Здавалка
Главная | Обратная связь

Творчество Жана Франсуа Милле, Густава Курбе и Оноре Домье.

Критический реализм в живописи Франции середины и второй половины XIX в. Творчество Ф. Милле (1814 – 1875), Г. Курбе (1819 - 1877) и Оноре Домье (1808 – 1879)

План:

Причины формирования особенности реализма во французском искусстве 19 века.

Творчество Жана Франсуа Милле, Густава Курбе и Оноре Домье.

 

  Как художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия.Реализм середины XIX в. - определенную художественную систему, во Франции связанную прежде всего с именами Густава Курбе, Франсуа Милле и Оноре Домье. Причины возникновения реалистического направления: 1. Был связан с победой прагматизма в общественном сознании, преобладанием материалистических взглядов, господствующей ролью науки. обращение к современности во всех ее проявлениях с опоройна точную науку стало основным требованием этого художественного течения.   2. Революция 1848 г., после которой искусство стало использоваться как средство агитации и пропаганды. Отсюда - развитие самого мобильного вида искусства: графики станковой и иллюстративно-журнальной, графики как основного элемента сатирической печати. Художники активно втягиваются в бурный ход общественной жизни. 3. Появление нового героя – человека труда. В искусстве: поиски обобщенного, монументального его образа. Новая тема в искусстве - быт, жизнь, труд этого нового героя. Во Франции критический реализм сложится в 40—50-х годах, в России — в 60-х. Во французской живописи реализм зарождается ранее всего в пейзаже в так называемой барбизонской школе, с художников, получивших в истории искусства такое название по имени деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Это была группа молодых живописцев — Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройони др.—которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. Жан Франсуа Милле (1814— 1875). В Париже приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты, как мастер крестьянской темы сложился в 40-х в Барбизоне. С этого времени его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли.   «Собирательницы колосьев», 1857. Сельская жизнь была одной из любимых тем Милле, и эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев. Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и подбирать колоски, пропущенные косцами. На этом полотне художник изобразил трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне — только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья. В них Милле показал три фазы тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом — сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов. Художник сумел очень точно передать тяжесть труда крестьян, их нищету и смирение. Однако работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило Милле временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта Для почерка Милле характерны: -отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. -впечатление торжественной простоты спокойного мирного труда и при помощи объемно-пластической трактовки - ровная цветовая гамма. Он любит изображать спускающийся вечер, как в сцене «Анжелюс». Эта работа была была выполнена по заказу американского художника Томаса Эпплтона, который был очарован «Сборщицами колосьев». Работа получила название по первым словам молитвы «Angelus Domini», что означает «Ангел Господень». Такая молитва читается католиками три раза в день. Милле написал крестьянина и его жену на закате. Они стоят со склоненными головами, слушая церковный колокол, призывающий к вечерней молитве. Простота и благочестие картины завораживали зрителей, и вскоре почти в каждом французском доме появилась репродукция этой картины. Особенности полотна § фигура мужчины образует «колоннообразный» контур, отчетливо видно, насколько неуклюже поворачивает мужчина в своих, привыкших к грубой работе руках, снятую с головы шляпу. § женщина изображена в профиль, который выделяется на фоне светлого закатного неба. § на заднем плане над горизонтом отчетливо виден шпиль церкви, на полотне запечатлена церковь в Шалли (неподалеку Барбизона)   Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения. Но среди них есть один образ, в котором художник хотя и выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина - «Человек с мотыгой» (1863). На картине изображен изнуренный трудом, полный отчаяния нищий земледелец. Милле совершенно не ожидал, какой эффект произведет его картина. Ее испугались!На фоне событий, разворачивавшихся в то время во Франции, она казалась почти угрозой. Впрочем, для страны, перенесшей три революции, реакция была вполне естественной. Некоторые критики даже называли художника «опасным» — ведь он рассказывал о жизни простых людей, показывал нищету и не скрывал ее уродства.   