Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнения к вопросу I



 

1.1.Являются ли одним и тем же понятием перечисленные ниже имена?

– Азбука, совокупность букв или других знаков в системе письма, алфавит.

– Высочайшая вершина Земли, Джомолунгма, гора Эверест.

– Военные действия, бой, атака.

– Государство, общество, общественно-экономическая формация.

– Крокодил, аллигатор, земноводное, рептилия.

– Миллионный город на Неве, Санкт-Петербург, столица Российской империи.

– Орган зрения, око, глаз.

– Палец, перст.

– Человеколюбие, искренность, благородство, доброта, гуманность.

 

1.2.Назовите существенные и несущественные признаки понятий.

Астрономия. Государство. Имя. Категория. Лекция. Озеро. Ромб. Синтаксис. Учёный. Связи с общественностью. Человек.

 

1.3. Выберите из групп понятий синонимы.

Гиппопотам – бегемот. Дефект – недостаток. Значение – денотат. Самая крупная птица – страус. Страх – боязнь. Студент – учащийся. Умозаключение – силлогизм. Учитель родоначальника логики – Аристокл из Афин (427-347 гг. до н.э.) Эволюция – развитие.

 

Упражнения к вопросу II

 

2.1. Выделите из группы понятий:

– абстрактные;

– конкретные;

– положительные;

– отрицательные;

– относительные;

– безотносительные;

– собирательные;

– разделительные (несобирательные).

Антипатия. Безнадёжность. Больше. Книга. Коридор. Ненависть. Отец. Подобие. Привлекательность. Скорость. Созвездие Южного Креста. Суффикс.

 

2.2.Определите объём, подклассы объёма и элементы объёма в следующих понятиях.

Абстрактное понятие. 25 мая 585 г. до н.э. Закон логики. Идеализм. Пресный водоём. Факультет МГУ. Философия. Химический элемент гелий. Число.

 

2.3.Определите, какие из перечисленных понятий общие, единичные, нулевые.

Афина. Воздушная масса. Денотат. Земля. Ковёр-самолёт. Королева Англии. Млекопитающая птица. Паллада. Планета. Предложение. Самая длинная река России. Синтез. Четырёхугольный шар.

 

2.4.Придумайте по два примера понятий, являющихся одновременно:

– абстрактными и единичными;

– конкретными и общими;

– абстрактными и общими;

– конкретными и нулевыми;

– абстрактными и пустыми;

– конкретными и единичными.

 

2.5. Дайте общую логическую характеристику (по объёму и содержанию) следующих понятий.

Армия. Бесстыдство. Демон Сократа. Естественный спутник Марса. Командир полка. Меньше. Незаменимый помощник. Пустота. Разум обезьяны. Соцветие. Умножение.

 

2.6.Обобщите и ограничьте понятия.

Вид. Герой нашего времени. Животное. Интуиция. Искусство. Лето предыдущего года. Печатное издание. Прямая линия. Университет. Человек, знающий законы логики.

 

2.7.Определите, правильно ли подобраны обобщения (ограничения) понятий в следующих цепочках, изобразив отношения между понятиями кругами Эйлера.

– Белка – мелкий пушной зверёк – пушной зверь – зверь.

– Личность – человек – народ – человечество.

– Малина – ягода – растительная пища.

– Мелкий домашний скот – овцы – источник шерсти.

– Осинник – группа осин – осина – поваленная осина.

– Приток реки – река – пресный водоём – водоём.

– Секунда – минута – час – сутки – единица времени.

– Семинар – семинар по логике – вопросы семинара по логике.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.