ума. Слово манах (ум) , здесь означает и ум, и разум. Йад

вачо ха вачам: слово йат, используемое в смысле "потому

что" относится ко всем словам, таким как шротра (слух),

следующим образом: поскольку Он есть Слух слуха, поскольку Он

есть Ум ума, и так далее. Объектный падеж в выражении вачо ха

вачам следует изменить на именительный в соответствии с оборотом

пранасйа пранах (жизнь жизни).

Возражение: Почему, в соответствии с выражением вачо ха

вачам не следует заменить на объектный падеж, таким образом:

пранасйа пранам?

Ответ: Нет, здесь следует согласовать с остальным.

Поэтому в соответствии с двумя словами,(сах и пранах), в

выражениях сах и пранасйа пранах (в которых они стоят в

именительном падеже) слово вачам имеет здесь значение вак, в

естественном соответствии со значением остального. Кроме того,

то, о чем спрашивают, по правилам следует обозначать первым

(именительным) падежом. Тот, о ком ты спрашиваешь, и кто есть

жизнь праны - в данной своей функции именуемой жизнью; кем,

в действительности, обеспечивается способность жизненной силы

исполнять свои функции по поддержанию жизни, поскольку не может

быть поддержания жизни чем-либо, что не управляется "Я",

в соответствии с Ведическими текстами: "Кто бы, в

действительности, вдыхал и кто бы выдыхал, если бы это

Блаженство (Брахман) не было на важнейшем месте (в сердце)?

(Тай.II.VII.1), "Кто продвигает прану вверх, кто продвигает

апану внутрь?". (Ка.II.II.3), и т.д. Здесь же можно сказать:

"То, что человек не обоняет посредством праны (органа

обоняния), но чем направляется прана, знай, то -

Брахман". (Ке.1.9).

Возражение: Можно ли понимать слово прана в смысле

"обоняние" (а не "жизнь") (12) в контексте

перечисления чувств - слуха и т.д.

Ответ: Это верно. Но в тексте подразумевается, что

упоминанием праны (в значении жизненной силы), чувство обоняния

упоминается ipso ??? facto. Значение, подразумеваемое

контекстом, таково: Тот, для кого предназначена деятельность

всей силы и органов чувств - есть Брахман.

Он же есть чакшушах чакшух, Зрение зрения; способность

воспринимать цвет, который наделен глаз, орган зрения,

существует только благодаря тому, что им управляет сознание,

принадлежащее "Я". Поэтому Он есть Зрение зрения.

Поскольку желание спрашивающего - узнать то, о чем он

спрашивает, выражение "узнавшие" следует понимать так:

"Узнавшие ???? Брахман как слух и т.д. слуха и т.д., как

показано ранее". Это (добавление) также необходимо и

поскольку следствие, как указано, таково: "Они становятся

бессмертными" (Ке.11.5), и поскольку бессмертие достигается

через осознание. Из факта, что человек становится свободным

после обретения осознания, следует (что он становится

бессмертным) оставляя (посредством силы знания) группу органов,

начиная с уха; можно бы сказать, что отождествляя свое

"Я" с ухом и т.д. человек становится обусловлен ими и

рождается, умирает, перерождается; следовательно, осознавший в

качестве собственного "я" - Брахман, определяемый

как "Слух слуха" и т.д., и атимучйа оставляющий

самоотождествление со слухом и прочим - (он становится

бессмертным). Те, кто оставляет самоотождествление со слухом и

т.д., являются дхирах, разумными, поскольку самоотождествление

со слухом и т.д. не может быть оставлено, если человек не

наделен замечательным разумом. Претйа, уходящие; асмат локат,

этого мира материальных отношений, включающих представления ????

"я и мое" в отношении сыновей, друзей, жен и

родственников; т.е. отрекшиеся от всех желаний; (они) бхаванти,

становятся; амртах, бессмертными, свободными от смерти. Это

согласуется с Ведическими текстами: "Не работой, не

потомством, не богатством, но отречением некоторые (редкие)

достигли бессмертия" (Кайвалья Упанишад 1.2). "Самосущий

Господь устранил исходящие вовне чувства; поэтому видят внешние

вещи, а не собственное внутреннее "я". Редкий

распознающий человек, стремящийся к бессмертию, отводит глаза и

видит тогда неизменное "я" (Ка.II.1.1), "Когда все

желания, цепляющиеся к сердцу, отпадут... тогда здесь достигают

Брахмана" (Ка.II.III.14), и т.д. Или же отречение от желаний

подразумевается в самом выражении атимучйа (оставление), а

претйа означает уход из этого тела, умирание.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.