Гюстав Курбе (1819—1877) - выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма. Родился в семье состоятельного крестьянина. Учился в коллеже в Безансоне, в школе рисования, в Париже посещал художественное ателье, где работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта, Франса Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию, Австрию. Вызывал ненависть мещан к себе, но оказал сильнейшее влияние на живопись XIX в. Большинство персонажей его работ - обитатели его родного города Орнана.   Художественный метод Курбе - тональная живопись:берется темный холст, на который накладываются сначала темные краски, потом - постепенный переход к более светлым и наложение самого яркого блика. Начало творческого пути - романтические мотивы:(«Влюбленные в деревне». Салон 1845; «Раненый», Салон 1844 г.).   Участие в революции 1848 г. сближает Курбе с поэтом Шарлем Бодлером и с некоторыми будущими участниками Парижской коммуны.   Художник обращается к темам труда и нищеты ( «Дробильщики камней» (1849—1850). «После обеда в Орнане» (1849) — это изображение себя, своего отца и двух других земляков, за столом слушающими музыку. Жанровая сцена, переданная без оттенка анекдотичности или сентиментальности. Однако возвеличение обыденной темы показалось публике дерзостью.   Самое знаменитое творение Курбе — «Похороны в Орнане» (3,14 -6,65) - монументальная картина на современный сюжет (1849). 6 кв. м холста, 47 фигур в натуральную величину. Курбе изобразил погребение, на котором присутствует орнанское общество во главе с мэром. Монументальная эпопея, посвященная нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора. Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился монументальный замысел.   «В настоящий момент, – пишет он, – я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать,так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в "Похоронах"». И действительно, многие жаждали попасть в картину. «Я думал обойтись без двух певчих, — вспоминал Курбе, — но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих». Они охотно приходили позировать по очереди, ведь собрать всех вместе было невозможно, у художника не было такой большой мастерской. Он жаловался, что даже не мог отойти от картины на необходимое расстояние, чтобы увидеть все полотно. Образы картины портретны и одновременно гротескны, написаны с преувеличением каких-то конкретных черт. Художник подчеркивает натуралистические детали: люди, несущие гроб, отворачивают от него лица, на краю могилы лежит череп из какого-то прежнего захоронения. Умение передать типическое через индивидуальное, создать целую галерею провинциальных характеров на материале сугубо конкретном ставят «Похороны в Орнане» в ряд с лучшими произведениями классического европейского искусства. Картина вызвала бурю негодования публики в Салоне 1851 г. Причина: контраст торжественной церемонии и ничтожества людских страстей даже перед лицом смерти.Художника обвинили в клевете на французское провинциальное общество, и с тех пор Курбе стал систематически отвергаться официальными жюри Салонов. Курбе обвиняли в «прославлении безобразного». Критик Шанфлери писал в его защиту: «Разве это вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта? Буржуа таковы. Господин Курбе пишет буржуа».   Столь же программна и другая картина — «Встреча» (1854), которая более известна под названием, данным ей в насмешку,— «Здравствуйте, господин Курбе!»,ибо на ней действительно изображен сам художник с этюдником за плечами и посохом в руке, повстречавший на проселочной дороге коллекционера Брюйа и его слугу. Но знаменательно, что не Курбе, некогда принимавший помощь богатого мецената, а меценат снимает шляпу перед художником, идущим свободно и уверенно, с высоко поднятой головой. Идея картины: художник идет своей дорогой, он сам выбирает свой путь — была понята всеми, но встречена по-разному и вызвала неоднозначную реакцию. В дни Парижской коммуны Курбе становится ее членом, и его судьба переплетается с ее судьбой. Последние годы он живет в изгнании, в Швейцарии, где и умирает в 1877 г. «Мастерская художника»,1855год. Курбе дал следующий подзаголовок названию картины: «Ателье художника, реальная аллегория, определяющая семилетний период моей артистической жизни». На левой стороне огромного полотна Курбе изобразил свои модели (священника, охотника, рабочего, женщину с ребенком и т. д.), на противоположной стороне видна «модная» компания: женщина с наброшенным на спину платком, девушка со своим возлюбленным, друзья художника и любители изящных искусств: Шамфлери, Прюдон, Брюйа, Промайе, Бодлер. В центре картины Курбе изобразил себя, сидящим перед мольбертом, обнаженную натурщицу и своего сына. Многие видят в этом произведении аллегорическое изображение представителей разных возрастных групп, разных классов и общественных сил, грандиозное обобщение взглядов художника на современное ему общество и на ту роль, которую играет или должен играть творец в общественной жизни. Курбе, наряду с показом «реальности», не отказывается и от классически-алле-горических обобщений. Летописец современной жизни, он, однако, изобразил себя стоящим вне среды: он пишет пейзаж, в котором видит более истинную реальность. Возможно, в силу этого наиболее «правдоподобным» элементом в картине кажется именно пейзаж, созданный живописцем. Помещенный в центре композиции, он как бы напоминает о той важной роли, которая отводилась пейзажному жанру в живописи XIX века. Оноре Домье (1808—1879). Родился в семье бедного марсельского стекольщика, испытал все невзгоды бедности, особенно после переезда в 1816 г. из Марселя в Париж. Домье не получил систематического художественного образования, лишь урывками посещал частную академию. Учился наживописи старых мастеров, особенно XVII в., и античной скульптуре, которые он имел возможность изучать в Лувре, а также у современных ему художников романтического направления. Тематика творчества: исторические события, произошедшие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая франко-прусской войной и Парижской коммуной 1871 г. В конце 20-х годов Домье стал заниматься литографией и приобрел известность среди издателей гравюр. Славу Домье принесла литография «Гаргантюа» (1831) — карикатура на Луи Филиппа, изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. Предназначенная для журнала «Карикатюр», она не была в нем напечатана, а выставлена в витрине фирмы Обер, около которой собирались толпы народа, оппозиционно настроенные к режиму Июльской монархии. Домье в итоге был приговорен к 6 месяцам заключения и 500 франкам штрафа. Особенности литографии: простота композиции, монументальность образа, с целью достижения максимальной выразительности, использование элементов гротеска. Художественный язык Домье – это политическая сатира, язык иносказаний и метафор. «Законодательное чрево», карикатура на заседание депутатов парламента Июльской монархии. Сборище немощных стариков, равнодушных ко всему, кроме своего честолюбия, тупо самодовольных и чванливых. - «Опустите занавес, фарс сыгран»: восприятие заседания палаты депутатов как ярмарочного балагана. - «Улица Транснойен». Посвящена периоду реакции, наступившей после восстания 1830 года. сцена расправы правительственных солдат с жителями дома в одном из рабочих кварталов во время революционных волнений 15 апреля 1834 г. Отказ от гротеска и иронии. В разгромленной комнате, среди измятых простынь представлена фигура убитого мужчины, придавившего своим телом ребенка; справа от него видна голова мертвого старика, на заднем плане — распростертое тело женщины. Частное событие под рукой Домье приобрело силу исторической трагедии. С 1835 г. Домье работает над карикатурами быта и нравов в журнале «Шаривари» и составляет серию «Карикатюрана» (1836—1838). В ней художник борется против мещанства, тупости, вульгарности буржуазии, против всего буржуазного миропорядка. Главным героем этой серии является аферист, меняющий профессии и интересующийся только наживой любыми путями,— Робер Макер (отсюда другое название серии — «Робер Макер»). Социальные типы и характеры отражены Домье в таких сериях, как «Парижские впечатления», «Парижские типы», «Супружеские нравы» (1838—1843). Создаёт иллюстрации к «Физиологии рантье» Бальзака, писателя, высоко его ценившего. («У этого молодца под кожей мускулы Микеланджело»,—говорил Бальзак о Домье). В 40-е годы Домье создает серии «Прекрасные дни жизни», «Синие чулки», «Представители правосудия». И везде - борьба против пошлости, ханжества, лицемерия и тонкая психология. Комическое у Домье – не поверхностное зубоскальство, а глубоко переживаемая личная боль за несовершенство мира и человеческой природы. Особенности живописных работ Домье: Тематика:мир простых людей: прачек, водоносов, кузнецов, бедных горожан, городской толпы.Фрагментарность композиции (создаёт ощущение изображенного на картине как части действия, происходящего за ее пределами). Полное отсутствие сатиры. Точно подмеченные жесты и повороты фигур помогают подчеркнуть типическое и жизненное. Небольшие размеры полотен, т.к. большие размеры обычно ассоциировались с картинами на исторические и мифологические сюжеты. «Восстание», 1848; «Семья на баррикаде», 1848—1849; «Вагон III класса», около 1862.  
   

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.